Изобретение относится к системам, предупреждающим о замедлении транспортного средства (ТС), и может быть использовано для предотвращения столкновений в транспортном потоке с высокой плотностью движения.
Известен сигнал торможения ТС, заключающийся в приеме направленного и распознаваемого электромагнитного сигнала об изменении скорости, в котором использованы генератор сигнала, расположенный на лидирующем автомобиле, и приемники, находящиеся на следующих за ним движущихся объектах. (См., например, патент РФ N 2120870, МКИ B 60 Q 1/44 "Метод, аппаратура и система для передачи данных и получения информации в движущейся линейной цепи", опубл. 27.10.98, БИ N 30; PCT/WO 94/08322, пат. USA N 4893112)
Для его реализации необходимо оснащение всех ТС соответствующей сложной и потому ненадежной, дорогой аппаратурой. Кроме того, если следующий за лидером автомобиль не имеет приемопередающего устройства, то вся система распознавания сигналов нарушается.
Более близким к данному изобретению по технической сущности и принятый в качестве прототипа является сигнал торможения ТС, описанный в патенте РФ N 2184991, МКИ B 60 Q 1/50 "Способ предупреждения опасности наездов в дорожном движении", опубл. 20.02.99, БИ N 2, в котором по сигналам инерционного датчика ускорения изменяется интенсивность и метод горения светосигнальных приборов.
В известном техническом решении использован сложный инерционный датчик, сигнал от которого поступает с некоторой задержкой времени, что должно быть исключено при аварийном торможении. Кроме того, в случае, если следующий за ним водитель отвлек внимание от впереди едущего ТС, то наезд весьма вероятен.
Целью данного изобретения является повышение надежности системы оповещения о замедлении движения, повышение информативности для едущих сзади водителей об изменении скорости едущего впереди ТС и увеличение быстродействия системы.
Указанная цель достигается тем, что в известном сигнале торможения транспортного средства, согласно которому на лидирующем транспортном средстве световыми приборами изменяют интенсивность предупредительного сигнала торможения в зависимости от степени торможения, согласно изобретению световые приборы размещают в кожухе светосигнального фонаря, снабженного общим отражателем и рассеивателем, включают их контактами, введенными между подвижными и неподвижными элементами фонаря параллельно контактам тормоза, а интенсивность предупредительного сигнала торможения изменяют путем изменения положения световых приборов по отношению к фокальной области отражателя и/или линзы рассеивателя под действием инерционных сил, вызываемых торможением транспортного средства, при этом часть световых приборов выполняют с излучением в инфракрасном спектре, а на транспортном средстве, следующем за лидирующим, принимают инфракрасное излучение и извлекают световой и звуковой сигналы, предупреждающие о торможении лидера.
В варианте способа на транспортном средстве, следующем за лидирующим, звуковой сигнал включают при нарастании принимаемого инфракрасного излучения.
В известном устройстве сигнала торможения ТС, содержащее светосигнальные приборы, установленные на лидирующем транспортном средстве с возможностью изменения интенсивности предупредительного сигнала торможения в зависимости от степени торможения, согласно изобретению световые приборы размещены в кожухе светосигнального фонаря, снабженного общим отражателем и рассеивателем, с возможностью включения контактами, введенными между подвижными и неподвижными элементами фонаря параллельно контактам педали тормоза, и изменения своего положения по отношению к фокальной области отражателя и/или линзы рассеивателя под действием инерционных сил, вызываемых торможением транспортного средства, при этом часть световых приборов выполнена с излучением в инфракрасном спектре, а на транспортном средстве, следующем за лидирующим, установлен приемник инфракрасного излучения и воспринимающая его сигналы система включения расположенных в кабине водителя сигнальной лампы и звукового сигнализатора, предупреждающих о торможении лидера
В варианте устройства световые приборы размещены вдоль V-образной пружинящей платы, острием обращенной в сторону движения и находящейся внутри общего в поперечном сечении параболлоидного отражателя, при этом световые приборы, расположенные ближе к краям платы, находятся впереди фокальной области отражателя, а световые приборы, расположенные на перегибе, находятся на фокальной линии отражателя, на краях платы установлены контакты, замкнутые в спокойном состоянии с контактами, находящимися на корпусе отражателя.
В варианте устройства световые приборы размещены на подвижной плате, снабженной пружинящими элементами.
В варианте технического решения световые приборы размещены на неподвижной плате, а подвижным выполнен отражатель, снабженный пружинящим элементом.
В варианте технического решения линза рассеивателя выполнена подвижной и снабжена пружинящим элементом.
В варианте технического решения система включения сигнальной лампы и звукового сигнализатора, установленная на транспортном средстве, следующем за лидером, содержит усилитель, на который поступает сигнал от приемника инфракрасного излучения, опорный узел и связанный с ним узел сравнения, выход которого соединен с реле, обеспечивающим включение сигнальной лампы и звукового сигнализатора.
В варианте устройства система включения сигнальной лампы и звукового сигнализатора, установленная на транспортном средстве, следующем за лидирующим, содержит усилитель, на который поступает сигнал от приемника инфракрасного излучения, первый опорный узел и связанный с ними первый узел сравнения, выход которого соединен с реле, обеспечивающим включение сигнала лампы, а также дополнительно содержит дифференцирующий элемент, на который поступает сигнал от усилителя, второй опорный узел и связанный с ними второй узел сравнения, выход которого соединен с реле, обеспечивающим включение звукового сигнализатора при нарастании сигнала от приемника инфракрасного излучения.
Изменение расположения световых приборов по отношению к отражателю и(или) линзы рассеивателя под действием сил инерции, возникающих в результате торможения позволяет обеспечить объективное изменение силы света сигнального фонаря в зависимости от степени торможения, без участия водителя.
Расположение световых приборов вдоль пружинящей V-образной платы, находящейся внутри отражателя с параболлоидной в поперечном сечении формой и расположением контактов по краям платы позволяет включать сигнал торможения и изменять продольную силу света сигнала в зависимости от скорости замедления, независимо от действий оператора. При этом обеспечивается нарастание яркости фонаря от центра к периферии, а сама система обеспечивает большую, в сравнении с известными решениями, надежность и быстродействие. Наличие инфракрасного излучателя и приемника инфракрасного излучения позволяет повысить информативность водителей, предупреждая о возможном столкновении.
Дополнительное введение системы, реагирующей на скорость нарастания сигнала торможения с включением звукового индикатора позволяет дифференцировать сигналы о наличии плавного торможения и резкого изменения скорости или о быстром сокращении тормозного пути.
Расположение светосигнальных приборов на плоской подпружиненной плате позволяет изменять силу в зависимости от торможения по всей длине светосигнального фонаря.
Подвижное расположение отражателя с пружинящим элементом позволяет обеспечить изменение силы света в зависимости от степени торможения в случаях, когда подвижное расположение световых приборов нежелательно.
Подвижное расположение линзы рассеивателя с пружинящим элементом, обеспечивая эффект изменения силы света в зависимости от степени торможения, расширяет возможности конструктивного решения данного предложения.
Изобретение иллюстрируется двенадцатью фигурами.
На фиг. 1 видно расположение световых приборов, находящихся в центре перегиба платы, и расположение всех световых приборов при интенсивном торможении.
На фиг. 2 представлено расположение световых приборов, находящихся на краю платы.
На фиг. 3 показан светосигнальный фонарь в спокойном состоянии (вид сверху).
На фиг. 4 имеется фонарь с расположением платы при быстром замедлении.
На фиг. 5 видна принципиальная схема включения сигнала торможения.
На фиг. 6 обозначена структурная схема включения приемного устройства.
На фиг. 7 изображена структурная схема включения сигналов, предупреждения о возможном столкновении, установленных в кабине водителя.
На фиг. 8 изображена структурная схема приемного устройства по второму варианту.
На фиг. 9 показан второй вариант принципиальной схемы включения сигналов предупреждения, установленных в кабине водителя.
На фиг. 11 изображен светосигнальный фонарь с подпружиненным отражателем.
На фиг. 12 имеется фонарь с подпружиненной линзой рассеивателя.
Общие для всех фигур детали пронумерованы одинаково.
Устройство для сигнала торможения по данному способу состоит из кожуха 1 (фиг. 1, 2, 3, 4), прикрепленного к заднему стеклу 2 кабины водителя ТС. Внутри кожуха 1 расположен общий отражатель 3, имеющий в поперечном сечении параболлоидную форму отражающей поверхности. Внутри отражателя 3 установлена пружинящая V-образная плата 4 острием в сторону движения со светоприборами 5, распределенными вдоль платы, например светодиоды с красным спектром излучения. Часть из них имеют инфракрасный спектр излучения и обозначены цифрой 6 (на чертеже показаны по краям платы), как это показано на фиг. 3 и 4. Все световые приборы, за исключением центральных, в спокойном состоянии находятся впереди фокальной области общего отражателя 3 и чем они дальше от места перегиба платы, тем дальше они от фокусной области. Плата 4 крепится к отражателю 3 только в области перегиба. Внутри отражателя 3, за фокальной областью имеется прокладка 7 из мягкого материала. На концах платы установлены контактные пары 8 (фиг. 3, 4), состоящие из контактов платы 4, находящихся на ее концах, и неподвижных контактов отражателя 3. Стрелка показывает направление движения ТС.
Фиг. 4 иллюстрирует положение платы 4 со световыми приборами при резком торможении. Контакты 8 разомкнуты, плата 4 всей поверхностью прижата к прокладке 7, а все световые приборы 5 и 6 находятся в фокальной области отражателя 3. Поверхность отражателя организована так, что если световые приборы находятся в фокальной области (на линии фокуса), то световой поток максимален, распределяясь пучком несколько вниз и расходясь под некоторым углом к фокальной плоскости.
Принципиальная схема включения сигнала торможения состоит из реле 9 (фиг. 5), в цепи питания которого имеются два нормально замкнутых контакта 8. В свою очередь нормально замкнутый контакт 9 реле 9 параллельно с нормально открытым контактом 10 тормозной педали находится в цепи питания световых приборов 5 и 6.
Каждое ТС снабжено приемником инфракрасного излучения 11 (фиг. 6), сигнал от которого поступает через усилитель 12 на узел сравнения 13. Последний также соединен с пороговым устройством 14. Разностный сигнал от узла сравнения 13 поступает на реле 15. Реле 15 имеет свой нормально открытый контакт 15 в цепи питания сигнальной лампы 16 (фиг. 7) и звукового сигнализатора 17.
В варианте устройства сигнал от усилителя 12 поступает также и на дифференциатор 18 (фиг. 8), который соединен со вторым узлом сравнения 19, последний подключен ко второму пороговому устройству 20, а разностный сигнал поступает от узла сравнения 19 на реле 21. При этом нормально открытый контакт реле 15 находится в цепи питания сигнальной лампы 15 (фиг. 9), а нормально открытый контакт реле 21 находится в цепи питания звукового сигнализатора 16.
В варианте устройства плата 22 (фиг. 10) со световыми приборами 5, 6, выполнена плоской, снабжена пружинящими элементами 23, а сами световые приборы в спокойном состоянии находятся впереди фокальной области отражателя.
В варианте устройства светосигнальные приборы 5, 6 выполнены неподвижными (фиг. 11). Отражатель 3 выполнен подвижным и снабжен пружинящим элементом 24, для чего корпус отражателя имеет опорную шайбу 25, жестко соединенную с корпусом отражателя. В спокойном состоянии световые приборы расположены впереди фокальной области 26 отражателя.
В варианте устройства светосигнальные приборы 5, 6 также неподвижны, а линза рассеивателя 27 (фиг. 12) вместе с корпусом выполнена подвижной и снабжена пружинящим элементом 24.
Сигнал торможения ТС действует следующим образом.
При торможении ТС пружинящая плата 4 со световыми приборами 5 и 6 за счет инерции стремится выпрямиться. При экстренном торможении она занимает положение согласно фиг. 4. Нормально открытые контакты 8 (фиг. 3, 4) размыкаются, замыкая цепь катушки реле 9 и его нормально замкнутый контакт замыкает цепь световых приборов 5 и 6. Нажатие на педаль тормоза также инициирует включение световых приборов путем включения контакта 10. При движении платы 4 к предельному согласно фиг. 4 положению световые приборы будут, приближаясь к фокальной области отражателя 3, увеличивать свою яркость. Для наблюдателя, едущего сзади, будет создаваться впечатление, что яркость светосигнальных огней фонаря возрастает, изменяясь от центра к краям. Включение световых приборов, таким образом, может осуществляться и без воли водителя, если замедление происходит при резком изменении сопротивления движению.
На следующем за лидером ТС сигнал от включенных инфракрасных излучателей 6 поступает на приемник 11 (фиг. 6). Сигнал усиливается в усилителе 12 и после сравнения с пороговым напряжением от блока 14 в узле сравнения 13 при положительном результате включает реле 15. Последнее, замыкая свои контакты 15 (фиг. 7), включает световой и звуковой сигнализаторы 16 и 17.
В варианте технического решения сигнал от усилителя 12 поступает также и на дифференциатор 18 (фиг. 8). Если сигнал от усилителя 12 увеличивается, то на выходе дифференциатора 18 появляется положительный потенциал, который в узле сравнения 19 сравнивается с опорным напряжением блока 20, и если сигнал положителен, то включается реле 21. Его нормально замкнутые контакты 21 (фиг. 9) замыкают цепь питания звукового сигнализатора 17, что обеспечивает раздельное включение световых и звуковых приборов в зависимости от степени опасности столкновения.
Число световых приборов с инфракрасным излучением и их расположение может быть изменено. Изменяя жесткость платы 4 можно получать различные яркостные реакции в зависимости от степени торможения. Нормально замкнутые контакты 8 могут быть заменены на нормально открытые, например за счет использования герконов, а реле 9, 15 и 21 могут быть выполнены на основе транзисторов.
В варианте устройства, в котором плата 22 выполнена плоской (фиг. 10), при торможении вся плата будет перемещаться так, что светосигнальные приборы будут по всей плоскости приближаться к фокальной области отражателя 3, в пределе занимая позицию согласно фиг. 4, когда яркость фонаря максимальна. Варьируя жесткость пружинящих элементов 23, можно обеспечить различный градиент изменения яркости приборов.
В варианте устройства (фиг. 11) при торможении световые приборы 5, 6 не изменяют своего положения, оставаясь неподвижными по отношению к корпусу транспортного средства, а происходит смещение отражателя. Яркость фонаря увеличивается в зависимости от степени торможения за счет сближения фокальной области 26 с источником света. Этот вариант технического решения возможен в случае, если светосигнальные приборы желательно выполнять неподвижными.
В варианте устройства при торможении происходит смещение линзы рассеивателя 27 (фиг. 12). Яркость световых приборов увеличивается в зависимости от степени торможения, поскольку неподвижные световые приборы 5, 6 по мере смещения линзы будут приближаться к фокальной области. В пределе, при интенсивном торможении СП будут располагаться в фокальной области 26 линзы 27.
Очевидно, что во всех вариантах конструктивного решения сигнала торможения используются контакты 8 между подвижной и неподвижной частями фонаря. Схемы включения светового и звукового сигналов аналогичны. В вариантах согласно фиг. 10 ,11, 12 могут быть использованы и единичные источники света, в частности только инфракрасный излучатель.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ СИГНАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2177886C2 |
СИГНАЛ ПОВОРОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2177885C2 |
СВЕТОСИГНАЛЬНЫЙ ПРИБОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО СВЕТОВОГО СИГНАЛА | 2005 |
|
RU2291346C1 |
СВЕТОДИОДНЫЙ ФОНАРЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2398995C1 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СВЕТОДИОДНАЯ ЛАМПА | 2004 |
|
RU2267053C2 |
ФОНАРЬ СВЕТОМАСКИРОВОЧНЫЙ ЗАДНИЙ | 2009 |
|
RU2406923C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СВЕТОДИОДНЫЙ ФОНАРЬ | 2000 |
|
RU2194212C2 |
СВЕТОДИОДНЫЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ФОНАРЬ-ЦЕЛЕУКАЗАТЕЛЬ ДЛЯ ВИДИМОГО И ИНФРАКРАСНОГО ДИАПАЗОНОВ | 2003 |
|
RU2251064C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗАСЫПАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ | 1991 |
|
RU2034724C1 |
СИСТЕМА СВЕТОСИГНАЛЬНЫХ ОГНЕЙ АВТОМОБИЛЯ | 2014 |
|
RU2579375C1 |
Изобретение относится к системам, предупреждающим о замедлении транспортного средства в потоке с высокой плотностью движения. На лидирующем транспортном средстве световыми приборами изменяют интенсивность предупредительного сигнала торможения в зависимости от степени торможения. Световые приборы размещают в кожухе светосигнального фонаря, снабженного общим отражателем и рассеивателем, включают их контактами, введенными между подвижными и неподвижными элементами фонаря параллельно контактам педали тормоза. Интенсивность предупредительного сигнала торможения изменяют путем изменения положения световых приборов по отношению к фокальной области отражателя и/или линзы рассеивателя под действием инерционных сил, вызываемых торможением транспортного средства. Часть световых приборов выполняют с излучением в инфракрасном спектре, а на транспортном средстве, следующем за лидирующим, принимают инфракрасное излучение и включают световой и звуковой сигналы, предупреждающие о торможении лидера. Данное техническое решение обеспечивает повышенную надежность и информативность о торможении для едущих сзади водителей. 2 с. и 7 з.п.ф-лы, 12 ил.
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОПАСНОСТИ НАЕЗДОВ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ | 1994 |
|
RU2124991C1 |
DE 3033546 A1, 27.08.1981 | |||
DE 4228972 A1, 03.03.1994 | |||
RU 94041636 A1, 20.09.1996. |
Авторы
Даты
2001-10-10—Публикация
1999-10-25—Подача