ВХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2001 года по МПК F02C7/52 

Описание патента на изобретение RU2174616C2

Изобретение относится к области авиации и может применяться на самолетах, снабженных турбовинтовыми двигателями.

Известны турбовинтовые двигатели с соосным расположением винта и кольцевой формой входного отверстия для воздуха, расположенным непосредственно за винтом. В указанных двигателях используются входные устройства, содержащие внешний обтекатель (передняя часть гондолы), внутренний обтекатель и перегородки между внутренним и внешним обтекателями. Канал подачи воздуха в двигатель образован внутренней поверхностью внешнего обтекателя (гондолы) и внешней поверхностью внутреннего обтекателя и имеет в сечении кольцевую форму. Воздух поступает в канал из пространства, расположенного за винтом. Такая схема подачи воздуха в двигатель является традиционной и раскрыта, например, в патенте США N 4688995, опубликованном 25.08.87.

Следует отметить, что мощность авиационного турбовинтового двигателя зависит, в том числе, от величины давления подаваемого в него воздуха. Давление же в зоне за винтом изменяется вдоль его диаметра. Причем у основания винта ввиду возмущений, вносимых корневой кромкой лопастей, давление наименьшее, что является нежелательным. Зону, расположенную за лопастями у их основания, мы в данном описании будем называть мертвой зоной, а находящийся там воздух - паразитным воздухом.

Недостатком аналога является то, что воздух подается в канал из зоны, расположенной непосредственно за корневой кромкой лопастей. Низкое давление воздуха в канале подвода воздуха является причиной пониженной мощности двигателя.

Для устранения указанного недостатка разработано входное устройство, подающее воздух в двигатель из зоны с оптимальным давлением и отводящее воздух из мертвой зоны за боковую поверхность гондолы (патент США N 4607657, публ. 26.08.1986).

Указанное устройство выбрано в качестве прототипа. Входное устройство-прототип содержит внешний обтекатель, внутренний обтекатель, расположенный внутри внешнего обтекателя и соосно ему и перегородки, расположенные между обтекателями. Диаметр внешнего обтекателя превышает диаметр втулки винта. Пространство между внутренней поверхностью внешнего обтекателя и наружной поверхностью внутреннего обтекателя является каналом подвода воздуха к двигателю. Устройство также содержит каналы отвода паразитного воздуха из мертвой зоны. Канал отвода паразитного воздуха начинается кольцевым воздухозаборником. Меньший диаметр воздухозаборника соответствует диаметру втулки винта, а больший диаметр соответствует диаметру мертвой зоны. Кольцевой воздухозаборник соединен с трубками, проходящими внутри перегородок и имеющими выход на внешней поверхности внешнего обтекателя. Таким образом, в прототипе частично решается проблема отвода паразитного воздуха и снижаются гидравлические потери полного давления в канале подвода воздуха к двигателю.

Недостатки прототипа
1. Относительно высокое лобовое сопротивление устройства, что отрицательно сказывается на скорости и маневренности самолета.

2. Относительно низкое давление воздуха на входе в двигатель, что снижает его мощность.

При разработке настоящего изобретения ставилась задача создать входное устройство, обеспечивающее самолету наилучшие аэродинамические характеристики и повышенную мощность двигателю.

Технический результат:
- повышение давления воздуха в канале подвода воздуха к двигателю;
- снижение лобового сопротивления устройства.

Сущность заявляемого входного устройства для турбовинтового двигателя заключается в том, что оно содержит внешний обтекатель (далее "обтекатель") и канал подвода воздуха к двигателю.

Заявляемое устройство отличается от прототипа тем, что канал для подвода воздуха к двигателю содержит несколько патрубков. Указанные патрубки расположены по периметру обтекателя и выступают за его пределы. Передний диаметр внешнего обтекателя соответствует диаметру втулки винта.

Признаки, характеризующие изобретение в частных случаях: для выброса посторонних частиц в патрубках выполнены отверстия; отверстия выполняются в стенках патрубков в той части, которая выступает за пределы обтекателя.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан продольный разрез входного устройства; на фиг. 2 - продольный разрез входного устройства; на фиг. 3 - вид на входное устройство против полета; на фиг. 4 - продольный разрез патрубка.

Пример конкретного выполнения
Входное устройство содержит обтекатель 1, являющийся внешней стенкой гондолы двигателя и патрубки 2 с воздухозаборниками 3, выступающими за пределы обтекателя 1. Патрубки 2 составляют канал подвода воздуха к двигателю (позицией не обозначен). На задних их стенках выполнены отверстия 4 для сброса посторонних предметов (фиг. 1, 3, 4).

На фиг. 1 и 2 для наглядности изображены также элементы винта, который не является частью заявляемого устройства - втулка 5 и лопасти 6. Буквой Р обозначена зона воздуха, возмущенного корневой кромкой винта, а пунктирной линией указана ее граница.

В составе самолета заявляемое устройство работает следующим образом. Часть воздуха, расположенного в пространстве между лопастями 6 и входным устройством, проходит через воздухозаборники 3 в канал подвода воздуха к двигателю. Другая часть воздуха, в том числе воздух, возмущенный корневой кромкой винта, обтекает воздухозаборники 3, течет вдоль обтекателя 1.

Посторонние предметы, попавшие вместе с воздухом в воздухозаборники 3, через отверстия 4 выбрасываются центробежными силами в атмосферу.

В описанной конструкции исключается возможность попадания возмущенной корневой кромкой винта воздуха в канал подвода воздуха к двигателю. Вследствие этого повышается давление воздуха на входе в двигатель.

Лобовое сопротивление устройства уменьшается за счет уменьшения площади обтекателя мотогондолы за винтом.

Похожие патенты RU2174616C2

название год авторы номер документа
СОПЛО С ОТКЛОНЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ 1999
  • Саркисов А.А.
  • Сигалов Ю.В.
  • Скирдов Г.П.
  • Федоров А.М.
  • Пыхтин А.Ю.
RU2168047C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ С ОПТИМАЛЬНЫМ ЧИСЛОМ ФОРСУНОК 2000
  • Саркисов А.А.
  • Митрофанов В.А.
  • Рудаков О.А.
  • Саливон Н.Д.
  • Сигалов Ю.В.
RU2171432C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ РАДИОЛОКАЦИОННОГО СИГНАЛА 2000
  • Компаниец Ю.И.
  • Ильин Е.И.
RU2192021C2
ДВУХПОЛОСНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ 2001
  • Аронов В.Л.
  • Евстигнеев А.А.
RU2187881C1
ОПОРА РОТОРОВ ТУРБИН ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Елтаренко А.А.
  • Субботин А.М.
  • Фридгант М.И.
RU2267018C1
СЕЙСМОМАГНИТОМЕТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 2001
  • Звежинский С.С.
  • Миткевич В.С.
  • Федяев С.Л.
RU2210116C2
ДВУХФАЗНЫЙ НАСОС-СМЕСИТЕЛЬ 2002
  • Валюхов С.Г.
  • Григорьев С.В.
  • Рачук В.С.
  • Иванов В.А.
  • Белогубец Ф.А.
RU2215193C1
БЛОК ПРИЕМНИКА СИГНАЛОВ СПУТНИКОВЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ 2001
  • Корулин В.Н.
  • Ковита С.П.
  • Солдатенков А.Н.
  • Иванов В.Н.
  • Петрова С.В.
  • Устинов И.В.
  • Нагаев Ф.И.
  • Шебшаевич Б.В.
RU2190941C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Лобурев А.В.
  • Титов Л.М.
  • Эзрохи А.Б.
RU2209992C1
ИМПУЛЬСНЫЙ МНОГОРЕЖИМНЫЙ МОДУЛЯТОР 1999
  • Пузиков А.Д.
  • Лебедев В.М.
  • Суворинов М.И.
RU2153763C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 174 616 C2

Реферат патента 2001 года ВХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Входное устройство для турбовинтового авиационного двигателя содержит воздушный винт, втулку винта, внешний обтекатель гондолы двигателя и расположенный за воздушным винтом канал подвода воздуха к двигателю. Канал подвода воздуха к двигателю содержит несколько расположенных по периферии обтекателя и выступающих за его пределы патрубков, в которых для выброса посторонних предметов выполнены отверстия, расположенные над поверхностью обтекателя, передний диаметр которого соответствует диаметру втулки винта. Изобретение позволяет создать входное устройство, обеспечивающее самолету наилучшие аэродинамические характеристики и повышенную мощность двигателя за счет повышения давления воздуха в канале подвода воздуха к двигателю и снижения лобового сопротивления устройства. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 174 616 C2

Входное устройство для турбовинтового двигателя, содержащее воздушный винт, втулку винта, внешний обтекатель гондолы двигателя и расположенный за воздушным винтом канал подвода воздуха к двигателю, отличающееся тем, что канал подвода воздуха к двигателю содержит несколько расположенных по периферии обтекателя и выступающих за его пределы патрубков, в которых для выброса посторонних предметов выполнены отверстия, расположенные над поверхностью обтекателя, передний диаметр которого соответствует диаметру втулки винта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2174616C2

US 4607657 A, 26.08.1986
US 4688995 A, 25.08.1987
US 5725180 A, 10.03.1998
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПРИ КРИТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ У ДЕТЕЙ 1999
  • Розенберг О.А.
  • Цыбулькин Э.К.
  • Сейлиев А.А.
  • Шефер С.П.
  • Шульга А.Э.
RU2149017C1
Рычажный переключатель 1984
  • Конкин Василий Сергеевич
  • Орлов Анатолий Дмитриевич
  • Ревунов Михаил Валентинович
SU1201894A1
US 4446692 A, 08.05.1984
SU 1129852 A1, 20.07.1996
Способ получения этилендиамин- @ , @ -диуксусной кислоты 1984
  • Горелов Игорь Павлович
  • Абрамовская Нина Николаевна
  • Мухометзянов Александр Габдуллович
  • Рясенский Сергей Станиславович
SU1244141A1
ВХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Варсегов В.Л.
  • Гилязов М.Ш.
  • Мингалеев Г.Ф.
RU2018467C1

RU 2 174 616 C2

Авторы

Долгополов Ю.А.

Саркисов А.А.

Петров В.С.

Филаретов Д.В.

Гольберг Е.И.

Даты

2001-10-10Публикация

1999-09-21Подача