Изобретение относится к области турбореактивных авиационных двигателей, применяемых на боевых сверхзвуковых самолетах.
В современных боевых самолетах для обеспечения их высокой маневренности применяются двигатели, снабженные соплом, способным изменять как диаметр критического сечения, так и направление вектора тяги. Причем вектор тяги отклоняется за счет поворота расходящихся створок сопла.
Сопло, описанное в международной заявке WO 92/03649, содержит управляющее кольцо с подвеской, набор сходящихся створок, набор расходящихся створок и тяги, соединяющие управляющее кольцо с ведущими расходящимися створками.
Недостатками такого сопла являются:
- жесткая кинематическая связь между диаметром критического сечения и диаметром среза сопла, что не позволяет устанавливать оптимальное соотношение между площадью среза сопла и площадью критического сечения на всех режимах работы двигателя во всех условиях полета. Это приводит к дополнительным потерям тяги, особенно при полете с большими скоростями;
- при повороте управляющего кольца расходящиеся створки, находящиеся в плоскости поворота сопла, поворачиваются, например, на 15o, а боковые при этом - на 7,5o. Створки, расположенные между ними, каждая поворачивается на свой угол (от 7,5 до 15o). Форма сопла, близкая к окружности, выдерживается за счет двуплечих рычагов, расположенных на створках с возможностью проскальзывания и синхронизирующих их положение. Таким образом усилия на створки при их повороте для получения формы сопла, близкого к окружности, передаются и через рычаги на створках, а не только через тяги. Это требует увеличения прочностных свойств синхронизирующих рычагов, что приводит к увеличению веса конструкции. Кроме того, введение рычагов на створках, работающих при температуре до 100oC, не надежно и может привести к выработке поверхностей и заклиниванию.
В сопле по заявке WO 92/03648 также имеется жесткая кинематическая связь площади критического сечения и площади среза сопла. Данное сопло содержит управляющее кольцо, тяги расходящихся створок и рычаги, присоединенные непосредственно к створкам. При наклоне управляющего кольца створки, находящиеся в плоскости поворота, смещаются относительно осесимметричного положения сопла, например на 15o (так же как и в конструкции по заявке WO 92/03649), а на остальные створки, помимо тяг, воздействует система рычагов, доворачивающих каждую створку на соответствующий угол для выдерживания формы, близкой к окружности при отклонении вектора тяги.
Кроме вышеуказанного, конструкция имеет следующие недостатки:
- точка воздействия на расходящиеся створки системы доворачивающих рычагов находится вблизи шарнирного соединения со сходящимися створками. Близкое расположение точки воздействия к шарниру соединения створок затрудняет работу системы доворачивания рычагов, т.к. приходится прикладывать при этом большую силу из-за малого плеча;
- система с роликами, катающимися по поверхности, ненадежна, т.к. поверхности и ролики подвержены выработке, которая будет искажать форму сечения сопла на срезе и может привести к заклиниванию и поломке створок.
В качестве прототипа нами выбрано сопло с отклоняемым вектором тяги по заявке РФ N 97115602, опубликованной 27.06.99.
Сопло-прототип содержит сходящиеся створки, расходящиеся створки, тяги расходящихся створок и управляющее кольцо с подвеской в виде многозвенных петель, складывающихся в радиальных плоскостях. Управляющее кольцо кинематически связано с тягами расходящихся створок через параллелограммные механизмы. Параллелограммный механизм состоит из Т-образного (ведущего) рычага, пары тяг и ведомого рычага, на котором крепятся тяги створок.
Ведущий рычаг параллелограммного механизма шарнирно закреплен ведущим плечом на управляющем кольце, а опора вращения ведущего рычага расположена на звене многозвенной петли, соединенном с управляющим кольцом. Опора вращения ведомого рычага параллелограммного механизма расположена на управляющем кольце.
Недостатком прототипа является его форма, не позволяющая обеспечить хорошее внешнее обтекание.
При разработке заявляемого изобретения ставились следующие задачи:
- создать конструкцию сопла, имеющую оптимальные аэродинамические характеристики;
- расширить арсенал технических средств.
Технический результат - изменение внешних размеров.
Сопло с отклоняемым вектором тяги содержит сходящиеся створки, расходящиеся створки, тяги расходящихся створок и управляющее кольцо с подвеской в виде многозвенных петель, складывающихся в радиальных плоскостях. Управляющее кольцо кинематически связано с тягами расходящихся створок через параллелограммные механизмы.
Параллелограммный механизм состоит из ведущего Т-образного рычага, пары тяг и ведомого рычага.
Ведущий рычаг параллелограммного механизма шарнирно закреплен ведущим плечом на управляющем кольце, а опора вращения ведущего рычага расположена на звене многозвенной петли, соединенном с управляющим кольцом. Опора вращения ведомого рычага параллелограммного механизма расположена на управляющем кольце.
Заявляемое сопло отличается от прототипа конструкцией параллелограммного механизма и его кинематическими связями. Каждый параллелограммный механизм между ведомым рычагом и тягами створок дополнительно содержит второе звено (второй параллелограмм). Второе звено состоит из ведомого рычага и пары тяг. Тяги второго звена параллелограммного механизма закреплены на рычагах сферическими шарнирами. Ведомый рычаг второго звена установлен опорой вращения на рычаге-качалке, шарнирно закрепленном на сходящейся створке. Тяги створок крепятся к ведомому рычагу второго звена.
Перечень фигур чертежей
Фиг. 1 - сопло с отклоняемым вектором тяги, установленное на реактивном двигателе. Общий вид.
Фиг. 2 - взаимное расположение ведущих и ведомых створок. Вид по стрелке А.
Фиг. 3 - механизм управления створками. Продольный разрез. Выноска I на фиг. 1.
Фиг. 4 - крепление многозвенной петли к фланцу форсажной камеры.
Фиг. 5 - соединение Т-образного рычага с ведущим кольцом. В-В на фиг. 3.
Фиг. 6 - параллелограммный механизм. Д-Д на фиг. 3.
Фиг. 7 - параллелограммный механизм при довороте створок.
Пример конкретного выполнения
На фиг. 1 представлен общий вид заявляемого сопла, установленного на реактивном двигателе. Сопло содержит сходящиеся ведущие створки 1, расходящиеся ведущие створки 2, сходящиеся ведомые створки 3 и расходящиеся ведомые створки 4. Взаимное расположение ведущих и ведомых створок показано на фиг. 2. Сходящиеся створки 1 и 3 прикреплены к фланцу 5 форсажной камеры 6 двигателя. На корпусе 7 форсажной камеры 6 установлены не менее трех кронштейнов 8, к которым прикреплены с помощью универсального или сферического шарнира 9 гидроцилиндры 10, которые в свою очередь посредством универсального или сферического шарнира 11 крепятся к управляющему кольцу 12. Позицией 13 обозначены гондола двигателя и установленные на ней внешние створки, которые образуют оптимальный контур обтекания.
К кронштейнам 14, установленным в корпусе форсажной камеры, крепятся трехзвенные петли, содержащие звенья 15, 16, 17, (фиг. 3 выноска I и фиг. 4), соединенные осями 18, 19, 20. Управляющее кольцо 12 с помощью винтов 21 крепится к звеньям 17.
На оси 22, установленной в звене 17, расположен Т-образный рычаг 23, который с помощью оси 24 крепится к управляющему кольцу 12 (фиг. 3, 5, 6). К Т-образному рычагу 23 прикреплены осями 25 первая пара тяг 26 параллелограммного механизма. Противоположные концы тяг 26 осями 27 крепятся к первому ведомому рычагу 28, который опорой вращения 29 соединен с управляющим кольцом 12, а плечами шарнирно соединен с тягами 30 второго звена параллелограммного механизма. Тяги 30 второго звена другими концами шарнирно крепятся к второму ведомому рычагу 31. Для крепления тяг 30 к ведомым рычагам 28 и 31 используются сферические шарниры 32. Второй ведомый рычаг 31 опорой вращения 33 установлен на рычаге-качалке 34, который в свою очередь шарнирно закреплен на сходящейся ведущей створке. Ко второму ведомому рычагу 31 крепится с возможностью поворота вокруг его оси тяга 35 ведущей створки 2.
Работает описанное устройство следующим образом. Под воздействием гидроцилиндров управляющее кольцо устанавливается в положение Е. Расходящиеся створки занимают положение F (пунктирная линия на фиг. 1). При этом, если верхние и нижние створки поворачиваются на 15o в положение F непосредственно от воздействия управляющего кольца через тяги 35, то остальные створки - дополнительно через систему рычагов, образующих параллелограммный механизм.
На фиг. 7 показан пример доворота створки, лежащей в плоскости горизонтального разреза. Для поворота створок, лежащих в плоскости вертикального разреза, на 15o требуется повернуть управляющее кольцо 12 на угол приблизительно в 2 раза меньший.
При повороте управляющего кольца линия U-U, соединяющая оси 29 и 24, закрепленные на управляющем кольце, займет положение U'-U' (осевая линия управляющего кольца), а Т-образный рычаг 23 повернется относительно оси 22 на угол 15o, и займет положение, показанное штрихпунктирной линией U''-U''. Параллелограммный механизм повернет тягу 35 и, соответственно, створку на тот же угол 15o, что обеспечивается соответствующим положением шарнира 22 на U-U.
Таким образом, створки поворачиваются на требуемый угол, равномерно распределяясь по периметру сопла, для сохранения его (сопла) формы, близкой к окружности при отклонении вектора тяги.
Рычаг-качалка 34 выполняет следующие функции:
- позволяет передавать усилие от кольца 12 на расходящиеся створки по ломаной линии, а именно - от оси 29 через пару тяг 30 и пару тяг 35;
- фиксирует опору вращения 33 рычага 31 на осевой линии сопла U-U.
Описанная подвеска, состоящая из трех звеньев 15, 16, 17, позволяет как поворачивать управляющее кольцо в любом направлении, так и смещать его вдоль оси сопла.
При необходимости регулировать площадь среза сопла независимо от площади критического сечения, как при осесимметричном положении сопла, так и при отклонении вектора тяги, управляющее кольцо 12 смещается вдоль оси сопла под одновременным воздействием гидроцилиндров.
По сравнению с прототипом управляющее кольцо смещено вперед. За счет этого задней части гондолы и внешним створкам придается более плавный контур обтекания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАМЕРА СГОРАНИЯ С ОПТИМАЛЬНЫМ ЧИСЛОМ ФОРСУНОК | 2000 |
|
RU2171432C1 |
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ОТКЛОНЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ | 1997 |
|
RU2142571C1 |
ВХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2174616C2 |
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2019 |
|
RU2746168C1 |
СОПЛО ГАЗОСТРУЙНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 2015 |
|
RU2607687C1 |
АППАРАТ ВНЕОЧАГОВОЙ ФИКСАЦИИ И РЕПОЗИЦИИ | 2001 |
|
RU2207079C2 |
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2211934C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2209992C1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ ТРАНСПОРТИРУЕМАЯ МОДУЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2189477C1 |
САМОЛЕТНЫЙ ОТВЕТЧИК | 2002 |
|
RU2215302C2 |
Сопло с отклоняемым вектором тяги содержит сходящиеся створки, расходящиеся створки, тяги расходящихся створок и управляющее кольцо с подвеской в виде многозвенных петель, складывающихся в радиальных плоскостях, кинематически связанное с тягами расходящихся створок через параллелограммные механизмы. Каждый параллелограммный механизм между ведомым рычагом и тягами створок содержит второе звено в виде второго ведомого рычага, установленного опорой вращения на рычаге-качалке, шарнирно закрепленном на сводящейся створке, и тяг второго звена, причем последние закреплены на рычаге сферическими шарнирами. Предложенное изобретение позволяет создать конструкцию сопла, имеющую оптимальные аэродинамические характеристики. 7 ил.
Сопло с отклоняемым вектором тяги, содержащее сходящиеся створки, расходящиеся створки, тяги расходящихся створок и управляющее кольцо с подвеской в виде многозвенных петель, складывающихся в радиальных плоскостях, кинематически связанное с тягами расходящихся створок через параллелограммные механизмы, отличающееся тем, что каждый параллелограммный механизм между ведомым рычагом и тягами створок содержит второе звено в виде второго ведомого рычага, установленного опорой вращения на рычаге-качалке, шарнирно закрепленном на сходящейся створке, и тяг второго звена, причем последние закреплены на рычаге сферическими шарнирами.
RU 97115602 A, 27.06.1999 | |||
RU 94011880 A1, 10.12.1995 | |||
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
EP 0814253 A1, 29.12.1997 | |||
Гербицидный препарат | 1984 |
|
SU1293868A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ АКТИВНОСТИ ИОНОВ В РАСТВОРАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2244917C1 |
Авторы
Даты
2001-05-27—Публикация
1999-10-11—Подача