СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКА ТУРБОНАСОСНОГО АГРЕГАТА Российский патент 2001 года по МПК F04D29/04 F16C19/52 

Описание патента на изобретение RU2175411C2

Изобретение относится к турбонасосостроению и может найти применение в турбонасосных агрегатах для диагностики состояния подшипников в процессе эксплуатации.

Известен способ диагностики износа состояния подшипника турбонасосного агрегата по замеру вибрации корпуса агрегата (см. "Техническая диагностика", Трубы 1 Всесоюзного совещания по технической диагностике, "Наука", М., 1972, с. 69...73).

Однако известный способ применим только на тихоходных машинах с малыми вибрациями окружающих агрегатов. Он же не применим на ЖРД, где из-за повышенных вибраций окружающих агрегатов (например, камеры сгорания) будет большое влияние их на вибрации корпуса турбонасосного агрегата, что дает ложную информацию о вибрациях самого агрегата.

Известен способ диагностики износа подшипника турбонасосного агрегата, основанный на замере температуры подшипника во время работы (см. книгу Н.Н. Сиротин и Ю. М.Коровкин "Техническая диагностика авиационных газотурбинных двигателей", "Машиностроение", М., 1979, с. 197...199).

Недостатком известного способа является низкая достоверность результатов диагностики и не пригодность для использования в агрегатах транспортирующих криогенные жидкости, которые одновременно используются для смазки и охлаждения подшипника.

При интенсивной прокачке смазывающего и охлаждающего компонента (например, керосина) будет обеспечиваться интенсивный теплосъем с подшипника и даже при повышенном износе показания датчика температуры не будут отражать истинную картину износа, что снижает достоверность диагностики.

В случае прокачки агрегатом криогенного компонента (жидкий кислород, жидкий азот), когда температура минусовая, известный способ диагностики вообще становится непригодным.

Цель изобретения - повышение достоверности диагностики и облегчение автоматизации.

Эта цель достигается тем, что в турбонасосном агрегате для подшипника, работающего на перекачиваемом компоненте, обеспечивают контроль параметров гидравлического тракта подшипника и при эксплуатации контролируют отношение давления в полости подшипника к давлению в полости высокого давления с измерением величины падения отношения давлений от первого включения агрегата до момента диагностической проверки.

Способ поясняется чертежом.

На валу 1 установлена крыльчатка 2 насоса, упорный подшипник 3 и диск 4 бустерного устройства. В корпусе 5 закреплено торцевое уплотнение 6 и радиальные уплотнения 7, 8, 9, изготовленные, например, из фторопласта. Трубопровод 10 высокого давления снабжен манометром 11 замера давления, а трубопровод 12 подвода компонента к подшипнику 3 и бустеру 4 снабжен настроечный шайбой 13 и манометром 14.

В процессе работы турбонасосного агрегата под действием радиальной силы ротор смещается в направлении, перпендикулярном оси. При этом сначала происходит увеличение эксцентриситета щелей в уплотнениях, а затем и врезание деталей ротора во фторопласт 7, 8, 9 и последующий износ уплотнений. Увеличение эксцентриситета щелей приводит к увеличению расхода жидкости через щель. Рост расхода продолжается и при износе уплотнений. Изменение расхода жидкости через трубопровод 12 фиксируется настроечной шайбой и манометром 14. То же самое будет происходить при наличии осевой силы и осевом износе подшипника 3. При этом будет износ уплотнения 6 и увеличенный расход в этом направлении.

Следовательно, при изменении геометрии тракта подшипника при износе его здесь изменяются расходные характеристики тракта подшипника, которые фиксируются контрольной аппаратурой на любом этапе контроля и сравниваются с параметрами в момент начала работы.

Ни вибрационное состояние корпуса, ни температура здесь не являются помехой для контроля конкретных параметров, которые можно связать с системой автоматики. Эти факторы и обеспечивают достижение поставленной цели.

Способ внедрен и экспериментально проверен.

Похожие патенты RU2175411C2

название год авторы номер документа
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1999
  • Гриценко Е.А.
  • Анисимов В.С.
  • Косицын И.П.
  • Коротов М.В.
RU2175407C2
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1999
  • Гриценко Е.А.
  • Анисимов В.С.
  • Косицин И.П.
  • Коротов М.В.
RU2169862C2
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1999
  • Гриценко Е.А.
  • Анисимов В.С.
  • Косицин И.П.
  • Коротов М.В.
  • Харламов Р.В.
RU2169293C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ 2000
  • Гриценко Е.А.
  • Анисимов В.С.
  • Харламов Р.В.
  • Косицын И.П.
  • Данильченко В.П.
  • Михайлов С.В.
RU2204046C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ПРИВОД ЖРД 1999
  • Гриценко Е.А.
  • Анисимов В.С.
  • Козьмин Ю.П.
  • Коротов М.В.
  • Воробьев Ю.А.
RU2168051C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Гриценко Е.А.
  • Анисимов В.С.
  • Харламов Р.В.
  • Данильченко В.П.
  • Барышевский В.А.
  • Михайлов С.В.
  • Савченко В.П.
  • Чикалов В.Г.
RU2168049C2
ГАЗОГЕНЕРАТОР ЖРД 1999
  • Гриценко Е.А.
  • Анисимов В.С.
  • Козьмин Ю.П.
  • Коротов М.В.
  • Пластинин В.Е.
RU2179256C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ КРИОГЕННЫХ НАСОСОВ 2000
  • Покровский Н.В.
  • Сартаков А.Г.
RU2213264C2
ТУРБОНАСОСНЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ АГРЕГАТ 2000
  • Гриценко Е.А.
  • Анисимов В.С.
  • Коротов М.В.
RU2232300C2
ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ 1996
  • Коротов М.В.
  • Лазоренко Т.М.
RU2157923C2

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКА ТУРБОНАСОСНОГО АГРЕГАТА

Изобретение относится к турбонасосостроению. Способ диагностики износа подшипника турбонасосного агрегата, работающего на перекачиваемом компоненте, основан на контроле параметров гидравлического тракта подшипника. При эксплуатации контролируют отношение давления в полости подшипника к давлению в полости высокого давления с измерением величины падения отношения давлений от первого включения агрегата до момента диагностической проверки. При использовании изобретения достигается повышение достоверности результатов и облегчение автоматизации процесса диагностики. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 175 411 C2

Способ диагностики износа подшипника турбонасосного агрегата, работающего на перекачивающем компоненте, отбираемом из полости высокого давления, основанный на контроле параметров гидравлического тракта подшипника, отличающийся тем, что при эксплуатации контролируют отношение давления в полости подшипника к давлению в полости высокого давления с измерением величины падения отношения давлений от первого включения агрегата до момента диагностической проверки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2175411C2

СИРОТИН Н.Н
и др
Техническая диагностика авиационных газотурбинных двигателей
- М.: Машиностроение, 1979, с.197-199
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Костин Владимир Михайлович
  • Шутков Евгений Алексеевич
  • Юз Лев Давидович
  • Глухов Владимир Иванович
  • Трихлеб Анатолий Антонович
  • Бабкин Геннадий Алексеевич
RU2006811C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСНОГО АГРЕГАТА ПО ВИБРАЦИИ КОРПУСА 1994
  • Костюков В.Н.
  • Бойченко С.Н.
  • Долгопятов В.Н.
  • Костюков А.В.
RU2068553C1
RU 94028434 A1, 27.05.1996
RU 2003961 C1, 30.11.1993
Сигнализатор износа подшипниковых опор насоса 1976
  • Попов Игорь Константинович
SU601463A1
DE 3037633 A1, 19.05.1982
GB 1461048 A, 13.01.1977
US 5865543 A, 02.02.1999.

RU 2 175 411 C2

Авторы

Гриценко Е.А.

Анисимов В.С.

Косицын И.П.

Коротов М.В.

Полин В.А.

Даты

2001-10-27Публикация

1999-09-23Подача