Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться для очистки передних и задних стекол, фар автомобилей, автобусов и других транспортных средств.
Известна конструкция стеклоочистителя, содержащая моторедуктор, рычажный механизм, приводные детали, соединенные посредством шаровых шарниров [1].
Недостатком известного технического решения является сложность конструкции, наличие большого количества подвижных элементов, увеличивающих стоимость сборки, что в свою очередь повышает стоимость продукции.
Известен также стеклоочиститель ветрового стекла транспортного средства, выбранный в качестве прототипа, содержащий две щетки, каждая из которых закреплена на конце одного плеча соответствующего ей двухплечего рычага, другое плечо каждого из которых шарнирно соединена с одним концом соответствующего штока, посредством которого оно соединено с электрическим приводом, питаемым от источника тока транспортного средства, причем привод выполнен в виде U-образного стержня из нитинола, обладающего памятью формы "прямая линия" при нагреве, при этом каждый из концов этого стержня связан с соответствующим ему другим концом одного из упомянутых штоков, размещенных в жестко установленных на кузове направляющих, которыми снабжен стеклоочиститель [2].
Недостатком известного технического решения является то, что скользящие контакты искрят и подгорают, особенно при переходе "контакт-диэлектрик", а при сильной вибрации возможно пропадание контакта.
К недостаткам также можно отнести и то, что искрение создает помехи для работы радиоаппаратуры. Все это снижает надежность работы стеклоочистителя.
Задача данного изобретения направлена на повышение надежности работы стеклоочистителя и улучшение конструкции.
Для решения поставленной задачи предлагается стеклоочиститель, содержащий две щетки, каждая из которых закреплена на конце одного плеча соответствующего ей рычага, плечо каждого из которых шарнирно соединено с одним концом соответствующего штока, посредством которого оно соединено с электрическим приводом, питаемым от источника тока транспортного средства, привод выполнен в виде U-образного стержня из нитинола, обладающего памятью формы "прямая линия" при нагреве, конец стержня связан с соответствующим ему другим концом одного из упомянутых штоков, размещенных в жестко установленных на кузове направляющих, которыми снабжен стеклоочиститель, причем стержень из нитинола снабжен нагревательным элементом, выполненным в виде спирали, подключенной к соответствующим полюсам источника питания через реостат и ключ, управляемый прерывателем стеклоочистителя, задающим режим работы.
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".
Анализ известных технических решений в данной области техники показала, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.
Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".
На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемого стеклоочистителя при отключенном источнике тока, на фиг. 2 - то же при нагретом нитиноловом стержне.
Стеклоочиститель транспортного средства содержит пару щеток 1 и 2, взаимодействующих с ветровым стеклом 3 транспортного средства. Щетки 1 и 2 шарнирно закреплены на конце одного из плечей рычагов 4 и 5 соответственно. Вторые плечи рычагов 4 и 5 связаны с приводом, выполненным в виде U-образного стержня 6 из нитинола, обладающего памятью формы "прямая линия" при нагреве. Концы стержня 6 связаны с одними торцами щеток 7 и 8, помещенных в направляющие 9 и 10. Вторые торцы штоков 7 и 8 шарнирно связаны с вторыми плечами рычагов 4 и 5 соответственно. Стержень из нитинола 6 снабжен нагревательным элементом 11, выполненным в виде спирали, подключенной к полюсам источника тока (не показан) транспортного средства через реостат 12 и ключ 13, управляемый прерывателем стеклоочистителя 14.
Стеклоочиститель работает следующим образом.
Приводом щеток 1 и 2, взаимодействующих с ветровым стеклом 3 транспортного средства, служит стержень из нитинола (сплава никеля с титаном). Стержень из нитинола отформован в U-образную форму при температуре 70oC, концы изогнутого стержня соединяют с торцами штоков 7 и 8.
При отключенном ключе 13 нагревательный элемент обесточен и стержень 6 остается ненагретым и по-прежнему изогнутым, вследствие чего щетки 1 и 2 остаются неподвижными (фиг. 1).
При включении ключа 13 (фиг. 2) на нагревательный элемент 11 от источника тока транспортного средства подается напряжение, он начинает нагреваться и нагревает стержень. При нагреве до температуры 80oC стержень вспоминает форму " прямая линия" и выпрямляется, при этом штоки 7 и 8, соединенные с концами стержня 6, начинают поступательное перемещение в направляющие 9 и 10, воздействуя на вторые плечи рычагов 4 и 5, которые, вращаясь вокруг опоры, перемещают щетки 1 и 2, закрепленные на других плечах этих рычагов, по ветровому стеклу 3. При окончательном выпрямлении стержня 6 размыкается ключ 13, управляемый прерывателем стеклоочистителя 14. Нагревательный элемент обесточивается и начинает охлаждать выпрямленный стержень 6. При охлаждении стержня 6 последний начинает приобретать первоначальную U-образную форму, т.е. начинает движение в противоположном направлении и тянет за собой штоки 7 и 8 по направляющим 9 и 10. Щетки 1 и 2 начинают перемещение в обратном направлении. Замыканием, размыканием ключа 13, управляемого прерывателем стеклоочистителя 14, цикл "выпрямление-изгиб" стержня 6 повторяется аналогичным образом, так же, как и перемещение щеток 1 и 2 по ветровому стеклу 3. Реостатом 12 и периодичностью замыкания-размыкания ключа 13, управляющего прерывателем стеклоочистителя 14, можно регулировать период и скорость перемещения щеток 1 и 2 по ветровому стеклу 3.
Источники информации
1. Заявка Германии DE N 4400286, МКИ B 60 S 1/16.
2. Авторское свидетельство СССР N 1549829, МКИ B 60 S 1/08, БИ N 10, 1990 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТЕКЛОПОДЪЕМНИК С ПРИВОДОМ ИЗ НИТИНОЛА С ДВОЙНОЙ ПАМЯТЬЮ | 2000 |
|
RU2196056C2 |
ФОРСУНКА | 1997 |
|
RU2135301C1 |
ФОРСУНКА | 1997 |
|
RU2136388C1 |
СТЕКЛООМЫВАТЕЛЬ С ПРИВОДОМ ИЗ СПЛАВА С ПАМЯТЬЮ ФОРМЫ | 2000 |
|
RU2179935C1 |
ОБОГРЕВАЕМАЯ ФОРСУНКА (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2151650C1 |
ФОРСУНКА | 2001 |
|
RU2221712C2 |
МНОГОСТРУЙНАЯ ФОРСУНКА С ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ | 1997 |
|
RU2136521C1 |
ШАРНИР РЕГУЛИРУЕМЫЙ | 2001 |
|
RU2215204C2 |
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2152660C1 |
ЗАМОК ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЗАЖИГАНИЯ, С ФОТОЭЛЕКТРОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ СТОПОРОМ | 2001 |
|
RU2200678C2 |
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться в стеклоочистителях автомобилей, автобусов и других транспортных средств. Задача изобретения направлена на упрощение конструкции и повышение надежности устройства. Указанный технический результат достигается за счет применения U-образного стержня 6 из нитинола, снабженного нагревательным элементом 11, выполненным в виде спирали, подключенной к полюсам источника тока через реостат 12 и ключ 13, управляемый прерывателем стеклоочистителя 14, задающим режим работы. 2 ил.
Стеклоочиститель транспортного средства, содержащий пару щеток, каждая из которых закреплена на конце одного плеча соответствующего ей двухплечего рычага, другое плечо каждого из которых шарнирно соединено с одним концом соответствующего штока, посредством которого оно соединено с электрическим приводом, питаемым от источника тока транспортного средства, привод, выполненный в виде U-образного стержня, обладающего памятью формы "прямая линия" при нагревании, конец стержня связан соответствующим ему другим концом одного из упомянутых штоков, размещенных в жестко установленных на кузове направляющих, которыми снабжен стеклоочиститель, отличающийся тем, что стержень из нитинола снабжен нагревательным элементом, выполненным в виде спирали, подключенной к полюсам источника тока через реостат и ключ, управляемый прерывателем стеклоочистителя, задающим режим работы.
Стеклоочиститель ветрового стекла транспортного средства | 1988 |
|
SU1549829A1 |
Приспособление для автоматической односторонней разгрузки железнодорожных платформ | 1921 |
|
SU48A1 |
US 4900995 A 13.02.1990 | |||
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
Авторы
Даты
2001-11-20—Публикация
2000-01-27—Подача