СТЕКЛОПОДЪЕМНИК С ПРИВОДОМ ИЗ НИТИНОЛА С ДВОЙНОЙ ПАМЯТЬЮ Российский патент 2003 года по МПК B60J1/17 E05F15/20 

Описание патента на изобретение RU2196056C2

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоподъемникам, и может быть использовано в механизмах подъема - опускания дверных стекол, люков крыш транспортных средств.

Известен стеклоподъемник (заявка JP 61-200024, В 60 J 1/17), содержащий направляющие, тросовую систему и электропривод [1].

Известен также стеклоподъемник ( SU 1141025, кл. B 60 J 1/17, E 05 F 11/42, с приводом перемещения, выполненный в виде элементов с эффектом памяти формы, связанные с электроподогревом [2].

К недостаткам известной конструкции можно отнести отвлечение водителя во время движения автомобиля для включения и выключения стеклоподъемника.

Известен также стеклоподъемник (заявка JP 60-711319,В 60 J 1/00, Е 05 F 15/16), выбранный в качестве прототипа, содержащий направляющие, Х-образные рычаги, электропривод. Недостатком также является отвлечение водителя от дорожной ситуации для включения и выключения стеклоподъемника, что может привести к аварийной ситуации [3].

Задачей предлагаемого технического решения является повышение комфортности за счет обеспечения нормальной деятельности человека при создании в салоне транспортного средства заданной температуры, что в свою очередь обеспечивает безопасность дорожного движения.

Указанный технический результат в заявляемом техническом решении достигается за счет того, в стеклоподъемнике, содержащем закрепленные на двери автомобиля направляющие, в которых перемещаются бегунки, шарнирно соединенные с плечами Х-образных рычагов, сочлененных с электроприводом, в нижние плечи Х-образных рычагов установлен привод, выполненный в виде U-образного стержня из нитинола, обладающего "двойной памятью" и работающего автоматически в пределах заданного температурного режима.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена кинематическая схема указанного стеклоподъемника.

Стеклоподъемник содержит укрепленные в двери 1 направляющие 2, в которых перемещаются бегунки 3. В верхней направляющей с возможностью перемещения в двери 1 закреплено стекло 4.

В направляющих 2 установлены бегунки 3, шарнирно соединенные с плечами Х-образных рычагов 5 с помощью осей 6. К нижним осям 6 бегунков крепится U-образный стержень 7.

Приводом Х-образных рычагов служит U-образный стержень из нитинола - сплава никеля с титаном, обладающего "двойной памятью". Для получения эффекта "двойной памяти" производят последовательные технологические операции. Вначале нагружают U-образный стержень грузом и несколько раз нагревают и охлаждают его, например, до +25oС. Циклические переходы аустенита в мартенит и обратно вырабатывают "вторую память" - память холодной формы. При этом получается материал, который без участия внешних сил самопроизвольно деформируется при охлаждении в одном направлении, а при нагреве - в противоположном при незначительном колебании температуры в пределах, например, +25oС.

Стеклоподъемник работает следующим образом.

При температуре ниже +25oС стержень из нитинола 7 холодный и стремиться сжаться, воздействует на нижние плечи Х-образных рычагов 5, бегунки 3 сжимаются, при этом верхняя направляющая 2 со стеклом 4 находятся в верхнем положении двери 17. Окно транспортного средства закрыто.

При повышении температуры более +25oС стержень из нитинола 7 нагревается и начинает разжиматься, воздействуя на плечи Х-образных рычагов, при этом бегунки 3 воздействуют на верхнюю направляющую 2. Верхняя направляющая 2 со стеклом 4 перемещается в нижнее положение, окно открывается. При этом температура в салоне транспортного средства достигает заданных значений, и цикл повторяется.

Таким образом, периодическая работа стеклоподъемника позволяет поддерживать температуру в салоне транспортного средства около +25оС.

Применение предлагаемого технического решения по сравнению с прототипом позволяет обеспечить поддержание заданной температуры в салоне транспортного средства автоматически для обеспечения нормальной деятельности человека.

Источники информации
1. Заявка Японии N 60-200024, В 60 J 1/17.

2. Авторское свидетельство SU 1141025, B 60 J 1/17.

3. Заявка Японии N 60-711319, В 60 J 1/00, Е 05 F 15/16.

Похожие патенты RU2196056C2

название год авторы номер документа
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Опара А.А.
  • Шаймарданова Т.И.
RU2175923C2
СТЕКЛООМЫВАТЕЛЬ С ПРИВОДОМ ИЗ СПЛАВА С ПАМЯТЬЮ ФОРМЫ 2000
  • Опара А.А.
  • Шаймарданова Т.И.
RU2179935C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ СТЕКЛОПОДЪЕМНИКА 2001
  • Никифоров Ю.Б.
  • Масленников Ю.Н.
RU2209697C2
МНОГОСТРУЙНАЯ ФОРСУНКА С ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ 1997
  • Милов В.П.
RU2136521C1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Милов В.П.
  • Опара А.А.
  • Шаймарданова Т.И.
RU2226469C2
ФОРСУНКА 1997
  • Губарев О.П.
  • Снесаревский В.П.
RU2136388C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ СТЕКЛОПОДЪЕМНИКА 2003
  • Масленников Юрий Николаевич
  • Никифоров Юрий Борисович
RU2284873C2
ФОРСУНКА 1997
  • Губарев О.П.
  • Снесаревский В.П.
RU2135301C1
УСТРОЙСТВО С ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОВЫМ ПОТОКОМ ФАРЫ АВТОМОБИЛЯ 2000
  • Опара А.А.
  • Шаймарданова Т.И.
RU2189325C2
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ 1998
  • Машаров А.А.
RU2152660C1

Реферат патента 2003 года СТЕКЛОПОДЪЕМНИК С ПРИВОДОМ ИЗ НИТИНОЛА С ДВОЙНОЙ ПАМЯТЬЮ

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоподъемникам, и может быть использовано в механизмах подъема-опускания стекол, люков крыши транспортного средства. Устройство содержит U-образный стержень из нитинола 7, отформованный на "двойную память" и укрепленный в нижних плечах Х-образных рычагов 5, которые воздействуют на верхнюю направляющую 2 со стеклом 4 через бегунки 3, что обеспечивает возможность автоматической работы стеклоподъемника в заданном температурном режиме без участия водителя. Технический результат заключается в повышении комфортности для деятельности человека при создании в салоне транспортного средства заданной температуры и обеспечении безопасности движения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 196 056 C2

Стеклоподъемник, содержащий закрепленные на двери автомобиля направляющие, в которых перемещаются бегунки, шарнирно соединенные с плечами Х-образных рычагов, и привод их перемещения, отличающийся тем, что привод перемещения выполнен в виде U-образного стержня из нитинола, установленного в нижние плечи, Х-образных рычагов и обладающего "двойной памятью" формы для обеспечения возможности автоматической работы в заданном температурном режиме за счет сжатия при охлаждении и разжима при повышении температуры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2196056C2

DE 3438580 A, 30.04.1986
Устройство для перемещения стекла двери транспортного средства 1983
  • Наджарян Петраг Акопович
  • Оганесян Карине Петраговна
SU1141025A1
ДАТЧИК ДЛЯ КОНТРОЛЯ УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЛЕНОЧНЫХ РЕЗИСТОРОВ 0
SU309315A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1

RU 2 196 056 C2

Авторы

Опара А.А.

Шаймарданова Т.И.

Даты

2003-01-10Публикация

2000-06-22Подача