Изобретение относится к области военной техники, а именно к транспортно-заряжающим машинам (ТЗМ), входящим в состав реактивных систем залпового огня (РСЗО), и может быть использовано при разработке дальнобойных РСЗО.
Одной из важных задач боевой эффективности РСЗО является обеспечение мобильности и кратковременности подготовки боевой машины (БМ) к осуществлению залпа с боевой позиции.
С этой целью целесообразно использовать специальное транспортное средство для подвоза и заряжания БМ реактивными снарядами (PC). В РСЗО для транспортировки и заряжания на позиции применяются в качестве такого транспортного средства колесное шасси с расположенными на нем стеллажами для размещения на них PC.
ТЗМ и PC представляет собой сложную динамическую колебательную систему при движении по пересеченной местности с достаточно высокой скоростью, от конструктивных параметров которой в значительной мере зависит сохранность конструкции PC (прогиб снаряда, линейное и угловое смещения составных частей PC относительно друг друга).
Из опыта стрельб известно, что наличие изгиба снаряда или смещение его составных частей относительно друг друга способны снизить точностные характеристики стрельбы на 10...20%.
Таким образом, актуальным является выбор оптимальных параметров ТЗМ, позволяющих обеспечить сохранение конструктивных характеристик PC при транспортировании после него в соответствии с требованиями конструкторской документации.
Известна ТЗМ РСЗО "Град-1", содержащая 3-осное колесное шасси с размещенными стеллажами для укладки PC (Транспортная машина 9Т450. Техническое описание и инструкции по эксплуатации 9Т450 ТО и ИЭ.М., Воениздат, 1983, с. 6, 14...19). Такая конструкция ТЗМ применима для PC длиной не более 3000 мм и массой до 70 кг. При увеличении этих параметров сверх указанных значений данная конструкция ТЗМ не позволяет обеспечить отсутствие прогиба PC и смещения его составных частей при транспортировании и после него.
Наиболее близким по технической сути и достигаемому конструктивному результату является транспортно-заряжающая машина, содержащая многоосное колесное шасси с размещенными на нем стеллажами для укладки реактивных снарядов и лотком для их заряжания. ТЗМ обеспечивает транспортирование и заряжание PC длиной до 6000 мм и массой до 300 кг (см., например, Техническое описание и инструкцию по эксплуатации на "Транспортно-заряжающую машину 9Т452", М., Воениздат МО СССР, 1981, с. 121), принята авторами за прототип.
Однако ее конструктивные параметры выбраны без учета динамических параметров PC, определяющих степень возможного прогиба и относительного смещения элементов PC, что не позволяет решить задачу транспортирования крупногабаритных дальнобойных PC.
Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение сохранения конструктивных характеристик дальнобойных PC при транспортировании и заряжании за счет выбора оптимальных параметров ТЗМ.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известной ТЗМ, содержащей многоосное колесное шасси с размещенными на нем стеллажами для укладки PC и лотком для заряжания реактивными снарядами боевой машины, стеллажи выполнены в виде жестко соединенных кольцевых ложементов, каждый из которых имеет внутренний диаметр, равный калибру PC, и ширину, составляющую 0.3...0.5 калибра PC, стеллажи расположены попарно вдоль каждого борта ТЗМ, при этом продольная ось симметрии пары стеллажей каждого борта лежит в продольной плоскости колес соответствующего борта, продольное расстояние между стеллажами пары выбрано из условия:
где относительное удлинение PC, выраженное в калибрах;
F - частота собственных изгибных колебаний PC в герцах;
ΔX- расстояние между стеллажами в метрах.
Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между параметрами ТЗМ позволяют, в частности, за счет:
- выполнения стеллажей в виде жестко соединенных между собой кольцевых ложементов, каждый из которых имеет внутренний диаметр, равный калибру PC и ширину, составляющую 0,3. . .0,5 калибра PC - обеспечить надежное и беззазорное закрепление снарядов в стеллажах и тем самым исключить биение и механическое повреждение PC при их транспортировании;
- попарного расположения стеллажей вдоль бортов ТЗМ с равным удалением относительно ее продольной оси и с продольной осью симметрии стеллажей каждого борта, лежащей в продольной плоскости колес соответствующего борта - обеспечить симметричную, равномерную нагрузку на шасси в поперечной плоскости ТЗМ, что обеспечивает необходимую жесткость конструкции системы "ТЗМ-РС";
- выбора оптимального расстояния между стеллажами, определяемого соотношением относительного удлинения PC к частоте его собственных изгибных колебаний в пределах 2...2.5 и высоты каждого стеллажа, составляющей 0,4... 0.5 продольного расстояния между стеллажами - обеспечить минимальные значения прогиба снаряда, линейного и углового смещения его составных частей, а также устойчивости ТЗМ, исключающей ее опрокидывание при движении по пересеченной местности.
Изобретение поясняется чертежом.
ТЗМ включает колесное шасси 1, стеллажи 2 с кольцевыми ложементами 3 и лоток 4. Стеллажи 2 расположены попарно вдоль бортов ТЗМ, в продольной плоскости 5 колес соответствующих бортов. На стеллажах 2 уложены снаряды 6. Лоток 4 имеет механизм горизонтального наведения с осью горизонтального наведения 7.
Кольцевой ложемент 3 имеет внутренний диаметр d, равный калибру реактивного снаряда 6, и ширину h, составляющую 0,3-0,5 калибра реактивного снаряда 6.
Продольная ось симметрии пары стеллажей 2 лежит в продольной плоскости колес соответствующего борта. При этом продольное расстояние между стеллажами каждой пары ΔX выбрано из условия:
где относительное удлинение PC, выраженное в калибрах, F - частота собственных изгибных колебаний PC в герцах.
Высота каждого стеллажа ΔH составляет 0,4-0,5 продольного расстояния ΔX между стеллажами, а лоток выполняют длиной, равной 0,8-0,9 длины PC. Машина снабжена механизмом горизонтального наведения лотка, при этом ось лежит в продольной плоскости симметрии транспортно-заряжающей машины.
Вышеописанная ТЗМ работает следующим образом.
При занятии позиции БМ устанавливают на подготовленную ровную площадку, обеспечивающую подъезд задним ходом колесным шасси 1 ТЗМ к заднему торцу БМ. Снимают поочередно с попарно распложенных вдоль бортов 5 ложементов 3 стеллажей 2, высвобождая реактивные снаряды 6, для их последующей укладки на лоток 4. Далее с помощью механизма горизонтального наведения с помощью лотка 4, лежащего в продольной плоскости симметрии ТЗМ, обеспечивают ориентирование PC относительно БМ и осуществляют ее заряжание.
Изобретение позволяет создавать транспортно-заряжающие машины для дальнобойных РСЗО.
Указанный положительный эффект подтверждает испытаниями опытных образцов ТЗМ, выполненных в соответствии с изобретением.
В настоящее время разработана конструкторская документация, намечено серийное производство.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОЕВАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2176372C1 |
БОЕВАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2134395C1 |
ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА | 2015 |
|
RU2582191C1 |
ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2194234C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОГРУЗКИ, РАЗГРУЗКИ И ЗАРЯЖАНИЯ РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА | 2004 |
|
RU2243478C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БОЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРЕЛЬБЫ | 2011 |
|
RU2491491C2 |
РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ОДНОВРЕМЕННОГО ЗАРЯЖАНИЯ НАПРАВЛЯЮЩИХ ПАКЕТА АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ ЧАСТИ РСЗО "Град", "Торнадо-Г" | 2022 |
|
RU2802828C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАГРУЗКИ РАКЕТ В САМОХОДНУЮ ПУСКОВУЮ УСТАНОВКУ | 2014 |
|
RU2578917C1 |
АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС БРОНИРОВАННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 2003 |
|
RU2242699C2 |
КОМПЛЕКСНЫЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РЕАКТИВНЫХ СИСТЕМ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ | 2013 |
|
RU2525804C1 |
Изобретение относится к военной технике, а именно транспортно-заряжающим машинам, входящим в состав реактивных систем залпового огня (РСЗО), и может быть использовано при разработке РСЗО. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для транспортирования и заряжания реактивных снарядов (РС) системы залпового огня, имеет многоосное колесное шасси с размещенными на нем стеллажами для укладки РС и лоток для заряжания снарядов. Стеллажи выполнены в виде жестко соединенных кольцевых ложементов, каждый из которых имеет внутренний диаметр, равный калибру РС, и ширину, составляющую 0,3-0,5 калибра РС. Стеллажи расположены попарно вдоль каждого борта ТЗМ, при этом продольная ось симметрии пары стеллажей каждого борта ТЗМ лежит в продольной плоскости колес соответствующего борта, продольное расстояние между стеллажами вдоль борта определено соотношением ΔX = (2-2,5)l/F, где относительное удлинение РС, выраженное в калибрах; F - частота собственных изгибных колебаний РС, Гц; ΔX - расстояние между стеллажами, м. Изобретение позволяет сохранить конструктивные характеристики дальнобойных реактивных снарядов при транспортировании и заряжании. 1 ил.
Транспортно-заряжающая машина реактивной системы залпового огня, содержащая многоосное колесное шасси с размещенными на нем стеллажами для укладки реактивных снарядов и лотки для заряжания реактивными снарядами боевой машины, отличающаяся тем, что стеллажи выполнены в виде жестко соединенных кольцевых ложементов, каждый из которых имеет внутренний диаметр, равный калибру реактивного снаряда, и ширину, составляющую 0,3-0,5 калибра реактивного снаряда, стеллажи расположены попарно вдоль каждого борта транспортно-заряжающей машины, при этом продольная ось симметрии пары стеллажей каждого борта лежит в продольной плоскости колес соответствующего борта, а продольное расстояние между стеллажами пары выбрано из условия:
где ΔX - продольное расстояние между стеллажами пары, м;
- относительное удлинение реактивного снаряда в калибрах;
F - частота собственных изгибных колебаний реактивного снаряда, Гц.
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
- М.: Воениздат МО СССР, 1981, с.121 | |||
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ | 1998 |
|
RU2132035C1 |
US 5682005 А, 28.10.1997 | |||
Электропривод переменного тока | 1986 |
|
SU1403312A1 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ РАКЕТНАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА | 1991 |
|
RU2046268C1 |
Авторы
Даты
2001-11-27—Публикация
2000-11-17—Подача