Изобретение относится к области машиностроения, в частности к бронетанковой технике.
Известно, что выпущено около 30 тыс. танков Т-72, из них около 8 тыс. продано за рубеж (1), одной из главных трудностей при модернизации является размещение дополнительного оборудования в забронированном объеме танка.
Известно размещение дополнительного оборудования в бронекабинах, закрепленных к корпусу танка (2).
Широко известно техническое решение, осуществленное при модернизации танков Т-62 (3), принятое в качестве прототипа. При модернизации производилось дополнительное бронирование лобовой части корпуса, башни, повышение противоминной защиты механика-водителя, т.е. улучшение проведено на внешней части корпуса, башни, а внутри - замена на модернизированную аппаратуру, но тех же габаритов.
Недостатками известного технического решения являются:
- ограниченность возможности замены на аппаратуру больших габаритов и невозможность установки дополнительных блоков в забронированном объеме из-за плотной компоновки в обитаемом отделении;
- не снижена повышенная пожарная опасность для экипажа при боевых повреждениях из-за размещения части топливных баков в обитаемом отделении.
Задачей, решаемой изобретателем, является:
- увеличение свободного объема обитаемого отделения для размещения блоков дополнительного оборудования, увеличение боекомплекта, обеспечения членам экипажа аварийного выхода через десантный люк днища корпуса;
- повышение выживаемости экипажа за счет меньшей пожароопасности.
Указанная задача достигается переносом части топлива или полностью из обитаемого отделения во вновь созданный забронированный объем в зоне меньшей вероятности попаданий.
Сопоставимый анализ с прототипом показывает, что заявленное техническое решение отличается от прототипа использованием новых операций:
- демонтаж части топливных баков или полностью из обитаемого отделения;
- создание дополнительного забронированного объема в зоне меньшей вероятности попаданий;
- размещение в дополнительном забронированном объеме топливного бака для заданного количества топлива;
- установка в освободившийся объем обитаемого отделения дополнительного оборудования.
Использование упомянутых операций обеспечивает новый положительный эффект:
- создает новый свободный объем в обитаемом отделении для размещения новой аппаратуры, дополнительного количества боеприпасов и т.д.;
- повышает выживаемость экипажа и понижает вероятность возникновения пожара.
При реализации предлагаемого технического решения (см. чертеж) производят следующие операции:
I Демонтируют часть или все топливные баки "1" из обитаемого отделения "2";
II Создают дополнительный бронированный объем "3" в одной из зон меньшей вероятности попаданий, например, в кормовой части "4" танка, вероятность попаданий в корму составляет 2% (4);
III Размещают в дополнительном бронированном объеме "3" топливный бак "5" для заданного количества топлива;
IV Устанавливают в освободившийся объем обитаемого отделения "2" блоки "6" дополнительного оборудования.
Топливный бак "5" может быть протектированным и заполнен наполнителем (5) или отфильтрованными и охлажденными выхлопными газами (6) для предотвращения взрыва паров топлива при боевых повреждениях. Кормовую часть "4" с дополнительным бронированным объемом "3" целесообразно прикрыть сетчато-решетчатым противокумулятивным экраном "7" (7).
Предложенная компоновка расположения основной части топлива в зоне меньшей вероятности попаданий может быть использована при проектировании новых танков, это уменьшит необратимые потери танков и экипажей из-за уменьшения вероятности возникновения пожара при боевых повреждениях.
Предлагаемое техническое решение опровергает утверждение, что наша бронетехника создана на конструктивном пределе и возможности ее модернизации ограничены (8).
Работы по реализации технического решения целесообразно совместить с возможной установкой на танки Т-72 дизеля В-92С2 или нового дизеля 1200 л.с. , испытания которого завершатся в 2000 г. (1)
Источники информации
1. "Независимое военное обозрение" N 11-2000 г. "Братья становятся конкурентами".
2. "Комбинированный танк", патент РФ N 2125700 C1, авт. Бурдаков Ю.С.
3. Мураховский В.И. "Современные танки", М., Арсенал-Пресс, 1995, стр. 205-209.
4. "Независимое военное обозрение" N 8 (131), 4 - 10.3.99 г. "Гибрид автомобиля с танком".
5. Л. Л.Анцелиович "Надежность, безопасность и живучесть самолета", М., изд. "Машиностроение", 1985, стр. 265-273.
6. "Система упреждающего пожаротушения танков, БМП", патент РФ N 2119807, C1, авт. Бурдаков Ю.С., Морозов В.Г.
7. "Противокумулятивный экран танка, БМП", патент РФ N 2125224 C1, авт. Бурдаков Ю.С.
8. "Новая газета" N 46 (466), 17 - 23.11.97, "Военно-промышленный комплекс неполноценности".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРЕЖДАЮЩЕГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТАНКОВ, БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ | 1997 |
|
RU2119807C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ТАНК | 1998 |
|
RU2125700C1 |
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТАНКОВ, БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ, САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК БУРДАКОВА Ю.С. | 2001 |
|
RU2178321C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТАНКОВ, БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ, САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК Ю.С. БУРДАКОВА | 2002 |
|
RU2216369C1 |
СПОСОБ ПОДАЧИ ОГНЕСМЕСИ В ТАНКОВОМ ОГНЕМЕТЕ | 1995 |
|
RU2092773C1 |
ПРОТИВОКУМУЛЯТИВНЫЙ ЭКРАН ТАНКА, БОЕВОЙ МАШИНЫ ПЕХОТЫ | 1998 |
|
RU2125224C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВОЕННО-ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ НА БАЗЕ МОДЕРНИЗИРУЕМОГО ШАССИ ТАНКА | 2005 |
|
RU2294519C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ БРОНИРОВАННОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ | 2001 |
|
RU2210720C1 |
БРОНЕВОЙ КОРПУС МАШИНЫ ОГНЕМЕТЧИКОВ | 2000 |
|
RU2169895C1 |
ТЯЖЕЛЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР НА БАЗОВОМ ШАССИ ТАНКА | 2006 |
|
RU2328694C2 |
Изобретение относится к бронетанковой технике. Использование изобретения позволяет увеличить свободный объем обитаемого отделения и повысить выживаемость экипажа за счет уменьшения пожароопасности. Сущность изобретения заключается в том, что в обитаемом отделении частично или полностью демонтируют топливные баки, а дополнительное оборудование устанавливают в освободившийся объем. На танке в зоне меньшей вероятности попаданий создают дополнительный забронированный объем, в котором размещают топливный бак для заданного количества топлива. 1 ил.
Способ размещения дополнительного оборудования при модернизации танков, включающий установку дополнительного оборудования в обитаемое отделение забронированного пространства танка, отличающийся тем, что в обитаемом отделении частично или полностью демонтируют топливные баки, а дополнительное оборудование устанавливают в освободившийся объем, при этом на танке в зоне меньшей вероятности попаданий создают дополнительный забронированный объем, в котором размещают топливный бак для заданного количества топлива.
Под ред | |||
САФОНОВА Б.С | |||
Современные танки | |||
- М.: Арсенал-Пресс, 1995, с.205-209 | |||
СПОСОБ ОБОРУДОВАНИЯ МОДЕРНИЗИРУЕМОГО ТАНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЗАЩИТЫ | 1995 |
|
RU2095729C1 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, БРОНЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАЩИЩЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В БРОНИРОВАННОЕ | 1995 |
|
RU2090391C1 |
Регенеративный радиоприемник | 1927 |
|
SU6883A1 |
GB 1378467, 27.12.1974 | |||
US 5861569 А, 19.01.1999 | |||
DE 19717734 A1, 29.10.1998 | |||
DE 19720815 A1, 19.11.1998. |
Авторы
Даты
2001-12-27—Публикация
2000-06-30—Подача