Изобретения относятся к области транспортного машиностроения и могут быть использованы при создании бронированных транспортных средств, например легковых и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки ценных грузов и денег с обеспечением защиты сопровождающего груз персонала от огнестрельного оружия, а также для защиты людей при исполнении служебных обязанностей, связанных с риском для жизни, и обеспечения личной безопасности владельцев легковых автомобилей.
Известен бронеавтомобиль по патенту США N 4326445, НКИ 89/36 F, МКИ F 41 H 5/00, опубл. 27.04.82. Бронеавтомобиль имеет шасси с рамой, на которой установлено бронированное основание. На указанном основании закреплен любым методом корпус из бронированных плит, образующий замкнутый объем типа капсулы, в котором размещаются экипаж и пассажиры транспортного средства. Корпус образован сваркой броневых плит и имеет бронированные двери для перемещения экипажа, пассажиров и грузов внутрь корпуса и обратно.
Этот бронеавтомобиль обеспечивает высокую степень защищенности водителя и пассажиров в чрезвычайных ситуациях, но по существу является узкоспециализированным и в повседневной эксплуатации крайне неудобным. Сплошное бронирование корпуса автомобиля усложняет его изготовление, резко увеличивает вес и стоимость. Бронеавтомобиль может быть изготовлен только на специализированном оборудовании. Внешний облик бронеавтомобиля полностью отличается от известных серийных образцов автомобилей и явно указывает на его предназначение, что может спровоцировать нападение извне.
Известен также бронеавтомобиль по патенту Великобритании N 2233259, МКИ F 41 H 5/04, B 21 C 37/02, опубл. 09.01.91. Бронеавтомобиль имеет внешний облик, совпадающий с обликом серийного автомобиля, и оснащен полностью бронированным корпусом, собранным из двух боковых бронированных панелей и бронированной крыши, соединенной с боковыми панелями методом сварки по стыкам. Корпус снабжен бронированными дверьми, обеспечивающими доступ внутрь корпуса. Корпус и двери имеют проемы с неубирающимися бронированными стеклами.
Этот бронеавтомобиль также имеет высокую степень защищенности от любых средств поражения, но очень дорог в изготовлении, так как требует наличия специализированной оснастки и специализированного сварочного оборудования. По существу бронеавтомобиль по патенту Великобритании N 2233259 является специализированным транспортным средством, закамуфлированным под серийный автомобиль.
В настоящее время выявилась необходимость в преобразовании серийных транспортных средств в транспортные средства повышенной защищенности, обеспечивающие комфортное пребывание водителя и пассажиров внутри транспортного средства в обычных условиях и их защиту на трассах с повышенной опасностью, где возможен обстрел транспортного средства из огнестрельного оружия или случайного попадания в транспортное средство осколков мин и других поражающих элементов.
Известна броневая конструкция для автомобиля по патенту Великобритании N 2144834, МКИ F 41 H 5/00, опубл. 13.03.85. Она содержит бронированное стекло, установленное в оконном проеме двери, и соединенную с ним бронеплиту, установленную между внешней и внутренней обшивками двери. При монтаже броневой конструкции снимают боковое остекление автомобиля и удаляют механизм управления подъемом и опусканием стекла, а затем заменяют их указанной броневой конструкцией.
Эта броневая конструкция обеспечивает боковую защиту от высокоскоростных поражающих средств, например пуль и осколков, но не обеспечивает защиту от поражения со стороны передней и задней обшивок автомобиля. Кроме того, при преобразовании серийного автомобиля в бронированный автомобиль приходится удалять часть агрегатов серийного автомобиля, которую необходимо возместить при обратном преобразовании, что усложняет процедуру указанных преобразований.
Известна броневая конструкция транспортного средства по патенту США N 4841838, НКИ 89-36.08, МКИ F 41 H 5/16, 5/20, опубл. 27.06.89. Эта броневая конструкция выполнена в виде отдельных бронелистов, закрепленных на внешней стороне обшивки транспортного средства. Крепление бронелистов включает в себя резьбовые втулки, приваренные к внешней стороне обшивки транспортного средства, отверстия в бронелистах, соответствующие точкам крепления резьбовых втулок, и болты, проходящие через указанные отверстия и крепящие бронелисты к резьбовым втулкам. Несанкционированный съем бронелистов предотвращается использованием предохранительных элементов, препятствующих отворачиванию болтов и закрепленных на бронелистах с помощью сварки.
Известная броневая конструкция обладает тем недостатком, что бронелисты установлены снаружи транспортного средства и тем самым явно указывают на наличие бронезащиты. Для монтажа броневой конструкции на обшивке транспортного средства необходимо использовать сварочное оборудование и неразъемные соединения, что усложняет бронирование транспортного средства. Кроме этого, использование данной броневой конструкции для защиты современных серийных автомобилей не представляется возможным, так как они имеют очень тонкую внешнюю обшивку, на которой невозможно закрепить достаточно мощную бронезащиту, что ограничивает возможность противостоять обстрелу извне.
Известен бронированный автомобиль по патенту США N 4352316, НКИ 89/36 А, МКИ F 41 H 5/04, опубл. 05.10.82. Этот бронированный автомобиль имеет шасси и кузов, полностью совпадающие с внешними формами серийного автомобиля, и бронезащиту, охватывающую кабину автомобиля. Бронезащита включает в себя бронированные стекла, установленные с наружной стороны оконных проемов, и гибкие бронезащитные маты, размещенные по периметру кабины. Бронированные стекла и бронезащитные маты образуют бронированную конструкцию, охватывающую внутреннюю полость кабины и защищающую пассажиров и водителя от поражения извне. Бронезащитные маты размещены во внутренних полостях дверных панелей, на задней стенке кузова и на передней стенке кабины, отделяющей ее от двигателя. При преобразовании серийного автомобиля в бронированное транспортное средство изготавливают многослойные маты из высокопрочных волокон, имеющие форму, соответствующую конфигурации дверей автомобиля, задней и передней стенок кабины, удаляют из дверей автомобиля механизмы перемещения стойки и устанавливают во внутреннюю полость дверей многослойные маты.
Известный автомобиль обеспечивает достаточную защиту пассажиров и водителя при обстреле автомобиля из легкого стрелкового оружия, пистолета, охотничьего ружья, малокалиберного автоматического оружия и осколков мин. Однако он не может обеспечить защиты при обстреле из боевого автоматического оружия, например из автомата калибра 7,62 мм, так как во внутренней полости дверей и задней стенки невозможно разместить достаточно толстые маты, чтобы предотвратить прострел стенки пулями калибра 7,62 мм и выше. Кроме этого, для преобразования серийного автомобиля в бронированный автомобиль необходимо удалить часть его агрегатов, а также требуется разборка дверей и задней стенки автомобиля, что существенно увеличивает время, необходимое для указанного преобразования, и усложняет также обратное преобразование бронированного автомобиля в серийный автомобиль.
Известен также бронированный автомобиль по заявке Германии N 4005904, МКИ F 41 H 5/04, 7/02, опубл. 29.08.91, содержащий шасси, кузов с обшивкой и бронезащиту кузова, включающий наружный слой из керамических плиток, соединенных между собой по боковым торцам. Слой из керамических плиток закреплен по периферии в отбортовках, выполненных на наружной поверхности обшивки кузова, его передней стенки и крыльях, закрывающих колеса автомобиля.
Этот автомобиль обеспечивает надежную защиту пассажиров и водителя от поражения огнестрельным оружием. Однако данная броневая конструкция может быть использована либо в специализированных автомобилях, либо при существенных переделках серийных автомобилей, так как требует определенного выполнения наружной поверхности кузова автомобиля, приспособленной для крепления керамической плитки. Кроме этого, размещение керамических плиток на наружной поверхности автомобиля изменяет его внешний облик и явным образом указывает на назначение транспортного средства.
Наиболее близким к заявленному изобретению бронированное транспортное средство по совокупности существенных признаков является бронированное транспортное средство на базе автомобиля MERCEDES-BENS SPRINTER, изготавливаемое фирмой EURACOM EQUIPMENT GMBH и представленное на выставке "Банк и офис-95", проходящей в Москве с 23 по 28 октября 1995 г. Известное бронированное транспортное средство содержит шасси, раму с силовыми балками, кабину, имеющую переднюю, боковые и заднюю стенки и крышу, двери в стенках кабины, оснащенные механизмами запирания и органами управления указанными механизмами, приборную панель, органы управления транспортным средством, кресла для пассажиров и водителя, закрепленные в кабине на силовых балках фиксирующими элементами, окна с тонированным остеклением, узлы крепления вспомогательного оборудования кабины, размещенные на ее стенках в местах с повышенной жесткостью, переднюю бронестенку с бронестеклом, боковые, заднюю и верхнюю бронепанели, размещенные по периметру внутри кабины с образованием защищенной зоны для водителя и пассажиров, и бронестекла. В боковых бронепанелях имеются бронелючки, закрытые с внешней стороны наружной обшивкой кабины, для ведения огня из бронированного транспортного средства в случае нападения извне. Известное бронированное транспортное средство имеет усиленные элементы жесткости кабины, усиленные окантовки дверей и окон, усиленные узлы навески дверей на окантовки. В усиленных окантовках окон дверей установлены бронестекла и тонированное наружное остекление. Передняя бронестенка закреплена на его силовой раме с использованием болтовых соединений и сварки, образуя неразъемную конструкцию. Боковые бронепанели выполнены из двух несвязанных частей для дверей и стенки кабины. Бронепанель для защиты боковой стенки кабины установлена внутри кабины вместо ее обшивки и закреплена болтами и сваркой к силовой раме транспортного средства и к усиленным элементам жесткости кабины, образуя неразъемную конструкцию. Бронепанели защиты дверей кабины выполнены по контуру дверей кабины и жестко соединены с усиленной окантовкой двери. Двери снабжены усиленными запорами, управляемыми из кабины. Задняя и верхняя бронепанели соединены со смежными бронепанелями сваркой.
Указанное бронированное транспортное средство обладает высокой степенью защиты пассажиров и водителя от поражения извне стрелковым оружием и осколками гранат и мин, что достигается использованием полной сваркой конструкции кабины из бронепанелей. Данное транспортное средство относится к специализированным транспортным средствам и не может быть преобразовано обратно в серийное транспортное средство, например в серийный автомобиль MERCEDES-BENZ SPRINTER. Кроме этого, известное бронированное транспортное средство достаточно дорого в изготовлении, так как все работы производятся в автомобиле и требуется большая переделка самого автомобиля.
Наиболее близким к заявленному изобретению "Броневая конструкция для транспортного средства" по совокупности существенных признаков является броневая конструкция для транспортного средства по патенту Великобритания N 1318145, НКИ F3C, МКИ F 41 H 5/00, 7/00, опубл. 23.05.73. В патенте описан также способ преобразования незащищенного транспортного средства в бронированное.
Известная броневая конструкция для транспортного средства содержит силовой каркас и закрепленные на силовом каркасе и соединенные между собой заднюю, боковые и верхнюю бронепанели и переднюю бронестенку с образованием жесткой броневой конструкции, формирующей защищенный от внешнего воздействия объем для пассажиром и водителя. В передней бронестенке имеется смотровое окно, закрываемое откидной бронированной крышкой. Задняя, боковая и верхняя бронепанели собираются из отдельных бронелистов. Задняя бронепанель снабжена бронедверью для прохода пассажиров и водителя. Нижние боковые бронелисты снабжены с внутренней стороны кронштейнами, опирающимися на пол кабины транспортного средства. В указанных кронштейнах и полу выполнены отверстия, через которые пропущены болты крепления нижних боковых бронелистов к полу транспортного средства. Бронелисты прикреплены к силовой раме и скреплены между собой болтами. Указанная броневая конструкция имеет многочисленные точки крепления элементов броневой конструкции к силовому каркасу транспортного средства. В качестве точек крепления используются передний бампер, петли навески дверей, узлы крепления съемного тента и пол кабины транспортного средства.
При преобразовании серийного транспортного средства, например автомобиля типа вездеход, в бронированное транспортное средство снимают с серийного транспортного средства кузов кабины и панели обшивки, закрывающие двигательный отсек, устанавливают в передней части транспортного средства над двигателем силовую раму и закрепляют ее на переднем бампере и петлях навески боковых дверей. Устанавливают позади сидений заднюю бронированную стенку и закрепляют ее на узлах крепления съемного тента. На силовой раме болтами закрепляют бронелисты, закрывающие двигательный отсек, и устанавливают бронированный каркас смотрового окна с откидным бронещитком. Указанные бронелисты и бронированное смотровое окно образуют переднюю бронестенку бронированной конструкции. Затем устанавливают нижние боковые бронелисты, сверлят отверстия в кронштейнах и полу транспортного средства и закрепляют указанные бронелисты на полу транспортного средства, задней бронированной стенке и силовой раме. После закрепления нижних боковых бронелистов устанавливают и закрепляют верхние боковые бронелисты. На собранную броневую конструкцию устанавливают верхний броневой лист. В задней бронированной стенке устанавливают бронированную дверь для прохода внутрь защищенного пространства кабины транспортного средства. Таким образом формируется броневая конструкция, защищающая с пяти сторон (спереди, сзади, с боков и сверху) пассажиров и водителя от воздействия пуль и осколков.
Данная броневая конструкция при достаточно толстых бронепанелях способна обеспечить надежную защиту пассажиров и водителя от любого стрелкового оружия и осколков при высокой точности сборки. Однако, достигнуть высокой точности сборки данной броневой конструкции невозможно из-за многочисленных узлов крепления, расположенных на силовых элементах транспортного средства с малой жесткостью, в частности на узлах крепления съемного тента и петлях навески дверей. Возникающие при установке тяжелых бронепанелей деформации приводят к появлению широких зазоров в стыках между бронепанелями и снижают надежность бронезащиты. По своим внешним габаритам броневая конструкция не может быть помещена внутрь кабины транспортного средства, что делает явным назначение переоборудованного транспортного средства. Кроме этого, броневая конструкция известного транспортного средства содержит большое количество отдельных фрагментов, что усложняет ее сборку и преобразование серийного автомобиля в бронированное транспортное средство. Недостатком известного способа является также и то, что при преобразовании серийного автомобиля в бронированное транспортное средство необходимо использование специализированного инструмента для доработки конструкции серийного автомобиля, в частности в полу необходимо просверлить отверстия для крепления нижних боковых бронелистов. Следует учесть, что для сборки известной броневой конструкции требуется достаточно большое время из-за большого количества болтовых крепежных устройств.
Наиболее близким к заявленному изобретению "Способ преобразования незащищенного транспортного средства в бронированное" является способ, разработанный фирмой EURACOM EQUIPMENT GMBH для преобразования серийного автомобиля марки MERCEDES-BENZ SPRINTER в бронированное транспортное средство, представленное на выставке "Банк и офис-95", проходивший в Москве с 23 по 28 октября 1995 г. Известный способ включает в себя демонтаж дверей и кресел кабины транспортного средства и снятие внутренней обшивки кабины для доступа к силовым элементам каркаса и рамы. К силовым элементам каркаса присоединяют, например приваривают, усиливающие шпангоуты и усиливают окантовки проемов дверей, внутрь кабины вводят боковые бронепанели, закрывающие боковые стенки кузова вне дверных проемов и закрепляют их болтами и сваркой на силовых балках транспортного средства, усиливающих шпангоутах и окантовках проемов дверей. Внутрь кабины вводят переднюю бронестенку с бронестеклом и закрепляют ее болтами и сваркой на силовых балках транспортного средства, усиливающих шпангоутах и окантовках дверей. Затем вводят в кабину заднюю и верхнюю бронепанели и соединяют их со смежными бронепанелями сваркой. Таким образом формируется неразъемная бронированная кабина транспортного средства. В бронированную кабину устанавливают кресла для пассажиров и водителя. С дверей автомобиля снимается внутренняя обшивка и удаляются механизмы подъема и опускания стекла. Двери оснащаются бронеплитами, выполненными по контуру двери, усиленными окантовками окна и более жесткими узлами навески. В окна вставляют тонированное остекление и бронестекло. На усиленную окантовку дверных проемов устанавливают жесткие узлы навески дверей и навешивают на них усиленные бронепанелями двери. Для большей безопасности пассажиров и водителя двери оснащают дополнительными запорами повышенной жесткости. Для повышения комфортности пассажиров и водителя внутреннюю поверхность бронепанелей закрывают декоративным мягким покрытием, обеспечивающим шумоглушение при попадании пули в бронеконструкцию и теплоизоляцию.
Недостатком известного способа преобразования незащищенного транспортного средства в бронированное является невозможность реконструкции бронированного транспортного средства обратно в незащищенное серийное транспортное средство. Таким образом, известный способ может использоваться только для изготовления специализированных бронированных транспортных средств на базе серийных автомобилей. Кроме того, данный способ сложен технологически, так как требует подготовки бронепанелей непосредственно на месте под конкретный автомобиль. Дополнительные технологические сложности возникают при сварке бронепанелей, так как требуются специализированное оборудование и электроды.
Задачи, на решение которых направлены заявленные изобретения, заключаются в создании бронированного транспортного средства, использующего в качестве базовой конструкции незащищенное серийное транспортное средство, например легковой или грузовой автомобиль, не требующего при преобразовании изменений в конструкции серийного транспортного средства и обеспечивающего надежную защиту пассажиров и водителя, разработке броневой конструкции, которую можно выпускать как автономную конструкцию, транспортировать как в собранном виде, так и в виде комплекта деталей, установить в любой серийный автомобиль или иное транспортное средство без доработки его конструкции, и разработке способа преобразования незащищенного транспортного средства в бронированное с минимальной затратой времени и без использования специализированного инструмента и оборудования и позволяющего обратное преобразование бронированного транспортного средства в серийное.
Поставленные технические задачи достигаются следующим образом.
В известном бронированном транспортном средстве, содержащем шасси, раму с силовыми балками, кабину, имеющую переднюю, боковые и заднюю стенки и крышу двери в стенках кабины, оснащенные механизмами запирания и органами управления указанными механизмами, приборную панель, органы управления транспортным средством, кресла для пассажиров и водителя, закрепленные на силовых балках рамы фиксирующими элементами, окна с остеклением, узлы крепления вспомогательного оборудования кабины, размещенные на ее стенках в местах с повышенной жесткостью, переднюю бронестенку, боковые, заднюю и верхнюю бронепанели, размещенные по периметру внутри кабины с образованием защищенной зоны для водителя и пассажиров, и бронестекла, согласно изобретению указанные бронестенка и бронепанели соединены между собой по стыкам с образованием жесткой бронекапсулы, размещенной внутри кабины с зазором относительно ее стенок, указанная бронекапсула снабжена консольными пластинами, закрепленными в нижней части бронепанелей, и фиксаторами положения бронекапсулы внутри кабины, при этом свободные концы консольных пластин размещены между креслами и силовыми балками и закреплены на силовых балках фиксирующими элементами крепления кресел, фиксаторы положения бронекапсулы закреплены в узлах крепления вспомогательного оборудования кабины, бронекапсула снабжена бронедверями, размещенными напротив дверей кабины, в бронедверях напротив органов управления механизмами запирания дверей кабины выполнены проемы, перекрытые сдвижными бронещитками, а бронестекла закреплены на передней бронестенке, бронепанелях и бронедверях.
В свободных концах консольных пластин выполнены отверстия, через которые пропущены фиксирующие элементы крепления кресел.
Фиксаторы положения бронекапсулы внутри кабины выполнены переменной длины.
Указанные фиксаторы выполнены в виде тендеров, содержащих два резьбовых элемента с противоположным направлением резьбы и соединяющую их муфту, при этом один резьбовой элемент закреплен в узле крепления вспомогательного оборудования кабины, а другой на бронепанели.
Указанные фиксаторы выполнены в виде регулируемых опор, закрепленных одним концом на узле крепления вспомогательного оборудования кабины транспортного средства.
Бронекапсула снабжена дополнительной бронепанелью, перекрывающей приборную панель и закрепленной на боковых бронепанелях, в дополнительной бронепанели выполнены проемы для доступа к размещенным на приборной панели органам управления транспортным средством, и указанные проемы перекрыты сдвижными бронещитками.
На лицевую поверхность дополнительной бронепанели нанесена мнемосхема приборной панели.
Бронированное транспортное средство снабжено демпфирующими вставками, размещенными в зазоре между стенками кабины и бронекапсулой.
Указанные демпфирующие вставки закреплены на бронепанелях.
В зазорах между бронекапсулой и стенкой кабины установлены дистанционно управляемые пламягасящие средства.
Пламягасящее средство снабжено пиротехническим зарядом, генерирующим газ, не поддерживающий горение.
Пламягасящее средство снабжено химическим пеногенератором.
В известной броневой конструкции для транспортного средства, содержащей соединенные между собой заднюю, боковые и верхнюю бронепанели и переднюю бронестенку с образованием жесткой конструкции, формирующей защищенный от внешнего воздействия объем для пассажиров и водителя, смотровое окно, выполненное в передней бронестенке, элементы крепления жесткой конструкции к силовому каркасу транспортного средства и бронедверь для прохода пассажиров и водителя, согласно изобретению смежные бронепанели соединены между собой с перекрытием торца одной панели боковой поверхностью другой панели с образованием жесткой конструкции в виде бронекапсулы с возможностью размещения ее внутри кабины транспортного средства, боковые бронепанели снабжены бронедверями с окнами, закрытыми бронестеклами, проемами для доступа к органам управления механизмами запирания дверей транспортного средства, перекрытыми сдвижными бронещитками, и запорами, управляемыми из бронекапсулы, передняя бронестенка выполнена из двух перекрывающих друг друга верхней и нижней бронепанелей, смотровое окно выполнено в верхней бронепанели и закрыто бронестеклом, в нижней бронепанели выполнены вырезы для прохода органов управления транспортным средством.
Бронекапсула снабжена дополнительной бронепанелью, установленной ниже верхней передней бронепанели и закрепленной на боковых бронепанелях, при этом в дополнительной бронепанели выполнены проемы, перекрытые сдвижными бронещитками.
В известном способе преобразования незащищенного транспортного средства в бронированное, включающем демонтаж кресел кабины транспортного средства, введение через проемы внутрь кабины задней, боковых и верхней бронепанелей и бронепанелей передней бронестенки, монтаж указанных бронепанелей внутри кабины с образованием броневой конструкции, формирующей защищенную зону кабины, и установку внутри броневой конструкции кресел, согласно изобретению перед введением бронепанелей внутрь кабины закрепляют в узлах крепления вспомогательного оборудования кабины фиксаторы положения броневой конструкции относительно стенок кабины, введенные внутрь кабины бронепанели закрепляют к соответствующим стенкам кабины технологическими креплениями, которые снимают при монтаже бронепанелей в броневую конструкцию, закрепляют боковые бронепанели на силовых балках в узлах крепления кресел технологическими креплениями, крепят к боковым панелям заднюю бронепанель, бронепанели передней бронестенки и верхнюю бронепанель с формированием броневой коснтрукции в виде жесткой бронекапсулы, фиксируют положение бронекапсулы относительно стенок кабины, снимают технологические крепления боковых бронепанелей к силовым балкам, устанавливают внутрь бронекапсулы кресла и закрепляют их на силовых балках вместе с боковыми бронепанелями бронекапсулы, после чего в проемах бронепанелей навешивают бронедвери.
В качестве технологических креплений боковых бронепанелей к силовым балкам используют болты крепления кресел.
Сущность изобретения заключается в том, чтобы снабдить серийное транспортное средство автономной бронированной конструкцией бронекапсулой, которая может быть собрана внутри кабины транспортного средства с зазором относительно ее стенок. Указанная бронекапсула крепится на наиболее жестких силовых элементах транспортного средства силовых балках для крепления кресел, с использованием узлов, которыми крепятся кресла. При этом свободные концы консольных пластин будут зажаты между креслом и силовой балкой, что обеспечивает как надежное крепление бронекапсулы внутри кабины, так и прямую передачу веса бронекапсулы на наиболее жесткие элементы силовой конструкции транспортного средства без какой-либо доработки собственной конструкции транспортного средства. Это дает возможность использовать достаточно толстые бронепанели и изготавливать их из высокопрочных бронесталей, что обеспечивает высокую защищенность пассажиров и водителя. Этой же цели служит перекрытие торцев смежных листов бронепанелей. Фиксацию положения бронекапсулы относительно стенок кабины и предотвращение случайного касания бронекапсулой стенок кабины обеспечивают демпфирующие вставки и фиксаторы, установленные между бронекапсулой и узлами крепления вспомогательного оборудования в кабине транспортного средства.
Конструкция бронедверей обеспечивает управление механизмами открытия бронедверей и дверей кабины транспортного средства. Сама бронекапсула может быть полностью изготовлена и собрана вне транспортного средства как автономная конструкция, что обеспечивает ее изготовление и подгонку бронепанелей вне кабины транспортного средства. Способ преобразования незащищенного транспортного средства в бронированное обеспечивает сохранность конструкции серийного транспортного средства, так как монтаж бронекапсулы производится без нарушения обшивки кабины транспортного средства. Бронированное транспортное средство может быть легко преобразовано в серийный автомобиль удалением бронекапсулы из кабины. Бронекапсула имеет технологичную конструкцию, так как в ней использованы бронепанели с минимальной кривизной, а также возможно использование плоских бронепанелей, что удешевляет ее изготовление, подгонку при монтаже и перевозку. Монтаж бронекапсулы в кабине автомобиля не требует применения специального инструмента и оборудования и может быть осуществлен в короткое время в любой авторемонтной мастерской или непосредственно владельцем или экипажем автомобиля.
Заявителю не известны бронированные транспортные средства, броневые конструкции для транспортных средств и способы преобразования незащищенного транспортного средства в бронированное с указанной совокупностью существенных признаков и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники.
На фиг.1 изображено предлагаемое бронированное транспортное средство на базе серийного грузового автомобиоля КамАЗ, общий вид в изометрии; на фиг.2 изображен вариант реализации изобретения на базе автомобиля УАЗ, общий вид в изометрии; на фиг.3 изображен общий вид кабины транспортного средства на базе серийного грузового автомобиля КамАЗ, общий вид в изометри; на фиг.4 изображен один из вариантов собранной бронекапсулы, общий вид в изометрии; на фиг. 5 изображен вид сверху на кабину с бронекапсулой; на фиг.6 изображен разрез А-А кабины и бронекапсулы; на фиг.7 и 8 изображены варианты исполнения фиксаторов положения бронекапсулы в кабине; на фиг.9 изображено крепление бронекапсулы к силовой балке кабины; на фиг.10 изображен узел стыка бронепанелей; на фиг.11 изображен вид по стрелке Б на дополнительную переднюю панель; на фиг.12 изображен вид по стрелке B на бронедверь; на фиг.13 изображен сдвижной бронещиток, сечение Г-Г.
Бронирование транспортное средство выполнено, в частности, на базе серийного грузового автомобиля КамАЗ (см. фиг.1), содержащего шасси 1, кабину 2, имеющую переднюю 3, боковые 4 и заднюю 5 стенки и крышку 6, двери 7 в стенках кабины, оснащенные механизмами запирания и органами управления 8 указанными механизмами, приборную панель 19, органы управления транспортным средством, кресла 10 для пассажиров и водителя, закрепленные в кабине 2 на силовых балках 11 фиксирующими элементами в виде болтов 12, окна с остеклением 13 и узлы 14 крепления вспомогательного оборудования кабины, размещенные на ее стенках в местах с повышенной жесткостью. В частности, на стенках кабины имеются узлы крепления ремней безопасности и средств пожаротушения.
Внутри кабины установлены передняя бронестенка 15, боковые 16, задняя 17 и верхняя 18 бронепанели, размещенные по периметру кабины 2 с образованием защищенной от внешнего воздействия зоны для водителя и пассажиров. Передняя бронестенка выполнена из двух перекрывающих друг друга верхней 19 и нижней 20 бронепанелей. В верхней бронепанели выполнено смотровое окно, закрытое бронестеклом 21, в нижней бронепанели выполнены вырезы для прохода органов управления транспортным средством стойки рулевой колонки 22 и педалей 23. Боковые бронепанели 16 снабжены консольными пластинами 24, закрепленными в нижней части бронепанелей, бронедверями 25 с окнами, закрытыми бронестеклами 26, проемами для доступа к органам управления механизмами запирания дверей транспортного средства, перекрытыми сдвижными бронещитками 27, и запорами 28. В бронепанелях 16 и бронедверях 25 выполнены перекрытые подпружиненными бронелючками 29 бойницы, закрытые с внешней стороны стенкой кабины, для ведения огня из бронированного транспортного средства в случае нападения извне. В свободных концах консольных пластин 24 выполнены отверстия 30 под болты 12 крепления кресел 10. Бронестенка 15 и бронепанели 16, 17 и 18 соединены между собой болтами 31 по стыкам, с перекрытием торца одной бронепанели боковой поверхностью другой бронепанели, образуя жесткую конструкцию в виде бронекапсулы 32, размещенной внутри кабины с зазором Д относительно ее стенок. В зазоре между стенками кабины и бронекапсулой размещены закрепленные на бронепанелях демпфирующие вставки 33 из податливого материала, например из негорючего фетра.
Бронекапсула снабжена фиксаторами 34 ее положения внутри кабины 2, выполненными, например, в виде тендеров 35, содержащих два резьбовых элемента 36 и 37 с противоположным направлением резьбы и соединяющую их муфту 38, при этом резьбовой элемент 36 закреплен в узле 14 крепления вспомогательного оборудования кабины, а резьбовой элемент 37 на бронепанели 16 или 17. Кроме этого, бронекапсула 32 снабжена дополнительной бронепанелью 39, перекрывающей приборную панель 9 и закрепленной на боковых бронепанелях 16. В дополнительной бронепанели выполнены проемы 40 для доступа к размещенным на приборной панели органам управления транспортным средством ключу зажигания, тумблерам системы освещения, контрольно-измерительным приборам. Указанные проемы перекрыты сдвижными бронещитками 41. На лицевую поверхность дополнительной бронепанели, в том числе и на поверхность сдвижных бронещитков, нанесена мнемосхема приборной панели. Свободные концы консольных пластин 24 размещены между креслами 10 и силовыми балками 11 и закреплены на силовых балках болтами 12 крепления кресел.
Фиксаторы 34 положения бронекапсулы внутри кабины могут быть выполнены в виде опор 42 переменной длины, основания 43 которых закреплены в узлах 14 крепления вспомогательного оборудования кабины транспортного средства. Основания имеют резьбовой канал, в который вворачивается стержень 44 с опорной пятой 145, имеющий на конце узел стыковки с головкой монтажного инструмента. В частности можно использовать шлиц 46 на торце стержня и отвертку. В этом варианте в бронепанели напротив стержня выполняются отверстия для прохода отвертки.
В зазорах Д между бронекапсулой и стенкой кабины установлены дистанционно управляемые пламягасящие средства 47. В качестве дистанционно управляемых пламягасящих средств можно использовать пиротехнические заряды, генерирующие газ, не поддерживающий горение, или химические пеногенераторы.
Внутренняя поверхность бронепанелей, образующих бронекапсулу, имеет декоративное покрытие 48, обеспечивающее глушение шума при попадании пуль и осколков в бронекапсулу, предотвращение травм пассажиров и водителя при ударе о стенку и теплоизоляцию бронекапсулы.
Говоря кабина, заявитель имеет в виду не только конструкцию по типу кабины автомобиля КамАЗ, но и любой другой тип кузова серийных автомобилей: пикап, седан, кабриолет с установленным тентом и т.д. При этом силовая балка для крепления кресел может входить как в состав кабины, так и быть силовым элементом шасси автомобиля. Под креслом для пассажира и водителя понимают сидение любого типа, имеющее силовой каркас, крепящийся к силовой балке транспортного средства.
Для преобразования незащищенного транспортного средства в бронированное снимают с серийного транспортного средства кресла 10 кабины 2. Закрепляют в узлах 14 крепления вспомогательного оборудования кабины фиксаторы 34 положения броневой конструкции относительно стенок кабины. Вводят через проемы внутрь кабины заднюю 17, боковые 16 и верхнюю 18 бронепанели и бронепанели 19 и 20 передней бронестенки 15. Введенные внутрь кабины бронепанели закрепляют к соответствующим стенкам кабины технологическим креплениями, которые снимают при монтаже бронепанелей в броневую конструкцию. В качестве технологических крепления используют хомуты, присоски, липкую ленту, ремни, охватывающие бронепанель и прилегающую к ней стенку кабины или ее силовой элемент, например боковую стойку.
Монтаж броневой конструкции начинают с боковых бронепанелей 16. Закрепляют их на силовых балках 11 в узлах крепления кресел 10 технологическими креплениями, в качестве которых могут быть использованы болты 12 крепления кресел. После чего крепят к боковым бронепанелям 16 заднюю бронепанель 17, бронепанели 19 и 20 передней бронестенки 15 и верхнюю бронепанель 18 с формированием броневой конструкции в виде жесткой бронекапсулы 32. Фиксируют положение бронекапсулы 32 относительно стенок кабины с помощью тендеров 35 или опор 42 переменной длины. Доступ к тендерам 35 или опорам 42 возможен со стороны дверных проемов или через технологические отверстия, как это показано на фиг.6 и 7. Снимают технологические крепления боковых бронепанелей 16 к силовым балкам 11 транспортного средства. Устанавливают внутрь бронекапсулы 32 кресла 10 и закрепляют их болтами 12 на силовых балках 11 вместе с боковыми бронепанелями 16 бронекапсулы, после чего в проемах бронепанелей 16 навешивают бронедвери 25. Для упрощения работы с бронепанелями при перемещении их внутрь кабины можно снять с петель боковые двери 7 автомобиля, увеличивая рабочую зону для монтажа. По завершению монтажа бронекапсулы боковые двери 7 кабины возвращают на место.
Преобразование бронированного транспортного средства в серийное производится в обратной последовательности.
Бронекапсула может изготавливаться и поставляться как самостоятельный объект или в виде набора элементов для монтажа внутри автомобиля.
Предлагаемая броневая конструкция может быть также установлена в кабине легкого автомобиля, в пикапе, в автобусе и других транспортных средствах. Все элементы броневой конструкции являются широко используемыми в транспортном машиностроении при создании специализированных бронированных автомобилей для перевозки денег и ценных грузов. Поэтому заявляемое изобретение может быть осуществлено на машиностроительном предприятии с использованием известных материалов и технологий, что подтверждает его промышленную применимостью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМОБИЛЬ СКРЫТОГО БРОНИРОВАНИЯ | 2011 |
|
RU2502037C2 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА БАЗЕ РАЛЛИЙНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2338147C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ КУНГа С ПОВЫШЕННОЙ ПРОТИВОМИННОЙ СТОЙКОСТЬЮ | 2011 |
|
RU2492406C1 |
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СТОЙКИ КУЗОВА И МЕСТА КРЕПЛЕНИЯ ДВЕРИ АТОМОБИЛЯ ПРИ БРОНИРОВАНИИ | 2012 |
|
RU2522463C2 |
БРОНИРОВАННАЯ БЕСКАПОТНАЯ КАБИНА С ПРОТИВОМИННОЙ ЗАЩИТОЙ | 2013 |
|
RU2517935C1 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И БРОНЕПАНЕЛЬ ДЛЯ НЕГО | 2015 |
|
RU2595242C1 |
Малая штурмовая бронированная машина | 2018 |
|
RU2727228C2 |
БРОНЕАВТОМОБИЛЬ | 2000 |
|
RU2177418C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БРОНИРОВАННОГО КУНГа ПАНЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2011 |
|
RU2492405C1 |
ГРУЗОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СКРЫТОГО БРОНИРОВАНИЯ | 2023 |
|
RU2822179C1 |
Использование: в области транспортного машиностроения, в частности в транспортных средствах, переоборудуемых в бронированные без доработки собственной конструкции транспортного средства. Сущность изобретения: транспортное средство содержит шасси, раму с силовыми балками, кабину, двери в стенках кабины, оснащенные механизмами запирания и органами управления, кресла для пассажиров и водителя, закрепленные на силовых балках фиксирующими элементами, окна с остеклением, узлы крепления вспомогательного оборудования кабины, размещенные на ее стенках в местах с повышенной жесткостью, переднюю бронестенку, боковые, заднюю и верхнюю бронепанели, размещенные по периметру внутри кабины с образованием защищенной зоны для водителя и пассажиров. Бронестенка и бронепанели соединены между собой по стыкам с образованием жесткой бронекапсулы, размещенной внутри кабины с зазором относительно ее стенок. Бронекапсула снабжена бронедверями, размещенными напротив дверей кабины, консольными пластинами, закрепленными в нижней части бронепанелей, и фиксаторами положения бронекапсулы внутри кабины, закрепленными в узлах крепления вспомогательного оборудования. Свободные концы консольных пластин размещены между креслами и силовыми балками и закреплены фиксирующими элементами крепления кресел. В бронедверях напротив органов управления механизмами запирания дверей кабины выполнены проемы, перекрытые свдижными бронещитками. На передней бронестенке, бронепанелях и бронедверях закреплены бронестекла. 3 с. и 13 з.п. ф-лы, 13 ил.
Проспект фирмы "Euracom Equipment GMBH" - специальный бронированный автомобиль "Мерседес-Бенц Спринтер" | |||
Москва, выставка "Банк и офис-95", 23.19.95. |
Авторы
Даты
1997-09-20—Публикация
1995-11-09—Подача