Изобретение относится к объектам бронетанковой техники и может быть использовано при создании боевых машин, в том числе тяжелых бронетранспортеров, выполненных на базовом шасси современных танков, например Т-72, Т-80, Т-90 и их модификаций.
Известна израильская тяжелая бронированная машина «Ахзарит» для транспортирования десанта (см. журнал «Jane's Defence Systems Modernisation, 1995, vol.8, №9, p.8; или журнал «Military Technology, 1996, vol.XX, issue, 8, p.58-61), выполненная на базовом шасси танка Т-55 с демонтированной башней и переоборудованными боевым и моторно-трансмиссионным отделениями (МТО) танка. В верхней части корпуса выполнена надстройка, которая оборудована люками экипажа и десанта, комплектом вооружения и дополнительной защитой. В кормовом листе установлена откидная дверца, а в крыше МТО - откидная створка для удобства входа-выхода десанта. Машина оснащена дополнительной защитой в виде блоков динамической защиты. Брони «TOGA» и пассивной брони типа «чобхэм».
Недостатки известной машины предопределены использованием шасси танка Т-55, тактико-технические характеристики которого значительно уступают танкам современного поколения как по защите, так и по маневренности.
Известна машина огнеметчиков (см. патент РФ №2172921, F41H 7/02, 2000 г.), принимаемая в качестве прототипа, содержащая корпус базового шасси современного танка, например Т-72, с его МТО, ходовой частью, отделением управления с люком механика-водителя. Корпус вместо крыши снабжен броневой низкопрофильной надстройкой коробчатой формы, охватывающей борта корпуса и образующей совместно с отделением управления обитаемый отсек. В задней стенке надстройки выполнены люки огнеметчиков. А боковые стенки выполнены в виде броневого каркаса и продлены до кормового листа корпуса с обеспечением защиты вышеупомянутых люков. На крыше надстройки установлена танковая вращающаяся башенка командира с люком и зенитно-пулеметной установкой.
Известная машина имеет следующие недостатки:
- малый внутренний объем обитаемого отсека не позволяет разместить в нем десант в количестве, соответствующем одному мотострелковому отделению (11 человек) со штатным вооружением, так как не представляется возможность сместить вперед рабочее место механика-водителя из-за малого угла наклона верхнего носового листа, а также из-за размещения командира в надстройке;
- присутствие в обитаемом отсеке штатных носовых топливных баков базового шасси, которые не только занимают значительный объем, но и увеличивают пожаро- и взрывоопасность.
Настоящим изобретением решается задача создания тяжелого бронетранспортера с повышенными эксплуатационно-боевыми характеристиками.
Технический результат, достигнутый при решении задачи, заключается в увеличении численности перевозимого десанта до 11-13 человек за счет увеличения объема обитаемого отделения и в повышении пожаро- и взрывобезопасности.
Поставленная задача решается тем, что броневая надстройка выдвинута вперед до пересечения с плоскостью верхнего носового листа и связана с ним передней наклонной стенкой, снабженной встроенной динамической защитой с обеспечением стойкости указанной стенки от бронебойных снарядов калибра до 40 мм на уровне стойкости бортов корпуса, при этом в передней части обитаемого отделения взамен носовых топливных баков базового шасси установлены сиденья командира и механика-водителя со смещением от продольной оси машины к бортам, а компенсация запаса топлива обеспечена путем размещения дополнительных топливных баков в броневых отсеках, образованных в каркасе боковых стенок выдвинутой вперед части надстройки.
Передняя наклонная стенка броневой надстройки выполнена в продолжение верхнего носового листа, а угол их наклона от горизонтальной плоскости выбран из диапазона 30°÷55°, при этом внутренняя высота бортов с надстройкой составляет 1,26÷1,37 от внутренней высоты корпуса базового шасси.
В обитаемом отделении могут быть установлены 11 сидений десантников, размещенные вдоль бортов поперечно движению.
В обитаемом отделении могут быть установлены 13 сидений десантников, размещенные рядами по ходу движения.
В кормовой части надстройки на задней наклонной стенке установлены десантные люки, крышки которых выполнены с профилем в виде равнобедренного треугольника с углом между образующими поверхностями, равным 125÷130°, закреплены с возможностью разворота на торсионных валах вверх в сторону носа машины, стопорения в открытом положении и использования в качестве фронтальной броневой защиты десанта при входе-выходе, при этом на крыше надстройки перед люками приварены защитные планки зазоров между торсионными валами и крышей.
Анализ основных отличительных признаков показал, что:
- выдвижение броневой надстройки вперед до пересечения с плоскостью верхнего носового листа, связь с ним передней наклонной стенкой, выполнение передней наклонной стенки броневой надстройки в продолжение верхнего носового листа, увеличение угла их наклона от горизонтальной плоскости до 30°÷55° по сравнению с базовым шасси (22°) при обеспечении требуемого уровня защиты позволило увеличить полезный объем машины (обитаемого отделения) и максимально сдвинуть вперед сиденья механика-водителя и командира, освободив место для размещения десанта;
- указанное увеличение угла наклона от горизонтальной плоскости верхнего носового листа и передней наклонной стенки броневой надстройки хотя и снижает их бронестойкость, однако применение встроенной динамической защиты обеспечивает их стойкость от бронебойных снарядов калибра до 40 мм на уровне стойкости бортов корпуса базового шасси танка, что гарантирует защиту бронетранспортера от поражения огнем из малокалиберных пушек стандарта НАТО, например, шведской фирмы «Бофорс», устанавливаемых на различных боевых машинах;
- размещение всего запаса топлива в бронированных отсеках, образованных в каркасе боковых стенок надстройки, не только повысило пожаро- и взрывобезопасность, но и позволило использовать место, которое высвободилось от носовых баков базового шасси, для размещения сидений командира и механика-водителя со смещением от продольной оси машины к бортам;
- установка вдоль бортов обитаемого отделения поперечно движению 11 сидений десантников обеспечило возможность транспортировки мотострелкового отделения со штатным вооружением;
- установка в обитаемом отделении рядами по ходу движения 13 сидений десантников обеспечило возможность кроме мотострелкового отделения транспортировать, например, авиационного и артиллерийского наводчиков-корректировщиков;
- установка в кормовой части надстройки десантных люков, выполненных с возможностью разворота на торсионных валах вверх в сторону носа машины, с возможностью стопорения в открытом положении позволила использовать их для защиты десанта от огня из стрелкового оружия и осколков при входе-выходе;
- выполнение крышек десантных люков с профилем в виде равнобедренного треугольника с углом между образующими поверхностями, равным 125°÷130°, позволило использовать внутренний объем крышек для размещения голов последнего ряда десантников.
Изобретение поясняется чертежами, где изображено:
- на фиг.1 - вид сбоку на тяжелый бронетранспортер, люки десантников в открытом положении;
- на фиг.2 - вид сверху на тяжелый бронетранспортер;
- на фиг.3 - вид сверху на тяжелый бронетранспортер со снятой крышей и 11-ю десантниками;
- на фиг.4 - вид сверху на тяжелый бронетранспортер со снятой крышей и 13-ю десантниками;
- на фиг.5 - вид сзади на тяжелый бронетранспортер с открытыми десантными люками;
- на фиг.6 - вид сбоку на открытый десантный люк.
Тяжелый бронетранспортер на базовом шасси танка, например Т-72, Т-80 или Т-90 (см. фиг.1, 2), содержит броневой корпус 1 с моторно-трансмиссионным отделением 2 и ходовой частью 3. Корпус 1 взамен крыши снабжен низкопрофильной, коробчатой формы, бронированной надстройкой 4, которая размещена в продолжение его бортов и состоит из передней наклонной стенки, связанной с верхним носовым листом 5, кормовой наклонной стенки 6 и боковых стенок 7, 8. Броневая надстройка 4 выдвинута вперед до пересечения с плоскостью верхнего носового листа 5. Длина боковых стенок 7, 8 соответствует длине от лобового верхнего листа 5 до кормового листа 9. Внутренняя высота бортов корпуса с надстройкой 4 составляет 1,26÷1,37 от внутренней высоты корпуса базового шасси. Стенки надстройки 4 совместно с корпусом 1 образуют обитаемое отделение, снабженное сиденьями для размещения экипажа машины и десанта. Для увеличения внутреннего объема обитаемого отделения верхний носовой лист 5 установлен под углом 30°÷55°, а передняя наклонная стенка выполнена в его продолжение. Взамен штатных носовых топливных баков базового шасси в передней части обитаемого отделения размещены: сиденье механика-водителя 10 со смещением вперед и к левому борту от его положения на базовом шасси, а также размещено сиденье командира 11 со смещением от продольной оси машины к правому борту. Сиденья десантников 12 в обитаемом отделении могут быть размещены в двух вариантах:
- вдоль бортов обитаемого отсека (спинкой к борту) поперечно движению - 11 сидений 12 (см. фиг.3);
- рядами по ходу движения - 13 сидений 12 (см. фиг.4).
На крыше 13 надстройки 4 установлены: люк механика-водителя 14, танковая вращающаяся командирская башенка 15 с зенитно-пулеметной установкой 16 и дополнительные люки десанта 17. В кормовой наклонной стенке 6 установлены десантные люки 18, крышки которых выполнены с профилем в виде равнобедренного треугольника с углом между образующими поверхностями, равным 125÷130°, закреплены с возможностью разворота на торсионных валах 19 вверх в сторону носа машины, выполнены с возможностью стопорения в открытом положении и использования в качестве фронтальной броневой защиты десанта при входе-выходе (см. фиг.5). При этом на крыше надстройки 4 перед десантными люками 18 приварены защитные планки 20 с обеспечением перекрытия зазоров между торсионными валами 19 и крышей (см. фиг.6).
Верхний наклонный носовой лист 5 с передней наклонной стенкой снабжены встроенной динамической защитой 21, а борта корпуса 1 защищены бортовыми съемными экранами 22 динамической защиты.
Броневая надстройка 4 снабжена дополнительной защитой: каждая боковая стенка 7, 8 выполнена в виде броневого каркаса с разнесенной броней с образованием внутренних полостей в виде бронированных отсеков 23 и снабжена навесной динамической защитой в виде блоков 24. При этом обеспечена стойкость фронтальной проекции от малокалиберных бронебойных снарядов калибром до 40 мм на уровне стойкости бортов корпуса. Топливная система двигателя включает баки 25 и 26, размещенные в броневых отсеках 23, при этом компенсация запаса топлива, размещаемого в носовых топливных баках базового шасси, обеспечена путем размещения дополнительных топливных баков 26 в броневых отсеках 23, образованных в каркасе боковых стенок 7, 8 выдвинутой вперед части надстройки 4.
При эксплуатации тяжелого бронетранспортера вышеуказанные элементы конструкции функционируют следующим образом.
Фронтальная проекция обитаемого отделения защищена верхним носовым листом 5, переходящим в передний лист надстройки 4 со встроенной динамической защитой 21.
Повышение уровня защиты бортовых проекций надстройки 4 обеспечивают блоки навесной динамической защиты 24, установленные на боковых стенках 7, 8.
Защиту нижней части бортовых проекций машины осуществляют съемные бортовые экраны 22 динамической защиты.
Механик-водитель, командир и десантники комфортно размещены в обитаемом отделении, при этом командир с помощью башенки 15 может вести круговое наблюдение за местностью и вести прицельный огонь из зенитно-пулеметной установки 16.
При отсутствии огневого контакта с противником десантники могут осуществлять вход-выход через люки 17, 18.
При десантировании в боевой обстановке десантники покидают обитаемое отделение через люки 18, которые подняты вверх в сторону носа машины и застопорены в открытом положении, выполняя при этом фронтальную броневую защиту при входе-выходе.
Топливо в баках 25, 26 защищено от возгорания и взрыва броневыми отсеками 23. Защитные планки 20 предотвращают попадание пуль и осколков в зазор между крышей надстройки 4 и торсионными валами 19 при открытых люках 18.
Уровень бронестойкости заявляемого тяжелого бронетранспортера значительно превышает стойкость известных легких бронетранспортеров и боевых машин пехоты.
Таким образом, настоящим изобретением решена задача создания тяжелого бронетранспортера с повышенными эксплуатационно-боевыми характеристиками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВОЕННО-ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ НА БАЗЕ МОДЕРНИЗИРУЕМОГО ШАССИ ТАНКА | 2005 |
|
RU2294519C2 |
МАШИНА ОГНЕМЕТЧИКОВ | 2000 |
|
RU2172921C1 |
БРОНЕВОЙ КОРПУС МАШИНЫ ОГНЕМЕТЧИКОВ | 2000 |
|
RU2169895C1 |
БРОНЕТРАНСПОРТЕР | 2007 |
|
RU2369825C2 |
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2369826C2 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2268839C9 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2279371C2 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАНСПОРТЕР | 2001 |
|
RU2207281C2 |
УНИФИЦИРОВАННОЕ НИЗКОСИЛУЭТНОЕ ШАССИ ДЛЯ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2399856C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
Изобретение относится к объектам бронетанковой техники и может быть использовано при создании боевых машин, в том числе тяжелых бронетранспортеров, выполненных на базовом шасси современных танков, например Т-72, Т-80 и Т-90 и их модификаций. Броневая надстройка выдвинута вперед до пересечения с плоскостью верхнего носового листа и связана с ним передней наклонной стенкой, снабженной встроенной динамической защитой со стойкостью от бронебойных снарядов калибра до 40 мм на уровне стойкости бортов корпуса. Угол наклонной стенки составляет 30°÷55°. Внутренняя высота бортов с надстройкой составляет 1,26÷1,37 от внутренней высоты корпуса базового шасси. В передней части обитаемого отделения взамен носовых топливных баков базового шасси установлены сиденья командира и механика-водителя со смещением от продольной оси машины к бортам. Компенсация запаса топлива обеспечена путем размещения дополнительных топливных баков в броневых отсеках, образованных в каркасе боковых стенок выдвинутой вперед части надстройки. Изобретение позволяет разместить в обитаемом отсеке десант в количестве, соответствующем одному мотострелковому отделению со штатным вооружением. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
МАШИНА ОГНЕМЕТЧИКОВ | 2000 |
|
RU2172921C1 |
Машина для ворошения торфяной крошки | 1928 |
|
SU25589A1 |
Роликовый подшипник | 1927 |
|
SU8107A1 |
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯ ЭФФЕКТИВНОЕ КОЛИЧЕСТВО β-2',3'- ДИДЕГИДРО-2',3'-ДИДЕЗОКСИ-5-ФТОРЦИТИДИНА, И СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ИЛИ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У ЧЕЛОВЕКА | 2000 |
|
RU2254133C2 |
DE 19648348 А1, 28.05.1998. |
Авторы
Даты
2008-07-10—Публикация
2006-09-11—Подача