Изобретение относится к подшипниковому узлу водяного насоса и может быть эффективно использовано для изготовления надежных узлов, используемых при перекачке различных по составу сред жидкости.
Наиболее близким к изобретению является подшипниковый узел водяного насоса, содержащий вал с поворотным узлом и стопорный элемент, установленные в центральном отверстии корпуса водяного насоса, на внутренней поверхности центрального отверстия выполнена канавка, предназначенная для установки в ней стопорного разрезного элемента, поворотный вал выполнен с цилиндрическим выступом относительно посадочных мест, служащих для установки подшипников, а один из подшипников имеет с торца пыле- и грязезащитное уплотнение, при этом внутренние кольца обоих подшипников установлены на валу по плотной посадке, одновременно верхние кольца подшипников зафиксированы относительно центрального отверстия корпуса за счет установки стопорного элемента в канавке и с противоположной стороны - посредством торца, причем в корпусе выполнено резьбовое отверстие, в котором установлена масленка, а на внутреннем выступе корпуса по нормали к оси центрального отверстия - открытое отверстие. (Системы поршневых и комбинированных деталей. / Под общей редакцией А. С. Орлина, М. Г. Круглова, М. , Машиностроение, 1985, с. 287-280, рис. 246,247).
К недостаткам известного подшипникового узла следует отнести отсутствие самоустановки подшипниковых колец при износе подшипников, так как плоские кольца не способствуют такой ориентации и требуется дополнительный комплект пружинных и компенсационных шайб для подобных громоздких настроек подшипниковых колец, что снижает потребительские свойства изготавливаемых изделий и долговечность их работы.
Задачей настоящего изобретения является совершенствование конструкций подшипниковых узлов водяных насосов на предмет долговечности и надежности в работе.
Поставленная задача достигается тем, что подшипниковый узел водяного насоса, содержащий вал с поворотным узлом и стопорный элемент, установленные в центральном отверстии корпуса водяного насоса, на внутренней поверхности центрального отверстия выполнена канавка, предназначенная для установки в ней стопорного разрезного элемента, поворотный вал выполнен с цилиндрическим выступом относительно посадочных мест, служащих для установки подшипников, а один из подшипников имеет с торца пыле- и грязезащитное уплотнение, при этом внутренние кольца обоих подшипников установлены на валу по плотной посадке, одновременно верхние кольца подшипников зафиксированы относительно центрального отверстия корпуса за счет установки стопорного элемента в канавке и с противоположной стороны - посредством торца, причем в корпусе выполнено резьбовое отверстие, в котором установлена масленка, а на внутреннем выступе корпуса по нормали к оси центрального отверстия - открытое отверстие, отличающийся тем, что стопорный разрезной элемент выполнен с асимметричным профилем и неравномерным сечением по всему контуру асимметрии и имеющим отверстия для его установки.
На фиг. 1 изображен подшипниковый узел водяного насоса в схематичном соединении с сальником и турбиной, продольный разрез; на фиг. 2 - упругий стопорный элемент - вид в плане; на фиг. 3 - разрез посадочных поверхностей подшипникового узла в корпусе водяного насоса; на фиг. 4 - асимметричный профиль упругого элемента, аксонометрия.
Подшипниковый узел содержит вал 24 с поворотным узлом и стопорный элемент 3, которые устанавливают в отверстие 1 корпуса 11 водяного насоса. На внутренней поверхности отверстия 1 выполнена канавка 2, предназначенная для установки в ней стопорного разрезного элемента 3. Поворотный вал 24 выполнен с цилиндрическим выступом 4 относительно посадочных мест 5 и 6, служащих для установки подшипников 7, 8. Подшипник 7 имеет с торца защитное пыле- и грязезащитное уплотнения. Внутренние кольца обоих подшипников 7,8 установлены на валу 24 по плотной посадке относительно внутренних колец подшипников. Одновременно верхние кольца подшипников 7, 8 зафиксированы относительно поверхности центрального отверстия 1 корпуса 11 за счет установки стопорного элемента 3 в канавке 2 и с противоположной стороны - посредством торца 10. В корпусе 11 водяного насоса на внутреннем выступе по нормали к оси центрального отверстия 1 выполнено открытое отверстие 13, обеспечивающее контроль годности сальника 14, взаимодействующее в водяном насосе с торцом 15 рабочего колеса 16, которое располагают с зазором относительно оболочкового корпуса 17 водяного насоса. В корпусе 11 выполнено резьбовое отверстие 18, в котором устанавливают масленку, включающую резьбовой элемент 19, пружину 20, шарик 21 и перфорированную фильтрационную вставку 22, способствующую гарантированной мелкодисперсной очистке смазочного материала, которым наполняют отверстие 1 между торцами 10 и 23. Вал 24 выполняют с возможностью установки на нем фланца 25 с отверстиями 26, обеспечивающими взаимодействие с зубчатым элементом (не показан), служащим для подачи крутящего момента к рабочему колесу 16. Стопорный элемент 3 выполнен упругим с асимметричным профилем и неравномерным сечением по всему контуру асимметрии. В элементе 3 выполнены отверстия 26 и 27, которые позволяют изменять его форму при установке или при удалении непосредственно самого стопорного упругого элемента 3, что делает конструкцию подшипникового узла ремонтопригодной и взаимозаменяемой по числу изношенных деталей после наработки на износ ее рабочих элементов или связанных с ними сальника 14 водяного насоса и рабочего колеса 16.
Использование изобретения позволяет создать более универсальный и более долговечный подшипниковый узел, в котором обеспечивается гарантированная самоустановка верхних колец подшипников от воздействия торца упругого асимметричного разрезного кольца, заменяющего комплект шайб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БАЗОВЫЙ КОРПУС ЖИДКОСТНОГО НАСОСА | 2000 |
|
RU2187716C2 |
УСТРОЙСТВО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕВЫМИ ТЯГАМИ АВТОМОБИЛЯ | 2002 |
|
RU2234435C2 |
ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2158385C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 1992 |
|
RU2109181C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
ВОДЯНОЙ НАСОС | 2000 |
|
RU2165548C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2351813C1 |
СИСТЕМА ПОДШИПНИКА ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИ МЕНЯЮЩИХСЯ НАГРУЗОК (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2699594C2 |
КРОНШТЕЙН | 2000 |
|
RU2191120C2 |
Задвижка плоская шиберная | 2018 |
|
RU2694101C1 |
Изобретение относится к насосостроению. Подшипниковый узел водяного насоса содержит вал с поворотным узлом и стопорный элемент, установленные в центральном отверстии корпуса водяного насоса. На внутренней поверхности центрального отверстия выполнена канавка, предназначенная для установки в ней стопорного разрезного элемента. Поворотный вал выполнен с цилиндрическим выступом относительно посадочных мест, служащих для установки подшипников. Один из подшипников имеет с торца пыле- и грязезащитное уплотнение. Внутренние кольца обоих подшипников установлены на валу по плотной посадке. Верхние кольца подшипников зафиксированы относительно центрального отверстия корпуса за счет установки стопорного элемента в канавке, с противоположной стороны - посредством торца. В корпусе выполнено резьбовое отверстие, в котором установлена масленка. На внутреннем выступе корпуса по нормали к оси центрального отверстия выполнено открытое отверстие. Стопорный разрезной элемент выполнен с асимметричным профилем и неравномерным сечением по всему контуру асимметрии и имеющим отверстия для его установки. Изобретение направлено на повышение долговечности и надежности работы подшипникового узла. 4 ил.
Подшипниковый узел водяного насоса, содержащий вал с поворотным узлом и стопорный элемент, установленные в центральном отверстии корпуса водяного насоса, на внутренней поверхности центрального отверстия выполнена канавка, предназначенная для установки в ней стопорного разрезного элемента, поворотный вал выполнен с цилиндрическим выступом относительно посадочных мест, служащих для установки подшипников, а один из подшипников имеет с торца пыле- и грязезащитное уплотнение, при этом внутренние кольца обоих подшипников установлены на валу по плотной посадке, одновременно верхние кольца подшипников зафиксированы относительно центрального отверстия корпуса за счет установки стопорного элемента в канавке и с противоположной стороны - посредством торца, причем в корпусе выполнено резьбовое отверстие, в котором установлена масленка, а на внутреннем выступе корпуса по нормали к оси центрального отверстия - открытое отверстие, отличающийся тем, что стопорный разрезной элемент выполнен с асимметричным профилем и неравномерным сечением по всему контуру асимметрии и имеющим отверстия для его установки.
Двигатели внутреннего сгорания | |||
Системы поршневых и комбинированных двигателей./Под общей ред | |||
А.С | |||
ОРЛИНА, М.Г | |||
КРУГЛОВА | |||
- М.: Машиностроение, 1985, с.278-280, рис.246, 247 | |||
SU 1591577 A1, 30.05.1993 | |||
Подшипниковая опора центробежного насоса | 1982 |
|
SU1036957A1 |
DE 3742085 A1, 22.06.1989 | |||
DE 4318158 A1, 17.02.1994. |
Авторы
Даты
2002-01-27—Публикация
2000-09-04—Подача