БАЗОВЫЙ КОРПУС ЖИДКОСТНОГО НАСОСА Российский патент 2002 года по МПК F04D29/40 

Описание патента на изобретение RU2187716C2

Изобретение относится к корпусным деталям устройств, предназначенных для перекачивания жидкости в условиях теплового обмена работающего двигателя внутреннего сгорания.

Известны аналоги: Автомобили ВАЗ-2108 и др. Альбом. Руководство по ремонту. - Тольятти: Внешторгиздат, 1992, SU 832127 А, 23.05.81; SU 1190086 А, 07.11.05, SU 1737160 Al, 30.05.92, US 4400136 Al, 23.08.83, DE 3809001 Al, 06.10.88.

Недостатками известных технических решений являются: большая металлоемкость, малые технологические возможности корпусных деталей, заключающиеся в недостаточной унификации базовых поверхностей, ремонтопригодности и выполнения условий по обнаружению брака сальников жидкостного насоса ДВС.

Задачей нового технического решения является повышение технологических возможностей.

Поставленная задача достигается тем, что в базовом корпусе жидкостного насоса, имеющем пространственную форму с центральным отверстием, предназначенным для установки подшипникового узла и закрывающего его элементы от попадания влаги узла герметизации и снабженным фланцем со стороны базовой присоединительной поверхности, ограниченным по периферии радиусными поверхностями и прямолинейными огранками, и торцом, с выполненными на корпусе приливом с гранями, а во фланце четырьмя отверстиями, имеющими попарно неравную высоту и цилиндрическим буртиком, обеспечивающим возможность соединения фланца с ответной частью корпуса жидкостного насоса и переходящим в цилиндрическую поверхность, ограниченную по высоте кольцевым пояском, торец имеет кольцевую форму и со стороны торца на корпусе размещены два ребра, перпендикулярно к которым расположено третье ребро, и крепежный узел с отверстием, упрочненным еще двумя параллельно расположенными ребрами, при этом одним из них с другим ребром образовано угловое соединение, а на фланце выполнен кольцевой профиль и технологические замковые выступы, в качестве материала корпуса выбран АЛ 35, грани снабжены Г-образным и наклонным торцами, причем фланец имеет на поверхности три ограничивающих выступа, на конической поверхности выполнены пять равнорасположенных цилиндрических выступов, высота части кольцевого профиля совпадает с высотой того из параллельных ребер, которым образовано угловое соединение, в крепежном узле выполнено глухое со сфероидальным дном отверстие, кроме того, центральное отверстие, предназначенное для установки подшипникового узла, выполнено с заходной фаской и канавкой, в корпусе выполнено резьбовое отверстие для обеспечения подачи и фильтрации смазки подшипников, устанавливаемых в центральное отверстие, имеющее кольцевой выступ и пересеченное другим отверстием.

Устройство поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вид в плане на присоединительный торец базового корпуса жидкостного насоса; на фиг.2 - вид с торца с частичными вырывами резьбового отверстия и радиусной канавки; на фиг. 3 - фрагмент сечения комбинированного сочетания отверстий, предназначенных для установки вала, подшипников, элементов смазки и узла герметизации.

Перечень позиций цифровых обозначений в графических материалах: фланец (1); радиусные поверхности (2-12); прямолинейные огранки (13-24); поверхности (15-17); грани (18-21); торцы (22 и 23); выступы (24-26); отверстия (27-30); цилиндрический буртик (31); коническая поверхность (32); кольцевой поясок (33); цилиндрические выступы (34-38); отверстия ( 40 и 41, 45, 47); заходная фаска (42); канавка (43), торец (44); кольцевой выступ (46); ребра (49 51, 53 и 54); крепежный узел (52); кольцевой профиль (55); крепежный узел (56); глухое со сфероидальным дном отверстие (58); технологические замковые выступы (59 и 60); координаты (48 и 61).

Описание корпуса жидкостного насоса с учетом отличительных от прототипа признаков.

Базовый корпус жидкостного насоса, имеющий пространственную форму с центральным отверстием, предназначенным для установки подшипникового узла и закрывающего его элементы от попадания влаги узла герметизации и снабженным фланцем со стороны базовой присоединительной поверхности, ограниченным по периферии радиусными поверхностями и прямолинейными огранками, и торцом с выполненными на корпусе приливом с гранями, а во фланце четырьмя отверстиями, имеющими попарно неравную высоту и цилиндрическим буртиком, обеспечивающим возможность соединения фланца с ответной частью корпуса жидкостного насоса и переходящим в цилиндрическую поверхность, ограниченную по высоте кольцевым пояском, торец имеет кольцевую форму и со стороны торца на корпусе размещены два ребра, перпендикулярно к которым расположено третье ребро, и крепежный узел с отверстием, упрочненным еще двумя параллельно расположенными ребрами, при этом одним из них с другим ребром образовано угловое соединение, а на фланце выполнен кольцевой профиль и технологические замковые выступы, в качестве материала корпуса выбран АЛ 35, отличающийся тем, что:
- грани снабжены Г-образным и наклонным торцами;
- фланец (1) имеет на поверхности три ограничивающих выступа (24-26);
- на конической поверхности выполнены пять равнорасположенных цилиндрических выступов (34-38);
- высота части кольцевого профиля (55) совпадает с высотой того из параллельных ребер (54), которым образовано угловое соединение;
- в крепежном узле (52) выполнено глухое со сфероидальным дном отверстие (58), а со стороны фланца (1) - технологические замковые выступы (59 и 60);
- центральное отверстие (45), предназначенное для установки подшипникового узла, выполнено с заходной фаской (42) и канавкой (43);
- в корпусе выполнено резьбовое отверстие (41) для обеспечения подачи и фильтрации смазки подшипников, устанавливаемых в центральное отверстие (45), имеющее кольцевой выступ (46) и пересеченное другим отверстием (47).

Пример выполнения базового корпуса жидкостного насоса.

Базовый корпус жидкостного насоса, имеющий пространственную форму с центральным отверстием, предназначенным для установки подшипникового узла и закрывающего его элементы от попадания влаги узла герметизации и снабженным фланцем со стороны базовой присоединительной поверхности, ограниченным по периферии радиусными поверхностями и прямолинейными огранками, и торцом, с выполненными на корпусе приливом с гранями, а во фланце четырьмя отверстиями, имеющими попарно неравную высоту и цилиндрическим буртиком, обеспечивающим возможность соединения фланца с ответной частью корпуса жидкостного насоса и переходящим в цилиндрическую поверхность, ограниченную по высоте кольцевым пояском, торец имеет кольцевую форму и со стороны торца на корпусе размещены два ребра, перпендикулярно к которым расположено третье ребро, и крепежный узел с отверстием, упрочненным еще двумя параллельно расположенными ребрами, при этом одним из них с другим ребром образовано угловое соединение, а на фланце выполнен кольцевой профиль и технологические замковые выступы, в качестве материала корпуса выбран АЛ 35, выполняется следующим образом.

1. Грани снабжают Г-образным и наклонным торцами.

2. Фланец (1) имеет на поверхности три ограничивающих выступа (24-26).

3. На конической поверхности выполняют пять равнорасположенных цилиндрических выступов (34-38).

4. Высота части кольцевого профиля (55) совмещают с высотой того из параллельных ребер (54), которым образовано угловое соединение.

5. В крепежном узле (52) выполняют глухое со сфероидальным дном отверстие (58), а со стороны фланца (1) - технологические замковые выступы (59 и 60).

6. Центральное отверстие ( 45), предназначенное для установки подшипникового узла, выполняют с заходной фаской (42) и канавкой (43).

Описание промышленной применимости базового корпуса жидкостного насоса.

Описанная конструкция применяется в сборе со второй половиной циркуляционного корпуса жидкостного насоса, относительно которого обеспечивается захват и подача жидкости в отверстия патрубков с помощью рабочего колеса, вал которого устанавливается на подшипниках в отверстии (45), а узел герметизации, обеспечивающий нормальную работу подшипников и закрывающий последние от попадания влаги устанавливают в отверстии (33).

В отверстии (41) устанавливается смазывающее устройство, а с помощью отверстия (47) контролируется качество узла герметизации, которое в силу износа графитизированного кольца, возможного появления раковин в корпусе по месту запрессовки резиновой поверхности втулки узла герметизации или усталостных трещин в поверхностном слое резиновой втулки, что случается крайне редко в силу несоблюдения технологии вылежки резины и неправильного технологического процесса ее изготовления.

Другие особенности базового корпуса жидкостного насоса выполняются для повышения прочности и технологической надежности его присоединительных и замковых поверхностей, удерживающих прокладку между фланцем 1 и фланцем циркуляционного корпуса, закрепляемых между собой резьбовыми элементами и представляющих в целом с упомянутыми деталями корпус жидкостного насоса для легковых автомобилей.

Промышленная полезность нового технического решения установлена в рамках требований стендовых и промышленных испытаний корпуса жидкостного насоса. Апробация изделия показала его надежность и прочность в условиях испытаний на ударную и усталостную прочность, что принципиально повышает пассивную безопасность не только изделия в целом, но и автомобиля.

Экономическая выгода от использования заключается в сравнительно легких режимах доработки корпуса до требуемых базовых размеров на обычном механическом оборудовании, включая и автоматизированные линии, при серийном изготовлении корпуса жидкостного насоса.

Похожие патенты RU2187716C2

название год авторы номер документа
КОРПУС ЖИДКОСТНОГО НАСОСА 2000
RU2176751C1
ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Гусев В.М.
RU2158385C1
УСТРОЙСТВО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕВЫМИ ТЯГАМИ АВТОМОБИЛЯ 2002
  • Гусев В.М.
RU2234435C2
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ВОДЯНОГО НАСОСА 2000
  • Гусев В.М.
RU2178839C1
КРОНШТЕЙН 2000
  • Гусев В.М.
RU2191120C2
ЦАПФА ЗАГРУЗОЧНАЯ 2001
  • Шенаев В.М.
  • Никурашин В.В.
  • Кузин Е.А.
RU2193450C1
КАРТЕР 1996
  • Нагайцев В.Ф.
  • Нагайцев П.В.
  • Каргов И.В.
  • Толмачев Ю.М.
  • Кунаков М.Ф.
  • Потемкина М.П.
RU2115854C1
УЗЕЛ ЛЮЛЕЧНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ КУЗОВА К ТЕЛЕЖКЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Кочергин В.В.
  • Полянский В.В.
  • Салихов В.В.
RU2241624C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО 2000
RU2171402C1
ЦАПФА РАЗГРУЗОЧНАЯ 2001
  • Шенаев В.М.
  • Никурашин В.В.
  • Кузин Е.А.
RU2193925C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 187 716 C2

Реферат патента 2002 года БАЗОВЫЙ КОРПУС ЖИДКОСТНОГО НАСОСА

Изобретение относится к корпусам насосов, предназначенных для перекачивания жидкости в условиях теплового обмена работающего двигателя внутреннего сгорания. Базовый корпус жидкостного насоса снабжен фланцем со стороны базовой присоединительной поверхности и торцом. Фланец ограничен по периферии радиусными поверхностями и прямолинейными огранками. На корпусе выполнен прилив с гранями. Во фланце выполнено четыре отверстия, имеющих попарно неравную высоту. Поверхность фланца снабжена цилиндрическим буртиком, обеспечивающим возможность соединения фланца с ответной частью корпуса жидкостного насоса. Цилиндрический буртик выполнен переходящим в коническую поверхность, ограниченную по высоте кольцевым пояском. Торец имеет кольцевую форму и со стороны торца на корпусе размещены два ребра, перпендикулярно к которым расположено третье ребро. Крепежный узел с отверстием упрочен еще двумя параллельно расположенными ребрами, при этом одним из них с другим ребром образовано угловое соединение. На фланце выполнен кольцевой профиль и технологические замковые выступы. В качестве материала корпуса выбран АЛ 35. Грани снабжены Г-образным и наклонным торцами. Фланец имеет на поверхности три ограничивающих выступа. На конической поверхности выполнены пять равно расположенных цилиндрических выступов. Высота части кольцевого профиля совпадает с высотой того из параллельных ребер, которым образовано угловое соединение. В крепежном узле выполнено глухое со сфероидальным дном отверстие. Центральное отверстие предназначено для установки подшипникового узла, выполнено с заходной фаской и канавкой. В корпусе выполнено резьбовое отверстие для обеспечения подачи и фильтрации смазки подшипников, устанавливаемых в центральное отверстие. Последнее имеет кольцевой выступ и пересечено другим отверстием. Изобретение позволяет повысить технологические возможности за счет сравнительно легких режимов доработки корпуса до требуемых базовых размеров на обычном механическом оборудовании, включая и автоматизированные линии, при серийном изготовлении корпуса жидкостного насоса. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 187 716 C2

Базовый корпус жидкостного насоса, имеющий пространственную форму с центральным отверстием, предназначенный для установки подшипникового узла и закрывающего его элементы от попадания влаги узла герметизации и снабженный фланцем со стороны базовой присоединительной поверхности, ограниченной по периферии радиусными поверхностями и прямолинейными огранками, и торцом, причем на корпусе выполнен прилив с гранями, во фланце выполнены четыре отверстия, имеющих попарно неравную высоту, одновременно поверхность фланца снабжена цилиндрическим буртиком, обеспечивающим возможность соединения фланца с ответной частью корпуса жидкостного насоса, а цилиндрический буртик выполнен переходящим в коническую поверхность, ограниченную по высоте кольцевым пояском, торец имеет кольцевую форму и со стороны торца на корпусе размещены два ребра, перпендикулярно к которым расположено третье ребро, и крепежный узел с отверстием, упрочненным еще двумя параллельно расположенными ребрами, при этом одним из них с другим ребром образовано угловое соединение, а на фланце выполнен кольцевой профиль и технологические замковые выступы, в качестве материала корпуса выбран АЛ 35, отличающийся тем, что грани снабжены Г-образным и наклонным торцами, причем фланец имеет на поверхности три ограничивающих выступа, на конической поверхности выполнены пять равнорасположенных цилиндрических выступов, высота части кольцевого профиля совпадает с высотой того из параллельных ребер, которым образовано угловое соединение, в крепежном узле выполнено глухое со сфероидальным дном отверстие, кроме того, центральное отверстие, предназначенное для установки подшипникового узла, выполнено с заходной фаской и канавкой, в корпусе выполнено резьбовое отверстие для обеспечения подачи и фильтрации смазки подшипников, устанавливаемых в центральное отверстие, имеющее кольцевой выступ и пересеченное другим отверстием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2187716C2

Ручная пила 1925
  • Э.Ч.Ф. Оаклей
SU2105A1
Многокрасочный альбом./Под ред
МИРЗОЕВА Г.К
- М.: Машиностроение, 1994
С
Прибор для промывания газов 1922
  • Блаженнов И.В.
SU20A1
Центробежный нагнетатель 1974
  • Коренблит Изя Яковлевич
  • Капланский Аркадий Фридманович
  • Архипов Владимир Викторович
  • Френкель Андрей Филиппович
SU490946A1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАГНЕТАТЕЛЬ 0
SU253993A1
Корпус центробежного нагнетателя 1980
  • Архипов Владимир Викторович
  • Гонтарь Юрий Сергеевич
  • Каменев Владислав Михайлович
  • Ломоносов Сергей Семенович
  • Устькачкинцев Юрий Витальевич
  • Косаротов Борис Федорович
  • Примак Иван Никонорович
SU966316A1
ВЕТРЯНОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Чередниченко Сергей Васильевич
RU2075633C1
DE 3818359 A1, 08.12.1988
US 5355847 A, 18.10.1994
GB 2160588 A, 24.12.1984.

RU 2 187 716 C2

Авторы

Гусев В.М.

Даты

2002-08-20Публикация

2000-09-04Подача