ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ Российский патент 2002 года по МПК F02M59/36 

Описание патента на изобретение RU2179259C2

Использование: двигателестроение, в частности топливная аппаратура с электронным управлением.

Известна конструкция топливного насоса высокого давления по патенту Германии DE 3841462 A1 (кл. F 02 M 59/36), содержащая корпус, в котором размещены электромагнитный управляющий клапан, плунжерная пара и нагнетательный клапан. Электромагнитный клапан имеет нормально открытый цилиндрический затвор с запирающим элементом конического типа, расположенным в плоскости оси плунжерной пары перпендикулярно к ней между нагнетательным клапаном и плунжером. Надплунжерная плоскость соединена специальными каналами с плоскостями всасывания и нагнетательного клапана. Управляющий электромагнит вынесен за пределы корпуса насоса и крепится к нему сбоку соосно с затвором, который соединен с подвижным якорем магнита. Управление подачей топлива в таком насосе осуществляется перепуском топлива из надплунжерной полости в полость всасывания через нормально открытый затвор управляющего клапана на части активного хода плунжера. При срабатывании электромагнита в момент подачи на его обмотку электрического сигнала затвор управляющего клапана разъединяет надплунжерную полость от полости всасывания. Этот момент соответствует моменту начала геометрического нагнетания топлива насосом. При отключении электрического сигнала затвор управляющего клапана с помощью пружины открывается, сообщая надплунжерную полость с полостью всасывания. Этот момент соответствует концу геометрического нагнетания насосом (момент отсечки). Таким образом, фазовое положение управляющего электрического импульса определяет опережение начала подачи, а его длительность - продолжительность нагнетания, т.е. цикловую подачу.

Указанная конструкция имеет ряд недостатков.

1. Обмотки электромагнита практически не охлаждаются и при форсировании управляющего импульса по току, например, с целью увеличения быстродействия, могут перегреваться.

2. Консольное расположение магнита усложняет его работу в условиях вибрации двигателя.

3. Поперечное (относительно плунжера) расположение клапана с выносом катушки магнита за пределы корпуса насоса увеличивает габариты и массу управляющего клапана, что отрицательно сказывается на его быстродействии.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности и быстродействия насоса высокого давления с электронным управлением за счет уменьшения габаритов управляющего электромагнитного клапана, ослабления вибрационных нагрузок и введения принудительного охлаждения его катушки (соленоида).

Указанная цель достигается тем, что топливный насос высокого давления, содержащий корпус, плунжерную пару с плунжером без управляющих кромок, нагнетательный штуцер с клапаном и управляющий электромагнитный клапан, проходное сечение которого соединяет полость всасывания с надплунжерной полостью, соединенной одновременно с нагнетательным трубопроводом, катушка электромагнита размещена в корпусе насоса между плунжерной парой и нагнетательным штуцером соосно с плунжером, либо ось катушки параллельна оси плунжера, неподвижный магнитопровод состоит из двух частей, охватывающих катушку, одновременно изолируя ее от топлива, и содержащих топливные каналы, соединяющие надплунжерную полость с полостями нагнетания и всасывания, подвижный магнитопровод (якорь) одновременно является гидравлическим затвором, выполненным в виде Т-образной полой цилиндрической втулки и расположенным соосно с катушкой внутри нее таким образом, чтобы цилиндрическая часть большего диаметра входила в катушку на 1/3 ее высоты с диаметральным зазором не более 0,2 мм, а часть меньшего диаметра входила в один из неподвижных магнитопроводов с зазором 0,001 - 0,002 мм.

Подвижный магнитопровод (якорь) образует с неподвижным магнитопроводом прецизионную пару в виде нормально-открытого клапана конического типа.

В плунжере и втулке плунжера выполнены каналы, соединяющие надплунжерную полость с полостью всасывания посредством установленного в плунжер клапана, открывающегося при возвратном ходе плунжера.

На чертеже изображен топливный насос высокого давления.

В корпусе 1 установлены плунжерная пара 2 с плунжером 17, катушка электромагнита 5 с неподвижными 4 и 6 и подвижным 7 магнитопроводами и нагнетательный штуцер 12.

Магнитопровод 4 дополнительно выполняет функции прецизионной направляющей для якоря 7, являющегося одновременно затвором, соединяющим надплунжерную 18 и всасывающую 19 полости, связанные каналами 9 и 3, либо, при перемещении якоря вниз, разъединяющими их. Затвор (якорь) 7 поддерживается в нормально открытом состоянии с помощью пружины 8. Управляющий электрический импульс подается на катушку через разъем 13. Плунжер насоса выполнен по патенту России N 2009361 C1 (F 02 M 51/00), как это показано на чертеже. В этом случае для улучшения процесса наполнения плунжер содержит клапан 14, который при возвратном ходе плунжера открываясь, дополнительно сообщает полости 18 и 19 через каналы 16 и 18. Плунжер насоса может не содержать управляющих кромок и дополнительно клапана. Наполнение полости 18 в этом случае происходит через каналы 3, 9 и нормально открытый затвор 7 при возвратном ходе плунжера. Затвор (якорь) может иметь запирающий элемент цилиндрической (золотник), конической, либо сферической формы.

Насос работает следующим образом.

При отсутствии управляющего электрического импульса на катушке магнита и ходе плунжера вверх топливо из полости 18 по каналам 9 и 3, сообщенным между собой открытым затвором 7, вытесняется в полость 19. При подаче управляющего электрического сигнала на катушку магнита затвор (якорь), перемещаясь вниз под действием эл. магнитных сил, разобщает каналы 9 и 3, а в полости 18 формируется ударная волна (момент начала активного нагнетания), поступающая затем к форсунке по каналу 10 и топливопроводу. При отключении управляющего электрического сигнала затвор (якорь) возвращается в исходное положение пружиной 8, сообщая полости 18 и 19 через каналы 9 и 3. Этот момент соответствует началу отсечки топлива. Таким образом, фаза и длительность управляющего сигнала определяют фазу и длительность подачи топлива, а количество импульсов (один, два или больше) - количество фаз подачи. Наполнение надплунжерного пространства осуществляется при возвратном ходе плунжера через каналы 3, 9, 16, 18, а при отсутствии каналов 16 и 18 - только через каналы 3 и 9. Плунжерная пара, управляющий электромагнитный клапан и нагнетательный штуцер закреплены в корпусе с помощью фланца 11.

Похожие патенты RU2179259C2

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ С ЭЛЕКТРОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2019
  • Рыжов Валерий Александрович
RU2745284C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ С ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ 2008
  • Рыжов Валерий Александрович
  • Кулаев Павел Владимирович
RU2386850C2
ОДНОПЛУНЖЕРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2003
  • Смирнов Э.Л.
  • Зайцев А.П.
  • Тюремнов Е.Б.
RU2247854C1
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2008
  • Смирнов Эдуард Леонидович
  • Зиняев Евгений Алексеевич
  • Потемкин Илья Валерьевич
  • Тюремнов Евгений Борисович
  • Курманов Василий Васильевич
RU2369767C1
СЕКЦИЯ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2008
  • Смирнов Эдуард Леонидович
  • Зиняев Евгений Алексеевич
  • Тюремнов Евгений Борисович
  • Курманов Василий Васильевич
RU2369768C1
Секция топливная электроуправляемая 2022
  • Черезов Игорь Александрович
  • Кормишин Сергей Александрович
RU2811238C1
МНОГОСЕКЦИОННЫЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМИ КЛАПАНАМИ И ИХ КОМПОНОВКА НА КОРПУСЕ ТНВД 2008
  • Смирнов Эдуард Леонидович
  • Зиняев Евгений Алексеевич
  • Тюремнов Евгений Борисович
  • Курманов Василий Васильевич
RU2399785C2
ОДНОПЛУНЖЕРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДВС 2003
  • Смирнов Э.Л.
  • Зайцев А.П.
  • Тюремнов Е.Б.
  • Курманов В.В.
  • Кузнецов Д.И.
  • Потемкин И.В.
RU2253031C1
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2010
  • Зуев Борис Константинович
RU2537994C2
НАСОС ПЛУНЖЕРНЫЙ ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ЖИДКОСТЕЙ 2005
  • Мясников Николай Степанович
  • Александров Анатолий Валентинович
  • Куклина Лидия Геннадьевна
  • Закиров Искра Абрарович
RU2294454C1

Реферат патента 2002 года ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливной аппаратуре с электронным управлением. Топливный насос высокого давления содержит корпус, плунжерную пару с плунжером без управляющих кромок, нагнетательный штуцер с клапаном и управляющий электромагнитный клапан, проходное сечение которого соединяет полость всасывания с надплунжерной полостью, соединенной одновременно с нагнетательным трубопроводом. Катушка электромагнита размещена в корпусе насоса между плунжерной парой и нагнетательным штуцером соосно с плунжером, либо ось катушки параллельна оси плунжера. Неподвижный магнитопровод состоит из двух частей, охватывающих катушку, одновременно изолируя ее от топлива, и содержащих топливные каналы, соединяющие надплунжерную полость с полостями нагнетания и всасывания. Подвижный магнитопровод (якорь) одновременно является гидравлическим затвором, выполненным в виде Т-образной полой цилиндрической втулки и расположенным соосно с катушкой внутри нее таким образом, чтобы цилиндрическая часть большего диаметра входила в катушку на 1/3 ее высоты диаметральным зазором не более 0,2 мм, а часть меньшего диаметра входила в один из неподвижных магнитопроводов с зазором 0,001-0,002 мм. Технический результат заключается в повышении надежности и быстродействия насоса. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 179 259 C2

1. Топливный насос высокого давления, содержащий корпус, плунжерную пару с плунжером без управляющих кромок, нагнетательный штуцер с клапаном и управляющий электромагнитный клапан, проходное сечение которого соединяет полость всасывания с надплунжерной полостью, соединенной одновременно с нагнетательным трубопроводом, отличающийся тем, что катушка электромагнита размещена в корпусе насоса между плунжерной парой и нагнетательным штуцером соосно с плунжером, либо ось катушки параллельна оси плунжера, неподвижный магнитопровод состоит из двух частей, охватывающих катушку, одновременно изолируя ее от топлива, и содержащих топливные каналы, соединяющие надплунжерную полость с полостями нагнетания и всасывания, подвижный магнитопровод (якорь) одновременно является гидравлическим затвором, выполненным в виде Т-образной полой цилиндрической втулки и расположенным соосно с катушкой внутри нее таким образом, чтобы цилиндрическая часть большего диаметра входила в катушку на 1/3 ее высоты диаметральным зазором не более 0,2 мм, а часть меньшего диаметра входила в один из неподвижных магнитопроводов с зазором 0,001-0,002 мм. 2. Топливный насос по п. 1, отличающийся тем, что подвижный магнитопровод (якорь) образует с неподвижным магнитопроводом прецизионную пару в виде нормально открытого клапана конического типа. 3. Топливный насос по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в плунжере и втулке плунжера выполнены каналы, соединяющие надплунжерную полость с полостью всасывания посредством установленного в плунжер клапана, открывающегося при возвратном ходе плунжера.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2179259C2

DE 3841462 A1, 13.06.1990
Нагнетательный насос для двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Дирк Бастенхоф
SU1192636A3
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Кулаев П.В.
  • Рыжов В.А.
RU2009361C1
Подвижной на одноосном катке скреперный черпак 1934
  • Гладких Д.М.
SU50053A1
Устройство для заполнения групповых топливных емкостей нейтральным газом 1956
  • Пиликян С.Л.
  • Шатерников В.Я.
SU114375A1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ РЕАКТОРНЫХ УСТАНОВОК КОРПУСНОГО ТИПА ПРИ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ ТРУБОПРОВОДОВ ПЕРВОГО КОНТУРА 1998
  • Узиков В.А.
RU2136061C1

RU 2 179 259 C2

Авторы

Рыжов В.А.

Кулаев П.В.

Даты

2002-02-10Публикация

2000-02-14Подача