ОДНОПЛУНЖЕРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ Российский патент 2005 года по МПК F02M59/02 

Описание патента на изобретение RU2247854C1

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к топливным насосам высокого давления ДВС.

Известны одноплунжерные топливные насосы со встроенным управляющим электромагнитным клапаном, разделяющим линии высокого и низкого давления топлива (см., например, патенты DE 19531873 С1 и DE 19839522 С1), содержащие корпус насоса с установочными цилиндрическими поверхностями и фланцем, плунжер с приводом от роликового толкателя для нагнетания топлива под высоким давлением через топливопровод в форсунку, управляющий клапан, взаимодействующий с пружиной, упором хода клапана и электромагнитным приводом, а также полости и каналы в корпусе для подвода, отвода и нагнетания топлива.

В этих конструкциях насосов в одном корпусе выполнены два перпендикулярно расположенных прецизионных отверстия для управляющего клапана и плунжера, что усложняет изготовление корпуса сложной формы, особенно обработку несквозного прецизионного отверстия для плунжера, и требует специального высокоточного оборудования. Кроме того, цельный корпус не позволяет производить замену только узла управляющего клапана, имеющего меньший ресурс по сравнению с плунжерной парой, и не позволяет унифицировать плунжерную пару для насосов, предназначенных для использования в ДВС с различной габаритной обстановкой в районе монтажа топливного насоса.

В названных технических решениях подвод топлива к одноплунжерному топливному насосу осуществляют в кольцевую полость низкого давления, образованную проточкой на установочной цилиндрической поверхности под установочным фланцем корпуса, из которой топливо может одновременно поступать как в сливную магистраль, так и в полость размещения якоря, электромагнита и управляющего клапана (и далее, при открытом клапане, в надплунжерную полость насоса). Эта система подвода и отвода топлива имеет недостаток - невозможность постоянной прокачки свежим топливом полости, в которой находятся управляющий клапан, якорь и торец электромагнита, что ведет к их постоянному нагреву и снижает надежность работы топливного насоса.

Целью предлагаемого изобретения является повышение технологичности, унификации, ремонтопригодности и надежности работы одноплунжерного топливного насоса.

Поставленная цель достигается тем, что в одноплунжерном топливном насосе высокого давления, содержащем корпус с установочными цилиндрической поверхностью и фланцем, плунжер, управляющий клапан с электромагнитным приводом, а также полости и каналы в корпусе для подвода, отвода и нагнетания топлива, согласно изобретению, корпус насоса выполнен составным из двух частей, скрепленных резьбовым соединением, причем в верхней части размещены управляющий клапан, полости низкого давления и каналы для подвода, отвода и нагнетания топлива, а в нижней части размещены плунжер, каналы для подвода, нагнетания и отвода дренажного топлива. Резьбовое соединение частей корпуса может быть выполнено с торцевым уплотнением вне зоны размещения плунжера. На верхней части корпуса на ее установочной цилиндрической поверхности могут быть выполнены выборки, образующие две разделенные полости низкого давления, одна из которых предназначена для подвода, а другая - для отвода топлива от управляющего клапана. На нижней части корпуса резьбовая часть может быть выполнена вне зоны отверстия для плунжера, а на ее наружной установочной поверхности выполнены лыски под ключ.

Чертежи, поясняющие предлагаемое изобретение.

Фиг.1 - общий вид,

фиг.2 - вариант исполнения выборок в полости низкого давления,

фиг.3 - вариант исполнения лысок под ключ для резьбового скрепления обеих частей корпуса насоса.

На верхней части корпуса насоса 1 выполнены установочный фланец 2, установочная цилиндрическая поверхность 3, резьба 4, полости для подвода топлива 5, 6 и для отвода топлива 7, 8, а также топливные каналы 9, 10, 11, 12.

Нижняя часть корпуса выполнена в виде ступенчатой втулки 13, в которой расположен плунжер 14. На верхней ступени втулки выполнены вне зоны отверстия 15 под плунжер 14 уплотнительный торец, наружная резьба 4 и топливный канал 17, а в средней части втулки 13 выполнены лыски Г (см. фиг.3) под гаечный ключ и канал 18 для отвода дренажного топлива.

В верхней части корпуса 1 (см. фиг.1) расположены управляющий клапан 19 с установленными на нем в полости 6 тарелками 20, 21, пружиной 22, якорем 23, а в полости 8 расположен упор 24 хода клапана 19.

Полости для подвода топлива 5 и отвода топлива 7 образованы выборками В (см. фиг.2) и разделены между собой перемычками П. К корпусу 1 прикреплены проставка 25, электромагнит 26 и крышка 27 упора 24 хода клапана 19.

При сборке насоса между уплотнительными торцами корпуса 1 и втулки 13 устанавливают прокладку 28 с центральным отверстием, диаметр которого примерно равен диаметру каналов 10, 17, поэтому не возникают силы, раскрывающие стык по уплотнительным торцам корпуса 1 и втулки 13 при нагнетании топлива, и усилие в резьбовом соединении двух частей (1 и 13) корпуса насоса не превышает момента затяжки гайки крепления топливопровода к штуцеру 29 собираемого насоса.

Одноплунжерный топливный насос (см. фиг.1) работает следующим образом. Топливо от топливоподкачивающего насоса низкого давления (на чертеже не показан) подводится в полость 5, откуда по каналу 9 поступает в полость 6 и через канал 11 в полость 8 к запорному органу 30 управляющего клапана 19 и при открытом управляющем клапане 19 топливо поступает через каналы 10 и 17 в надплунжерную полость 15.

При закрытии управляющего клапана 19 электромагнитом 26 происходит разделение линии высокого и низкого давления, топливо нагнетается плунжером 14 по каналам 17, 10 и через штуцер 29 по топливопроводу к форсунке (на чертеже не показаны).

Избыток подаваемого топлива, а также сброс топлива из линии высокого давления 10, 17 при открытии управляющего клапана 19 пружиной 22 проходит через канал 12 в полость 7 и далее в топливную магистраль (на чертеже не показана), соединяющую отдельные одноплунжерные топливные насосы.

При этом происходит постоянная прокачка линии низкого давления свежим топливом, охлаждающим торец электромагнита 26 и управляющий клапан 19.

Таким образом, по сравнению с известными насосами с целиковым корпусом предлагаемый одноплунжерный топливный насос высокого давления с разъемным корпусом обеспечивает возможность унификации при проектировании различных модификаций, повышение технологичности при изготовлении, а также ремонтопригодности и надежности в эксплуатации.

Похожие патенты RU2247854C1

название год авторы номер документа
ОДНОПЛУНЖЕРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДВС 2003
  • Смирнов Э.Л.
  • Зайцев А.П.
  • Тюремнов Е.Б.
  • Курманов В.В.
  • Кузнецов Д.И.
  • Потемкин И.В.
RU2253031C1
СЕКЦИЯ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2008
  • Смирнов Эдуард Леонидович
  • Зиняев Евгений Алексеевич
  • Тюремнов Евгений Борисович
  • Курманов Василий Васильевич
RU2369768C1
Секция топливная электроуправляемая 2022
  • Черезов Игорь Александрович
  • Кормишин Сергей Александрович
RU2811238C1
Двухтопливная система питания дизеля 1988
  • Сорокин Олег Петрович
SU1629586A1
НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2011
  • Нестор Родригес-Амая
  • Петер Бёланд
  • Вальтер Фукс
  • Андреас Илльманн
  • Уве Ибен
RU2559095C2
Электроуправляемый топливный насос блочного типа 2022
  • Черезов Игорь Александрович
  • Кормишин Сергей Александрович
RU2813935C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА 2002
  • Мошинский Е.Я.
RU2241850C2
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ С ЭЛЕКТРОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2019
  • Рыжов Валерий Александрович
RU2745284C2
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДИЗЕЛЯ 1990
  • Казаков В.Н.
RU2008508C1
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА 2009
  • Магель Ханс-Кристоф
RU2509912C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 247 854 C1

Реферат патента 2005 года ОДНОПЛУНЖЕРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливным насосам высокого давления. Изобретение позволяет повысить технологичность, ремонтопригодность и надежность работы одноплунжерного топливного насоса. Одноплунжерный топливный насос высокого давления содержит корпус с установочными цилиндрической поверхностью и фланцем, плунжер, управляющий клапан с электромагнитным приводом, а также полости и каналы в корпусе для подвода, отвода и нагнетания топлива. Корпус насоса выполнен составным из двух частей, скрепленных резьбовым соединением. В верхней части размещены управляющий клапан, полости низкого давления и каналы для подвода, отвода и нагнетания топлива. В нижней части размещены плунжер, каналы для подвода, нагнетания и отвода дренажного топлива. Резьбовое соединение частей корпуса выполнено с торцевым уплотнением вне зоны размещения плунжера. На верхней части корпуса на ее установочной цилиндрической поверхности выполнены выборки, образующие две разделенные полости низкого давления, одна из которых предназначена для подвода, а другая - для отвода топлива от управляющего клапана. На нижней части корпуса резьбовая часть выполнена вне зоны отверстия для плунжера, а на ее наружной установочной поверхности выполнены лыски под ключ. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 247 854 C1

1. Одноплунжерный топливный насос высокого давления, содержащий корпус с установочными цилиндрической поверхностью и фланцем, плунжер, управляющий клапан с электромагнитным приводом, а также полости и каналы в корпусе для подвода, отвода и нагнетания топлива, отличающийся тем, что корпус насоса выполнен составным из двух частей, скрепленных резьбовым соединением, причем в верхней части размещены управляющий клапан, полости низкого давления и каналы для подвода, отвода и нагнетания топлива, а в нижней части размещены плунжер, каналы для подвода, нагнетания и отвода дренажного топлива.2. Одноплунжерный топливный насос по п.1, отличающийся тем, что резьбовое соединение частей корпуса выполнено с торцевым уплотнением вне зоны размещения плунжера.3. Одноплунжерный топливный насос по п.1, отличающийся тем, что на верхней части корпуса на ее установочной цилиндрической поверхности выполнены выборки, образующие две разделенные полости низкого давления, одна из которых предназначена для подвода, а другая для отвода топлива от управляющего клапана.4. Одноплунжерный топливный насос по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что на нижней части корпуса резьбовая часть выполнена вне зоны отверстия для плунжера, а на ее наружной установочной поверхности выполнены лыски под ключ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2247854C1

DE 19531873 C1, 07.11.1996
Устройство для нагнетания топлива в двигатель внутреннего сгорания 1979
  • Питер Григз Варвикер
SU955871A3
SU 1566845 A1, 20.06.1996
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2000
  • Рыжов В.А.
  • Кулаев П.В.
RU2179259C2
Пневмоударный механизм 1980
  • Смоляницкий Борис Николаевич
  • Богинский Владимир Петрович
  • Гилета Владимир Павлович
  • Русин Евгений Павлович
SU905374A1
Одноосный прицеп для перевозки транспортного средства 1980
  • Харитонашвили Валерьян Адамович
SU878621A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 247 854 C1

Авторы

Смирнов Э.Л.

Зайцев А.П.

Тюремнов Е.Б.

Даты

2005-03-10Публикация

2003-06-30Подача