ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2002 года по МПК F02K9/18 F42B15/00 

Описание патента на изобретение RU2180049C1

Изобретение относится к области военной техники, а именно к зарядам ракетного твердого топлива двигателей ракет реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Известен заряд для двигателей ракет, содержащий последовательно расположенные топливные секции, диаметр канала которых увеличивается к соплу, скрепленные с корпусом двигателя и разделенные зазорами (см., например, А.А. Шишков и др. Рабочие процессы в РДТТ. - М.: Машиностроение, 1989 г., с. 82). Такая конструкция заряда позволяет обеспечить достижение высокого значения коэффициента объемного заполнения. Однако использование зарядов подобной конструкции в двигателях ракет РСЗО не представляется возможным в силу наличия большой массовой доли остатков заряда, догорающих в конце работы при пониженном давлении, что приводит к недопустимому разбросу выходных характеристик, а следовательно, характеристик технического рассеивания ракет.

Общими признаками с предлагаемым авторами зарядом является наличие в составе заряда-аналога последовательно расположенных топливных секций, горящих по каналам и торцам, разделенных зазорами.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому техническому результату является заряд по патенту РФ 2125175, содержащий скрепленный с корпусом двигателя головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом, причем торцы полузарядов могут быть закрыты манжетами, принятый за прототип.

Такая конструкция функционирует следующим образом. После срабатывания воспламенителя и зажжения заряда осуществляется горение заряда по торцевым поверхностям и каналам головного и хвостового полузарядов, причем уровень разбросов выходных характеристик будет определяться массой остатков головного полузаряда со звездообразным каналом.

Однако заряду такой конструкции присущ ряд недостатков, основным из которых является существенная разница времен выгорания свода головного полузаряда у переднего и заднего торца головного полузаряда, обусловленная разницей скоростей горения при наличии эрозионного горения заряда. При дальнейшем повышении плотности заряжания, приводящем к увеличению скорости потока продуктов сгорания у заднего торца головного полузаряда разница времен выгорания увеличивается, что вызывает увеличение массовой доли догорающих остатков головного полузаряда у переднего торца головного полузаряда, а следовательно, недопустимый разброс энергетических характеристик заряда.

Таким образом, задачей известного технического решения (прототипа) являлось повышение объемного заполнения при приемлемой величине массы догорающих остатков головного полузаряда без учета возможности его совершенствования, направленного на увеличение объемного заполнения, например, за счет уменьшения диаметра канала головного полузаряда.

Общими признаками с предлагаемым авторами зарядом является наличие корпуса, защитно-крепящего слоя, головного полузаряда со звездообразным каналом, хвостового полузаряда с цилиндрическим каналом и торцевых манжет.

В отличие от прототипа в предлагаемом заряде на входе в звездообразный канал головного полузаряда выполнен кольцевой уступ с осевым цилиндрическим каналом диаметром d, равным 0.4...0.6 наружного диаметра лучей ДЛ поперечного сечения звездообразного канала и длиной канала L, равной 0.8...1.2 толщины горящего свода e1 головного полузаряда, на торцевой поверхности кольцевого уступа выполнен конический участок с углом конусности α = 30-60° с максимальным диаметром Д на переднем торце головного полузаряда, равным 1.8. . . 2.4 диаметра осевого канала кольцевого уступа d, а центральный угол луча поперечного сечения звездообразного канала α1 составляет 0.6...0.7 центрального угла выступа поперечного сечения звездообразного канала α2.
Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение объемного заполнения и снижение разбросов энергетических характеристик заряда.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном заряде, содержащем корпус, защитно-крепящий слой, головной полузаряд со звездообразным каналом, хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом и торцевые манжеты, особенность заключается в том, что на входе в звездообразный канал головного полузаряда выполнен кольцевой уступ с осевым цилиндрическим каналом диаметром d, равным 0.4...0.6 наружного диаметра лучей ДЛ поперечного сечения звездообразного канала, и длиной канала L, равной 0.8...1.2 толщины горящего свода е1 головного полузаряда, на торцевой поверхности кольцевого уступа выполнен конический участок с углом конусности α = 30-60° с максимальным диаметром Д на переднем торце головного полузаряда, равным 1.8...2.4 диаметра осевого канала кольцевого уступа d, а центральный угол луча поперечного сечения звездообразного канала α1 составляет 0.6...0.7 центрального угла выступа поперечного сечения звездообразного канала α2.
Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между узлами заряда позволяют, в частности, за счет выполнения:
- на входе в звездообразный канал головного полузаряда кольцевого уступа с осевым цилиндрическим каналом диаметром d, равным 0.4...0.6 наружного диаметра лучей ДЛ поперечного сечения звездообразного канала, и длиной канала L, равной 0.8...1.2 толщины горящего свода e1 головного полузаряда, обеспечить образование за уступом у горящих поверхностей канала головного полузаряда рециркуляционных зон с обратными токами газа с высоким уровнем турбулентных пульсаций газового потока. Это позволило достичь повышения скорости горения головного полузаряда за кольцевым уступом, следствием чего является выравнивание значений скорости горения по длине канала головного полузаряда и резкое снижение массы догорающих остатков головного полузаряда. При увеличении диаметра d свыше 0.6 ДЛ уменьшается скорость газового потока, втекающего в канал кольцевого уступа, сокращается длина рециркуляционных зон, а следовательно, эффективность выравнивания скоростей горения по длине головного полузаряда. С уменьшением диаметра d менее 0.4 ДЛ увеличивается коэффициент газодинамических потерь при обтекании потоком продуктов сгорания кольцевого уступа, следствием чего является нерасчетный рост давления у переднего торца головного полузаряда. При уменьшении длины канала L менее 0.8 e1 кольцевой уступ выгорает преждевременно, что снижает время воздействия рециркуляционных зон на процесс горения и приводит к увеличению массовой доли догоревших остатков. С увеличением длины канала L свыше 1.2 e1 увеличивается коэффициент газодинамических потерь при движении продуктов сгорания по каналу кольцевого уступа, что вызывает нерасчетный рост давления у переднего дна заряда;
- на торцевой поверхности кольцевого уступа конического участка с углом конусности α = 30-60° с максимальным диаметром Д на переднем торце головного полузаряда, равным 1.8. ..2.4 диаметра осевого канала кольцевого уступа d, минимизировать газодинамические потери при обтекании потоком кольцевого уступа. При уменьшении угла конусности менее 30o и диаметра конического участка на переднем торце головного полузаряда Д менее 1.8d возрастают газодинамические потери при обтекании кольцевого уступа, с увеличением угла конусности свыше 60o и диаметра Д свыше 2.4d возрастают осевые газодинамические нагрузки на кольцевой выступ, что осложняет напряженно-деформированное состояние головного полузаряда, особенно при крайних отрицательных температурах применения;
- центрального угла луча поперечного сечения звездообразного канала α1, равным 0.6...0.7 центрального угла выступа поперечного сечения звездообразного канала α2, обеспечить развитие рециркуляционных зон по всей высоте лучей звездообразного канала головного полузаряда, чем достигается повышение скорости горения на участках головного полузаряда за кольцевым уступом и одновременность выгорания головного полузаряда. При уменьшении угла α1 менее 0,6α2 структура рециркуляционных зон нарушается из-за увеличения относительной массы газа, оттекающего от лучей звездообразного канала по сравнению с массой газа, поступающего через канал кольцевого выступа, что, в конечном счете, снижает одновременность выгорания головного полузаряда. Увеличение угла α1 свыше 0,7α2 нецелесообразно из-за уменьшения коэффициента объемного заполнения.

Сущность предложенного изобретения поясняется чертежом, где изображен общий вид предложенного заряда с частичным поперечным разрезом.

Предлагаемый заряд содержит головной полузаряд 1 со звездообразным каналом 2, хвостовой полузаряд 3 с цилиндрическим каналом 4, корпус 5, защитно-крепящий слой 6, торцевые манжеты 7. На входе в канал головного полузаряда 1 выполнен кольцевой уступ 8 с осевым цилиндрическим каналом диаметром, равным 0.4. ..0.6 наружного диаметра лучей поперечного сечения звездообразного канала 2 и длиной канала, равной 0.8...1.2 толщины горящего свода головного полузаряда 1, на торцевой поверхности кольцевого уступа 8 выполнен конический участок 9 с углом конусности α = 30-60° с максимальным диаметром на переднем торце головного полузаряда 1, равным 1.8...2.4 диаметра осевого канала кольцевого уступа 8, а центральный угол луча поперечного сечения звездообразного канала 2 составляет 0.6...0.7 центрального угла выступа поперечного сечения звездообразного канала 2.

Предложенное выполнение заряда позволило на 8...10% увеличить коэффициент объемного заполнения при уменьшении значений величин разбросов выходных характеристик на 2...5%.

Функционирование предложенного заряда происходит следующим образом. После зажжения головного 1 и хвостового 3 полузарядов продукты сгорания от переднего торца головного полузаряда 1 втекают в конический участок 9 кольцевого уступа 8 и при втекании в звездообразный канал 2 головного полузаряда 1 образуют рециркуляционные зоны по всей высоте лучей поперечного сечения. Затем продукты сгорания головного полузаряда 1 втекают в канал хвостового полузаряда 3 и совместно с продуктами сгорания хвостового полузаряда 3 истекают через канал хвостового полузаряда 3.

Полученный положительный эффект подтвержден в ходе стендовых испытаний зарядов, выполненных в соответствии с предлагаемым изобретением, а также при летных испытаниях ракет РСЗО с предлагаемым зарядом.

Похожие патенты RU2180049C1

название год авторы номер документа
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЁРДОГО ТОПЛИВА 2002
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Куценко Г.В.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Плотникова Т.Н.
  • Пичкалёв Ж.А.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Макаров Л.Б.
  • Шипунов А.Г.
  • Филимонов Г.Д.
  • Коликов В.А.
  • Коренной А.В.
  • Сурначев А.Ф.
  • Шатрова Э.А.
  • Швыкин Ю.С.
RU2212556C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1999
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Семилет В.В.
  • Обозов Л.И.
  • Аляжединов В.Р.
  • Каширкин А.А.
  • Петуркин Д.М.
  • Филатов В.Г.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Макаров Л.Б.
  • Лисовский В.М.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Некрасов В.И.
  • Подчуфаров В.И.
  • Калюжный Г.В.
RU2145674C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1999
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Семилет В.В.
  • Подчуфаров В.И.
  • Обозов Л.И.
  • Каширкин А.А.
  • Петуркин Д.М.
  • Филатов В.Г.
  • Куксенко А.Ф.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Макаров Л.Б.
  • Гринберг С.И.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Некрасов В.И.
RU2150599C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Поваров Сергей Александрович
  • Мельник Геннадий Иванович
  • Шабалин Владимир Михайлович
  • Макаровец Николай Александрович
  • Денежкин Геннадий Алексеевич
  • Калюжный Геннадий Васильевич
  • Петуркин Дмитрий Михайлович
  • Каширкин Александр Александрович
  • Ерохин Владимир Евгеньевич
  • Захаров Олег Львович
  • Трегубов Виктор Иванович
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Некрасов Валентин Иванович
  • Ковтун Виктор Евгеньевич
  • Колач Петр Кузьмич
  • Аляжединов Вадим Рашитович
RU2391530C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1999
  • Семилет В.В.
  • Обозов Л.И.
  • Петуркин Д.М.
  • Филатов В.Г.
  • Каширкин А.А.
  • Аляжединов В.Р.
  • Макаровец Н.А.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Винокуров Ю.А.
  • Гринберг С.И.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Денежкин Г.А.
  • Некрасов В.И.
RU2145673C1
Заряд ракетного твердого топлива 2003
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Гринберг С.И.
  • Макаров Л.Б.
  • Лисовский В.М.
  • Вронский Н.М.
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Некрасов В.И.
  • Семилет В.В.
  • Подчуфаров В.И.
  • Трегубов В.И.
  • Каширкин А.А.
  • Королева Н.Б.
  • Шубкин Е.А.
RU2220312C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2003
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Плотникова Т.Н.
  • Пичкалёв Ж.А.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Макаров Л.Б.
  • Шипунов А.Г.
  • Дудка В.Д.
  • Филимонов Г.Д.
  • Васина Е.А.
  • Коликов В.А.
  • Коренной А.В.
  • Морозов В.Д.
  • Сурначев А.Ф.
  • Шатрова Э.А.
  • Швыкин Ю.С.
RU2247252C2
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2007
  • Поваров Сергей Александрович
  • Мельник Геннадий Иванович
  • Шабалин Владимир Михайлович
  • Каширкин Александр Александрович
  • Королева Наталья Борисовна
  • Петуркин Дмитрий Михайлович
  • Семилет Виктор Васильевич
  • Трегубов Виктор Иванович
  • Макаровец Николай Александрович
  • Денежкин Геннадий Алексеевич
RU2322603C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1998
  • Обозов Л.И.
  • Каширкин А.А.
  • Петуркин Д.М.
  • Семилет В.В.
  • Макаровец Н.А.
  • Куценко Г.В.
  • Некрасов В.И.
  • Шеврикуко И.Д.
  • Амарантов Г.Н.
  • Смирнов В.Д.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Вронский Н.М.
  • Лисовский В.М.
  • Гринберг С.И.
  • Макаров Л.Б.
  • Филатов В.Г.
RU2125175C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1996
  • Белобрагин В.Н.
  • Денежкин Г.А.
  • Евтухов Е.И.
  • Куксенко А.Ф.
  • Макаровец Н.А.
  • Марьин В.В.
  • Медведев В.И.
  • Подчуфаров В.И.
  • Проскурин Н.М.
  • Семилет В.В.
  • Успенский С.В.
RU2110694C1

Реферат патента 2002 года ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к зарядам ракетного твердого топлива двигателей ракет реактивных систем залпового огня. Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, защитно-крепящий слой, головной полузаряд со звездообразным каналом, хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом и торцевые манжеты. На входе в звездообразный канал головного полузаряда выполнен кольцевой уступ с осевым цилиндрическим каналом диаметром 0,4-0,6 наружного диаметра лучей поперечного сечения звездообразного канала и длиной канала, равной 0,8-1,2 толщины горящего свода головного полузаряда. На торцевой поверхности кольцевого уступа выполнен конический участок с углом конусности 30-60o с максимальным диаметром на переднем торце головного полузаряда, равным 1,8-2,4 диаметра осевого канала кольцевого уступа. Центральный угол луча поперечного сечения звездообразного канала составляет 0,6-0,7 центрального угла выступа поперечного сечения звездообразного канала. Выполнение заряда в соответствии с изобретением позволяет на 8-10% увеличить коэффициент объемного заполнения при уменьшении значений величин разбросов выходных характеристик на 2-5%. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 180 049 C1

Заряд ракетного твердого топлива, содержащий корпус, защитно-крепящий слой, головной полузаряд со звездообразным каналом, хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом и торцевые манжеты, отличающийся тем, что в нем на входе в звездообразный канал головного полузаряда выполнен кольцевой уступ с осевым цилиндрическим каналом диаметром 0,4-0,6 наружного диаметра лучей поперечного сечения звездообразного канала и длиной канала, равной 0,8-1,2 толщины горящего свода головного полузаряда, на торцевой поверхности кольцевого уступа выполнен конический участок с углом конусности 30-60o с максимальным диаметром на переднем торце головного полузаряда, равным 1,8-2,4 диаметра осевого канала кольцевого уступа, а центральный угол луча поперечного сечения звездообразного канала составляет 0,6-0,7 центрального угла выступа поперечного сечения звездообразного канала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2180049C1

РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1998
  • Обозов Л.И.
  • Каширкин А.А.
  • Петуркин Д.М.
  • Семилет В.В.
  • Макаровец Н.А.
  • Куценко Г.В.
  • Некрасов В.И.
  • Шеврикуко И.Д.
  • Амарантов Г.Н.
  • Смирнов В.Д.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Вронский Н.М.
  • Лисовский В.М.
  • Гринберг С.И.
  • Макаров Л.Б.
  • Филатов В.Г.
RU2125175C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1999
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Семилет В.В.
  • Обозов Л.И.
  • Аляжединов В.Р.
  • Каширкин А.А.
  • Петуркин Д.М.
  • Филатов В.Г.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Макаров Л.Б.
  • Лисовский В.М.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Некрасов В.И.
  • Подчуфаров В.И.
  • Калюжный Г.В.
RU2145674C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1999
  • Семилет В.В.
  • Обозов Л.И.
  • Петуркин Д.М.
  • Филатов В.Г.
  • Каширкин А.А.
  • Аляжединов В.Р.
  • Макаровец Н.А.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Винокуров Ю.А.
  • Гринберг С.И.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Денежкин Г.А.
  • Некрасов В.И.
RU2145673C1

RU 2 180 049 C1

Авторы

Аляжединов В.Р.

Денежкин Г.А.

Калюжный Г.В.

Кузьмицкий Г.Э.

Макаровец Н.А.

Обозов Л.И.

Семилет В.В.

Талалаев А.П.

Даты

2002-02-27Публикация

2001-04-16Подача