Изобретение относится к области военной техники, а именно к зарядам ракетного твердого топлива двигателей ракет реактивных систем залпового огня (РСЗО).
Основной тенденцией совершенствования ракет РСЗО является увеличение дальности стрельбы, что обусловливает рост энерговооруженности двигателей, достигаемый в первую очередь применением зарядов с высоким коэффициентом заполнения камеры сгорания.
Известен заряд для двигателей ракет, содержащий последовательно расположенные топливные секции, диаметр канала которых увеличивается к соплу, скрепленные с корпусом двигателя и разделенные зазорами (см., например, А.А. Шишков и др. Рабочие процессы в РДТТ. - М., Машиностроение, 1989, с. 82), принятый за аналог. Задачей данного технического решения являлось обеспечение высокого значения коэффициента объемного заполнения. Однако применение зарядов подобной конструкции в двигателях ракет РСЗО неприемлемо из-за наличия большой массовой доли остатков заряда, догорающих в конце работы при пониженном давлении. Это вызывает недопустимый разброс выходных характеристик, а следовательно, и параметров рассеивания ракет.
Общими признаками с предлагаемым авторами зарядом является наличие в составе заряда-аналога последовательно расположенных топливных секций, горящих по каналам и торцам, разделенных зазорами.
Наиболее близким по технической сути и достигаемому техническому результату к заявляемому изобретению является заряд по патенту 2125175 F 02 K 9/28, принятый авторами за прототип. Он содержит скрепленный с корпусом двигателя головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом.
Заряд, принятый за прототип, функционирует следующим образом. После зажжения заряда происходит его горение по переднему торцу, звездообразному каналу и заднему торцу головного полузаряда, а также переднему торцу, цилиндрическому каналу и сопловому торцу хвостового полузаряда. Однако заряду такой конструкции присущ ряд недостатков, основными из которых являются сложное напряженно-деформированное состояние заряда, возникновение значительных локальных напряжений в заряде при эксплуатации в областях крайних положительных и отрицательных температур применения, что при дальнейшем повышении плотности заряжания приводит к демонтажу заряда.
Задачей известного технического решения (прототипа) явилось повышение объемного заполнения при допустимом уровне массы догорающих остатков без учета возможности его модернизации в направлении увеличения объемного заполнения, например, за счет уменьшения диаметров каналов.
В отличие от прототипа в предлагаемом заряде радиусы скруглений в местах перехода цилиндрических участков лучей звездообразного канала к боковой поверхности лучей (r) составляют 0,08-0,15 толщин горящего свода головного полузаряда (elr), длина консольного участка хвостового полузаряда, обращенного к соплу (lr), - 0,6-1,5 толщин горящего свода хвостового полузаряда у начала консольного участка (elx), а в области переднего торца хвостового полузаряда выполнена осесимметричная сужающаяся по направлению к сопловому торцу выемка, включающая последовательно расположенные конические участки: участок с максимальным диаметром на переднем торце хвостового полузаряда (Dmax), равным 1,2-1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда (Dл) с углом конусности α1 = 25-35o и длиной (0,015-0,03)L, участок с углом конусности α2 = 3-8o и длиной (0,02-0,04)L, а также участок с углом конусности α3 = 10-20o и длиной (0,015-0,03)L, где L - длина хвостового полузаряда.
Это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.
Указанные признаки, отличительные от прототипа, и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение объемного заполнения и надежности функционирования заряда при эксплуатации в широком температурном диапазоне.
Указанный технический результат достигается тем, что в заряде, содержащем головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом, радиусы скруглений в местах перехода цилиндрических участков лучей звездообразного канала к боковой поверхности лучей (r) составляют 0,08-0,15 толщин горящего свода головного полузаряда (elr), длина консольного участка хвостового полузаряда, обращенного к соплу (lк), - 0,6-1,5 толщин горящего свода хвостового полузаряда у начала консольного участка, а в области переднего торца хвостового полузаряда выполнена осесимметричная сужающаяся по направлению к сопловому торцу выемка, включающая последовательно расположенные конические участки: участок с максимальным диаметром на переднем торце хвостового полузаряда (Dmax), равным 1,2-1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда (Dл) с углом конусности α1 = 25-35o и длиной (0,015-0,03)L, участок с углом конусности α2 = 3-8o и длиной (0,02-0,04)L, а также участок с углом конусности α3 = 10-20o и длиной (0,015-0,03)L, где L - длина хвостового полузаряда.
Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между узлами заряда позволяют, в частности, за счет выполнения:
- радиусов скруглений в местах перехода цилиндрических участков лучей звездообразного канала к боковой поверхности лучей (r), составляющих 0,08-0,15 толщин горящего свода головного полузаряда (elr), обеспечить допустимый уровень локальных напряжений в наиболее напряженной части заряда при крайних отрицательных температурах применения. При уменьшении радиусов скруглений ниже 0,08elr для зарядов из существующих топлив напряжения превосходят допустимый уровень, что приводит к образованию трещин в заряде и его разрушению. При увеличении радиуса свыше 0,15elr возрастает доля догорающих остатков головного полузаряда, что вызывает неприемлемый разброс энергетических характеристик;
- консольного участка хвостового полузаряда, обращенного к соплу, с длиной 0,6-1,5 толщин горящего свода хвостового полузаряда у начала консольного участка (elx) обеспечить отсутствие при крайних положительных температурах применения уменьшения ("обжатия") канала хвостового полузаряда за счет радиального перепада давления между наружной поверхностью консольного участка и каналом хвостового полузаряда. При увеличении длины консольного участка свыше 1,5 толщин горящего свода у начала участка (elx) деформация консольного участка при существующем уровне физико-механических характеристик топлив приводит к недопустимому уменьшению диаметра канала на выходе из хвостового полузаряда, что вызывает нерасчетный рост перепада давления по длине полузаряда и его разрушение. При уменьшении длины консольного участка менее 0,6elx увеличение объемного заполнения становится несущественным;
- в области переднего торца хвостового полузаряда осесимметричной сужающейся по направлению к сопловому торцу выемки, включающей последовательно расположенные конические участки: участок с максимальным диаметром на переднем торце хвостового полузаряда (Dmax), равным 1,2-1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда (Dл) с углом конусности α1 = 25-35o и длиной (0,015-0,03)L, участок с углом конусности α2 = 3-8o и длиной (0,02-0,04)L, а также участок с углом конусности α3 = 10-20o и длиной (0,015-0,03)L, где L - длина хвостового полузаряда, обеспечить при крайних положительных температурах заряда отсутствие деформации переднего торца хвостового полузаряда под действием струи, вытекающей из канала головного полузаряда. Вследствие этого исключается местное сужение полузаряда у переднего торца, вызывающее рост давления в канале головного полузаряда и его разрушение. Выполнение конического участка с максимальным диаметром на переднем торце хвостового полузаряда (Dmax), равным 1,2-1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда (Dл), и углом конусности α1 = 25-35o с длиной (0,015-0,03)L позволяет резко снизить силовое воздействие газовой струи, вытекающей из канала головного полузаряда, на передний торец хвостового полузаряда. При увеличении угла α1 более 35o и уменьшении длины участка менее 0,015L недопустимо увеличивается силовое воздействие газовой струи на торец хвостового полузаряда, при уменьшении угла α1 менее 25o и увеличении длины участка свыше 0,03L - нерационально уменьшается коэффициент объемного заполнения. Наличием конического участка с углом конусности α2 = 3-8o и длиной (0,02-0,04)L достигается необходимый закон распределения скорости и давления потока на участке канала хвостового полузаряда в области переднего торца, подвергающейся деформации. При увеличении угла конусности участка α2 более 8o и его длины свыше 0,04L нагрузка на торец заряда и его деформация превышают допустимые значения. С сокращением длины участка менее 0,02L длины канала хвостового полузаряда и угла α2 менее 3o величина усилия, действующего со стороны канала на область хвостового полузаряда у переднего торца, падает ниже допустимых величин. При увеличении угла конусности и длины участка с углом конусности α3 = 10-20o и длиной (0,015-0,03)L более 20o и свыше 0,03L увеличивается сила, деформирующая хвостовой полузаряд у переднего торца, уменьшение указанного угла менее 10o и его длины менее 0,015L нерационально из-за снижения массы заряда.
Сущность предложенного изобретения поясняется чертежом, где изображен общий вид предложенного заряда с частичным поперечным разрезом.
Предлагаемый заряд содержит головной полузаряд 1 со звездообразным каналом 2, хвостовой полузаряд 3 с цилиндрическим каналом 4, осесимметричной выемкой 5 и консольным участком 6, корпус 7, защитно-крепящий слой 8, торцевые манжеты 9, цилиндрические участки лучей 10, боковые участки лучей 11. Осесимметричная выемка включает конические участки 12, 13, 14.
Предложенное выполнение заряда позволило на 8-10% увеличить коэффициент объемного заполнения при сохранении значений величин разбросов выходных характеристик и критериев надежности в заданном диапазоне применения.
Функционирование предложенного заряда происходит следующим образом. После зажжения головного 1 и хвостового 3 полузарядов продукты сгорания головного полузаряда 1 движутся по звездообразному каналу 2 в направлении хвостового полузаряда 3, втекают в выемку 5 канала 4 и совместно с продуктами сгорания хвостового полузаряда 3 истекают через сопловой срез консольного участка 6
Полученный положительный эффект подтвержден в ходе стендовых испытаний зарядов, выполненных в соответствии с предлагаемым изобретением, а также при летных испытаниях ракет РСЗО с предлагаемым зарядом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2145674C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1998 |
|
RU2125175C1 |
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2180049C1 |
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2150599C1 |
Заряд ракетного твердого топлива | 2003 |
|
RU2220312C1 |
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2391530C1 |
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЁРДОГО ТОПЛИВА | 2002 |
|
RU2212556C1 |
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2003 |
|
RU2247252C2 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1998 |
|
RU2125174C1 |
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2322603C1 |
Заряд ракетного твердого топлива двигателей ракет реактивных снарядов систем залпового огня содержит корпус, защитно-крепящий слой, торцевые манжеты, головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом. Заряд выполнен с радиусами скруглений в местах перехода цилиндрических участков лучей звездообразного канала к боковой поверхности лучей, составляющими 0,08 - 0,15 толщин горящего свода головного полузаряда. Длина консольного участка хвостового полузаряда, обращенного к соплу, составляет 0,6 - 1,5 толщин горящего свода хвостового полузаряда у начала консольного участка. В области переднего торца хвостового полузаряда выполнена осесимметричная сужающаяся по направлению к сопловому торцу выемка, включающая последовательно расположенные конические участки: участок с максимальным диаметром (Dmax) на переднем торце хвостового полузаряда, равным 1,2 - 1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда с углом конусности 25 - 35o и длиной (0,015 - 0,03)L, участок с углом конусности 3 - 8o и длиной (0,02 - 0,04)L, а также участок с углом конусности 10 - 20o и длиной (0,015 - 0,03)L, где L - длина хвостового полузаряда. Изобретение позволяет создать заряд ракетного твердого топлива, обеспечивающий увеличение на 8 - 10% коэффициента объемного заполнения при сокращении значений разбросов выходных характеристик и критериев надежности в заданном диапазоне применения. 1 ил.
Заряд ракетного твердого топлива, содержащий корпус, защитно-крепящий слой, торцевые манжеты, головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом, отличающийся тем, что в нем радиусы скруглений в местах перехода цилиндрических участков лучей звездообразного канала к боковой поверхности лучей составляют 0,08-0,15 толщин горящего свода головного полузаряда, длина консольного участка хвостового полузаряда, обращенного к соплу, - 0,6-1,5 толщин горящего свода хвостового полузаряда у начала консольного участка, а в области переднего торца хвостового полузаряда выполнена осесимметричная сужающаяся по направлению к сопловому торцу выемка, включающая последовательно расположенные конические участки: участок с максимальным диаметром (Dmax) на переднем торце хвостового полузаряда, равным 1,2-1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда с углом конусности 25-35o и длиной (0,015-0,03)L, участок с углом конусности 3-8o и длиной (0,02-0,04)L, а также участок с углом конусности 10-20o и длиной (0,015-0,03)L, где L - длина хвостового полузаряда.
Способ получения фениловых эфиров 2-карбалкоксиаминобенимидазол-5/6/-сульфокислоты | 1976 |
|
SU591142A3 |
УСТРОЙСТВО для ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВОИЧНОГО КОДА | 0 |
|
SU184014A1 |
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов | 1917 |
|
SU97A1 |
US 4891938 A, 09.01.90 | |||
КОМПОЗИЦИЯ ИНГРЕДИЕНТОВ ДЛЯ СЛАДКОЙ НАСТОЙКИ "СЕВЕРНАЯ ЧЕРЕМУХА" | 1997 |
|
RU2122574C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ | 1996 |
|
RU2117809C1 |
Авторы
Даты
2000-02-20—Публикация
1999-05-25—Подача