ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2000 года по МПК F02K9/18 

Описание патента на изобретение RU2145673C1

Изобретение относится к области военной техники, а именно к зарядам ракетного твердого топлива двигателей ракет реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Основной тенденцией совершенствования ракет РСЗО является увеличение дальности стрельбы, что обусловливает рост энерговооруженности двигателей, достигаемый в первую очередь применением зарядов с высоким коэффициентом заполнения камеры сгорания.

Известен заряд для двигателей ракет, содержащий последовательно расположенные топливные секции, диаметр канала которых увеличивается к соплу, скрепленные с корпусом двигателя и разделенные зазорами (см., например, А.А. Шишков и др. Рабочие процессы в РДТТ. - М., Машиностроение, 1989, с. 82), принятый за аналог. Задачей данного технического решения являлось обеспечение высокого значения коэффициента объемного заполнения. Однако применение зарядов подобной конструкции в двигателях ракет РСЗО неприемлемо из-за наличия большой массовой доли остатков заряда, догорающих в конце работы при пониженном давлении. Это вызывает недопустимый разброс выходных характеристик, а следовательно, и параметров рассеивания ракет.

Общими признаками с предлагаемым авторами зарядом является наличие в составе заряда-аналога последовательно расположенных топливных секций, горящих по каналам и торцам, разделенных зазорами.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому техническому результату к заявляемому изобретению является заряд по патенту 2125175 F 02 K 9/28, принятый авторами за прототип. Он содержит скрепленный с корпусом двигателя головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом.

Заряд, принятый за прототип, функционирует следующим образом. После зажжения заряда происходит его горение по переднему торцу, звездообразному каналу и заднему торцу головного полузаряда, а также переднему торцу, цилиндрическому каналу и сопловому торцу хвостового полузаряда. Однако заряду такой конструкции присущ ряд недостатков, основными из которых являются сложное напряженно-деформированное состояние заряда, возникновение значительных локальных напряжений в заряде при эксплуатации в областях крайних положительных и отрицательных температур применения, что при дальнейшем повышении плотности заряжания приводит к демонтажу заряда.

Задачей известного технического решения (прототипа) явилось повышение объемного заполнения при допустимом уровне массы догорающих остатков без учета возможности его модернизации в направлении увеличения объемного заполнения, например, за счет уменьшения диаметров каналов.

В отличие от прототипа в предлагаемом заряде радиусы скруглений в местах перехода цилиндрических участков лучей звездообразного канала к боковой поверхности лучей (r) составляют 0,08-0,15 толщин горящего свода головного полузаряда (elr), длина консольного участка хвостового полузаряда, обращенного к соплу (lr), - 0,6-1,5 толщин горящего свода хвостового полузаряда у начала консольного участка (elx), а в области переднего торца хвостового полузаряда выполнена осесимметричная сужающаяся по направлению к сопловому торцу выемка, включающая последовательно расположенные конические участки: участок с максимальным диаметром на переднем торце хвостового полузаряда (Dmax), равным 1,2-1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда (Dл) с углом конусности α1 = 25-35o и длиной (0,015-0,03)L, участок с углом конусности α2 = 3-8o и длиной (0,02-0,04)L, а также участок с углом конусности α3 = 10-20o и длиной (0,015-0,03)L, где L - длина хвостового полузаряда.

Это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа, и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение объемного заполнения и надежности функционирования заряда при эксплуатации в широком температурном диапазоне.

Указанный технический результат достигается тем, что в заряде, содержащем головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом, радиусы скруглений в местах перехода цилиндрических участков лучей звездообразного канала к боковой поверхности лучей (r) составляют 0,08-0,15 толщин горящего свода головного полузаряда (elr), длина консольного участка хвостового полузаряда, обращенного к соплу (lк), - 0,6-1,5 толщин горящего свода хвостового полузаряда у начала консольного участка, а в области переднего торца хвостового полузаряда выполнена осесимметричная сужающаяся по направлению к сопловому торцу выемка, включающая последовательно расположенные конические участки: участок с максимальным диаметром на переднем торце хвостового полузаряда (Dmax), равным 1,2-1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда (Dл) с углом конусности α1 = 25-35o и длиной (0,015-0,03)L, участок с углом конусности α2 = 3-8o и длиной (0,02-0,04)L, а также участок с углом конусности α3 = 10-20o и длиной (0,015-0,03)L, где L - длина хвостового полузаряда.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между узлами заряда позволяют, в частности, за счет выполнения:
- радиусов скруглений в местах перехода цилиндрических участков лучей звездообразного канала к боковой поверхности лучей (r), составляющих 0,08-0,15 толщин горящего свода головного полузаряда (elr), обеспечить допустимый уровень локальных напряжений в наиболее напряженной части заряда при крайних отрицательных температурах применения. При уменьшении радиусов скруглений ниже 0,08elr для зарядов из существующих топлив напряжения превосходят допустимый уровень, что приводит к образованию трещин в заряде и его разрушению. При увеличении радиуса свыше 0,15elr возрастает доля догорающих остатков головного полузаряда, что вызывает неприемлемый разброс энергетических характеристик;
- консольного участка хвостового полузаряда, обращенного к соплу, с длиной 0,6-1,5 толщин горящего свода хвостового полузаряда у начала консольного участка (elx) обеспечить отсутствие при крайних положительных температурах применения уменьшения ("обжатия") канала хвостового полузаряда за счет радиального перепада давления между наружной поверхностью консольного участка и каналом хвостового полузаряда. При увеличении длины консольного участка свыше 1,5 толщин горящего свода у начала участка (elx) деформация консольного участка при существующем уровне физико-механических характеристик топлив приводит к недопустимому уменьшению диаметра канала на выходе из хвостового полузаряда, что вызывает нерасчетный рост перепада давления по длине полузаряда и его разрушение. При уменьшении длины консольного участка менее 0,6elx увеличение объемного заполнения становится несущественным;
- в области переднего торца хвостового полузаряда осесимметричной сужающейся по направлению к сопловому торцу выемки, включающей последовательно расположенные конические участки: участок с максимальным диаметром на переднем торце хвостового полузаряда (Dmax), равным 1,2-1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда (Dл) с углом конусности α1 = 25-35o и длиной (0,015-0,03)L, участок с углом конусности α2 = 3-8o и длиной (0,02-0,04)L, а также участок с углом конусности α3 = 10-20o и длиной (0,015-0,03)L, где L - длина хвостового полузаряда, обеспечить при крайних положительных температурах заряда отсутствие деформации переднего торца хвостового полузаряда под действием струи, вытекающей из канала головного полузаряда. Вследствие этого исключается местное сужение полузаряда у переднего торца, вызывающее рост давления в канале головного полузаряда и его разрушение. Выполнение конического участка с максимальным диаметром на переднем торце хвостового полузаряда (Dmax), равным 1,2-1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда (Dл), и углом конусности α1 = 25-35o с длиной (0,015-0,03)L позволяет резко снизить силовое воздействие газовой струи, вытекающей из канала головного полузаряда, на передний торец хвостового полузаряда. При увеличении угла α1 более 35o и уменьшении длины участка менее 0,015L недопустимо увеличивается силовое воздействие газовой струи на торец хвостового полузаряда, при уменьшении угла α1 менее 25o и увеличении длины участка свыше 0,03L - нерационально уменьшается коэффициент объемного заполнения. Наличием конического участка с углом конусности α2 = 3-8o и длиной (0,02-0,04)L достигается необходимый закон распределения скорости и давления потока на участке канала хвостового полузаряда в области переднего торца, подвергающейся деформации. При увеличении угла конусности участка α2 более 8o и его длины свыше 0,04L нагрузка на торец заряда и его деформация превышают допустимые значения. С сокращением длины участка менее 0,02L длины канала хвостового полузаряда и угла α2 менее 3o величина усилия, действующего со стороны канала на область хвостового полузаряда у переднего торца, падает ниже допустимых величин. При увеличении угла конусности и длины участка с углом конусности α3 = 10-20o и длиной (0,015-0,03)L более 20o и свыше 0,03L увеличивается сила, деформирующая хвостовой полузаряд у переднего торца, уменьшение указанного угла менее 10o и его длины менее 0,015L нерационально из-за снижения массы заряда.

Сущность предложенного изобретения поясняется чертежом, где изображен общий вид предложенного заряда с частичным поперечным разрезом.

Предлагаемый заряд содержит головной полузаряд 1 со звездообразным каналом 2, хвостовой полузаряд 3 с цилиндрическим каналом 4, осесимметричной выемкой 5 и консольным участком 6, корпус 7, защитно-крепящий слой 8, торцевые манжеты 9, цилиндрические участки лучей 10, боковые участки лучей 11. Осесимметричная выемка включает конические участки 12, 13, 14.

Предложенное выполнение заряда позволило на 8-10% увеличить коэффициент объемного заполнения при сохранении значений величин разбросов выходных характеристик и критериев надежности в заданном диапазоне применения.

Функционирование предложенного заряда происходит следующим образом. После зажжения головного 1 и хвостового 3 полузарядов продукты сгорания головного полузаряда 1 движутся по звездообразному каналу 2 в направлении хвостового полузаряда 3, втекают в выемку 5 канала 4 и совместно с продуктами сгорания хвостового полузаряда 3 истекают через сопловой срез консольного участка 6
Полученный положительный эффект подтвержден в ходе стендовых испытаний зарядов, выполненных в соответствии с предлагаемым изобретением, а также при летных испытаниях ракет РСЗО с предлагаемым зарядом.

Похожие патенты RU2145673C1

название год авторы номер документа
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1999
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Семилет В.В.
  • Обозов Л.И.
  • Аляжединов В.Р.
  • Каширкин А.А.
  • Петуркин Д.М.
  • Филатов В.Г.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Макаров Л.Б.
  • Лисовский В.М.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Некрасов В.И.
  • Подчуфаров В.И.
  • Калюжный Г.В.
RU2145674C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1998
  • Обозов Л.И.
  • Каширкин А.А.
  • Петуркин Д.М.
  • Семилет В.В.
  • Макаровец Н.А.
  • Куценко Г.В.
  • Некрасов В.И.
  • Шеврикуко И.Д.
  • Амарантов Г.Н.
  • Смирнов В.Д.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Вронский Н.М.
  • Лисовский В.М.
  • Гринберг С.И.
  • Макаров Л.Б.
  • Филатов В.Г.
RU2125175C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2001
  • Аляжединов В.Р.
  • Денежкин Г.А.
  • Калюжный Г.В.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Макаровец Н.А.
  • Обозов Л.И.
  • Семилет В.В.
  • Талалаев А.П.
RU2180049C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1999
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Семилет В.В.
  • Подчуфаров В.И.
  • Обозов Л.И.
  • Каширкин А.А.
  • Петуркин Д.М.
  • Филатов В.Г.
  • Куксенко А.Ф.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Макаров Л.Б.
  • Гринберг С.И.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Некрасов В.И.
RU2150599C1
Заряд ракетного твердого топлива 2003
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Гринберг С.И.
  • Макаров Л.Б.
  • Лисовский В.М.
  • Вронский Н.М.
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Некрасов В.И.
  • Семилет В.В.
  • Подчуфаров В.И.
  • Трегубов В.И.
  • Каширкин А.А.
  • Королева Н.Б.
  • Шубкин Е.А.
RU2220312C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Поваров Сергей Александрович
  • Мельник Геннадий Иванович
  • Шабалин Владимир Михайлович
  • Макаровец Николай Александрович
  • Денежкин Геннадий Алексеевич
  • Калюжный Геннадий Васильевич
  • Петуркин Дмитрий Михайлович
  • Каширкин Александр Александрович
  • Ерохин Владимир Евгеньевич
  • Захаров Олег Львович
  • Трегубов Виктор Иванович
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Некрасов Валентин Иванович
  • Ковтун Виктор Евгеньевич
  • Колач Петр Кузьмич
  • Аляжединов Вадим Рашитович
RU2391530C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЁРДОГО ТОПЛИВА 2002
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Куценко Г.В.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Плотникова Т.Н.
  • Пичкалёв Ж.А.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Макаров Л.Б.
  • Шипунов А.Г.
  • Филимонов Г.Д.
  • Коликов В.А.
  • Коренной А.В.
  • Сурначев А.Ф.
  • Шатрова Э.А.
  • Швыкин Ю.С.
RU2212556C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2003
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Плотникова Т.Н.
  • Пичкалёв Ж.А.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Макаров Л.Б.
  • Шипунов А.Г.
  • Дудка В.Д.
  • Филимонов Г.Д.
  • Васина Е.А.
  • Коликов В.А.
  • Коренной А.В.
  • Морозов В.Д.
  • Сурначев А.Ф.
  • Шатрова Э.А.
  • Швыкин Ю.С.
RU2247252C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1998
  • Денежкин Г.А.
  • Семилет В.В.
  • Обозов Л.И.
  • Борисов О.Г.
  • Петуркин Д.М.
  • Макаровец Н.А.
  • Куценко Г.В.
  • Некрасов В.И.
  • Шеврикуко И.Д.
  • Амарантов Г.Н.
  • Смирнов В.Д.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Вронский Н.М.
  • Лисовский В.М.
  • Гринберг С.И.
  • Макаров Л.Б.
  • Филатов В.Г.
RU2125174C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2007
  • Поваров Сергей Александрович
  • Мельник Геннадий Иванович
  • Шабалин Владимир Михайлович
  • Каширкин Александр Александрович
  • Королева Наталья Борисовна
  • Петуркин Дмитрий Михайлович
  • Семилет Виктор Васильевич
  • Трегубов Виктор Иванович
  • Макаровец Николай Александрович
  • Денежкин Геннадий Алексеевич
RU2322603C1

Реферат патента 2000 года ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Заряд ракетного твердого топлива двигателей ракет реактивных снарядов систем залпового огня содержит корпус, защитно-крепящий слой, торцевые манжеты, головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом. Заряд выполнен с радиусами скруглений в местах перехода цилиндрических участков лучей звездообразного канала к боковой поверхности лучей, составляющими 0,08 - 0,15 толщин горящего свода головного полузаряда. Длина консольного участка хвостового полузаряда, обращенного к соплу, составляет 0,6 - 1,5 толщин горящего свода хвостового полузаряда у начала консольного участка. В области переднего торца хвостового полузаряда выполнена осесимметричная сужающаяся по направлению к сопловому торцу выемка, включающая последовательно расположенные конические участки: участок с максимальным диаметром (Dmax) на переднем торце хвостового полузаряда, равным 1,2 - 1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда с углом конусности 25 - 35o и длиной (0,015 - 0,03)L, участок с углом конусности 3 - 8o и длиной (0,02 - 0,04)L, а также участок с углом конусности 10 - 20o и длиной (0,015 - 0,03)L, где L - длина хвостового полузаряда. Изобретение позволяет создать заряд ракетного твердого топлива, обеспечивающий увеличение на 8 - 10% коэффициента объемного заполнения при сокращении значений разбросов выходных характеристик и критериев надежности в заданном диапазоне применения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 145 673 C1

Заряд ракетного твердого топлива, содержащий корпус, защитно-крепящий слой, торцевые манжеты, головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом, отличающийся тем, что в нем радиусы скруглений в местах перехода цилиндрических участков лучей звездообразного канала к боковой поверхности лучей составляют 0,08-0,15 толщин горящего свода головного полузаряда, длина консольного участка хвостового полузаряда, обращенного к соплу, - 0,6-1,5 толщин горящего свода хвостового полузаряда у начала консольного участка, а в области переднего торца хвостового полузаряда выполнена осесимметричная сужающаяся по направлению к сопловому торцу выемка, включающая последовательно расположенные конические участки: участок с максимальным диаметром (Dmax) на переднем торце хвостового полузаряда, равным 1,2-1,5 наружного диаметра лучей головного полузаряда с углом конусности 25-35o и длиной (0,015-0,03)L, участок с углом конусности 3-8o и длиной (0,02-0,04)L, а также участок с углом конусности 10-20o и длиной (0,015-0,03)L, где L - длина хвостового полузаряда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2145673C1

Способ получения фениловых эфиров 2-карбалкоксиаминобенимидазол-5/6/-сульфокислоты 1976
  • Хайнц Леве
  • Иозеф Урбанитц
  • Дитер Дювель
  • Райнхард Кирш
SU591142A3
УСТРОЙСТВО для ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВОИЧНОГО КОДА 0
SU184014A1
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов 1917
  • Латышев И.И.
SU97A1
US 4891938 A, 09.01.90
КОМПОЗИЦИЯ ИНГРЕДИЕНТОВ ДЛЯ СЛАДКОЙ НАСТОЙКИ "СЕВЕРНАЯ ЧЕРЕМУХА" 1997
  • Лосев В.И.
  • Чичулина А.А.
  • Заплатина В.А.
  • Бреннер В.В.
RU2122574C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ 1996
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Семилет В.В.
  • Подчуфаров В.И.
  • Петуркин Д.М.
  • Соколов И.Ю.
  • Лопухов Н.А.
RU2117809C1

RU 2 145 673 C1

Авторы

Семилет В.В.

Обозов Л.И.

Петуркин Д.М.

Филатов В.Г.

Каширкин А.А.

Аляжединов В.Р.

Макаровец Н.А.

Кузьмицкий Г.Э.

Федченко Н.Н.

Винокуров Ю.А.

Гринберг С.И.

Талалаев А.П.

Колесников В.И.

Амарантов Г.Н.

Колач П.К.

Денежкин Г.А.

Некрасов В.И.

Даты

2000-02-20Публикация

1999-05-25Подача