Изобретение относится к области двигателестроения, компрессоростроения, а именно к устройству преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное (и наоборот).
Известны устройства преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, содержащие кривошипно-шатунный механизм; содержащие бесшатунный механизм Баландина (см. С.С.Баландин "Бесшатунные двигатели внутреннего сгорания". Машиностроение. 1972 г. Стр. 19, 20, рис. 13); содержащие вращающийся в одном направлении диск с цевками или зубчатое колесо, находящееся в поочередном зацеплении с зубчатыми рейками подвижной рамки (см. патент ФРГ 3529921, кл. F 02 B 75/32, 1987 г.; см. "Механизмы". Под ред. С.Н.Кожевникова, Машиностроение, 1976 г., стр. 488, рис. 7.120), содержащие зубчатое колесо, перекатывающееся по зубчатому венцу колбообразного шатуна (см. описание патента ФРГ DE 3230508 А1, кл. F 01 В 9/96, опубл. 23.02.84 г., 12 л.).
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является устройство преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, содержащее зубчатое колесо, перекатывающееся по зубчатому венцу колбообразного шатуна (см. описание патента ФРГ DE 3230508 А1, кл. F 01 В 9/96, опубл. 23.02.84 г., 12 л.).
В указанном устройстве поршневой машины имеется шатун, который на колбообразном конце преобразован в зубчатый венец, имеющий форму криволинейного окна. Зубчатый венец находится в зацеплении с зубчатым колесом, сидящим на вале. Зубчатое колесо соединено с кулачком, посаженным на тот же вал. Кулачок взаимодействует с упорами, закрепленными на шатуне. Вращающееся зубчатое колесо перекатывается по периметру зубчатого венца, передает через него окружное усилие и изменяет направление движения возвратно-поступательного устройства. При этом работа описанного устройства в принципе невозможна без строгого указания на форму и требуемые пропорции между основными сопрягаемыми поверхностями деталей. Без определения этих признаков не обеспечивается постоянство параметров зацепления механизма, невозможно обеспечить плавность и безударность его работы в той мере, в которой становится допустимым его использование в двигателях внутреннего сгорания; компрессорах; устройствах, где действуют большие механические усилия и имеют место высокие скорости поступательного и вращательного движения.
Отмеченные недостатки описанного устройства не позволяют реализовать конструктивные и технологические преимущества данного типа устройств, обусловленные отсутствием шатунов и коленчатого вала.
Задачей изобретения является определение пропорций и необходимых технических условий, при которых обеспечивается непрерывность, безударность зацепления и постоянство его основных параметров для любого момента времени цикла с учетом требований, предъявляемых к быстроходным механизмам.
Решение поставленной задачи достигается тем, что зубчатые полуокружности рамки выполнены с радиусом большим, чем у вращающегося зубчатого колеса на величину, равную или превышающую половину высоты зуба, а самой зубчатой рамке обеспечена возможность поперечного возвратно-поступательного перемещения с фиксацией своих крайних положений при помощи кулачкового механизма, у которого по длине зубчатых реек закреплены линейные упоры с возможностью опорного контакта своих рабочих поверхностей с рабочей поверхностью кулачка. При этом приняты условия, согласно которым длина рабочей поверхности по периметру дуги кулачка равна длине рабочих поверхностей линейных упоров, а количество зубьев подвижной зубчатой рамки в два раза больше полного количества зубьев на зубчатом колесе.
По сравнению с прототипом заявляемое техническое решение характеризуется следующими новыми существенными признаками.
- Зубчатые полуокружности рамки выполнены с радиусом делительной окружности большим, чем у делительной окружности вращающегося зубчатого колеса на величину, равную или превышающую высоту половины зуба.
- Зубчатая рамка установлена в подвижном корпусе с возможностью поперечного возвратно-поступательного перемещения.
- Зубчатая рамка имеет возможность фиксации своих крайних положений на время перекатывания зубчатого колеса по зубчатой рейке одной из сторон рамки.
- Длина рабочей поверхности по периметру дуги кулачка равна длине рабочей поверхности линейного упора.
- Количество зубьев зубчатого венца рамки в два раза больше полного количества зубьев на зубчатом колесе.
На Фиг.1 показан продольный разрез устройства преобразования движения по плоскости зацепления зубчатой рамки и зубчатого колеса. На Фиг.2 показан продольный разрез устройства фиксации по плоскости действия его кулачкового механизма.
Устройство преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное (Фиг.1) включает в себя зубчатое колесо 1, которое находится в постоянном зацеплении с зубчатой рамкой 2. Зубчатая рамка 2 по форме выполнена состоящей из двух зубчатых реек равной длины и двух зубчатых полуокружностей равного радиуса. Радиус делительной окружности зубчатых полуокружностей всегда больше радиуса делительной окружности зубчатого колеса 1 на величину, равную или превышающую половину высоты зуба. Зубчатая рамка помещена в подвижный корпус 3 и имеет в нем свободу поперечного возвратно-поступательного перемещения, например, по направляющим цапф 4. Подвижный корпус 3 помещен в неподвижный корпус 5 и имеет в нем свободу продольного возвратно-поступательного движения. Для фиксации крайнего верхнего и крайнего нижнего положения зубчатой рамки 2 (фиксация размера L по Фиг.1) в устройстве имеется механизм фиксации, например электромагнитный, гидравлический, механический (на Фиг.1 не показан), или предлагаемое устройство фиксации, изображенное на Фиг.2.
Устройство фиксации крайних положений зубчатой рамки при поперечном перемещении (Фиг.2) включает в себя кулачок в виде сектора окружности 6, у которого рабочей поверхностью является дуга сектора окружности. Кулачок 6 и зубчатое колесо 1 посажены на одну и туже ось - ось вращения вала и неподвижны относительно друг друга. По длине зубчатых реек закреплены линейные упоры 7, поверхности которых, обращенные к оси симметрии зубчатой рамки, являются рабочими. Длина рабочей поверхности по периметру дуги кулачка 6 равна длине рабочей поверхности линейного упора 7. Количество зубьев зубчатого венца рамки 2 в два раза больше полного количества зубьев на зубчатом колесе 1. Зубчатое колесо 1 с кулачком 6 введены в зацепление с зубчатой рамкой 2 таким образом, чтобы горизонтальная ось симметрии зубчатой рамки 2 совпадала с осью симметрии Х-Х кулачка 6. Это положение зубчатого колеса 1 соответствует мертвым точкам зацепления (ВМТ-НМТ).
Устройство преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное (Фиг.1) работает следующим образом.
В процессе вращения (по стрелке) зубчатого колеса 1, находящегося по схеме Фиг.1 в зацеплении с нижней зубчатой рейкой рамки 2, подвижный корпус 3 с помещенной в нем зубчатой рамкой 2 движется влево. В момент перехода зубчатого колеса 1 с участка нижней зубчатой рейки на участок зубчатой полуокружности рамки 2 происходит резкое замедление скорости перемещения подвижного корпуса 3, которая падает до нуля в точке, когда горизонтальная ось симметрии зубчатой рамки 2 совпадет с диаметральной линией зубчатого колеса 1. Этот момент соответствует верхней мертвой точке (ВМТ) для левого торца подвижного корпуса 3 и нижней мертвой точке (НМТ) для правого.
Одновременно с переходом зубчатого колеса 1 с участка зубчатой рейки на участок зубчатой полуокружности рамки 2 начинается поперечное смещение зубчатой рамки 2 в корпусе 3 под действием поперечной составляющей силы, действующей в зацеплении зубчатого колеса 1 с зубчатой полуокружностью рамки 2. Поперечное перемещение зубчатой рамки 2 в отмеченной выше точке ВМТ-НМТ равно половине полного хода в поперечном направлении. Полностью поперечное перемещение заканчивается в момент перехода зубчатого колеса 1 с участка зубчатой полуокружности на участок верхней зубчатой рейки рамки 2. В этот момент зубья зубчатого колеса 1 уже полностью выходят из зацепления с нижней зубчатой рейкой и входят в зацепление с верхней. От отмеченной выше точки ВМТ-НМТ начинается движение подвижного корпуса 3 с зубчатой рамкой 2 в обратном направлении, т. е. вправо, с резким ростом линейной скорости от нулевого значения. Процесс дальнейшего перекатывания зубчатого колеса по зубчатой рейке с переходом на левую зубчатую полуокружность и с нее на нижнюю зубчатую рейку и все, происходящие при этом процессы, аналогичны описанным.
Устройство фиксации крайних положений зубчатой рамки при поперечном перемещении (Фиг.2) работает следующим образом.
В процессе вращения зубчатого колеса 1, находящегося в постоянном зацеплении с зубчатой рамкой 2, происходит его поочередный переход с одной зубчатой рейки на другую через зубчатые полуокружности. При этом, благодаря равенству длины рабочих поверхностей кулачка и линейного упора, при перекатывании зубчатого колеса 1 по зубчатой рейке одной стороны на диаметрально противоположной стороне в любой момент времени всегда имеется опорный контакт между рабочими поверхностями кулачка 6 и линейного упора 7, что и обеспечивает фиксацию зубчатой рамки 2 от поперечного перемещения. В момент перехода зацепления с зубчатой рейки на зубчатую полуокружность (точка В2) кромка В1 кулачка 6 сближается с кромкой линейного упора А1 и, минуя ее, снимает фиксацию зубчатой рамки 2, которая начинает смещаться вниз под действием поперечной составляющей силы, действующей в зацеплении зубчатого колеса 1 и зубчатой полуокружности рамки 2. Процесс смещения рамки сопровождается сближением ее горизонтальной оси симметрии с осью симметрии Х-Х кулачка 6. Момент их совпадения соответствует точке ВМТ-НМТ. В данной точке подвижный корпус 3 имеет нулевую поступательную скорость, зубчатая рамка прошла половину хода смещения, а кулачок 6 расположен симметрично относительно арки зубчатой полуокружности и линейных упоров. При этом кромки В1 и В2 кулачка 6 своими торцами контактируют с торцами кромок A1 и А2 линейных упоров 7, обеспечивая дополнительную кратковременную фиксацию подвижного корпуса 3 от продольного смещения на время перехода зубчатого колеса 1 с одной зубчатой рейки на другую.
Прохождение точки ВМТ-НМТ сопровождается дальнейшим поперечным перемещением зубчатой рамки на оставшуюся половину хода смещения; подвижный корпус 3 начинает продольное движение в обратном направлении; зубчатое колесо 1, перекатываясь далее по арке зубчатой полуокружности, достигает точки перехода на зубчатую рейку, где кромка В1 кулачка занимает такое же положение, что и кромка В2 на Фиг.2. В свою очередь кромка В2 огибает кромку А2 линейного упора и выходит на его рабочую поверхность (т.е. положение кромки B2 аналогично положению кромки В1 на Фиг.2). С этого момента зубчатая рамка 2 вновь оказывается зафиксированной; зубчатое колесо 1 перекатывается по зубчатой рейке; кулачок, совершая встречное вращательное движение, скользит по рабочей поверхности линейного упора; подвижный корпус 3 движется вправо. К концу периода перекатывания зубчатого колеса 1 по зубчатой рейке линия контакта между кулачком и линейным упором проходит всю длину рабочей поверхности кулачка и линейного упора одновременно. При этом кулачок оказывается развернутым на 180o (зеркальное изображение Фиг.2) и весь описанный процесс перемещения рамки в обратном направлении и ее фиксации повторяется.
Выдерживание найденных пропорций и формы сопрягаемых поверхностей зубчатого колеса и зубчатой рамки для любого момента движения обеспечивает постоянство параметров зацепления, плавную и безударную работу быстроходного механизма, что позволяет реализовать в компрессорах и двигателях внутреннего сгорания преимущества устройства, обусловленные отсутствием коленчатого вала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ | 2000 |
|
RU2189472C2 |
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ | 2000 |
|
RU2184243C2 |
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ | 2001 |
|
RU2188974C1 |
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ С УСТРОЙСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО НАГРУЗОЧНОЙ СПОСОБНОСТИ | 2001 |
|
RU2199018C2 |
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2280771C2 |
Устройство для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное | 2018 |
|
RU2705441C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2131528C1 |
ШАТУННО-КОРОМЫСЛОВЫЙ МЕХАНИЗМ В.А. ВОРОГУШИНА | 2007 |
|
RU2351784C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2005 |
|
RU2286473C1 |
Устройство бесшатунного силового механизма поршневой машины | 2020 |
|
RU2742623C1 |
Устройства предназначены для использования в двигателестроении, в частности, для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот. Зубчатые рейки рамки устройства преобразования сопряжены зубчатыми полуокружностями с радиусом, большим радиуса зубчатого колеса вала на величину, равную или превышающую половину высоты зуба; причем рамка имеет продольную и поперечную свободу возвратно-поступательного перемещения, а ее крайние положения фиксируются устройством фиксации. Последнее содержит кулачок с формой рабочей поверхности в виде дуги окружности и линейные упоры длиной, равной длине дуги кулачка; упоры закреплены по длине зубчатых реек и контактируют своей рабочей поверхностью с рабочей поверхностью кулачка. Изобретение обеспечивает постоянство параметров зацепления, требуемое для быстроходных механизмов, и получение плавной безударной работы. 2 с. и 3 з. п.ф-лы, 2 ил.
DE 3230508 A1, 23.02.1984 | |||
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2076925C1 |
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2046192C1 |
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2103532C1 |
Авторы
Даты
2002-02-27—Публикация
2000-02-09—Подача