СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2002 года по МПК F02K3/04 

Описание патента на изобретение RU2180406C2

Изобретение относится к области авиадвигателестроения.

Известны способы повышения экономичности различных типов авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в которых тяга создается либо с помощью воздушного винта (пропеллера), получающего мощность от газотурбинного двигателя, который называется турбовинтовым двигателем (ТВД), либо с помощью реактивной струи, вытекающей из реактивного сопла, в котором срабатывается часть теплоперепада, созданного при сжигании топлива в сжатом в компрессоре воздухе, такой двигатель называется турбореактивным (ТРД). Известно оптимальное распределение тяги между винтом и реактивной струей в ТВД /1/. Повышение экономичности ТВД достигается с помощью регенерации тепла выхлопных газов /2/. Эти газотурбинные двигатели реализуют так называемый цикл Джоуля или Брайтона, в идеальном случае состоящий из двух адиабат и двух изобар.

Известны способы повышения экономичности энергетических ГТД замкнутого цикла, в которых рабочее тело не связано с атмосферой. Известно также, что повышение экономичности ГТД можно получить /2/, усложняя его термодинамический цикл путем введения сжатия с охлаждением и расширения с подогревом, приближая цикл к идеальному циклу Карно, схема ГТД может быть двух - и трехвальной, а сам ГТД может быть создан как по открытому, так и по замкнутому циклам. Если рассматривается одноконтурный цикл Карно, то в нем должна реализоваться весьма большая разность давлений между его верхним и нижним уровнем.

Наиболее близким к предложенному является способ повышения экономичности авиационного газотурбовинтореактивного двигателя в виде комбинированной установки, содержащей два газотурбинных двигателя, взаимосвязанных между собой теплообменным аппаратом, включающий сжатие и расширение рабочего тела в каждом двигателе и передачу тепла в теплообменнике от одного двигателя к другому /3/.

Недостатком известного способа повышения экономичности авиационного ГТД является его низкая экономичность.

Задачей изобретения является повышение экономичности авиационного ГТД.

Способ повышения экономичности авиационного газотурбовинтореактивного двигателя в виде комбинированной установки, состоящей из двух ГТД - открытого (I) и замкнутого (II) контуров, взаимосвязанных между собой теплообменным аппаратом, заключается в том, что сжатие, нагрев и расширение рабочего тела в каждом контуре происходит ступенчато с охлаждением при сжатии и с подогревом при расширении, передача тепла от первого ГТД идет по горячей стороне теплообменника при атмосферном и более низком давлении, один из ГТД работает по замкнутому циклу, а другой - по открытому, прием тепла во втором ГТД осуществляется по его холодной стороне при повышенном давлении во втором (замкнутом) контуре, сброс тепла из второго контура происходит при любом назначенном конструктором давлении, причем при работе двигателя в режиме ТВД выброс горячих газов из первого контура происходит после теплообмена со вторым замкнутым контуром, а при работе двигателя в режиме ТРД выброс части газов осуществляют до теплообмена со вторым контуром, изменение режима работы двигателя (ТВД или ТРД) обеспечивается системой регулирования.

На фиг. 1 изображена схема одновального ГТД с регенерацией, на фиг.2 - его цикл в TS диаграмме, на фиг.3 - схема двухвального ГТД при этом же цикле, на фиг.4 показан цикл предлагаемого комбинированного ГТД, в TS диаграмме. На фиг.5 показан фрагмент цикла предлагаемого способа комбинированного ГТД с теплообменным аппаратом, имеющим установленный в его средней части дополнительным агрегатом, состоящим из ряда теплообменных аппаратов, низконапорных компрессоров и низкоперепадных турбин. На фиг.6 приведена схема двигателя, в котором реализуется предлагаемый способ.

1. При работе комбинированного ГТД в режиме ТВД атмосферный воздух сжимается компрессором 1 до давления Р'21, причем компрессор приводится во вращение турбинами 9 и 11, мощность которых превышает мощность привода компрессора 1 на величину полезной мощности нагрузки 26, число оборотов вала этого агрегата (1, 9, 11) является фиксированным по требованию привода винта. После компрессора 1 может быть установлен охладитель 2 для снижения работы сжатия в компрессоре 3, который приводится во вращение турбинами 5 и 7, мощность которых равна мощности компрессора 3 за счет подбора давления за турбиной 7. Между компрессором 3 и турбинами 5, 7, 9 и 11 установлены подогреватели (камеры сгорания) 4, 6, 8 и 10. После турбины 11 воздух (продукты сгорания) поступают в теплообменный аппарат 12, в котором отдают тепло второму ГТД II в процессе от точки 4'I до точки 4I. Отрезок 4I1I соответствует выхлопу в атмосферу. В средней части 12 может быть установлен дополнительный агрегат 12', см. фиг. 5. ГТД II работает по замкнутому циклу, давление в котором выбирается конструктором так, что на нижней изобаре давление Рк может быть выбрано равным атмосферному или выше, или ниже него, что сильно влияет на высоты лопаток в турбинах 14 и 16, а также компрессоров 18, 20, 22 и 24 при равенстве массовых расходов в контурах I и II. Полезная мощность на винт 25 снимается с вала турбины 14, а турбина 16 отдает всю свою мощность компрессорам 18, 20, 22 и 24 при свободно выбранном числе оборотов их ротора. Между турбиной 16 и компрессорами 18, 20, 22 и 24 находятся охладители 17, 19, 21 и 23.

2. При работе комбинированного ГТД в режиме турбовинтореактивного двигателя (ТВРД) расход воздуха (продуктов сгорания) в точке 4''1 (в турбине II) разделяется на два потока - один из них с расходом идет в реактивное сопло для создания тяги, в второй идет в теплообменный аппарат для передачи тепла выхлопных газов из контура I в контур II, обеспечивая работу ГТД II в нерасчетных условиях.

Литература
1. Ю. Н. Нечаев, P.M. Федоров, А.Н. Говоров "Теория авиационных двигателей", ч. II, изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1972, 428 с.

2. Э.А. Манушин, В.Е. Михальцев, А.П. Чернобровкин "Теория и проектирование газотурбинных и комбинированных установок", М., Машиностроение, 1977, 447 с.

3. Авторское свидетельство СССР 1837113 А1, МПК 7 F 02 К 3/06, 1993.

Похожие патенты RU2180406C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ ТЕПЛОВЫХ И ХОЛОДИЛЬНЫХ КОМБИНИРОВАННЫХ УСТАНОВОК 2000
  • Бекнев В.С.
RU2170357C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ТУРБОВИНТОВОЙ - ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КРИШТОПА (КТВТРДК) И СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КТВТРДК 2021
  • Криштоп Анатолий Михайлович
RU2791783C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2004
  • Бекнев Виктор Сергеевич
  • Елисеев Юрий Сергеевич
  • Яковлев Валентин Александрович
  • Иванов Вадим Леонидович
RU2289714C2
ДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Шевцов В.Ф.
RU2066777C1
ТРЕХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Елисеев Ю.С.
  • Бекнев В.С.
RU2213876C2
ТУРБОВИНТОВОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЯДЕРНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Болотин Николай Борисович
RU2424438C1
СПОСОБ РАБОТЫ КОМБИНИРОВАННОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ СИСТЕМЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И КОМБИНИРОВАННАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Бакиров Ф.Г.
  • Полещук И.З.
  • Салихов А.А.
RU2199020C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2017
  • Вовк Михаил Юрьевич
  • Иванов Владислав Сергеевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Петриенко Виктор Григорьевич
  • Фролов Сергей Михайлович
RU2674172C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2017
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2669420C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2544632C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 180 406 C2

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ повышения экономичности авиационного газотурбинного двигателя в виде комбинированной установки, содержащей два газотурбинных двигателя, взаимосвязанных между собой теплообменным аппаратом, включает в себя ступенчатые сжатие и расширение рабочего тела в каждом двигателе с охлаждением при сжатии и с подогревом при расширении, один из газотурбинных двигателей работает по замкнутому контуру, а другой - по открытому. Передача тепла от первого газотурбинного двигателя идет по горячей стороне при атмосферном давлении. Прием тепла во втором газотурбинном двигателе осуществляется по холодной стороне при повышенном давлении, в замкнутом контуре. При работе двигателя в режиме турбовинтового выброс горячих газов происходит после теплообмена с замкнутым контуром. При работе двигателя в режиме турбореактивного выброс части газа осуществляется до теплообмена с замкнутым контуром. Изобретение позволяет повысить экономичность двигателя. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 180 406 C2

Способ повышения экономичности авиационного газотурбовинтореактивного двигателя в виде комбинированной установки, содержащей два газотурбинных двигателя, взаимосвязанных между собой теплообменным аппаратом, включающий сжатие и расширение рабочего тела в каждом двигателе и передачу тепла в теплообменнике от одного двигателя к другому, отличающийся тем, что один из газотурбинных двигателей работает по замкнутому контуру, а другой - по открытому, сжатие, нагрев и расширение рабочего тела в каждом контуре происходит ступенчато с охлаждением при сжатии и с подогревом при расширении, передача тепла от первого газотурбинного двигателя идет по горячей стороне при атмосферном давлении, а прием тепла во втором газотурбинном двигателе осуществляется по холодной стороне при повышенном давлении в замкнутом контуре, сброс тепла в замкнутом контуре происходит при любом назначенном давлении, при этом при работе двигателя в режиме турбовинтового - выброс горячих газов происходит после теплообмена с замкнутым контуром, а при работе в режиме турбореактивного - выброс части газа осуществляется до теплообмена с замкнутым контуром, переключение работы на режим турбореактивного или турбовинтового осуществляется системой его регулирования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2180406C2

"Авиационный двигатель для сверхзвуковых скоростей полета "Шарм" 1990
  • Рубайло Анатолий Максимович
SU1837113A1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ КОНТУРОМ 1988
  • Гришин А.Н.
SU1760806A1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1988
  • Шевцов В.Ф.
RU1584492C
Способ работы газотурбинной установки с полузамкнутым циклом на твердом топливе 1956
  • Дехтярев В.Л.
SU108553A1
Система виброакустических измерений и система контроля местоположения поезда 2023
  • Долгий Александр Игоревич
  • Кудюкин Владимир Валерьевич
  • Кукушкин Сергей Сергеевич
  • Прокин Сергей Юрьевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Хакиев Зелимхан Багауддинович
RU2814181C1
US 4147024 А1, 03.04.1979
DE 3436060 А1, 10.04.1986.

RU 2 180 406 C2

Авторы

Бекнев В.С.

Даты

2002-03-10Публикация

2000-05-24Подача