Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкциям подземных сооружений, возводимых в сложных горно-геологических условиях, в том числе в обводненных слабых грунтах, залегающих под лотком тоннеля и образующих его основание.
Наиболее близким к изобретению по своей сущности и достигаемому техническому результату является тоннель, возводимый в слабых грунтах, со сборно-монолитной обделкой, включающей образующие экран продавленные в грунте полые металлические элементы, объединенные замковыми соединениями, несущие рамы и бетон омоноличивания (см., например, RU 2138507, 27.09.1999).
Однако известная конструкция тоннеля не учитывает разную степень нагруженности каждого элемента, возникающих при этом напряжений по длине и при возведении является достаточно трудоемкой и материалоемкой.
Задачей настоящего изобретения является повышение надежности и безопасности долговременной эксплуатации тоннеля, возведенного в сложных горно-геологических условиях, при одновременном снижении материалоемкости и трудоемкости.
Задача решается за счет того, что в тоннеле, возводимом в слабых грунтах, со сборно-монолитной обделкой, включающей образующие экран продавленные в грунте полые металлические элементы экрана, объединенные замковыми соединениями, несущие рамы и бетон омоноличивания, согласно изобретению, по крайней мере, часть продавленных в грунте полых металлических элементов экрана выполнены с постоянным наружным диаметром и, по крайней мере, на части их длины элементы выполнены из разновеликих по длине секций, длина которых уменьшается в направлении, обратном направлению продавливания.
Полые металлические элементы экрана могут быть выполнены с замкнутой или разомкнутой конфигурацией поперечного сечения, в том числе из металлических труб, преимущественно круглоцилиндрических, в том числе прокатных и/или сварных, и/или холоднотянутых, и/или паяных по шву, и/или бесшовных, и/или спирально-шовных.
Полости элементов экрана могут быть заполнены твердеющим материалом, в качестве которого может быть использован бетон или полимербетон. Заполнение полостей элементов экрана может быть выполнено с армированием.
Армирование полостей элементов экрана может быть выполнено каркасами, и/или отдельными стержнями, и/или сетками, и/или с включением прокатных профилей, и/или с использованием стержневых конструкций типа плоских или пространственных ферм.
По крайней мере, часть поверхностей элементов экрана могут быть выполнены с защитным покрытием.
Полые металлические элементы экрана, несущие рамы и бетон омоноличивания могут образовывать совместно единую сталежелезобетонную пространственную систему.
Несущие рамы могут быть выполнены однопролетными или многопролетными, со стойками и балками, выполненными в виде закрытого, или открытого, и/или комбинированного профилей из прокатных, и/или гнутых, и/или сварных, и/или трубчатых элементов.
Замковые соединения полых металлических элементов экрана могут быть выполнены в виде образующих замок, приваренных на обращенных друг к другу поверхностях смежных металлических элементов экрана двух протяженных замковых элементов, один из которых выполнен С-образным в поперечном сечении, а другой выполнен в виде заведенной в него стенки с расположенным на свободной кромке уширением шириной, превышающей ширину створа С-образного в поперечном сечении замкового элемента.
Замковые соединения полых металлических элементов экрана могут быть выполнены в виде образующих замок, приваренных на обращенных друг к другу поверхностях смежных элементов экрана двух протяженных замковых элементов, которые у одного из смежных элементов экрана выполнены С-образными в поперечном сечении, а у другого - в виде заводимых в С-образные замковые элементы стенок с расположенным на свободной кромке каждой стенки уширением шириной, превышающей ширину створов С-образных в поперечном сечении замковых элементов.
Тоннель может быть выполнен со свайным основанием, сваи которого выполнены инъекционными.
Продавленные в грунте полые металлические элементы экрана могут быть расположены по всему периметру тоннеля с образованием защитного экрана, лотковая часть которого совместно с элементами несущих рам, ростверком свайного основания и армированным бетоном омоноличивания и/или сборными элементами лотка образует лотковую часть обделки.
Тоннель может быть выполнен с порталами, имеющими подпорные стены переменной высоты и защитный экран, расположенный в зонах оснований порталов и, по крайней мере, на части высоты и длины, примыкающих к основанию подпорных стен, причем защитный экран выполнен из продавливаемых в грунте полых металлических элементов, полости которых заполнены армированным бетоном.
Основание порталов может быть выполнено свайным, с переходными плитами.
Сваи основания порталов могут быть выполнены инъекционными, цементогрунтовыми.
Обделка может включать перекрытие стены и лоток, причем толщины перекрытия, стен и лотка тоннеля соотносятся как 1:(0,7...1,2):(0,5...0,9), диаметр свай составляет 600...1000 мм при длине 10...16 м, а диаметр элементов экрана - 800...1400 мм.
С одной внутренней стороны тоннеля может быть образована служебная дорожка, а с другой стороны - тротуар.
Дорожная одежда тоннеля может быть выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев керамзитобетона, пористого асфальтобетона и слоя плотного асфальтобетона с поверхностной обработкой.
Дорожная одежда служебной дорожки может быть выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев щебня с прослойкой пенополистирола, слоя цементно-песчаной смеси и плиток покрытия.
Дорожная одежда тротуара может быть выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев щебня с прослойкой пенополистирола, растворной стяжки, цементно-песчаной смеси и плиток покрытия.
Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении надежности и безопасности эксплуатации тоннеля за счет исключения осадок дневной поверхности как при возведении, так и при эксплуатации при одновременном снижении осадок грунтов основания тоннеля, возводимого под транспортной магистралью без перерыва движения по ней в сложных горных горно-геологических условиях, в том числе и при наличии слабых обводненных грунтов в основания тоннеля, при одновременном сокращении сроков строительства, энергоемкости, трудо- и материалозатрат за счет оптимального распределения материала по длине продавливаемого элемента, соответствующего степени нагруженности его участков.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг.1 изображен продольный разрез будущего тоннеля на стадии продавливания полых элементов экрана за стенами будущего тоннеля;
на фиг.2 - полый элемент экрана в виде составной металлической трубы, продольный разрез;
на фиг.3 - полый элемент экрана в виде составной металлической трубы с разной толщиной стенок, продольный разрез;
на фиг.4 – полый элемент экрана в поперечном сечении;
на фиг.5 - замковое соединение полых металлических элементов экрана в поперечном разрезе;
на фиг.6 - фрагмент поперечного сечения части тоннеля на промежуточной стадии возведения с защитным экраном и рамами временного крепления;
на фиг.7 - фрагмент портала тоннеля, продольный разрез, сваи условно не показаны;
на фиг.8 - портал тоннеля с подпорными стенками, вид спереди;
на фиг.9 - поперечное сечение тоннеля с защитным экраном и свайным основанием;
на фиг.10 - дорожная одежда тоннеля в поперечном разрезе;
на фиг.11 - дорожная одежда служебной дорожки тоннеля в поперечном разрезе;
на фиг.12 - дорожная одежда тротуара тоннеля в поперечном разрезе.
Тоннель 1, возводимый в слабых грунтах, со сборно-монолитной обделкой 2, включает образующие экран 3 продавленные в грунте полые металлические элементы 4, объединенные замковыми соединениями 5, несущие рамы 6 и бетон омоноличивания 7. По крайней мере, часть продавленных в грунте полых металлических элементов 4 экрана выполнены с постоянным наружным диаметром и, по крайней мере, на части их длины элементы выполнены из разновеликих по длине секций 8-10, длина которых уменьшается в направлении, обратном направлению продавливания.
Полые металлические элементы 4 экрана 3 выполнены с замкнутой или разомкнутой конфигурацией поперечного сечения (не показано), в том числе из металлических труб, преимущественно круглоцилиндрических, в том числе прокатных, и/или сварных, и/или холоднотянутых, и/или паяных по шву, и/или бесшовных, и/или спирально-шовных.
Полости 11 элементов 4 экрана 3 заполнены твердеющим материалом, в качестве которого может быть использован бетон или полимербетон. Заполнение полостей 11 элементов 4 экрана 3 может быть выполнено с армированием.
Армирование полостей 11 элементов 4 экрана 3 выполнено каркасами 12, и/или отдельными стержнями (не показано), и/или сетками, и/или с включением прокатных профилей, и/или с использованием стержневых конструкций типа плоских или пространственных ферм (на чертежах не показано).
По крайней мере, часть поверхностей элементов 4 экрана 3 выполнены с защитным покрытием (не показано).
Полые металлические элементы 4 экрана 3, несущие рамы 6 и бетон омоноличивания 7 образовывают совместно единую сталежелезобетонную пространственную систему.
Несущие рамы 6 выполнены однопролетными или многопролетными, со стойками 13 и балками 14, выполненными в виде закрытого, или открытого, и/или комбинированного профилей из прокатных, и/или гнутых, и/или сварных, и/или трубчатых элементов.
Замковые соединения 5 полых металлических элементов 4 экрана 3 могут быть выполнены в виде образующих замок, приваренных на обращенных друг к другу поверхностях смежных металлических элементов 4, двух протяженных элементов, один из которых выполнен С-образным в поперечном сечении, а другой выполнен в виде заведенной в него стенки с расположенным на свободной кромке уширением шириной, превышающей ширину створа С-образного в поперечном сечении замкового элемента.
Замковые соединения 5 полых металлических элементов 4 экрана 3 могут быть выполнены в виде образующих замок, приваренных на обращенных друг к другу поверхностях смежных элементов 4 двух протяженных элементов, которые у одного из смежных элементов выполнены С-образными в поперечном сечении, а у другого - в виде заводимых в них стенах с расположенным на свободной кромке каждой стенки уширением шириной, превышающей ширину створов С-образных в поперечном сечении замковых элементов.
Тоннель 1 выполнен со свайным основанием 15, сваи 16 которого выполнены инъекционными.
Продавленные в грунте полые металлические элементы 4 экрана 3 расположены по всему периметру тоннеля 1 с образованием защитного экрана 3, лотковая часть которого совместно с элементами несущих рам 6, ростверком свайного основания 15 и армированным бетоном омоноличивания 7 и/или сборными элементами лотка (не показано) образует лотковую часть обделки.
Тоннель 1 выполнен с порталами 17, имеющими подпорные стены 18 переменной высоты и защитный экран 3, расположенный в зонах оснований порталов 17 и, по крайней мере, на части высоты и длины, примыкающих к основанию подпорных стен 18, причем защитный экран 3 выполнен из продавливаемых в грунте полых металлических элементов 4, полости 8 которых заполнены армированным бетоном.
Основание порталов 17 выполнено свайным, с переходными плитами (не показано).
Сваи (не показано) основания порталов 17 выполнены инъекционными, цементогрунтовыми.
Обделка 2 включает перекрытие 19, стены 20 и лоток 21, причем толщины перекрытия 19, стен 20 и лотка 21 тоннеля соотносятся как 1:(0,7...1,2):(0,5...0,9), диаметр свай 16 составляет 600...1000 мм при длине 10...16 м, а диаметр элементов 4 экрана - 800...1400 мм.
С одной внутренней стороны тоннеля 1 образована служебная дорожка (не показано), а с другой стороны - тротуар (не показано).
Дорожная одежда тоннеля 1 выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев керамзитобетона 22, пористого асфальтобетона 23 и слоя плотного асфальтобетона 24 с поверхностной обработкой.
Дорожная одежда служебной дорожки выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев щебня 25 с прослойкой пенополистирола 26, слоя цементно-песчаной смеси 27 и плиток покрытия 28.
Дорожная одежда тротуара выполнена из последовательно расположенных снизу вверх слоев щебня 25 с прослойкой пенополистирола 26, растворной стяжки 29, цементно-песчаной смеси 27 и плиток покрытия 28.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОННЕЛЬ | 2001 |
|
RU2250962C2 |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181403C1 |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181400C1 |
ТОННЕЛЬ | 2001 |
|
RU2181412C1 |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181402C1 |
КОНСТРУКЦИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181413C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА | 2001 |
|
RU2181397C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА | 2001 |
|
RU2181399C1 |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2181401C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181417C1 |
Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкциям подземных сооружений, возводимых в сложных горно-геологических условиях, в том числе в обводненных слабых грунтах, залегающих под лотком тоннеля и образующих его основание. Тоннель, возводимый в слабых грунтах, содержит сборно-монолитную обделку, включающую образующие экран продавленные в грунте полые металлические элементы, объединенные замковыми соединениями, несущие рамы и бетон омоноличивания. Новым является то, что, по крайней мере, часть продавленных в грунте полых металлических элементов экрана выполнены с постоянным наружным диаметром и, по крайней мере, на части их длины элементы выполнены из разновеликих по длине секций, длина которых уменьшается в направлении, обратном направлению продавливания. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении надежности и безопасности эксплуатации тоннеля за счет исключения осадок дневной поверхности как при возведении, так и при эксплуатации при одновременном снижении осадок грунтов основания тоннеля, возводимого под транспортной магистралью без перерыва движения по ней в сложных горно-геологических условиях, в том числе и при наличии слабых обводненных грунтов в основания тоннеля, при одновременном сокращении сроков строительства, энергоемкости, трудо- и материалозатрат за счет оптимального распределения материала по длине продавливаемого элемента, соответствующего степени нагруженности его участков. 20 з.п. ф-лы, 12 ил.
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ | 1999 |
|
RU2138597C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2174174C1 |
Противофильтрационный экран | 1976 |
|
SU642416A1 |
Использование крепления из труб при строительстве подземных сооружений в Антверпене (Бельгия), Транспортное строительство за рубежом, Экспресс-информация, Москва, ВПТИТРАНССТРОЙ, 1984, №5, с.4-6, рис.2 | |||
МАЛИНИН А.Г., Предварительное инъекционное закрепление грунтов при строительстве тоннелей в Перми, Подземное пространство мира, №1, 2001, с.42-47, подписано к печати 05.03.2001 |
Даты
2005-05-10—Публикация
2001-12-24—Подача