Изобретение относится к строительству и предназначено для применения в покрытиях промышленных, железнодорожных, сельскохозяйственных и гражданских зданий и сооружений многоцелевого назначения.
Известны крупногабаритные плиты "на пролет" типа 2Т, двухскатные и малоуклонные, а также сводчатые плиты КЖС с габаритными размерами от 3•12 м до 3•24 м (см., например, кн. Байков В.Н., Сигалов Э.Е. Железобетонные конструкции. Общий курс. Учебник для вузов. Изд. 3е, исправленное. - М.: Стройиздат, 1978. - С.484-488).
Основными недостатками этих известных решений плит являются их ограниченная несущая способность, недостаточная трещиностойкость и долговечность при большом расходе материалов, особенно металла, в связи с необходимостью усиления приопорных зон и частей этих балочных конструкций.
Известны также различные консольные конструкции автодорожных мостов, высоких пассажирских платформ и зданий (см., например, кн. "Изготовление прогрессивных железобетонных транспортных конструкций" Ю.Э.Тартаковский и др. / Под ред. Е.В. Палагина. - М.: Транспорт, 1983. - С.14-18, 63-65, 105-112 и др.).
Помимо указанных выше недостатков для известных решений крупногабаритных плит, которые в большинстве своем свойственны и консольным конструкциям известных решений, для них также характерны сравнительно невысокие экономические показатели и весьма узкая область возможного применения.
Технический результат при реализации предлагаемого изобретения заключается в повышенной несущей способности, трещиностойкости, жесткости и долговечности при одновременном снижении общей массы и стоимости крупногабаритных плит-оболочек и расширении области их применения в покрытиях зданий и сооружений промышленности, в гражданском строительстве и на транспорте.
Технический результат достигается тем, что в арочной двухконсольной плите-оболочке, включающей продольные ребра с обычной и напрягаемой арматурой, армированные полки по их сжатым граням и поперечные ребра с каркасами на опорах, продольные ребра в пролете выполнены в виде арочных диафрагм кругового очертания по нижним граням и сопряжены со сводом-оболочкой параболического очертания по верхним граням, а напрягаемая арматура в арочных диафрагмах расположена горизонтально и зафиксирована по высоте на жестких каркасах поперечных опорных ребер, за которыми она расположена строго по растянутым граням прямолинейных консольных ребер, причем сжатые грани последних объединены плоской горизонтально армированной полкой с внутренней поверхностью эллиптического очертания. Сопряжение свода-оболочки и арочных диафрагм в пролетной части плиты выполнено в виде ломаного вута, уклон которого принят увеличивающимся от 1:7 по нижней грани свода до 1:3 к внутренней грани диафрагмы, а величина вылета консолей принята в соотношении к пролету от 1:2 до 1:4, причем продольные ребра консолей могут быть выполнены с уклоном от 1: 8 до 1:12. Фиксирующие жесткие каркасы для напрягаемой и обычной арматуры, располагаемые в поперечных ребрах, выполнены сквозными и монолитно объединены с монтажными петлями.
На фиг.1 - общий вид двухконсольной плиты-оболочки в плане;
на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1;
на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2;
на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2.
Двухконсольная плита-оболочка включает арочные диафрагмы 1 кругового очертания по нижним граням с радиусом R и пролетом l; диафрагмы сопряжены по верхним граням со сводом-оболочкой 2 параболического очертания того же пролета, размещенную в диафрагмах горизонтально напрягаемую арматуру 3, которая по высоте сечения зафиксирована на жестких каркасах 4, размещенных в поперечных опорных ребрах 5, за которыми она расположена строго по растянутым граням прямолинейных консольных ребер 6 с вылетом a, причем их сжатые грани объединены горизонтально армированной полкой 7 с внутренней поверхностью эллиптического очертания. При этом сопряжение свода-оболочки и арочных диафрагм в пролетной части плиты выполнено в виде ломаного вута 8, уклон которого принят увеличивающимся от 1:7 по нижней грани свода до 1:3 к внутренней грани диафрагмы. Величина вылета консолей принята в соотношении к пролету (a: l) от 1:2 до 1:4, а продольные ребра консолей могут быть выполнены с уклоном от 1:8 до 1:12. Фиксирующие жесткие каркасы 4 для напрягаемой и обычной арматуры, располагаемые в поперечных ребрах, выполнены сквозными и монолитно объединены с монтажными петлями 9.
Изготовление арочной двухконсольной плиты-оболочки осуществляется следующим образом.
В специальном устройстве размещают обычную в виде сварных каркасов для ребер консолей и сеток для свода-оболочки и полки консолей и напрягаемую арматуру 3, которые фиксируют на жестких каркасах 4, размещаемых в опалубке для поперечных ребер, и объединяют с монтажными петлями, например, предварительной сваркой. Затем на плоские днища формы консолей подают пластифицированную и предварительно прогретую, например, за счет использования горячей воды затворения, бетонную смесь, формование которой осуществляют емкостными формообразующими пригрузами, которые вибропогружают в смесь до их фиксированного положения на продольных бортах и торцах консолей. Для облегчения формования здесь может использоваться бетон на пористых заполнителях, но его объем должен определяться так, чтобы напрягаемая арматура размещалась при последующем бетонировании свода-оболочки и верха ребер консолей в тяжелом высокопрочном бетоне.
Для этого по окончании формования консолей производят предварительное натяжение основной напрягаемой арматуры 3 при зафиксированных на консолях формы емкостных пригрузах с горячей балластной жидкостью, после чего формуют пролетную часть плиты-оболочки пластифицированной смесью высокопрочного бетона, используя при этом только поверхностные вибраторы. Высокопрочный бетон в верхних частях ребер консолей при повышенной температуре около емкозафиксированных на консолях формы емкостных пригрузах с горячей балластной жидкостью, после чего формуют пролетную часть плиты-оболочки пластифицированной смесью высокопрочного бетона, используя при этом только поверхностные вибраторы. Высокопрочный бетон в верхних частях ребер консолей при повышенной температуре около емкостных пригрузов ускоренно набирает прочность, что обеспечивает более прочное сцепление и надежную анкеровку напрягаемой арматуры и ускоряет последующую распалубку изделий.
При этом обеспечивается также существенное снижение энергоемкости и трудозатрат при изготовлении крупногабаритных плит-оболочек, достигается значительное снижение материалоемкости всего технологического процесса, например, за счет исключения металлоемких виброплощадок большой грузоподъемности, и готовых изделий.
Арочные двухконсольные плиты-оболочки отличаются практически полной трещиностойкостью на уровне эксплуатационных нагрузок, более высокой жесткостью и несущей способностью при сниженном в 1,5-2,5 раза расходе бетона и арматуры по сравнению с известными решениями крупногабаритных плит "на пролет". Это обеспечивает им широкое и эффективное применение в покрытиях промышленных и гражданских зданий многофункционального назначения, в сельскохозяйственных производственных комплексах и сооружениях транспорта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АРОЧНЫХ ДВУХКОНСОЛЬНЫХ ПЛИТ-ОБОЛОЧЕК И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2183157C1 |
СЛОИСТАЯ ПЛИТА НИЗКИХ СВОДОВ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2184195C1 |
СБОРНО-МОНОЛИТНЫЙ НИЗКИЙ СВОД И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ | 2003 |
|
RU2254424C1 |
СЛОИСТЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗ УСИЛЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2237138C1 |
Слоистая панель вентилируемого стенового ограждения | 2002 |
|
RU2221119C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ОПОРНОГО УЗЛА ПРОЛЕТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 1996 |
|
RU2140510C1 |
Способ переброски большепролетных трубопроводов доставки пароводяной смеси над каньоном, расположенным в сейсмоактивной зоне | 2023 |
|
RU2815705C1 |
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ОПОРНОГО УЗЛА ПРОЛЕТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 1996 |
|
RU2132432C1 |
СБОРНО-МОНОЛИТНЫЙ КАРКАС ЗДАНИЯ | 2011 |
|
RU2453662C1 |
КАРКАС ЗДАНИЯ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ | 1997 |
|
RU2134751C1 |
Изобретение относится к строительству и предназначено для применения в покрытиях промышленных и гражданских зданий многоцелевого назначения, а также в сельскохозяйственных производственных зданиях и сооружениях транспорта. Технический результат заключается в повышении несущей способности, жесткости, трещиностойкости и долговечности при одновременном снижении материалоемкости крупногабаритных сборных плит-оболочек "на пролет". Плита-оболочка включает арочные диафрагмы кругового очертания по нижним граням, а по верхним граням они сопряжены со сводом-оболочкой параболического очертания, напрягаемую арматуру, которая размещена в арочных диафрагмах горизонтально и зафиксирована по высоте на жестких каркасах поперечных опорных ребер, а далее она расположена строго по растянутым граням прямолинейных консольных ребер, причем сжатые грани последних объединены плоской горизонтальной армированной полкой с внутренней поверхностью эллиптического очертания. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
ТАРТАКОВСКИЙ Ю.Э | |||
и др | |||
Изготовление прогрессивных железобетонных транспортных конструкций | |||
М.: Транспорт, 1983, с .14-18, 63-65, 105-112 | |||
БАЙКОВ В.Н | |||
Железобетонные конструкции | |||
М.: Стройиздат, 1978, с.484-488 | |||
МОСТ И СЛУЖЕБНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ТРОТУАР МОСТА | 1997 |
|
RU2121542C1 |
Облегченная плита покрытия | 1977 |
|
SU702139A1 |
Авторы
Даты
2002-04-27—Публикация
2000-10-06—Подача