Изобретение относится к системам защиты боевых машин от оружия массового поражения и пожара и может быть использовано на объектах бронетанковой техники (танках, БМП, БТР и т.п.), оснащенных бензоэлектрическим агрегатом, предназначенным для потребителей электрической энергии при неработающем двигателе (при стоянке машины).
Известны системы защиты боевых машин от оружия массового поражения, содержащие датчик гамма-излучения, термодатчики, блок автоматики и механизм остановки двигателя. Такие системы установлены на серийных отечественных танках, боевых машинах пехоты и десантов и имеют практическую одинаковую функциональную схему. Назначение, устройство и принцип действия этих систем подробно изложены в соответствующих руководствах (см., например, Танк Т-2А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, Кн.2 (часть вторая) -М.: Воениздат, 1989 - 368 с. Открытое издание). При ядерном взрыве или пожаре внутри машины соответствующий датчик вырабатывает электрический сигнал, поступающий в блок автоматики (блок Б 11), который срабатывает и подает напряжение на механизм остановки двигателя, прекращающий подачу топлива в двигатель. Одновременно с двигателем останавливается и генератор, а потребители электрической энергии продолжают питаться от аккумуляторных батарей. Через 30-50 с после срабатывания системы, необходимых для прохождения ударной волны или тушения пожара, блок автоматики снимает напряжение с электромагнита остановки двигателя и включает нагнетатель. После этого механик-водитель должен запустить двигатель. При этом опять начнет работать генератор, подзаряжая аккумуляторные батареи и питая потребители электрической энергией.
Однако вследствие того, что выход из строя экипажей от ядерного оружия в несколько раз превышает выход из строя боевых машин, особенно танков, в ходе боевых действий будут возникать ситуации, когда после прохождения ударной волны двигатель исправной машины не будет запущен, и потребители электрической энергии (стабилизатор вооружения, нагнетатель, радиостанция и т.д.) будут питаться от аккумуляторных батарей, что приведет к полному их разряду и, как следствие этого, к снижению боеспособности машины, т.к. аккумуляторные батареи являются дублирующими, а в ряде случаев основным средством запуска двигателя.
Известна также система защиты боевых машин от оружия массового поражения, устанавливаемая на командирских танках (см., например, Танк Т-64 А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации Кн.1 - МОП, 1973, - с. 231-275. Прототип. Открытое издание) и других объектах БТТ (командно-штабные машины и т.п.), с установленным бензоэлектрическим агрегатом (БЭА). Данная система включает дaтчики, блок автоматики, механизм остановки двигателя; бензоэлектрический агрегат, пусковую кнопку бензоэлектрического агрегата. Однако данная система имеет низкую боеготовность после воздействия оружия массового поражения или пожара.
Задачей настоящего изобретения является повышение боеготовности боевой машины, оснащенной бензоэлектрическим агрегатом, после воздействия оружия массового поражения или пожара.
Эта задача достигается тем, что система защиты боевой машины с бензоэлектрическим агрегатом от оружия массового поражения, содержащая датчики, которые подсоединены к блоку автоматики, первый выход которого соединен с механизмом остановки двигателя, соединенного с двигателем, двигатель механически соединен с генератором, выход которого и первый выход бензоэлектрического агрегата соединены со входами аккумуляторных батарей, выход которых через предохранители соединен с потребителями электрической энергии танка, между одним из входов бензоэлектрического агрегата и аккумуляторными батареями установлена пусковая кнопка бензоэлектрического агрегата, снабжена последовательно соединенными логическим элементом "Запрет", реле времени и контактором, причем разрешающий вход элемента "Запрет" соединен со вторым выходом блока автоматики, а запрещающий вход - с выходом генератора, а замыкающие контакты контактора включены параллельно пусковой кнопке бензоэлектрического агрегата, а второй запрещающий вход логического элемента "Запрет" соединен с выходом бензоэлектрического агрегата.
Изобретение поясняется чертежом, где представлена система защиты боевой машины с бензоэлектрическим агрегатом от оружия массового поражения.
На чертеже обозначено:
1 - аккумуляторные батареи;
2 - генератор;
3 - датчики;
4 - блок автоматики;
5 - механизм остановки двигателя;
6 - двигатель;
7 - логический элемент "Запрет";
8 - реле времени;
9 - контактор;
9-1 - замыкающие контакты контактора;
10 - потребители электрической энергии;
11 - бензоэлектрический агрегат;
12 - пусковая кнопка.
Работает система следующим образом. При ядерном взрыве или пожаре под влиянием гамма-излучения, воздействующих на датчики 3, эти датчики вырабатывают сигнал, поступающий в блок автоматики 4, который подает напряжение на механизм остановки двигателя 5, прекращается подача топлива в двигатель 6 и он останавливается, а следовательно, и генератор 2. Потребители электрической энергии при этом продолжают питаться от аккумуляторных батарей 1. Через 30-50 с блок автоматики 4 отключает напряжение от механизма остановки двигателя и одновременно подает сигнал на срабатывание логического элемента "Запрет" 7, который в свою очередь включает реле времени 8. Это реле через время, требуемое для надежного запуска двигателя машины, включает контактор 9, который замыкает свои контакты 9-1, включенные параллельно пусковой кнопке 12. Бензоэлектрический агрегат 11 запускает и начинает подзаряжать аккумуляторные батареи 1 и питать электрической энергией потребителей 10. Одновременно напряжение, выработанное БЭА, поступает на второй запрещающий вход элемента "Запрет" 7 и отключает его. Соответственно отключается реле времени 8 и контактор 9, контакты 9-1 которого размыкаются, после чего стартерный режим работы БЭА прекращается. В случае запуска двигателя 6 до срабатывания контактора 9 напряжение гeнepaтopa 2 отступает на первый запрещающий вход элемента "Запрет" 7, который, срабатывая, отключает реле времени 8.
Применение заправляемой системы на объектах БТТ, содержащих БЭA, позволит повысить их боеготовность после воздействия оружия массового поражения или пожара, когда члены экипажа вышли из строя. Это обеспечивается автоматическим запуском бензоэлектрического агрегата, который подзаряжает аккумуляторные батареи и питает электрическим током важнейшие потребители.
Источники информации
1. Танк Т-64А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн.1 - МОП, 1973, - с. 231, 232, 249-251, 273-275.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ БОЕВОЙ МАШИНЫ ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ | 2000 |
|
RU2181872C1 |
БОЕВАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2186326C2 |
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ БОЕВОЙ МАШИНЫ | 2001 |
|
RU2199075C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКАЧКИ МАСЛА ИЗ БОРТОВЫХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ ТАНКА | 2000 |
|
RU2185555C2 |
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ЭКИПАЖА БОЕВОЙ МАШИНЫ | 1999 |
|
RU2162199C1 |
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2170676C1 |
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2190256C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДКИ БАЛЛОНОВ ВОЗДУШНОГО ЗАПУСКА БРОНЕОБЪЕКТОВ | 2000 |
|
RU2184922C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ТАНКА ОТ ГИДРОУДАРА | 2000 |
|
RU2185589C2 |
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА | 1999 |
|
RU2171962C1 |
Изобретение относится к системам защиты боевых машин от оружия массового поражения и пожара и может быть использовано на объектах бронетанковой техники, оснащенных бензоэлектрическим агрегатом (БЭА), предназначенным для питания потребителей электрической энергии при неработающем двигателе. Технический результат - повышение боеготовности машины после воздействия оружия массового поражения или пожара. Технический результат достигается за счет того, что система защиты боевой машины с бензоэлектрическим агрегатом от оружия массового поражения, содержащая датчики, которые подсоединены к блоку автоматики, первый выход которого соединен с механизмом остановки двигателя, соединенного с двигателем, причем двигатель механически соединен с генератором, выход которого и первый выход бензоэлектрического агрегата соединены со входами аккумуляторных батарей, выход которых через предохранители соединен с потребителями электрической энергии танка, между одним из входов бензоэлектрического агрегата и аккумуляторными батареями установлена пусковая кнопка бензоэлектрического агрегата, снабжена последовательно соединенными логическим элементом "Запрет", реле времени и контактором, причем разрешающий вход элемента "Запрет" соединен со вторым выходом блока автоматики, а запрещающий вход - с выходом генератора, а замыкающие контакты контактора включены параллельно пусковой кнопке бензоэлектрического агрегата, а второй запрещающий вход логического элемента "Запрет" соединен с выходом бензоэлектрического агрегата. 1 ил.
Система защиты боевой машины с бензоэлектрическим агрегатом от оружия массового поражения, содержащая датчики, которые подсоединены к блоку автоматики, первый выход которого соединен с механизмом остановки двигателя, соединенного с двигателем, двигатель механически соединен с генератором, выход которого и первый выход бензоэлектрического агрегата соединены со входами аккумуляторных батарей, выход которых через предохранители соединен с потребителями электрической энергии танка, между одним из входов бензоэлектрического агрегата и аккумуляторными батареями установлена пусковая кнопка бензоэлектрического агрегата, отличающаяся тем, что она снабжена последовательно соединенными логическим элементом "Запрет", реле времени и контактором, причем разрешающий вход элемента "Запрет" соединен со вторым выходом блока автоматики, а запрещающий вход - с выходом генератора, а замыкающие контакты контактора включены параллельно пусковой кнопке бензоэлектрического агрегата, а второй запрещающий вход логического элемента "Запрет" соединен с выходом бензоэлектрического агрегата.
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Техническое описание и инструкция по эксплуатации | |||
Книга первая | |||
- М.: Министерство оборонной промышленности, 1973, с | |||
Машина для удаления камней из почвы | 1922 |
|
SU231A1 |
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ТАНКА | 1998 |
|
RU2131578C1 |
СПРИНКЛЕРНАЯ СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2013 |
|
RU2514488C1 |
DE 4038751 A1, 11.06.1992. |
Авторы
Даты
2002-04-27—Публикация
2000-09-15—Подача