СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ БОЕВОЙ МАШИНЫ Российский патент 2003 года по МПК F41H7/00 B60T7/12 

Описание патента на изобретение RU2199075C1

Изобретение относится к системам коллективной защиты танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских установок (т. е. боевых машин) от оружия массового поражения.

Наиболее близкой к изобретению является система защиты от оружия массового поражения и обеспечения обитаемости боевого расчета боевой машины пехоты БМП-3. (Техническое описание БМП-3. Эр 688-сб6ТО. с. 311...319. Открытое издание. Прототип).

В систему защиты от оружия массового поражения и обеспечения обитаемости боевого расчета входят (фиг.1): узлы герметизации 4; исполнительные механизмы 5 (механизм остановки двигателя 9, механизмы закрывания клапанов вентиляторов отсоса газов пулеметов в автономных установках 10, механизм закрывания клапана клапанной коробки циркуляции воздуха в холодное время года 8, механизмы отключения приборов наведения 11); фильтровентиляционная установка с системой раздачи воздуха 6; отопители 7; вытяжные вентиляторы 12; прибор радиационной и химической разведки 1; релейная коробка 13.

При работе системы защиты по команде "А" (при атомном взрыве) загорится сигнальная лампа "А" на измерительном пульте прибора радиационной и химической разведки 1, включатся индикаторы "ПАЗ" на пульте командира ПП-088 2 и пульте наводчика ПЛ-088 3, сработают узлы герметизации 4 и исполнительные механизмы 5 (остановится двигатель) 9, выключится электропривод колпака 14, отключатся электродвигатели вентиляторов пулеметов в автономных установках 12.

Недостатком этой системы защиты является отсутствие принудительного торможения машины при атомном взрыве, в результате чего корпус боевой машины может по инерции совершать самопроизвольные продольные и поперечные колебания и при подходе фронта ударной волны ядерного взрыва возможно его опрокидывание от воздействия скоростного напора. Кроме того, при срабатывании системы коллективной защиты возможны столкновения боевых машин во время движения в колонне, опрокидывание и наезд на технику и людей, находящихся на обочине по причине остановки двигателя и потере управления машиной.

Задача, решаемая изобретением, - автоматическое принудительное торможение машины при работе системы коллективной защиты по команде "А".

Указанная задача решается за счет введения в известную систему коллективной защиты механизма автоматического принудительного торможения машины 15.

При этом система коллективной защиты боевой машины включает узлы герметизации, исполнительные механизмы, фильтровентиляционную установку с системой раздачи воздуха, отопители, вытяжные вентиляторы, прибор радиационной и химической разведки и релейную коробку, механизм автоматического принудительного торможения машины, состоящий из электропневмоклапана подачи сжатого воздуха из воздушной системы по электрическому сигналу от прибора радиационной и химической разведки, бустера, формирующего механическое усилие, вилки с проушиной и рычага, передающих усилие от бустера на исполнительные элементы привода остановочных тормозов.

Изобретение поясняется фиг.1 и 2. На фиг.1 показана схема системы коллективной защиты боевой машины. На фиг.2 приведен привод остановочных тормозов и механизм автоматического принудительного торможения, где цифрами обозначены элементы отличительной части изобретения: 16 - электропневмоклапан; 17 - бустер; 18 - вилка с проушиной; 19 - рычаг, 20 - трубчатый вал педали остановочного тормоза.

Механизм автоматического принудительного торможения состоит из электропневмоклапана 16, бустера 17, вилки с проушиной 18 и рычага 19, закрепленного на трубчатом валу педали остановочного тормоза 20.

В исходном состоянии элементы указанного механизма находятся в положении, показанном на фиг. 2, причем при нажатии на педаль тормоза (показано стрелкой) рычаг 19, закрепленный на трубчатом валу, свободно движется вдоль проушины вилки 18, обеспечивая возможность нормальной работы всех элементов привода остановочных тормозов при движении машины.

Работа механизма осуществляется следующим образом. При срабатывании системы защиты по команде "А" электрический сигнал от прибора радиационной и химической разведки (напряжение бортовой сети +26 В) подается на механизм остановки двигателя. Одновременно с этим напряжение поступает на электропневмоклапан 16. Электропневмоклапан открывается, и сжатый воздух из воздушной системы (показано пунктирной стрелкой) поступает в бустер 17 под диафрагму, которая передает давление на масло. Масло из полости над диафрагмой через калиброванное отверстие поступает в цилиндр плунжера. Под давлением масла плунжер перемещается (в соответствии с фиг.2 влево) и толкает вилку с проушиной 18. Вилка передает усилие на рычаг 19, закрепленный на трубчатом валу педали остановочного тормоза 20, в результате этого через передаточные элементы привода остановочных тормозов осуществляется воздействие на нажимные диски, обеспечивается сжатие дисков трения остановочных тормозов и торможение машины. Величина момента, развиваемого на трубчатом валу педали остановочного тормоза 20, определяется длиной плеча рычага 19, а время полного включения остановочных тормозов - размером калиброванного отверстия в масляном канале бустера и величиной давления сжатого воздуха в магистрали воздушной системы.

Через определенное время, например 3,5-5,0 с, по сигналу от прибора радиационной и химической разведки обесточивается электрическая цепь механизма остановки двигателя и электропневмоклапана 16.

При этом электропневмоклапан 16 закрывает доступ сжатого воздуха из магистрали и открывает отверстие для стравливания воздуха из полости под диафрагмой бустера в атмосферу.

Под действием пружин все передаточные элементы привода остановочных тормозов, в т.ч. трубчатый вал педали остановочного тормоза 20 возвращаются в исходное положение, а масло из цилиндра плунжера через калиброванное отверстие перетекает в полость над диафрагмой.

При проверке работоспособности системы защиты необходимо убедиться в том, что одновременно с остановкой двигателя педаль остановочного тормоза автоматически занимает крайнее переднее положение, а через некоторое время, например 6 с, возвращается в исходное положение.

Конструкция данного устройства позволяет обеспечить резкое снижение вероятности опрокидывания боевой машины при воздействии на ее корпус скоростного напора ударной волны, а также исключения столкновения боевых машин во время движения в колонне при срабатывании системы коллективной защиты.

Литература
1. Боевая машина пехоты БМП-3. Техническое описание. Эр 688-сб6 ТО. - 388 с. Открытое издание. Прототип.

Похожие патенты RU2199075C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭКИПАЖА ТАНКА ОТ ОТРАВЛЕНИЯ ПОРОХОВЫМИ ГАЗАМИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ШТАТНЫМ СНАРЯДОМ 2001
  • Герман В.К.
  • Рудь А.Г.
RU2191961C1
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ТАНКА ОТ ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ 2000
  • Демьяненко А.В.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
RU2181871C2
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМАМИ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ БОЕВОЙ МАШИНЫ 2000
  • Москалев В.С.
  • Сидоренко Р.В.
  • Пуголовкин В.С.
RU2184337C1
СПОСОБ КОНСЕРВАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ БОЕВОЙ МАШИНЫ ПЕХОТЫ ПРИ ПОСТАНОВКЕ НА ХРАНЕНИЕ 2000
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Лукьянов В.С.
RU2177442C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТАНКА 2000
  • Москалев В.С.
RU2185520C2
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА 2000
  • Василевич О.В.
  • Демьяненко А.В.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
RU2170676C1
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА 1999
  • Демьяненко А.В.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
RU2171962C1
СОЧЛЕНЕННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2001
  • Ковалев В.Г.
  • Булычев О.Ф.
  • Тимощенко С.В.
  • Батенин В.И.
  • Марютин А.М.
  • Мичурин В.Л.
  • Старостин А.А.
  • Сисева Е.И.
RU2205351C1
БОЕВАЯ МАШИНА 2000
  • Коротков В.С.
  • Павлов Ю.П.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
  • Ткаченко Н.В.
  • Шульга С.В.
RU2186326C2
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ БОЕВОЙ МАШИНЫ ПЕХОТЫ 1999
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Лукьянов В.С.
RU2164619C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 199 075 C1

Реферат патента 2003 года СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ БОЕВОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к бронированным боевым машинам, в частности к устройствам их защиты от оружия массового поражения. Реализация предлагаемой системы позволяет обеспечить снижение вероятности опрокидывания боевой машины при воздействии на нее ударной волны, а также исключение столкновения боевых машин во время движения в колонне при срабатывании системы коллективной защиты. Сущность изобретения заключается в том, что она снабжена механизмом автоматического принудительного торможения машины. Указанный механизм состоит из электропневмоклапана подачи сжатого воздуха из воздушной системы по электрическому сигналу от прибора радиационной и химической разведки, бустера, формирующего механическое усилие, вилки с проушиной и рычага, установленного с возможностью передачи усилия от бустера на исполнительные элементы привода остановочных тормозов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 199 075 C1

Система коллективной защиты боевой машины, включающая узлы герметизации, исполнительные механизмы, фильтровентиляционную установку с системой раздачи воздуха, отопители, вытяжные вентиляторы, прибор радиационной и химической разведки и релейную коробку, отличающаяся тем, что введен механизм автоматического принудительного торможения машины, состоящий из электропневмоклапана подачи сжатого воздуха из воздушной системы по электрическому сигналу от прибора радиационной и химической разведки, бустера, формирующего механическое усилие, вилки с проушиной и рычага, установленного с возможностью передачи усилия от бустера на исполнительные элементы привода остановочных тормозов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2199075C1

Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Техническое описание
Колосниковая решетка с охлажденными водой колосниками 1925
  • Свищев Н.А.
SU688A1
Способ приготовления массы для карандашей 1921
  • Чиликин М.М.
SU311A1
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ТАНКА 1998
  • Василенко Г.В.
RU2131578C1
RU 2053902 C1, 10.02.1996
СПОСОБ ОБОРУДОВАНИЯ МОДЕРНИЗИРУЕМОГО ТАНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЗАЩИТЫ 1995
  • Куракин Б.М.
  • Мазепа Г.В.
  • Моров А.А.
  • Писаревский Н.П.
  • Шамраев А.М.
RU2095729C1
US 4573396, 04.03.1986
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ПЕРВИЧНОЙ ПОСАДКЕ ТРУДНООБРУШАЕМОЙ КРОВЛИ В УСЛОВИЯХ КРИОЛИТОЗОНЫ 2006
  • Пересыпкин Георгий Дмитриевич
  • Васильев Петр Назарович
RU2331766C1
DE 3337115 A1, 11.02.1888.

RU 2 199 075 C1

Авторы

Морозов В.Г.

Лукошков А.А.

Кравченко А.Д.

Даты

2003-02-20Публикация

2001-05-30Подача