РАДИОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ОХРАНЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НЕДВИЖИМОСТИ, ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ Российский патент 2002 года по МПК B60R25/10 G08B25/00 

Описание патента на изобретение RU2182088C1

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и может быть использовано для централизованной комплексной радиоохраны автотранспортных средств, объектов недвижимости (жилых помещений, офисов, гаражей и др.), людей и животных.

Известны системы охранной сигнализации, содержащие пункт (пульт) централизованного наблюдения (ПЦН) и установленные на объектах наблюдения датчики (охранные извещатели), связанные через объектовые оконечные устройства и каналы связи с ПЦН.

При установке на подвижные объекты, например на автомобили, в состав объектовой аппаратуры может быть введен приемник спутниковой навигации (GPS-приемник), позволяющий определять текущие координаты объекта. Выход GPS-приемника соединяется с входом объектового оконечного устройства для передачи информации о текущем местоположении объекта по радиоканалу на ПЦН (US 5650 770 от 22.07.1997 г., G 08 В 25/10).

Недостатками таких систем являются сложность, высокая стоимость и низкая надежность работы аппаратуры, устанавливаемой на автотранспортных средствах, а также невозможность вследствие массогабаритных ограничений установки ее на таких подвижных объектах, как "человек" или "животное". Это является следствием необходимости использования высокой мощности излучения для связи охраняемых объектов с ПЦН при достаточно большом (более нескольких километров) удалении их от пункта централизованной охраны.

Кроме того, излучение высокой мощности создает помехи работающим в зоне действия системы радиоэлектронным средствам (РЭС), что ограничивает возможности практического применения таких систем.

В наибольшей степени указанные ограничения касаются систем тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС).

Так, согласно Правилам ЕЭК ООН 97, введенным в действие Государственным стандартом ГОСТ Р 41.97-99 с 1 января 2000 г., система тревожной сигнализации транспортного средства, обеспечивающая возможность передачи радиосигнала, например, для включения или отключения сигнализации или для передачи тревожного сигнала, должна работать с мощностью излучения не выше 25 мВт, что соответствует дальности действия СТСТС не более 0,5-1 км.

В соответствии с Решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) при Минсвязи России от 02.04.2001 (протокол 7/5) максимальная мощность излучения СТСТС, при которой не требуется получение специальных разрешений на приобретение и эксплуатацию этого средства в Государственных органах связьнадзора, не должна превышать 5 мВт, что соответствует дальности действия СТСТС не более 50-100 м. Очевидно, что при такой дальности централизованная охрана автотранспортных средств становится невозможной.

В качестве прототипа изобретения выбрана известная система охранной сигнализации "РОСА", описанная в патенте RU 2069055 от 20.05.96 г., G 08 С 13/00. Указанная система содержит персональный приемник, а также установленные на стационарных и/или на подвижных объектах блок охранных датчиков (извещателей), охранное устройство в виде кодового замка, центральный пункт управления, содержащий компьютер с платой адаптера ввода и пультовое оконечное устройство в виде штатной радиостанции, связанной по радиоэфиру с передатчиком системы передачи извещений, включающим в себя блок питания и последовательно соединенные блок управления режимами работы передатчика, кодер-таймер, устройство формирования сигнала, усилитель мощности и фильтр гармоник, выход которого подключен к антенне, при этом выход блока охранных датчиков соединен с входом кодового замка, выход которого соединен с входом блока управления режимами работы передатчика, другой вход которого соединен со вторым выходом кодера-таймера.

Одним из главных недостатков прототипа, как и других известных аналогов, является высокая стоимость объектовой аппаратуры (как правило, это не менее нескольких сот долларов США), что связано с большой мощностью излучения, необходимой для обеспечения надежной связи территориально распределенных охраняемых объектов с центральным пунктом управления. Кроме того, прототипу присущи и другие недостатки, связанные с унифицированным характером аппаратуры, устанавливаемой на стационарные и на подвижные объекты. Поскольку климатические условия применения и требования к механической прочности изделий автоэлектроники обычно более высокие, чем для изделий стационарного применения, подобное техническое решение значительно снижает надежность работы объектовой аппаратуры и системы в целом. Кроме того, практически невозможным становится применение таких устройств в качестве носимых средств сигнализации для объектов типа "человек" или "животное" (в первую очередь, из-за больших габаритов и отсутствия необходимых источников питания).

Указанные недостатки устраняются в заявляемом изобретении. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является снижение стоимости абонентской аппаратуры и повышение надежности ее работы на подвижных объектах типа "автомобиль". Кроме того, техническим результатом, который может быть получен при осуществлении заявляемого изобретения, является обеспечение возможности радиоохраны таких подвижных объектов, как "человек" или "животное", без ухудшения эффективности централизованной радиоохраны в целом.

Поставленная задача решается тем, что в известную радиоканальную систему тревожной сигнализации для централизованной охраны автотранспортных средств, недвижимости, людей и животных, содержащую установленные на охраняемых объектах недвижимости блоки стационарных охранных извещателей, связанные через буферные устройства со стационарными объектовыми оконечными устройствами, имеющими стационарные антенны для связи по радиоэфиру, установленные на автотранспортных средствах блоки возимых охранных извещателей, связанные с возимыми объектовыми оконечными устройствами, имеющими возимые антенны для связи по радиоэфиру, и находящиеся у охраняемых людей и животных носимые объектовые оконечные устройства со встроенными антеннами для связи по радиоэфиру, находящиеся у владельцев автотранспортных средств и недвижимости персональные приемники владельцев со встроенными антеннами персональных приемников для приема сообщений по радиоэфиру, центр сбора и обработки информации, имеющий пультовое оконечное устройство с антенной пультового оконечного устройства для связи по радиоэфиру и пульт централизованного наблюдения, в состав которого входят связанные друг с другом плата адаптера ввода информации, соединенная с пультовым оконечным устройством, и процессор обработки информации, при этом связь по радиоэфиру выполнена в виде микросотовой сети передачи данных с базовыми станциями и ретрансляторами, выполненными с возможностью приема кодовых сообщений от возимых, стационарных и носимых объектовых оконечных устройств, селекции и ретрансляции указанных сообщений на ближайшие базовую станцию или ретранслятор, а в центр сбора и обработки информации дополнительно введены блок обработки и отображения картографической и семантической информации и принтер с адаптером принтера, вход которого соединен с процессором обработки информации, выполненным с возможностью подключения к блоку обработки и отображения картографической и семантической информации и с возможностью вывода информации на адаптер принтера, при этом пульт централизованного наблюдения выполнен с возможностью автоматического контроля исправности радиоканала посредством отслеживания периодического поступления извещений от каждого стационарного, возимого и носимого объектовых оконечных устройств.

При этом микросотовая сеть передачи данных может быть выполнена с возможностью передачи сигналов тревоги от возимых, стационарных и носимых объектовых оконечных устройств последовательно по радиальным цепочкам ретрансляторов на единую базовую станцию, связанную с центром сбора и обработки информации выделенным каналом связи, а также с возможностью передачи в обратном направлении по указанным радиальным цепочкам от базовой станции сигналов телеуправления ретрансляторами и объектовыми оконечными устройствами.

Микросотовая сеть передачи данных может быть выполнена также с возможностью приема сигналов тревоги от возимых, стационарных и носимых объектовых оконечных устройств одним или несколькими ретрансляторами и передачи этих сигналов тревоги на ближайшую базовую станцию с последующей передачей этих сигналов с нескольких базовых станций в центр сбора и обработки информации и передачи в обратном направлении по указанным выделенным каналам связи из центра сбора и обработки информации сигналов телеуправления базовыми станциями, а также передачи от базовых станций на находящиеся в их зонах действия ретрансляторы сигналов телеуправления этими ретрансляторами и сигналов телеуправления объектовыми оконечными устройствами (вариант сотовой схемы построения сети сбора и передачи данных).

Выделенные каналы связи могут быть выполнены с возможностью подключения их к телефонной сети общего пользования, к ИНТЕРНЕТ или с возможностью передачи информации по радиоэфиру.

На фиг.1 представлена структурная схема предлагаемой радиоканальной системы тревожной сигнализации для централизованной охраны автотранспортных средств, недвижимости, людей и животных.

На фиг. 2 показан вариант радиальной схемы построения микросотовой сети передачи данных.

На фиг.3 представлен вариант сотовой схемы построения микросотовой сети сбора и передачи данных.

На фиг.1 использованы следующие обозначения:
1 - блок стационарных охранных извещателей; 2 - буферное устройство; 3 - стационарное объектовое оконечное устройство; 4 - стационарная антенна; 5 - блок возимых охранных извещателей; 6 - возимое объектовое оконечное устройство; 7 - возимая антенна; 8 - носимое объектовое оконечное устройство; 9 - встроенная антенна; 10 - микросотовая сеть передачи данных; 11 - центр сбора и обработки информации; 12 - пультовое оконечное устройство; 13 - антенна пультового оконечного устройства; 14 - плата адаптера ввода информации; 15 - процессор обработки информации; 16 - пульт централизованного наблюдения; 17 - блок обработки и отображения картографической и семантической информации; 18 - адаптер принтера; 19 - принтер; 20 - персональный приемник владельца; 21 - встроенная антенна персонального приемника.

Все обозначения на фиг.1 приведены в соответствие с терминами и их определениями, применяемыми в действующем стандарте ГОСТ 26342-84 "Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации".

Так, датчики, входящие в состав блоков 1 и 5, представляющие собой технические средства охранной сигнализации для обнаружения проникновения, согласно вышеуказанному стандарту именуются охранными извещателями.

Объектовые (стационарные, возимые и носимые) оконечные устройства 3, 6 и 8, соответственно, представляют собой составные части системы передачи извещений (СПИ), устанавливаемые на охраняемых объектах для приема извещений от блоков охранных извещателей 1 и 5, соответственно, преобразования сигналов и передачи их по каналам связи, а также (при наличии обратного канала) для приема команд телеуправления (в прототипе роль объектового оконечного устройства выполняет "передатчик").

Пульт централизованного наблюдения (ПЦН) 16 представляет собой совокупность технических средств, устанавливаемых в пункте централизованной охраны для приема от пультового оконечного устройства 12 тревожной информации.

Блок 1 стационарных охранных извещателей на каждом стационарном охраняемом объекте ("квартира", "гараж" и пр.) подключен через буферное устройство 2 к стационарному оконечному устройству 3, имеющему выход в радиоэфир через стационарную антенну 4.

Блок 1 включает в свой состав группу датчиков несанкционированного доступа к охраняемому объекту. Так, в системе охранной сигнализации "РОСА" используются до 8 независимых шлейфов. В системе "РИФ СТРИНГ RS-200", серийно производимой предприятием-заявителем, - до 4 шлейфов охранной сигнализации (НОРМА или ТРЕВОГА отдельно и независимо по каждому шлейфу). Соответственно, стационарное объектовое оконечное устройство 3 (передатчик) имеет четыре тревожных входа фиксированного назначения (ДВЕРЬ, ПЕРИМЕТР, ПОЖАР, ТРЕВОЖНАЯ КНОПКА), а также вход ВЗЯТ ПОД ОХРАНУ / СНЯТ С ОХРАНЫ.

В случае тревоги передатчик RS-200T формирует извещения о состоянии объекта и передает их в эфир через стационарную антенну 4.

Блок 5 возимых охранных извещателей, устанавливаемых на подвижном объекте типа "автомобиль", соединен с возимым оконечным устройством 6, выходящим в радиоэфир через возимую антенну 7. В качестве оконечного устройства 6 в заявленном изобретении используется малогабаритный, маломощный передатчик с встроенной антенной от автомобильного радиопейждера "РИФ ПЕЙДЖ RP-100/101" с изменяемым (программным путем) форматом излучаемого сигнала. Указанное оконечное устройство, также серийно выпускаемое предприятием-заявителем, имеет три зоны охраны, шестипроводный шлейф передатчика с управлением по четырем проводам (для модели RP-101). Он позволяет передавать сообщения о тревоге и нарушенной зоне охраны. При передаче тревожных сообщений используется ЧМ-сигнал с разрешенной для гражданского применения рабочей частотой 433,92 МГц±0,2% и кварцевой стабилизацией частоты. Рабочий диапазон температур передатчика составляет от минус 40 до плюс 85oС, что позволяет использовать его практически при любых погодных условиях, характерных для большей части территории России. Изделие сертифицировано на соответствие требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 41.97-99 применительно к международным правилам утверждения СТСТС. В состав изделия входят малогабаритный программируемый приемник, управляемый с помощью одной кнопки, позволяющий принимать сигналы телеуправления из центра 11 сбора и обработки информации. Радиус действия оконечного устройства 6 в варианте применения изделия RP-100/101 составляет до 2000 м.

В качестве носимого оконечного устройства 8 с встроенной антенной 9 в системе используется малогабаритная "тревожная радиокнопка" семейства "РИФ РИНГ-701", серийно выпускаемая предприятием-заявителем. Все изделия данного класса также, как и вышеупомянутые изделия для стационарных объектов ("РИФ СТРИНГ RS-200") и автотранспортных средств ("РИФ ПЕЙДЖ RP-100/101"), работают на разрешенной рабочей частоте 433,92 МГц±0,2%, излучают сигнал с частотной модуляцией и кварцевой стабилизацией частоты, имеют узкополосный помехоустойчивый приемный радиотракт, широкий диапазон рабочих температур и совместимы друг с другом.

Дальность действия носимых оконечных устройств этого класса составляет в условиях прямой видимости от 400 до 1500 м.

В качестве СПИ в заявляемом изобретении используется одна из наиболее современных сетей передачи данных - микросотовая сеть 10 передачи информации. В зависимости от местных условий (размеров обслуживаемой территории, наличия высотных зданий и пр.), могут использоваться различные варианты схемы построения микросотовой сети 10. Формат данных, передаваемых объектовыми оконечными устройствами 3, 6 и 8 при работе в микросотовой сети 10, задается программным путем и не требует конструктивных изменений в этих устройствах.

Микросотовая сеть 10 формируется путем размещения в различных точках обслуживаемой территории ретрансляторов (Р) и базовых станций (БС). Их количество зависит от размеров обслуживаемой территории. В частности, для полного покрытия территории такого крупного города, как Москва, при использовании вышеупомянутых стационарных, возимых и носимых оконечных устройств требуется установить порядка 500 ретрансляторов и 5 БС. В городе масштаба Рязани достаточно 6÷10 ретрансляторов и одной БС.

Ретрансляторы системы предназначены для приема кодовых сообщений от оконечных устройств 3, 6 и 8 охраняемых объектов, селекции их по принципу "свой - чужой" и ретрансляции на ближайшую БС или рядом стоящий ретранслятор.

Центр 11 сбора и обработки информации содержит пультовое оконечное устройство 12 с антенной 13 пультового оконечного устройства и пульт централизованного наблюдения (ПЦН) 16, в состав которого (как и в прототипе) входят последовательно соединенные плата адаптера 14 ввода информации и процессор обработки информации 15, в котором осуществляются обработка и отображение принимаемой информации в виде текстовых сообщений.

В качестве ПЦН 16 используется серийно выпускаемый предприятием-заявителем ПЦН "РИФ СТРИНГ RS-200P", предназначенный для использования в системах централизованной радиоохраны различных объектов (торговых павильонов, складов, гаражей, дач и т.п.). ПЦН имеет цифровой процессор, текстовый жидкокристаллический индикатор (ЖКИ) на 2 строки по 16 символов, реле для управления различными внешними тревожными устройствами (сиреной, устройством автодозвона и др.), стандартный выход для подключения различных модулей расширения (дополнительных блоков обработки и отображения информации, принтера и др.).

Для стационарных передатчиков "РИФ СТРИНГ RS-200T" ПЦН 16 осуществляет автоматический контроль исправности канала связи посредством отслеживания периодического поступления извещений. Это позволяет обнаруживать неисправности в системе, а также появление мощных помех на рабочей частоте. Одновременно в любом сочетании могут осуществляться прием и обработка информации от стационарных, возимых и носимых оконечных устройств семейства "РИФ СТРИНГ RS-200" (см. выше).

ПЦН 16 принимает извещения и выводит на ЖКИ номер и тип объекта, общее состояние объекта (ВЗЯТ ПОД ОХРАНУ или СНЯТ С ОХРАНЫ, НОРМА или ТРЕВОГА), вид тревоги в зависимости от нарушенных шлейфов и типа передатчика (например, для RS-200T - ДВЕРЬ, ПЕРИМЕТР, ПОЖАР, ВЫЗОВ ОХРАНЫ). Для разных типов объектовых оконечных устройств на ЖКИ выводятся различные сообщения.

Все события заносятся в электронный протокол в энергонезависимой памяти ПЦН 16 и могут быть впоследствии просмотрены и/или выведены на печать. Под событием понимается изменение состояния объекта (тревоги, постановка под охрану и снятие с охраны, неисправности передатчиков), а также некоторые действия операторов ПЦН 16.

К процессору 15 обработки информации ПЦН 16 по стандартным выходам (например, RS-232) подключен блок 17 обработки и отображения картографической и семантической информации и последовательно через адаптер 18 принтер 19. Благодаря подключению этих блоков значительно расширяются функциональные возможности ПЦН 16 по обеспечению комплексной радиоохраны подвижных (автомобили, люди, животные) и стационарных (жилые помещения, офисы, гаражи и т. п. ) объектов, в частности, может быть осуществлена привязка текущего местоположения подвижных объектов (например, угнанных транспортных средств или потерявшихся животных) к электронной карте местности, содержащейся в блоке 17, а также представление в бумажном виде с помощью принтера 19 траекторий перемещения подвижных объектов, электронного протокола, вывод на печать архивных данных и др.

Совокупность вышеуказанных функциональных возможностей позволяет классифицировать совокупность взаимосвязанных блоков 12, 14, 15, 17, 18 и 19 в новом качестве - как центр 11 сбора и обработки информации.

Ключевым звеном системы является микросотовая сеть 10 передачи данных. Два возможных варианта схемы построения микросотовой сети 10 показаны на фиг. 2 и 3. Общими признаками различных вариантов построения микросотовой сети 10 является наличие в ней, как минимум, одной БС и нескольких ретрансляторов (Р).

В варианте радиальной схемы построения сети, представленном на фиг. 2, тревожная информация от стационарных и подвижных (автомобили, люди) объектов охраны передается в центр 11 сбора и обработки информации по радиальным цепочкам, каждая из которых состоит из одного или нескольких ретрансляторов Р и одной базовой станции БС, связанной по выделенному каналу связи с центром 11 сбора и обработки информации. Ретрансляторам Р присваиваются так называемые уровни. Самый высокий уровень имеет БС. Чем дальше ретранслятор расположен от БС, тем его уровень ниже. Ретрансляция происходит по уровням снизу вверх.

Точки расположения ретрансляторов выбираются так, чтобы, с одной стороны, обеспечить уверенный прием сигналов от каждого объектового оконечного устройства хотя бы одним ретранслятором, а, с другой стороны, чтобы гарантировать прохождение информации по цепочке ретрансляторов на базовую станцию. Радиус зоны приема типового ретранслятора "НЕВОД", выпускаемого предприятием-заявителем, при установке его на крыше высотного здания и использовании типового передатчика RS-200T, также производимого предприятием-заявителем, составляет примерно 5 км, дальность связи ретрансляторов соседних уровней в случае прямой видимости их антенн - более 10 км.

В варианте сотовой схемы построения микросотовой сети 10, представленном на фиг.3, вокруг каждой БС, связанной с центром 11 сбора и обработки информации выделенным каналом связи, размещается несколько ретрансляторов, формирующих перекрывающиеся друг с другом зоны приема сигналов от объектовых оконечных устройств.

Сигнал тревоги, излучаемый стационарным 3, возимым 6 или носимым 8 объектовыми оконечными устройствами, содержат идентификационные коды охраняемых объектов. Этот сигнал может быть принят несколькими ретрансляторами и переизлучен на ближайшую БС. При переизлучении в сигнал подмешивается код местоположения данного ретранслятора.

Заявленная радиосигнальная система тревожной сигнализации для централизованной охраны автотранспортных средств, объектов недвижимости, людей и животных работает следующим образом.

При несанкционированном воздействии на охраняемый стационарный объект, пожаре или другом чрезвычайном происшествии на объекте срабатывает один или несколько датчиков в блоке 1 стационарных охранных извещателей. Сигнал тревоги через буферное устройство 2 поступает в стационарное объектовое оконечное устройство 3 и через его стационарную антенну 4 излучается в эфир.

Аналогичным образом тревожный сигнал, формируемый блоком 5 возимых охранных извещателей при попытках угона, проникновения или кражи автомобиля, поступает в возимое объектовое оконечное устройство 6 и через возимую антенну 7 излучается в эфир.

Носимое объектовое оконечное устройство 8 со встроенной антенной 9 излучает сигнал тревоги либо при нажатии тревожной кнопки (при использовании его человеком), либо через заданные интервалы времени (например, при установке на теле ребенка или животного).

В любом из указанных случаев излученный с охраняемого объекта тревожный сигнал принимается одним или несколькими ближайшими ретрансляторами микросотовой сети 10 передачи данных и передается с него на ретранслятор более высокого уровня в варианте радиальной схемы построения сети (фиг.2) либо на ближайшую базовую станцию в варианте сотовой схемы построения сети (фиг.3).

С базовой станции сигнал, содержащий тревожное сообщение в формате микросотовой сети 10, передается на антенну пультового оконечного устройства 12 центра 11 сбора и обработки информации. Ретранслятор соответствующего уровня пытается передать информацию на ретранслятор более высокого уровня или на базовую станцию до тех пор, пока не получит обратно специальный сигнал подтверждения. Таким образом, если сигнал с объектовых оконечных устройств 3, 6 или 8 охраняемых объектов достигнет какого-либо ретранслятора, то далее этот сигнал гарантированно поступит в центр 11 сбора и обработки информации даже при наличии помех, подавляющих отдельные ретрансляционные сигналы.

При несанкционированном воздействии на автомобиль сигнал тревоги одновременно с поступлением в центр 11 непосредственно либо через ретранслятор передается на персональный приемник 20 владельца данного транспортного средства для оповещения его о произошедшем событии.

В центре 11 сигнал, принятый пультовым оконечным устройством 12, передается в ПЦН 16 на плату 14 адаптера ввода информации.

ПЦН 16 работает в дежурном режиме либо в режиме тревоги.

В дежурном режиме при отсутствии тревог на индикаторе ПЦН 16 отображаются текущая дата, время, общее состояние (НОРМА) и режим управления (РУЧНОЙ, АВТОМАТИЧЕСКИЙ или КОМПЬЮТЕРНЫЙ).

В случае приема тревожного извещения от объектового оконечного устройства любого типа (стационарного, возимого, носимого) ПЦН 16 переходит в состояние ТРЕВОГА. На ЖКИ отображаются номер, тип охраняемого объекта и вид тревоги. В частности, для передатчиков семейства "РИФ СТРИНГ RS-200T" в ПЦН "РИФ СТРИНГ RS-200P" специальными значками могут отображаться тревоги по различным шлейфам, неисправность внешнего или автономного источников питания и потеря каналов связи.

Стационарные передатчики RS-200T и автомобильные передатчики семейства RP-100/101 могут передавать кроме тревожных сообщений также извещения ВЗЯТ и СНЯТ, не требующие реакции оператора.

При поступлении тревожного сообщения от носимого объектового оконечного устройства типа "радиокнопки", например, от носимого передатчика семейства RR-701/TM, находящегося, например, в кармане владельца автотранспортного средства, включается соответствующая тревога. Если извещений с данной кнопки больше не будет, то через несколько минут после первой тревоги ПЦН переключится в состояние НОРМА.

Контроль канала связи для радиокнопки не производится.

При контроле состояния и местоположения подвижных объектов информация от них по стандартному компьютерному выходу (RS-232) передается в блок 17 обработки и отображения картографической и семантической информации и далее через адаптер 18 принтера поступает на принтер 19.

В блоке 17 эта информация обрабатывается и отображается в соответствии с ГИС-технологией. Указанная технология может быть реализована в блоке 17 с помощью одного из реализуемых на коммерческом рынке программных продуктов.

В частности, могут быть использованы коммерческий программный продукт Maplnfo либо его модификации. Выбор конкретной ГИС не существенен для данного изобретения. В любом случае результатом обработки будет наглядное многослойное представление на экране монитора отметок объектов на фоне карты-схемы обслуживаемого района в сопровождении идентифицирующей их справочной и служебной текстовой информации (например, цвет, государственный номер и марка автомобиля, его географические координаты, данные о владельце и т.п.).

На принтер 19 выводится информация об охраняемых объектах и о состоянии системы, необходимая для документирования и хранения в бумажном виде.

В варианте сотовой схемы построения микросотовой сети 10 передачи данных (фиг.3) в процессоре 17 могут быть реализованы алгоритмы совместной обработки данных о местоположении подвижного объекта, поступающих одновременно от нескольких ретрансляторов. Ошибка определения местоположения объекта может быть в этом случае существенно снижена за счет уменьшения области неопределенности местонахождения объекта, определяемой как область пересечения нескольких окружностей (приведенная на фиг.3), описывающих зоны действия ретрансляторов. Алгоритмы, применяемые для определения местоположения объекта в сотовых сетях, хорошо известны из справочной литературы (например, Ратынский М.В. "Основы сотовой связи", М., "Радио и связь", 2000 г.).

Выделенные каналы связи, используемые для передачи данных от БС в центр 11 сбора и обработки информации, могут быть выполнены с возможностью подключения к телефонной сети общего пользования, к ИНТЕРНЕТ, либо с возможностью передачи информации по радиоэфиру. Выбор конкретного варианта связи БС с центром 11 определяется спецификой территории, на которой планируются развертывание сети ретрансляторов и эксплуатация рассматриваемой системы.

В любом из указанных вариантов построение микросотовой сети 10 передачи данных позволяет при прочих равных условиях уменьшить мощности излучаемых с объектов сигналов и благодаря этому:
1. Применить на борту охраняемых транспортных средств серийно производимую специализированную маломощную радиоаппаратуру, адаптированную к специфическим условиям работы на автомобиле (широкий диапазон рабочих температур, тряска, вибрации, отсутствие внешней сети питания и др.) и не создающую помех работе других радиоэлектронных средств;
2. Использовать для охраны людей и животных также серийно выпускаемые носимые радиоканальные извещатели ("радиокнопки"), совместимые с другими элементами радиоохранной системы.

Дополнение ПЦН 16 блоком 17 обработки и отображения картографической и семантической информации и адаптером принтера 18 с принтером 19 позволяет реализовать на практике те преимущества, которые дает совместное применение вышеуказанных специализированных объектовых устройств с точки зрения решения конечной задачи - обеспечения эффективной комплексной охраны автотранспортных средств, объектов недвижимости, людей и животных.

Возможность практической реализации изобретения не вызывает сомнений, поскольку практически все элементы заявляемой системы выпускаются серийно и доступны на коммерческом рынке, причем большая их часть производится самой фирмой-заявителем.

Объединение вышеуказанных элементов в единую систему порождает качественно новые свойства указанной системы по сравнению с прототипом, позволяющие классифицировать заявляемое техническое решение как изобретение.

Похожие патенты RU2182088C1

название год авторы номер документа
РАДИОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НЕДВИЖИМОСТИ, ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ 2002
  • Герасимчук А.Н.
  • Ефимцев А.А.
  • Низдрань С.Я.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2198800C1
РАДИОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НЕДВИЖИМОСТИ, ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ 2002
  • Герасимчук А.Н.
  • Ефимцев А.А.
  • Низдрань С.Я.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2201363C1
РАДИОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ 2003
  • Косарев С.А.
  • Райгородский Ю.В.
  • Сластин В.В.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2216463C1
РАДИОКАНАЛЬНАЯ ОХРАННАЯ СИСТЕМА С ПАТРУЛЬНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 2003
  • Ефимцев А.А.
  • Низдрань С.Я.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2238589C1
РАДИОСИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ, ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ 2003
  • Косарев С.А.
  • Райгородский Ю.В.
  • Сластин В.В.
  • Фалеев А.И.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2231458C1
СПОСОБ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ РАДИООХРАНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАТРУЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Ефимцев А.А.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2238590C1
РАДИОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2004
  • Герасимчук А.Н.
  • Косарев С.А.
  • Райгородский Ю.В.
  • Сластин В.В.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2240938C1
СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ИЗВЕЩЕНИЙ ДЛЯ ОХРАНЫ ГРУППЫ СОСРЕДОТОЧЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ 2010
  • Герасимчук Александр Николаевич
  • Косарев Сергей Александрович
RU2416820C1
РАДИОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОИСКА И ПЕРЕХВАТА УГНАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Косарев С.А.
  • Райгородский Ю.В.
  • Сластин В.В.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2228860C1
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ИЗВЕЩЕНИЙ ПРИ ОХРАНЕ ГРУППЫ ОБЪЕКТОВ 2004
  • Косарев С.А.
  • Низдрань С.Я.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2265250C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 182 088 C1

Реферат патента 2002 года РАДИОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ОХРАНЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НЕДВИЖИМОСТИ, ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ

Изобретение относится к системам охранной сигнализации для подвижных объектов и объектов недвижимости. На охраняемых автотранспортных средствах, стационарных объектах, людях и животных установлены блоки охранных извещателей, связанные с оконечными устройствами, имеющими антенны для излучения в радиоэфир. У владельцев автотранспортных средств и недвижимости и охраняемых людей находятся персональные приемники с антеннами. Центр сбора и обработки информации имеет пультовое устройство с антенной, блок обработки и отображения картографической и семантической информации, принтер с адаптером и пульт централизованного наблюдения. В состав пульта входят плата адаптера ввода информации и процессор обработки информации. Радиоканал выполнен в виде микросотовой сети передачи данных с базовыми станциями и ретрансляторами, реализованными с возможностью приема кодовых сообщений от оконечных устройств, их селекции и ретрансляции на ближайшие базовую станцию или ретранслятор. Пульт наблюдения выполнен с возможностью автоматического контроля исправности радиоканала посредством отслеживания периодического поступления извещений. Изобретение обеспечивает снижение стоимости абонентской аппаратуры и повышение надежности ее работы. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 182 088 C1

1. Радиоканальная система тревожной сигнализации для централизованной охраны автотранспортных средств, недвижимости, людей и животных, содержащая установленные на охраняемых объектах недвижимости блоки стационарных охранных извещателей, связанные через буферные устройства со стационарными объектовыми оконечными устройствами, имеющими стационарные антенны для связи по радиоэфиру, установленные на автотранспортных средствах блоки возимых охранных извещателей, связанные с возимыми объектовыми оконечными устройствами, имеющими возимые антенны для связи по радиоэфиру, и находящиеся у охраняемых людей и животных носимые объектовые оконечные устройства со встроенными антеннами для связи по радиоэфиру, находящиеся у владельцев автотранспортных средств и недвижимости персональные приемники владельцев со встроенными антеннами персональных приемников для приема сообщений по радиоэфиру, центр сбора и обработки информации, имеющий пультовое оконечное устройство с антенной пультового оконечного устройства для связи по радиоэфиру и пульт централизованного наблюдения, в состав которого входят связанные друг с другом плата адаптера ввода информации, соединенная с пультовым оконечным устройством, и процессор обработки информации, отличающаяся тем, что связь по радиоэфиру выполнена в виде микросотовой сети передачи данных с базовыми станциями и ретрансляторами, выполненными с возможностью приема кодовых сообщений от возимых, стационарных и носимых объектовых оконечных устройств, селекции и ретрансляции указанных сообщений на ближайшие базовую станцию или ретранслятор, а в центр сбора и обработки информации дополнительно введены блок обработки и отображения картографической и семантической информации и принтер с адаптером принтера, вход которого соединен с процессором обработки информации, выполненным с возможностью подключения к блоку обработки и отображения картографической и семантической информации и с возможностью вывода информации на адаптер принтера, при этом пульт централизованного наблюдения выполнен с возможностью автоматического контроля исправности радиоканала посредством отслеживания периодического поступления извещений от каждого стационарного, возимого и носимого объектовых оконечных устройств. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что микросотовая сеть передачи данных выполнена с возможностью передачи сигналов тревоги от возимых, стационарных и носимых объектовых оконечных устройств последовательно по радиальным цепочкам ретрансляторов на единую базовую станцию, связанную с центром сбора и обработки информации выделенным каналом связи, а также с возможностью передачи в обратном направлении по указанным радиальным цепочкам от базовой станции сигналов телеуправления ретрансляторами и объектовыми оконечными устройствами. 3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что микросотовая сеть передачи данных выполнена с возможностью приема сигналов тревоги от возимых, стационарных и носимых объектовых оконечных устройств одним или несколькими ретрансляторами и передачи этих сигналов тревоги на ближайшую базовую станцию с последующей передачей этих сигналов с нескольких базовых станций в центр сбора и обработки информации и передачи в обратном направлении по указанным выделенным каналам связи из центра сбора и обработки информации сигналов телеуправления базовыми станциями, а также передачи от базовых станций на находящиеся в их зонах действия ретрансляторы сигналов телеуправления этими ретрансляторами и сигналов телеуправления объектовыми оконечными устройствами. 4. Система по любому из пп. 1-3, отличающаяся тем, что выделенные каналы связи выполнены с возможностью подключения к телефонной сети общего пользования. 5. Система по любому из пп. 1-3, отличающаяся тем, что выделенные каналы связи выполнены с возможностью подключения к Интернету. 6. Система по любому из пп. 1-3, отличающаяся тем, что выделенные каналы связи выполнены с возможностью передачи информации по радиоэфиру.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2182088C1

СИСТЕМА ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ "РОСА" 1994
  • Аристархов Г.М.
  • Ерохин Г.А.
  • Николаев В.Т.
  • Пантикян Р.Т.
  • Шорин О.А.
RU2069055C1
US 5650770 А, 22.07.1997
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАННОЙ СИСТЕМОЙ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
RU2074826C1
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ, НАВИГАЦИИ И МОНИТОРИНГА 1998
  • Артемов Г.Н.
  • Басков С.М.
  • Васильев Е.Н.
  • Ильин Г.В.
  • Канашин В.А.
  • Константинов И.И.
  • Куликов В.Ю.
  • Мальченко В.А.
  • Рачинский А.Г.
  • Севастьянов Е.В.
RU2122239C1

RU 2 182 088 C1

Авторы

Ефимцев А.А.

Низдрань С.Я.

Харченко Г.А.

Шептовецкий А.Ю.

Даты

2002-05-10Публикация

2001-09-17Подача