Изобретение относится к гражданскому и промышленному строительству и строительной индустрии для изготовления вспарушенного вантового покрытия любой формы и перекрытия больших пролетов.
Наиболее близким техническим решением является покрытие, выполненное в патенте 2132913, кл. Е 04 В 1/32, где автором использована упругость криволинейных элементов для обеспечения получения постоянного напряжения в тросе, перекрывающем большой пролет и имеющим стрелку подъема, направленную вверх.
Постоянно растянутому тросу можно придавать любую форму, используя определенное положение неподвижных (опорных) точек закрепления его концов и системы вантовых оттяжек, которые будут фиксировать в пространстве определенные его точки.
Таким образом, можно обеспечить вспарушенность вантового покрытия, что разрешит экономические и архитектурно-композиционные затруднения при проектировании вантовых покрытий большего пролета.
В этом покрытии, включающем упругие криволинейные предварительно сжатые элементы и растянутый трос, упругие элементы крепятся к тросу с помощью неподвижных шарнирных опор, расположенных по длине ванта так, что концевые участки смежных упругих криволинейных элементов перекрывают друг друга.
Недостатком этой конструкции является то, что для ее изобретения необходимо:
- конструктивно обеспечить неподвижное закрепление криволинейных упругих элементов к тросу, что возможно только за счет обойм, обеспечивающих поперечное обжатие троса;
- конструктивно обеспечить свободу перемещения упругих элементов относительно друг друга в одной плоскости (перекрещивание элементов), либо располагать упругие элементы по разные стороны троса, что крайне неудобно для осуществления герметизации и водоотвода с покрытия;
- криволинейная форма упругого элемента не всегда удобна в изготовлении и архитектурно или экономически оправдана.
Техническая задача заключается в упрощении конструктивных решений узлов соединения упругих элементов и несущих тросов (вант), а также в обеспечении возможности использования более рациональных форм очертаний и сечений упругих элементов, а именно:
- ликвидировать фиксированное закрепление упругих элементов к несущим тросам;
- использовать полигональные формы очертания упругих элементов;
- ликвидировать перекрещивание упругих элементов в тех случаях, когда это позволяют сделать внешние нагрузки и собственный вес конструкций;
- обеспечить возможность использования сечений более рациональных форм;
- сохранить все достоинства вантового покрытия вспарушенной формы, представленной в известном решении.
Покрытие включает криволинейные упругие элементы (1) и несущий трос (2), как показано на фиг.1 и 2.
Концы смежных криволинейных упругих элементов (1) расположены с зазором на отрезке полой балки (5), внутри которой свободно пропущен несущий трос, и шарнирно (3) соединены с ней.
Концы смежных криволинейных упругих элементов (1) перекрещиваются в одной плоскости, обеспечивая при этом свободу взаимного перемещения, и шарнирно (3) закрепляются к концам полых балок (5), как показано на фиг.1 и 5.
В другом случае концы смежных криволинейных упругих элементов (1) располагаются на отрезках полых балок (5) с образованием у них консолей, как показано на фиг.2 и 6.
На фиг. 1, 2, 3, 4, 5 и 6 показаны криволинейные упругие элементы (1) полигонального очертания.
Сечения этих элементов, как и сечения полых балок (5), могут иметь различные формы - коробчатые, круглые, трапециевидные, треугольные, комбинированные.
Сохранение постоянного напряжения в тросе происходит за счет предварительного напряжения его расчетной силой N (фиг.1 и 2), а затем он донапрягается за счет работы упругих элементов в условиях их взаимных поворотов при подъеме собранной конструкции в проектное положение (фиг.3 и 4).
На фиг.1 изображено первоначальное положение упругих элементов (1) и несущего троса (2) при использовании полигональной формы упругих элементов (1) и полых однопролетных балок (5), к которым они шарнирно закрепляются.
На фиг.2 изображено первоначальное расположение упругих элементов (1) и несущего троса (2) при использовании полигональной формы упругих элементов (1) и полых однопролетных балок (5) с консолями, выходящими на расчетную длину за пределы шарнирного закрепления элементов (1) и балок (5).
На фиг.3 изображено проектное положение покрытия с однопролетными балками (5) без консолей и установленными фиксаторами поперечной жесткости (7).
На фиг.5 изображен один из вариантов конструктивного соединения упругих элементов (1) и полой балки (5) при перекрещивании упругих элементов (1) - полая балка без консолей.
На фиг.6 изображен один из вариантов конструктивного соединения упругих (1) и полой балки (5) при неперекрещивающихся упругих элементах (1) - полая балка с консолями.
При закреплении упругих элементов (1) к полой балке (5) с помощью шарниров (3) каждый из упругих элементов (1) предварительному напряжению не подвергается.
После окончания сборки упругих элементов (1) и балок (5) через полости этих балок пропускается несущий трос (2), который затем предварительно подтягивается расчетной силой N (фиг.1 и 2) и закрепляется на жестких опорных узлах (4) крайних упругих элементов с помощью фиксаторов (6).
После осуществления предварительной подтяжки вся система устанавливается в проектное положение краном, надвижкой на опоры (8) или другими технологическими приемами.
При подъеме конструкции в проектное положение упругие элементы (1) поворачиваются по отношению друг к другу и производят при этом дополнительную подтяжку троса (2). В упругих элементах (1) происходит самонапряжение.
Затем неизменяемость формы конструкции обеспечивается связями-фиксаторами (7), после чего производится монтаж ограждающей части покрытия (фиг.5 и 6).
Все прочие свойства известной вантовой системы предлагаемая конструкция покрытия сохраняет.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОКРЫТИЕ | 1998 |
|
RU2132913C1 |
ПОЛИСИСТЕМНАЯ ФЕРМА | 2013 |
|
RU2528311C1 |
ПЛАВУЧАЯ ПЕРЕПРАВА С ПЛАВУЧИМ МОДУЛЕМ И ПЛАВУЧЕЙ ОПОРОЙ С ПИЛОНОМ | 2018 |
|
RU2699198C1 |
Предварительно напряженная вантоваяфЕРМА | 1978 |
|
SU808639A1 |
ВАНТОВО-СТЕРЖНЕВАЯ СИСТЕМА | 2005 |
|
RU2288332C1 |
Висячий мост | 1980 |
|
SU937598A1 |
Способ монтажа сборной из блоков балки жесткости висячих и вантовых мостов | 1982 |
|
SU1030462A1 |
ВАНТОВАЯ УБИРАЮЩАЯСЯ КРЫША, УСТАНАВЛИВАЕМАЯ НАД ПОКРЫВАЕМЫМ КРЫШЕЙ УЧАСТКОМ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2172806C2 |
Покрытие сооружения | 1991 |
|
SU1817807A3 |
СПОСОБ ЗАМЫКАНИЯ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ И ВЫРАВНИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА | 2012 |
|
RU2498005C1 |
Изобретение относится к строительству и предназначено для изготовления вантового вспарушенного покрытия простой или сложной конфигурации в пространстве, перекрывающего большие пролеты. Технический результат изобретения - упрощение конструктивных решений узлов крепления элементов конструкции и упрощение технологии изготовления вантового покрытия. Результат обеспечивается путем шарнирного закрепления концов смежных криволинейных упругих элементов к отрезку полой балки так, что они располагаются с зазором, а несущий трос свободно проходит в полости балки. При этом вся система предварительно напрягается тросом. Дальнейшее напряжение троса возникает при установке системы в проектное положение за счет взаимного поворота и самонапряжения криволинейных упругих элементов. Упругие элементы, шарнирно закрепленные на полых балках, могут перекрещиваться, а могут и не перекрещиваться друг с другом в плоскости системы. Если упругие элементы не перекрещиваются, то полые балки, к которым они крепятся, выполняются с двумя консолями. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
ПОКРЫТИЕ | 1998 |
|
RU2132913C1 |
Способ монтажа гофрированной напряженной конструкции | 1981 |
|
SU949119A1 |
US 3335530 А, 15.08.1967 | |||
US 4325207 А, 20.04.1982 | |||
US 3443344 А, 13.05.1969. |
Авторы
Даты
2002-06-10—Публикация
2000-07-19—Подача