Изобретение относится к области обслуживания и ремонта антикоррозионных изоляционных покрытий подземных трубопроводов.
Для ремонта изоляции трубопроводов широко применяют способ выборочного ремонта изоляционного покрытия подземных трубопроводов, включающий вскрытие трубопровода, контроль состояния изоляции и стенки, снятие старой изоляции участками по мере необходимости в зависимости от степени ее износа выполнение необходимых сварочно-восстановительных работ, окончательную очистку стенки трубы, нанесение новой изоляции и засыпку трубопровода. Этим методом ремонт изоляции может выполняться без извлечения трубопровода из траншеи и изменения положения оси трубопровода (Ращепкин К.Е., Овчиников И.С., Суетинова Т.Д., Белозеров З.Л. Обслуживание и ремонт линейной части магистральных нефте- и продуктопроводов. - М.: Недра, 1969).
Однако этот способ имеет следующие недостатки:
- значительная доля ручного труда и низкая индустриальность из-за невозможности применения очистных и изоляционных машин;
- вероятность нарушения старой изоляции при вскрытии на участках, где изоляция могла быть пригодна к дальнейшей эксплуатации;
- невозможность применения на участках малой протяженности, на которых из-за естественного старения материала и низкого качества строительных работ изоляция вышла из строя и не обеспечивает поддержание требуемого защитного потенциала системы катодной защиты.
Наиболее близким по технической сущности и по назначению является известный способ ремонта изоляции, который осуществляется следующим образом (а.с. 1687993, F 16 L 1/26, БИ 40,1991. Способ ремонта битумной и полимерной пленочной изоляции подземного трубопровода. Мустафин Ф.М., Рафиков С.К. и др.).
Грунт засыпки разрабатывается одноковшовым или специальным вскрышным экскаватором, удаляется в отвал. Трубопровод поднимают с помощью кранов-трубоукладчиков на мягких полотенцах, чтобы не повредить старую изоляцию, на которую затем с помощью краскораспылителей или пульверизаторов (или вручную) наносят слой органического вещества. Затем на дне траншеи бульдозером создают подсыпку из слоя грунта с органическим вяжущим. Трубопровод опускают на слой подсыпки и производят обсыпку трубопровода слоем грунта с органическим вяжущим. После чего производят окончательную засыпку траншеи обычным грунтом.
Однако при данном способе необходимо выполнение дорогостоящих и трудоемких операций по подъему трубопровода. При подъеме трубопровода возникают дополнительные непредусмотренные изгибные напряжения на сварных стыках и возможны нарушения старой изоляции на участках, где изоляция могла быть пригодна к дальнейшей эксплуатации.
Изобретение решает техническую задачу снижения трудоемкости и удешевления процесса капитального ремонта, увеличения срока службы и улучшения эксплуатационных характеристик антикоррозионной изоляции подземных трубопроводов.
Указанная задача решается тем, что в способе ремонта антикоррозионной изоляции, включающем вскрытие трубопровода, восстановление защитных свойств изоляционного покрытия с использованием органического вещества, создание подсыпки из слоя грунта с органическим вяжущим, обсыпку трубопровода слоем грунта с органическим вяжущим и обратную засыпку грунтом, согласно изобретению подсыпка из слоя грунта с органическим вяжущим создают одновременно с восстановлением защитных свойств изоляционного покрытия с использованием органического вещества без подъема трубопровода.
Способ осуществляется следующим образом. Роторным вскрышным экскаватором со специальным рабочим органом удаляется грунт и вскрывается вся поверхность изоляции. Трубопровод очищается от остатков грунта. В пределах нижней половины сечения трубы между поверхностью изоляции и грунтовым основанием создается зазор 100...200 мм в зависимости от диаметра трубопровода.
Прицепное устройство, перемещаемое по трубопроводу тяговым усилием бульдозера, производит обработку всей поверхности ремонтируемого изоляционного покрытия органическим веществом, подаваемым через гребенки и шланги из автобитумовоза или передвижной емкости с насосной установки. В качестве органического вещества для восстановления защитных свойств изоляционного покрытия используют различные составы холодного отвердения для ремонта изоляции на основе фенолформальдегидных смол, полиуретановых смол или высокоплавких нефтяных битумов.
С целью увеличения срока службы отремонтированного изоляционного покрытия производится создание вокруг трубопровода защитной оболочки из подсыпки и обсыпки трубопровода слоем грунта в смеси с органическим вяжущим. Для этого одновременно с обработкой старой изоляции специальным рабочим органом прицепного устройства производится смешивание грунта с жидким органическим вяжущим и формирование части защитной оболочки (подсыпки), находящейся под трубопроводом ниже боковых образующих трубы.
Затем часть грунта из отвала в количестве, достаточном для формирования верхней части защитной оболочки (обсыпки), перемешивается с органическим вяжущим и укладывается на трубопровод равномерным слоем траншеезасыпателем ТР-351, оборудованным устройством для внесения органического вяжущего (комплектом ДС-150). Обсыпка трубопровода производится слоем грунта в смеси с органическим вяжущим в соотношении 6. ..15% вещества от массы скелета грунта в зависимости от вида грунта и органического вяжущего, в качестве которого используют жидкий битум, битумную эмульсию, тяжелые остатки нефтепереработки или специальное вяжущее для магистральных трубопроводов ВМТ (например, по ТУ 38.101960-83).
Производится уплотнение защитной оболочки из слоя грунта с органическим вяжущим при помощи навесных виброплит или специальных малых пневмокатков.
Далее выполняется обратная засыпка оставшейся части траншеи грунтом и рекультивация плодородного слоя.
Предлагаемый способ по сравнению с прототипом обладает следующими преимуществами: невысокой трудоемкостью, т.к. ремонт осуществляется без подъема трубопровода; повышением срока службы старой изоляции и может быть использован при ремонте антикоррозионных изоляционных покрытий подземных трубопроводов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ | 2001 |
|
RU2197668C2 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2001 |
|
RU2191312C1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА | 2002 |
|
RU2205316C1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА | 2002 |
|
RU2205315C1 |
Способ ремонта битумной и полимерной пленочной изоляции подземного трубопровода | 1989 |
|
SU1687993A1 |
СОСТАВ ДЛЯ ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА И СПОСОБ РЕМОНТА ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА | 1991 |
|
RU2031914C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ПОДЗЕМНОЙ КОРРОЗИИ В МЕСТАХ ЛОКАЛЬНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2001 |
|
RU2200774C2 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА | 2014 |
|
RU2559222C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ПОДЗЕМНОЙ КОРРОЗИИ В МЕСТАХ ЛОКАЛЬНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ | 2000 |
|
RU2200773C2 |
СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА | 2002 |
|
RU2205317C1 |
Изобретение относится к строительству и используется при обслуживании и ремонте антикоррозионных покрытий подземных трубопроводов. Вскрывают трубопровод, восстанавливают защитные свойства изоляционного покрытия с использованием органического вещества с одновременным формированием слоя подсыпки из грунта, смешанного с органическим вяжущим. Производят обсыпку трубопровода слоем грунта, смешанного с органическим вяжущим, и обратную засыпку слоем грунта. Снижает трудоемкость ремонтных работ и повышает надежность трубопровода. 1 з.п. ф-лы.
Способ ремонта битумной и полимерной пленочной изоляции подземного трубопровода | 1989 |
|
SU1687993A1 |
Вяжущее для укрепления грунта | 1987 |
|
SU1477841A1 |
Способ прокладки подземного трубопровода | 1980 |
|
SU932087A1 |
ЭИ "Высокоэффективные изобретения"./Способ ремонта антикоррозионного покрытия наружной поверхности действующего магистр ального трубопровода/ВНИИСПТНЕФТЬ, вып | |||
Способ получения камфоры | 1921 |
|
SU119A1 |
- М.: Патент, 1978. |
Авторы
Даты
2002-06-20—Публикация
2001-02-12—Подача