КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2002 года по МПК F01N3/28 

Описание патента на изобретение RU2187001C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в выпускных системах двигателей внутреннего сгорания для снижения содержания токсичных веществ в отработавших газах.

Известен нейтрализатор отработавших газов для карбюраторного двигателя (патент РФ 2138653, МПК F 01 N 3/28, 1999 г.), содержащий корпус с впускным и выпускным патрубками, реакторы с катализаторами, расположенные параллельно потоку газов, и распределитель отработавших газов, выполненный в виде заключенного в корпус диска, который имеет равномерно расположенные по окружности отверстия и установленные в них впускные клапаны, каждый из которых отрегулирован на соответствующий режим работы двигателя, при этом один из впускных клапанов зафиксирован в закрытом положении винтом при регенерации каталитического слоя расположенного за ним реактора, а также в диске выполнено сквозное отверстие для прохождения потока отработавших газов на режиме холостого хода, при этом корпус нейтрализатора выполнен подвижно относительно распределителя отработавших газов.

Однако использование известного нейтрализатора не обеспечивает эффективной очистки отработавших газов в течение всего срока его службы; постепенно снижается топливная экономичность двигателя. Это связано с тем, что необходимость проведения технического обслуживания нейтрализатора определяется водителем, что является субъективным, не обеспечивая своевременного проведения технического обслуживания, в результате чего ухудшается состояние каталитических реакторов.

Изобретение направлено на повышение эффективности очистки отработавших газов, улучшение топливной экономичности двигателя и продление срока его службы за счет автоматизации процесса регенерации катализаторов и изменения порядка их работы.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в каталитическом нейтрализаторе отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащем корпус с впускным и выпускным патрубками, реакторы с катализаторами, расположенные параллельно потоку газов, и распределитель отработавших газов, выполненный в виде заключенного в корпус диска, который имеет равномерно расположенные по окружности отверстия и установленные в них впускные клапаны, каждый из которых отрегулирован на соответствующий режим работы двигателя, дополнительно в передней части корпуса и на внешней поверхности распределителя выполнены винтовые проточки, в образующейся полости которых установлены шарики, что конструктивно представляет собой винтовую пару с возможностью вращательно-поступательного движения распределителя относительно корпуса под действием давления отработавших газов, с фиксированными положениями на одно меньше количества реакторов, обеспечиваемые шариковым фиксатором, расположенным между корпусом и распределителем, при этом в распределителе выполнены радиальные прорези, в которых свободно установлены направляющие лопатки потока газов, образующие сектора, равные по количеству реакторов, и направляющий выступ пружины в центре задней торцевой стенки, а один из впускных клапанов распределителя выполнен в виде запорного клапана, отрегулированного на давление, превышающее давления, на которые отрегулированы другие клапаны, кроме этого, в корпусе установлена возвратная пружина между распределителем и реакторами, симметрично оси нейтрализатора, и закрепленная на опорном диске.

Отличительными признаками от прототипа является то, что в передней части корпуса и на внешней поверхности распределителя выполнены винтовые проточки, в образующейся полости которых установлены шарики, что конструктивно представляет собой винтовую пару с возможностью вращательно-поступательного движения распределителя относительно корпуса под действием давления отработавших газов, с фиксированными положениями на одно меньше количества реакторов, обеспечиваемые шариковым фиксатором, расположенным между корпусом и распределителем, при этом в распределителе выполнены радиальные прорези, в которых свободно установлены направляющие лопатки потока газов, образующие сектора, равные по количеству реакторов, и направляющий выступ пружины в центре задней торцевой стенки, а один из впускных клапанов распределителя выполнен в виде запорного клапана, отрегулированного на давление, превышающее давления, на которые отрегулированы другие клапаны, кроме этого, в корпусе установлена возвратная пружина между распределителем и реакторами, симметрично оси нейтрализатора, и закрепленная на опорном диске.

На фиг. 1 показан продольный разрез нейтрализатора, на фиг.2 - разрез нейтрализатора по А-А, на фиг.3 - разрез нейтрализатора по Б-Б.

Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания содержит корпус 1 с впускным 2 и выпускным 3 патрубками, несколько реакторов 12, 13, 14 и 15 с катализаторами, расположенные параллельно потоку газов, и распределитель отработавших газов 5, выполненный в виде заключенного в корпус диска, который имеет равномерно расположенные по окружности отверстия и установленные в них впускные клапаны 6, каждый из которых отрегулирован на соответствующий режим работы двигателя. В передней части корпуса 1 и на внешней поверхности распределителя 5 выполнены винтовые проточки, в образующейся полости которых установлены шарики 8, что конструктивно представляет собой винтовую пару с возможностью вращательно-поступательного движения распределителя 5 относительно корпуса 1 под действием давления отработавших газов, с фиксированными положениями на одно меньше количества реакторов, обеспечиваемые шариковым фиксатором 16, расположенным между корпусом 1 и распределителем 5, при этом в распределителе 5 выполнены радиальные прорези, в которых свободно установлены направляющие лопатки 9 потока газов, образующие сектора, равные количеству реакторов, и направляющий выступ пружины в центре задней торцевой стенки. Впускной клапан 7 выполнен в виде запорного клапана, отрегулированного на давление, превышающее давления, на которые отрегулированы другие клапаны. Между распределителем 5 и реакторами 12, 13, 14 и 15 установлена возвратная пружина 10 симметрично оси нейтрализатора, и закрепленная на опорном диске 11.

Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

При работе двигателя на режиме холостого хода отработавшие газы через впускной патрубок 2 поступают в корпус нейтрализатора 1 и через запорный клапан 7, минуя полость 19, по образованному направляющими лопатками 9 сектору проходят расположенный за ним реактор 14, очищаются и через выпускной патрубок 3 выходят из нейтрализатора. При работе двигателя на режиме частичных нагрузок, т. е. при увеличении расхода отработавших газов, газы дополнительно открывают клапан 17 и часть отработавших газов по другому сектору проходит через расположенный за ним реактор 13. При работе двигателя на режимах средних и полных нагрузок, т.е. при дальнейшем увеличении расхода отработавших газов дополнительно открываются соответственно клапаны 6 и 18. При уменьшении расхода отработавших газов клапаны 18, 6 и 17 последовательно закрываются.

При ухудшении состояния катализаторов 12, 13, 14 и 15 увеличивается давление отработавших газов в полости 4 перед распределителем 5, запорный клапан 7 закрывается и начинается регенерация катализатора расположенного за ним реактора 14, работающего на режиме холостого хода, отличающегося наибольшей токсичностью.

При дальнейшем ухудшении состояния катализаторов 13, 12 и 15 растет давление отработавших газов в полости 4 и, когда оно превысит суммарное сопротивление проворота винтовой пары и пружины 10, распределитель 5, воздействуя на шарики 8, находящиеся в полости винтовых канавок, провернется на угол сектора и сместится на некоторую величину вперед относительно корпуса 1 нейтрализатора и направляющих лопаток 9, при этом лопатки 9, упираясь в опорный диск 11, провернутся вместе с распределителем 5. Проворот на угол сектора обеспечит фиксатор 16, в результате чего изменится порядок работы реакторов 12, 13, 14 и 15, что обеспечивает равномерное использование всех катализаторов. Движение распределителя 5 начинается при таком давлении отработавших газов, которое обеспечивает перемещение каждого клапана до следующего реактора, т.е. до фиксированного положения распределителя 5.

Дальнейшее увеличение давления отработавших газов в полости 4 будет способствовать провороту распределителя 5 до следующего фиксированного положения, т.е. дальнейшему изменению порядка работы реакторов, до тех пор пока количество проворотов не станет на одно меньше количества реакторов.

При уменьшении давления отработавших газов в полости 4 возвратная пружина 10 провернет распределитель 5 в обратную сторону, изменив порядок работы реакторов в обратной последовательности, а при выключении двигателя вернет его в исходное положение.

Таким образом, вращение распределителя отработавших газов 5 и поочередная регенерация всех катализаторов при ухудшении их состояния обеспечивают поддержание в работоспособном состоянии катализаторов, равномерное их использование, что улучшает качество очистки отработавших газов, снижает расход топлива и продлевает срок службы нейтрализатора.

Похожие патенты RU2187001C2

название год авторы номер документа
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Медведев Ю.С.
  • Подчинок В.М.
  • Савченко В.А.
  • Нехаев Н.А.
  • Подчинок Е.В.
RU2166106C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВС 2001
  • Медведев Ю.С.
  • Шестаков С.В.
  • Курганов М.В.
RU2190769C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Медведев Ю.С.
  • Подчинок В.М.
  • Савченко В.А.
  • Усин В.В.
  • Филев А.В.
  • Камышенцев Ю.И.
RU2138653C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ДЛЯ ДВС 2001
  • Нефедов Д.В.
  • Заяц Ю.А.
  • Сучугов Б.Н.
RU2190768C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Медведев Ю.С.
RU2248455C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Медведев Ю.С.
  • Подчинок В.М.
  • Савченко В.А.
  • Пузевич Н.Л.
  • Заварзин А.Т.
RU2166105C2
НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 2000
  • Гордивский В.Н.
  • Шестаков С.В.
  • Залюбовский А.Ф.
  • Медведев Ю.С.
RU2175391C2
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЕЙ 2000
  • Медведев Ю.С.
  • Агеев П.К.
  • Пирожков И.А.
  • Кедров А.Н.
RU2187663C2
СИСТЕМА СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Медведев Ю.С.
  • Новиков Д.А.
  • Колчаев М.И.
RU2187662C2
НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 1999
  • Гордивский В.Н.
  • Медведев Ю.С.
  • Заварзин А.Т.
  • Шибаев А.М.
RU2175073C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 187 001 C2

Реферат патента 2002 года КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение направлено на повышение эффективности очистки отработавших газов, улучшение топливной экономичности двигателя и продление срока его службы за счет автоматизации процесса регенерации катализаторов и изменения порядка их работы. Каталитический нейтрализатор содержит корпус с впускным и выпускным патрубками, реакторы с катализаторами, расположенные параллельно потоку газов, и распределитель отработавших газов, выполненный в виде заключенного в корпус диска, который имеет равномерно расположенные по окружности отверстия и установленные в них впускные клапаны, каждый из которых отрегулирован на соответствующий режим работы двигателя, в передней части корпуса и на внешней поверхности распределителя выполнены винтовые проточки, в образующейся полости которых установлены шарики, что конструктивно представляет собой винтовую пару с возможностью вращательно-поступательного движения распределителя относительно корпуса под действием давления отработавших газов, с фиксированными положениями на одно меньше количества реакторов, обеспечиваемые шариковым фиксатором, расположенным между корпусом и распределителем, при этом в распределителе выполнены радиальные прорези, в которых свободно установлены направляющие лопатки потока газов, образующие сектора, равные по количеству реакторов, и направляющий выступ пружины в центре задней торцевой стенки, а один из впускных клапанов распределителя выполнен в виде запорного клапана, отрегулированного на давление, превышающее давления, на которые отрегулированы другие клапаны, кроме этого, в корпусе установлена возвратная пружина между распределителем и реакторами, симметрично оси нейтрализатора, закрепленная на опорном диске. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 187 001 C2

Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с впускным и выпускным патрубками, реакторы с катализаторами, расположенные параллельно потоку газов, и распределитель отработавших газов, выполненный в виде заключенного в корпус диска, который имеет равномерно расположенные по окружности отверстия и установленные в них впускные клапаны, каждый из которых отрегулирован на соответствующий режим работы двигателя, отличающийся тем, что в передней части корпуса и на внешней поверхности распределителя выполнены винтовые проточки, в образующейся полости которых установлены шарики, что конструктивно представляет собой винтовую пару с возможностью вращательно-поступательного движения распределителя относительно корпуса под действием давления отработавших газов, с фиксированными положениями на одно меньше количества реакторов, обеспечиваемые шариковым фиксатором, расположенным между корпусом и распределителем, при этом в распределителе выполнены радиальные прорези, в которых свободно установлены направляющие лопатки потока газов, образующие сектора, равные по количеству реакторов, и направляющий выступ пружины в центре задней торцевой стенки, а один из впускных клапанов распределителя выполнен в виде запорного клапана, отрегулированного на давление, превышающее давления, на которые отрегулированы другие клапаны, кроме этого в корпусе установлена возвратная пружина между распределителем и реакторами, симметрично оси нейтрализатора, и закрепленная на опорном диске.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2187001C2

КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Медведев Ю.С.
  • Подчинок В.М.
  • Савченко В.А.
  • Усин В.В.
  • Филев А.В.
  • Камышенцев Ю.И.
RU2138653C1
НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДЛЯ ДИЗЕЛЯ 1994
  • Новоселов А.Л.
  • Новоселов А.А.
RU2080457C1
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1991
  • Грицкевич Вацлав Владимирович[By]
RU2097624C1
DE 3627637 A1, 01.10.1987.

RU 2 187 001 C2

Авторы

Медведев Ю.С.

Шестаков С.В.

Подчинок В.М.

Гордивский В.Н.

Даты

2002-08-10Публикация

2000-08-17Подача