КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F01N3/28 

Описание патента на изобретение RU2166106C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в выпускных системах двигателей внутреннего сгорания для снижения содержания токсичных веществ в отработавших газах.

Известен нейтрализатор отработавших газов для карбюраторного двигателя внутреннего сгорания /заявка N 98109317/06 от 13.05.98 г., положительное решение на выдачу патента РФ от 05.04.99 г./, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, несколько реакторов с катализаторами, расположенных параллельно по потоку газов, и распределитель отработавших газов, выполненный в виде заключенного в корпус диска, который имеет равномерно расположенные по окружности отверстия и установленные в них впускные клапаны, каждый из которых отрегулирован на соответствующий режим работы двигателя, при этом один из впускных клапанов зафиксирован в закрытом положении винтом при регенерации каталитически активного слоя расположенного за ним каталитического реактора, а также в диске выполнено сквозное отверстие для прохождения потока отработавших газов на режиме холостого хода, при этом корпус нейтрализатора выполнен подвижно относительно корпуса распределителя отработавших газов.

Однако известный нейтрализатор не обеспечивает эффективной очистки отработавших газов в течение всего срока его службы; постепенно снижается топливная экономичность двигателя; срок службы нейтрализатора значительно меньше срока службы двигателя. Это связано с тем, что необходимость проведения технического обслуживания нейтрализатора определяется оператором (водителем), что является субъективным, не обеспечивая своевременного проведения технического обслуживания, в результате чего ухудшается состояние катализаторов реакторов.

Изобретение направлено на повышение эффективности очистки газов, улучшение топливной экономичности двигателя внутреннего сгорания, продление срока его службы за счет автоматизации процесса регенерации катализаторов и изменения порядка работы катализаторов.

Решение поставленной задачи достигается тем, что один из впускных клапанов выполнен в виде запорного клапана, отрегулированного на давление, превышающее давления, на которые отрегулированы впускные клапаны, а распределитель отработавших газов связан с силовым цилиндром посредством реечной зубчатой передачи и муфты обгона, при этом силовой цилиндр снабжен возвратной пружиной и сообщен патрубком с полостью каталитического нейтрализатора, расположенной перед распределителем отработавших газов, при этом в патрубке установлен дополнительный впускной клапан, отрегулированный на давление, превышающее давление, на которое отрегулирован запорный клапан.

Отличительными признаками от прототипа является то, что в устройство нейтрализатора дополнительно введены силовой цилиндр, связанный с распределителем отработавших газов посредством реечной зубчатой передачи и муфты обгона, запорный клапан в распределителе отработавших газов и патрубок с установленным в нем дополнительным впускным клапаном, кроме того, исключены винт для фиксации в закрытом положении одного из впускных клапанов и сквозное отверстие в диске распределителя отработавших газов.

На фиг. 1 показан продольный разрез нейтрализатора; на фиг. 2 - разрез нейтрализатора по А-А; на фиг. 3 - разрез нейтрализатора по Б-Б.

Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания содержит корпус 12 с входным 1 и выходным 13 патрубками, несколько реакторов 17, 18, 19 и 20 c катализаторами, расположенных параллельно по потоку газов, и распределитель отработавших газов 5, который имеет равномерно расположенные по окружности отверстия и установленные в них впускные клапаны 6, 7, 21, 22, каждый из которых отрегулирован на соответствующий режим работы двигателя. Корпус нейтрализатора 12 выполнен подвижно относительно корпуса распределителя отработавших газов 5. Впускной клапан 7 выполнен в виде запорного клапана, отрегулированного на давление, превышающее давления, на которые отрегулированы впускные клапаны 6, 21 и 22. Распределитель отработавших газов 5 связан с силовым цилиндром 10 посредством реечной зубчатой передачи 8, 16 и муфты обгона 14. Силовой цилиндр 10 снабжен возвратной пружиной 9 и сообщен патрубком 3 с полостью каталитического нейтрализатора 4, расположенной перед распределителем отработавших газов 5. В патрубке 3 установлен дополнительный впускной клапан 2, отрегулированный на давление, превышающее давление, на которое отрегулирован запорный клапан 7.

Работает каталитический нейтрализатор следующим образом.

При работе двигателя внутреннего сгорания на режиме холостого хода отработавшие газы поступают в корпус нейтрализатора 12 через входной патрубок 1, через запорный клапан 7 проходят расположенный за ним реактор 18, очищаясь, и через выходной патрубок 13 выходят из нейтрализатора. При работе двигателя на режиме частичных нагрузок, т.е. при увеличении расхода отработавших газов, отработавшие газы дополнительно открывают впускной клапан 6 и часть отработавших газов проходит через расположенный за ним реактор 20. При работе двигателя внутреннего сгорания на режимах средних и полных нагрузок, т. е. при дальнейшем увеличении расхода отработавших газов дополнительно открываются соответственно клапаны 21 и 22. При уменьшении расхода отработавших газов клапаны 22, 21 и 6 последовательно закрываются.

При ухудшении состояния катализаторов 17, 18, 19 и 20 увеличивается давление отработавших газов в полости 4 перед распределителем отработавших газов 5. Запорный клапан 7 закрывается и начинается регенерация катализатора, расположенного за ним реактора 18, работающего на режиме холостого хода, отличающегося наибольшей токсичностью.

При дальнейшем ухудшении состояния катализаторов 17, 18, 19 и 20 растет давление отработавших газов в полости 4, открывается дополнительный впускной клапан 2 и отработавшие газы воздействуют на силовой цилиндр 10, который перемещает рейку 8, вращая распределитель отработавших газов 5. В результате изменяется порядок работы реакторов с катализаторами 17, 18, 19, 20, что обеспечивает равномерное использование всех катализаторов. Дополнительный впускной клапан 2 открывается при таком давлении отработавших газов, которое обеспечивает поворот распределителя отработавших газов 5 рейкой 8 и перемещение каждого впускного клапана 6, 7, 21, 22 до следующего реактора.

После поворота распределителя отработавших газов давление отработавших газов в полости 4 уменьшается и возвратная пружина 9 возвращает рейку 8 в исходное положение. При этом муфта обгона 14 не вращает распределитель отработавших газов 5.

Таким образом, вращение распределителя отработавших газов 5 и поочередная регенерация всех катализаторов при ухудшении их состояния обеспечивают поддержание в работоспособном состоянии катализаторов, равномерное их использование, что улучшает качество очистки отработавших газов, снижает расход топлива и продлевает срок службы нейтрализатора.

Похожие патенты RU2166106C2

название год авторы номер документа
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Медведев Ю.С.
  • Шестаков С.В.
  • Подчинок В.М.
  • Гордивский В.Н.
RU2187001C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Медведев Ю.С.
  • Подчинок В.М.
  • Савченко В.А.
  • Усин В.В.
  • Филев А.В.
  • Камышенцев Ю.И.
RU2138653C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВС 2001
  • Медведев Ю.С.
  • Шестаков С.В.
  • Курганов М.В.
RU2190769C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Медведев Ю.С.
  • Подчинок В.М.
  • Савченко В.А.
  • Усин В.В.
  • Подчинок Е.В.
  • Залюбовский А.Ф.
RU2171899C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Медведев Ю.С.
  • Подчинок В.М.
  • Савченко В.А.
  • Пузевич Н.Л.
  • Заварзин А.Т.
RU2166105C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Медведев Ю.С.
  • Подчинок В.М.
  • Савченко В.А.
  • Усин В.В.
  • Метик В.В.
  • Крайнюков А.В.
RU2141041C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ДЛЯ ДВС 2001
  • Нефедов Д.В.
  • Заяц Ю.А.
  • Сучугов Б.Н.
RU2190768C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТВОДА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Медведев Ю.С.
  • Подчинок В.М.
  • Савченко В.А.
  • Залюбовский А.Ф.
RU2175393C2
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЕЙ 2000
  • Медведев Ю.С.
  • Агеев П.К.
  • Пирожков И.А.
  • Кедров А.Н.
RU2187663C2
НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 2000
  • Гордивский В.Н.
  • Шестаков С.В.
  • Залюбовский А.Ф.
  • Медведев Ю.С.
RU2175391C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 166 106 C2

Реферат патента 2001 года КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение направлено на повышение эффективности очистки газов, улучшение топливной экономичности ДВС, продление срока его службы за счет автоматизации процесса регенерации катализаторов и изменения порядка работы катализаторов. Один из впускных клапанов распределителя отработавших газов нейтрализатора выполнен в виде запорного клапана, отрегулированного на давление, превышающее давления, на которые отрегулированы впускные клапаны, а распределитель отработавших газов связан с силовым цилиндром посредством реечной зубчатой передачи и муфты обгона, при этом силовой цилиндр снабжен возвратной пружиной и сообщен патрубком с полостью каталитического нейтрализатора, расположенной перед распределителем отработавших газов, при этом в патрубке установлен дополнительный впускной клапан, отрегулированный на давление, превышающее давление, на которое отрегулирован запорный клапан. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 166 106 C2

Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, несколько реакторов с катализаторами, расположенных параллельно по потоку газов, и распределитель отработавших газов, выполненный в виде заключенного в корпус диска, который имеет равномерно расположенные по окружности отверстия и установленные в них впускные клапаны, каждый из которых отрегулирован на соответствующий режим работы двигателя, при этом корпус нейтрализатора выполнен подвижно относительно корпуса распределителя отработавших газов, отличающийся тем, что один из впускных клапанов выполнен в виде запорного клапана, отрегулированного на давление, превышающее давления, на которые отрегулированы впускные клапаны, а распределитель отработавших газов связан с силовым цилиндром посредством реечной зубчатой передачи и муфты обгона, при этом силовой цилиндр снабжен возвратной пружиной и сообщен патрубком с полостью каталитического нейтрализатора, расположенной перед распределителем отработавших газов, при этом в патрубке установлен дополнительный впускной клапан, отрегулированный на давление, превышающее давление, на которое отрегулирован запорный клапан.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2166106C2

КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ДЛЯ ДИЗЕЛЯ 1995
  • Новоселов А.Л.
  • Новоселов А.А.
RU2105166C1
DE 3629945 А1, 01.10.1987
US 5233830 А, 10.08.1993
GB 2062487 А, 28.05.1981
US 48400280 А, 20.06.1989
Нейтрализатор отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания 1976
  • Джайлаубеков Еркен Альмагамбетович
  • Чугункин Сергей Леонидович
  • Ильинский Вадим Борисович
  • Дроздов Феликс Иванович
SU667680A1

RU 2 166 106 C2

Авторы

Медведев Ю.С.

Подчинок В.М.

Савченко В.А.

Нехаев Н.А.

Подчинок Е.В.

Даты

2001-04-27Публикация

1999-07-12Подача