КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЕЙ Российский патент 2002 года по МПК F01N3/08 

Описание патента на изобретение RU2187663C2

Изобретение относится к машиностроению, а именно к комбинированным системам нейтрализации отработавших газов дизелей.

Известна комбинированная система нейтрализации отработавших газов дизельного двигателя (авторское свидетельство 1000563, кл. F 01 N 3/00 от 1983 г. ), содержащая каталитический нейтрализатор, заполненный катализатором, снабженный впускным и выпускным трубопроводами, жидкостный нейтрализатор, частично заполненный жидкостью, трубку, связанную с жидкостным нейтрализатором и снабженную распылителем. Во впускном трубопроводе каталитического нейтрализатора размещена заслонка, управляемая из кабины водителя, а распылитель установлен за заслонкой.

В процессе эксплуатации известных комбинированных систем, особенно на режимах малых нагрузок двигателя на поверхности катализатора, заполняющего каталитический нейтрализатор, происходит отложение продуктов неполного сгорания топлива и особенно серосодержащих веществ, сульфатов, сажи и смол, в результате чего катализатор загрязняется. При этом затрудняется контакт катализатора с отработавшими газами, снижается эффективность очистки.

Для восстановления активности катализатора (регенерации) производится демонтаж и разборка каталитического нейтрализатора. Катализатор помещается в специальную печь, где производится его термообработка в пламени при 700oС и более.

Таким образом, срок службы комбинированной системы от разборки до разборки невелик и определяется временем закоксовывания катализатора.

Изобретение направлено на повышение эффективности очистки отработавших газов, продления срока службы путем дополнительной грубой очистки.

Решение поставленной задачи достигается тем, что комбинированная система нейтрализации отработавших газов дизельного двигателя, содержащая каталитический нейтрализатор с впускным и выпускным трубопроводами, жидкостный нейтрализатор, частично заполненный жидкостью, трубку для подачи жидкости, связанную с жидкостным нейтрализатором и распылителем, управляющую заслонку, размещенную во впускном трубопроводе каталитического нейтрализатора перед распылителем, дополнительно снабжена ведущим и ведомым винтами, закрепленными на одном валу, один из которых - ведомый - размещен в жидкостном нейтрализаторе, а ведущий находится в корпусе, который сообщается посредством трубопроводов с катализатором и выпускным коллектором дизельного двигателя, при этом по периметру корпуса установлен сажеуловитель, а ведомый винт в свою очередь соединен с ведущим винтом герметично.

Отличительными признаками от прототипа является то, что она дополнительно снабжена ведущим и ведомым винтами, закрепленными на одном валу, один из которых - ведомый - размещен в жидкостном нейтрализаторе, а ведущий находится в корпусе, который сообщается посредством трубопроводов с катализатором и выпускным коллектором дизельного двигателя, при этом по периметру корпуса установлен сажеуловитель, а ведомый винт в свою очередь соединен с ведущим винтом герметично.

На чертеже показана комбинированная система нейтрализации отработавших газов.

Комбинированная система нейтрализации отработавших газов дизельного двигателя содержит каталитический нейтрализатор 1, заполненный катализатором 2, снабженный впускным и выпускным трубопроводами 3 и 4 соответственно, жидкостный нейтрализатор 5, частично заполненый жидкостью 6, трубку 7, связанную с жидкостным нейтрализатором и снабженную распылителем 8. Во впускном трубопроводе 3 каталитического нейтрализатора 1 размещена заслонка 9, управляемая из кабины водителя, распылитель 8 трубки 7 установлен за заслонкой 9. Впускной трубопровод 3 катализатора проходит через отверстие, выполненное в середине корпуса 10 сажеуловителя 11, а впускной трубопровод 13 от выпускного коллектора двигателя в свою очередь проходит через отверстие, выполненное с краю корпуса сажеуловителя. В этом же корпусе размещен ведущий винт 12, находящийся на одном валу 15 с ведомым винтом 14, расположенным в жидкостном нейтрализаторе 5 и соединенными между собой герметично.

Система работает следующим образом.

При работе дизельного двигателя отработавшие газы поступают в корпус сажеуловителя 10 по впускному трубопроводу 13, при этом они давят на ведущий винт 12, заставляя его раскручиваться и отбрасывать крупные частицы продуктов сгорания на сажеуловитель 11. При работе двигателя под нагрузкой заслонка 9 находится в открытом положении, в зоне распылителя 8 в тот момент разрежение небольшое и жидкость из трубки 7 в поток отработавших газов практически не поступает. Отработавшие газы при этом поступают в каталитический нейтрализатор 1 по впускному трубопроводу 3, в котором при высокой температуре происходит их очистка от продуктов неполного сгорания топлива, затем поступают в жидкостный нейтрализатор 5 по выпускному трубопроводу 4, где очищаются от аэрозольных включений. Ведомый винт 14, находящийся на одном валу с ведущим винтом 12, создает вихревое движение жидкости 6 в жидкостном нейтрализаторе 5 и поступающие в этот нейтрализатор отработавшие газы, уже прошедшие очистку в каталитическом нейтрализаторе 2, полнее контактируют с этой жидкостью и эффективнее очищаются.

Для осуществления процесса регенерации двигатель выводится на режим холостого хода, задается максимальная частота вращения коленчатого вала, после чего водитель частично прикрывает заслонку 9. В зоне распылителя 8 возникает разряжение, под действием которого жидкость 6 поступает по трубке 7 к распылителю 8 и с потоком отработавших газов поступает на катализатор 2 нейтрализатора 1.

При контакте жидкости 6 с катализатором 2 происходит растворение сульфатов и других загрязнителей с поверхности катализатора 2. При этом активность катализатора 2 в течение 20-40 мин при температуре отработавших газов 170oС восстанавливается на 90%.

Похожие патенты RU2187663C2

название год авторы номер документа
Комбинированная система нейтрализации 1980
  • Мочешников Николай Александрович
  • Лесман Игорь Залманович
  • Жоров Олег Михайлович
  • Андреенко Эмма Филипповна
  • Чадина Галина Петровна
  • Новиков Всеволод Залманович
  • Жуков Геннадий Иванович
SU1000563A1
СИСТЕМА СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Медведев Ю.С.
  • Новиков Д.А.
  • Колчаев М.И.
RU2187662C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВС 2001
  • Медведев Ю.С.
  • Шестаков С.В.
  • Курганов М.В.
RU2190769C1
НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 2000
  • Гордивский В.Н.
  • Шестаков С.В.
  • Залюбовский А.Ф.
  • Медведев Ю.С.
RU2175391C2
Комбинированная система нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Булаев Владимир Григорьевич
  • Козлов Юрий Михайлович
  • Тур Наталья Мефодьевна
  • Чернозипунникова Наталья Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Козырев Виталий Степанович
SU1320467A1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Медведев Ю.С.
  • Шестаков С.В.
  • Подчинок В.М.
  • Гордивский В.Н.
RU2187001C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Медведев Ю.С.
  • Подчинок В.М.
  • Савченко В.А.
  • Усин В.В.
  • Филев А.В.
  • Камышенцев Ю.И.
RU2138653C1
НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 1999
  • Гордивский В.Н.
  • Медведев Ю.С.
  • Заварзин А.Т.
  • Шибаев А.М.
RU2175073C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ДЛЯ ДВС 2001
  • Нефедов Д.В.
  • Заяц Ю.А.
  • Сучугов Б.Н.
RU2190768C1
ФИЛЬТР-НЕЙТРАЛИЗАТОР 1998
  • Кутенев В.Ф.
  • Корнилов Г.С.
  • Панчишный В.И.
  • Моисеев С.П.
RU2205966C2

Реферат патента 2002 года КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЕЙ

Изобретение направлено на повышение эффективности очистки отработавших газов, продления срока службы путем дополнительной грубой очистки. Система нейтрализации содержит каталитический нейтрализатор с впускным и выпускным трубопроводами, жидкостный нейтрализатор, частично заполненный жидкостью, трубку для подачи жидкости, связанную с жидкостным нейтрализатором и распылителем, управляющую заслонку, размещенную во впускном трубопроводе каталитического нейтрализатора перед распылителем. Система снабжена ведущим и ведомым винтами, закрепленными на одном валу, один из которых - ведомый - размещен в жидкостном нейтрализаторе, а ведущий находится в корпусе, который сообщается посредством трубопроводов с катализатором и выпускным коллектором дизельного двигателя, при этом по периметру корпуса установлен сажеуловитель, а ведомый винт, в свою очередь, соединен с ведущим винтом герметично. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 187 663 C2

Комбинированная система нейтрализации отработавших газов дизельного двигателя, содержащая каталитический нейтрализатор с впускным и выпускным трубопроводами, жидкостный нейтрализатор, частично заполненный жидкостью, трубку для подачи жидкости, связанную с жидкостным нейтрализатором и распылителем, управляющую заслонку, размещенную во впускном трубопроводе каталитического нейтрализатора перед распылителем, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена ведущим и ведомым винтами, закрепленными на одном валу, один из которых - ведомый - размещен в жидкостном нейтрализаторе, а ведущий находится в корпусе, который сообщается посредством трубопроводов с катализатором и выпускным коллектором дизельного двигателя, при этом по периметру корпуса установлен сажеуловитель, а ведомый винт, в свою очередь, соединен с ведущим винтом герметично.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2187663C2

Комбинированная система нейтрализации 1980
  • Мочешников Николай Александрович
  • Лесман Игорь Залманович
  • Жоров Олег Михайлович
  • Андреенко Эмма Филипповна
  • Чадина Галина Петровна
  • Новиков Всеволод Залманович
  • Жуков Геннадий Иванович
SU1000563A1
Система снижения токсичности 1982
  • Гуднев Виталий Ильич
  • Алейников Юрий Петрович
SU1044802A1
Способ нейтрализации потока отработавших газов 1991
  • Кныш Юрий Алексеевич
  • Ивлиев Александр Владимирович
  • Коргальцев Владимир Евгеньевич
  • Мозговой Виктор Леонтьевич
  • Епишев Михаил Николаевич
SU1815352A1
Устройство для нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Шматко Вадим Федосеевич
  • Воронков Михаил Викторович
SU1495459A2
Двигатель внутреннего сгорания 1978
  • Довженко Александр Иванович
  • Жегалин Олег Иванович
  • Каганович Илья Львович
  • Клебанов Герцель Борисович
  • Родин Сергей Иванович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Френкель Александр Измайлович
  • Саржинов Олег Абрамович
SU779604A1

RU 2 187 663 C2

Авторы

Медведев Ю.С.

Агеев П.К.

Пирожков И.А.

Кедров А.Н.

Даты

2002-08-20Публикация

2000-08-17Подача