Изобретение относится к области автоматики, в частности к регуляторам давления, и может быть использовано в газовой, автомобильной и других отраслях промышленности.
Известен регулятор давления газа, содержащий корпус с входом и выходом, между которыми установлен клапан в седле, связанный штоком с поршневым чувствительным элементом, снабженным резиновым кольцом. Уменьшение силы трения и повышение точности работы достигнуты в клапане тем, что он содержит втулку из фторопласта с резиновым уплотнением в корпусе, установленную на поршневом чувствительном элементе и взаимодействующую с резиновым кольцом, при этом резиновое уплотнение в корпусе покрыто фторопластом (1).
Использование фторопластового покрытия в зоне контакта "корпус - поршневой чувствительный элемент" позволило наряду с указанными качествами повысить надежность и долговечность регулятора, вместе с тем, он не может быть использован в качестве вентиля для перекрытия трубопровода при аварийных ситуациях в процессе эксплуатации газо- и нефтепроводов ввиду отсутствия необходимых для этого технических средств.
Известен регулятор, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, чувствительный элемент, установленный в корпусе и связанный с регулирующим органом. Повышение надежности регулятора достигнуто установкой на его входе ограничителя скорости заполнения, выполненного в виде дополнительного корпуса с расположенными по его оси входным и выходным каналами и с установленным в нем штоком с осевым каналом-капилляром, расположенным по оси корпуса между входным и выходным каналами, при этом шток подпружинен в сторону входного канала и снабжен запорной поверхностью, выполненной со стороны выходного канала, и снабжен запорной поверхностью, выполненной со стороны выходного канала с возможностью контакта с кольцевым выступом дополнительного корпуса и образованием с этим выступом полости, соединенной с выходным каналом, причем входной канал соединен с входным патрубком, а выходной канал - с входной камерой регулятора (2).
Наличие дополнительного блока ограничения скорости заполнения рабочей средой позволило повысить долговечность мембраны при эксплуатации регулятора, вместе с тем значительно возросли габариты и сложность его конструктивного исполнения. Кроме того, регулятор, как и устройство по (1), не может быть использован в качестве аварийного вентиля в системе транспортировки рабочей среды ввиду отсутствия в нем необходимых для этого технических средств.
Известен регулятор давления, содержащий корпус с входным и выходным каналами, размещенные в корпусе соосно и последовательно обратный и основной клапаны, основную пружину и регулированный винт, в котором повышение надежности и упрощение конструкции достигнуто установкой в корпусе соосно клапанам регулировочного стакана, втулки и дополнительной пружины, один конец которой связан с регулировочным стаканом, а другой конец - с втулкой, при этом основная пружина размещена в дополнительной пружине, а втулка установлена с возможностью взаимодействия с основным клапаном (3).
Недостаток регулятора состоит в том, что при эксплуатации обе его пружины подвержены вредному воздействию рабочей среды, что создает предпосылки к резкому снижению их долговечности. Кроме того, в аварийной ситуации регулятор не может быть использован в качестве аварийного вентиля ввиду отсутствия в его конструкции необходимых для перекрытия магистрали технических средств.
Известен регулятор давления, содержащий корпус с крышкой и мембраной между ними, клапан, шток, тарель, механизм управления. Повышение надежности и долговечности регулятора достигнуты тем, что механизм управления размещен под крышкой корпуса, один из элементов механизма выполнен в виде стаканчика с отогнутым наружу краем, регулировочная пружина установлена внутри стаканчика, а вспомогательная - снаружи с возможностью взаимодействия одним своим торцом с тарелью, а другим - с отогнутым краем стаканчика, при этом клапан жестко связан со штоком. Механизм управления имеет также колпачок с резьбовым поясом, установленный на резьбовом поясе крышки с возможностью взаимодействия с одним концом регулировочной пружины (4). Регулятор давления наиболее близок к изобретению по совокупности существенных признаков и принят в качестве прототипа.
Размещение обеих пружин механизма управления над мембраной обеспечило надежное исключение вредного воздействия на них протекающей рабочей среды. В критической ситуации регулятор может быть использован также в качестве аварийного вентиля путем перемещения колпачка по резьбовому поясу крышки, но при этом будет полностью нарушена настройка силовых характеристик пружин механизма управления. Кроме того, изготовление специализированного корпуса сопряжено с повышенными материало-, энерго- и трудозатратами.
Задача изобретения состоит в создании регулятора давления, пружинные средства механизма управления которого защищены от вредного воздействия рабочей среды и который, будучи скомпонован на конструктивной базе стандартного вентиля, мог бы быть использован в качестве аварийного вентиля системы транспортировки рабочей среды без нарушения настройки его механизма управления.
Задача решается тем, что в регуляторе давления, содержащем корпус, крышку, шток, клапан, жестко связанный со штоком, размешенные под крышкой мембрану и механизм управления, включающий стакан с отогнутым наружным краем и регулировочную пружину, размещенную внутри стакана, согласно изобретению шток выполнен в виде двух размещенных одна над другой частей, верхняя из которых имеет маховичок для перемещения клапана, а нижняя - снабжена сквозным центральным каналом для подачи рабочей среды в полость над мембраной, установленной с опорой на отогнутый край стакана, снабженный резьбовым поясом для жесткой связи с крышкой, при этом клапан установлен с опорой на донную часть стакана, снабженную уплотнением, установленным в канале для перемещения штока, и наружным резьбовым поясом для жесткой связи с корпусом регулятора.
При использовании изобретения может быть получен технический результат, выражающийся в:
- расширении функциональных возможностей регулятора давления, что обусловлено выполнением штока составным из двух частей, верхняя из которых снабжена устройством принудительного перемещения клапана к седлу при использовании регулятора в качестве аварийного вентиля;
- повышении надежности и упрощении профилактического обслуживания системы транспортировки рабочей среды, что обусловлено отсутствием в ней отдельного аварийного вентиля и связанных с ним дополнительных герметичных соединений на входе и выходе последнего;
- снижении трудоемкости изготовления регулятора давления, что обусловлено изготовлением его на базе стандартного вентиля (корпус, крышка с узлом маховика).
Другие преимущества заявляемого изобретения будут видны из описания и чертежа, где изображен общий вид регулятора в продольном разрезе.
Регулятор давления содержит корпус 1 с выполненным в его полости седлом 2 клапана 3, механизм управления, включающий стакан 4 с регулировочной пружиной 5, размещенной внутри стакана, и отогнутым наружным краем 6, крышку 7, под которой с опорой на указанный край стакана установлена мембрана 8, составной шток, включающий верхнюю (по чертежу) часть 9, снабженную маховичком 10 и нижнюю часть 11, один конец которой жестко связан с мембраной 8, а другой пропущен через снабженную уплотнением 12 донную часть стакана 4 и жестко связан с клапаном 3, который в исходном положении постоянно поджат под воздействием пружины 5 к этой части стакана. Центральный сквозной канал 13 в нижней части 11 штока предназначен для подачи рабочей среды в полость 14 над мембраной 8. Стакан 4 имеет резьбовой пояс 15 для жесткой связи с корпусом 1 и резьбовой пояс 16 для жесткой связи с крышкой 7.
Регулятор давления может работать в двух режимах: как собственно регулятор и как аварийный вентиль в системе транспортировки рабочей среды.
В первом режиме часть 9 штока устанавливается своей донной поверхностью заподлицо с дном крышки, как показано на чертеже. Поток рабочей среды, например сжатого газа в системе газоснабжения легкового автомобиля, поступает на вход регулятора и по каналу 13 в полость 14 над мембраной 8, под действием которой часть 11 штока, сжимая пружину 5, совместно с клапаном 3 займет положение относительно седла 2, соответствующее заданному давлению рабочей среды. При превышении заданной величины давления рабочей среды давление в полости 14 возрастает, соответственно увеличится и ход клапана 3 к седлу 2, что уменьшает зазор между седлом и клапаном, при этом увеличивается зазор между частями 9 и 11 штока.
Во втором режиме при необходимости полного перекрытия системы газоснабжения вращением маховичка 10 "на закрытие" часть 9 штока сближают с его частью 11 до контакта между ними, после чего, сжимая пружину 5, клапаном 3 перекрывают седло 2. Открытие клапана осуществляют в обратном порядке с автоматическим восстановлением настройки пружины механизма управления на рабочее давление в системе.
В обоих режимах работы пружина 5 надежно отсечена от вредного воздействия рабочей среды с помощью уплотнения 12 и мембраны 8.
Регулятор давления с расширенными функциональными возможностями, собранный на корпусе, крышке и узле маховика стандартного вентиля, успешно выдержал испытание на обоих режимах эксплуатации в системе газоснабжения легкового автомобиля "Орбита" производства Ижевского автозавода. Использование регулятора запланировано с начала 2001 года.
Источники информации
1. Патент Российской Федерации N2031438, кл. G 05 D 16/00, опубл. 20.03.1995. Бюл. N8.
2. Авт. св. СССР N1807467, кл. G 05 D 16/00, опубл. 07.04.1993. Бюл. N13.
3. Авт. св. СССР N1305648, кл. G 05 D 16/00, опубл. 23.04.1987. Бюл. N15.
4. Свидетельство Российской Федерации на полезную модель по заявке N98122400/20 от 11.12.1998 (решение о выдаче от 28.12.1998 по кл. G 05 D 16/00) - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2211475C2 |
ВЕНТИЛЬ РЕЗАКА ДЛЯ ГАЗОКИСЛОРОДНОЙ РЕЗКИ МЕТАЛЛОВ | 2005 |
|
RU2288081C1 |
НАСТРАИВАЕМЫЙ РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2370633C1 |
ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМЫЙ ГАЗОВЫЙ КЛАПАН | 2008 |
|
RU2372559C1 |
ГАЗОВЫЙ РЕДУКТОР | 2005 |
|
RU2290682C1 |
ГАЗОВЫЙ РЕГУЛЯТОР | 2008 |
|
RU2372558C1 |
РЕДУКТОР СИСТЕМЫ ПОДАЧИ ГАЗОВОГО ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2023192C1 |
ПНЕВМОКЛАПАН | 1998 |
|
RU2143563C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КЛАПАН | 1993 |
|
RU2067243C1 |
УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2213241C2 |
Изобретение относится к области автоматики, в частности к регуляторам давления, и касается регулятора давления, содержащего корпус, крышку, шток, клапан, жестко связанный со штоком, размещенные под крышкой мембрану и механизм управления, включающий стакан с отогнутым наружным краем и регулировочную пружину, размещенную внутри стакана, шток выполнен в виде двух размещенных одна над другой частей, верхняя из которых имеет маховичок для перемещения клапана, а нижняя снабжена сквозным центральным каналом для подачи рабочей среды в полость над мембраной, установленной с опорой на отогнутый край стакана, снабженный резьбовым поясом для жесткой связи с крышкой, при этом клапан установлен с опорой на донную часть стакана, снабженную уплотнением, установленным в канале для перемещения штока, и наружным резьбовым поясом для жесткой связи с корпусом регулятора. Данный регулятор имеет расширенные функциональные возможности. 1 ил.
Регулятор давления, содержащий корпус, крышку, шток, клапан, жестко связанный со штоком, размещенные под крышкой мембрану и механизм управления, включающий стакан с отогнутым наружным краем и регулировочную пружину, размещенную внутри стакана, отличающийся тем, что шток выполнен в виде двух размещенных одна над другой частей, верхняя из которых имеет маховичок для перемещения клапана, а нижняя снабжена сквозным центральным каналом для подачи рабочей среды в полость над мембраной, установленной с опорой на отогнутый край стакана, снабженный резьбовым поясом для жесткой связи с крышкой, при этом клапан установлен с опорой на донную часть стакана, снабженную уплотнением, установленным в канале для перемещения штока, и наружным резьбовым поясом для жесткой связи с корпусом регулятора.
Кольцевая тарелочная печь | 1928 |
|
SU11353A1 |
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ГАЗА | 1992 |
|
RU2031439C1 |
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2037183C1 |
ИНГИБИТОРЫ КИСЛОТНОЙ КОРРОЗИИ | 2007 |
|
RU2365679C2 |
DE 1548996 A, 22.10.1970. |
Авторы
Даты
2002-08-10—Публикация
2000-11-27—Подача