СПОСОБ КОНТРОЛЯ СМЕЩЕНИЯ ТОЧКИ КОНТАКТА ОТНОСИТЕЛЬНО НОМИНАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ДОРОЖКЕ КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА Российский патент 2002 года по МПК G01B21/20 

Описание патента на изобретение RU2187785C2

Изобретение относится к области производства радиально-упорных шарикоподшипников, в частности к контролю размеров дорожек качения колец перед сборкой подшипников для обеспечения в пределах допуска угла контакта и осевого зазора в подшипниках.

Угол контакта в радиально-упорных шарикоподшипниках без измерения на стадии сборки может быть обеспечен в пределах допуска при сборке подшипника из колец, в которых отклонения размеров дорожек качения не превышают определенной величины. При таком способе у изготовителя подшипников должен быть брак колец по недопустимому отклонению размеров дорожек качения. Но так как в ГОСТ, ТУ и от потребителей отсутствуют требования на допустимое отклонение угла контакта из-за сложности его проверки, особенно в двухрядных радиально-упорных подшипниках, то радиально-упорные подшипники собираются изготовителями из всех колец в случайном сочетании и имеют отклонения угла контакта от номинального до ±12o.

Но радиально-упорные шарикоподшипники с отклонением угла контакта более ±10o имеют более чем в два раза меньшую долговечность.

Известно устройство (А.С. СССР 593018, М кл. F 16 C 43/04, Бюл. 6, 1978 г. ) для измерения в точках контакта с шариками диаметра и осевого положения дорожек качения колец радиально-упорных подшипников, содержащее конус с углом между осью и образующей, равным номинальному углу контакта подшипника, измерительные шарики, расположенные по окружности конуса и дорожке качения контролируемого кольца подшипника, и контактирующие с ними подвижную вдоль оси конуса втулку, два отсчетных устройства и связанные с ними два рычага, равноплечий и неравноплечий, один из которых связан с измерительной втулкой и другой - с подвижным в осевом направлении штоком, контактирующим с торцом контролируемого кольца подшипника.

Недостатками этого устройства являются невозможность измерения в наружном двухрядном кольце расстояния между дорожками качения по линии контакта и однозначного определения по результатам измерения дорожек качения колец, являющимися недопустимыми по конструкторскому чертежу, возможностей сборки из измеренных колец радиально-упорного подшипника с углом контакта в пределах допуска.

Известен способ контроля размеров рабочих поверхностей колец двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников (прототип, патент RU 2085842, М кл. G 01 B 21/20, F 16 C 43/04, Бюл. 21, 1997 г.), заключающийся в том, что измеряют радиус кривизны поверхности желоба, затем измеряют в произвольном осевом сечении кольца диаметр d желоба и сумму расстояний (комплектовочных размеров) Р от оси кольца до образующих желоба, которые измерены по линиям, размещенным под углом контакта β в подшипнике, вычисляют отклонения диаметра Δd и суммы расстояний (комплектовочных размеров) ΔP от номинальных значений, вычисляют параметр Δf, характеризующий смещение линии контакта на желобе дорожки качения с шариками, по формуле
Δf = ΔP-Δd•cosβ
и сравнивают его с допускаемыми значениями.

Недостатком этого способа является невозможность однозначной оценки по результатам измерения возможности сборки из измеренных колец радиально-упорного подшипника с углом контакта в пределах допуска из-за того, что вычисленный параметр Δf может превышать фактическое смещение линии контакта более чем в два раза по сравнению с допускаемым отклонением, и наличие действий: измерение радиуса кривизны поверхности желоба, диаметра желоба дорожек качения, суммы расстояний комплектованных размеров Р от оси кольца до образующей желоба вдоль луча угла контакта и вычисление отклонений этих величин от номинальных значений.

Погрешность получаемого параметра в прототипе
В наружном кольце
Отклонение от номинальной величины суммы расстояний ΔPн от оси кольца до образующей желоба
ΔPн = ΔDж•cosβ+2ΔR(1-cosβ)-ΔLж•sinβ,
и так как
ΔLж = ΔLк+2ΔR•sinβ, (1)
то смещение линий контакта в кольце с учетом выражения (1)

где Dж - диаметр желоба дорожки качения,
R - радиус кривизны поверхности желоба,
Lж - расстояние между желобами,
Lк - расстояние между линиями контакта.

Погрешность измерения смещения линий контакта

Во внутреннем кольце
Отклонение от номинальной величины суммы расстояний ΔРв от оси кольца до образующей желоба
ΔPв = Δdж•cosβ-2Δr(1-cosβ)-2Δlж•sinβ,
и так как
Δlж = Δlк-Δrsinβ (4)
то смещение линии контакта в кольце с учетом выражения (4)

где dж - диаметр желоба дорожки качения,
r - радиус кривизны поверхности желоба,
lж - расстояние между центром кривизны поверхности желоба и базовым торцом кольца,
lк - расстояние между линией контакта и базовым торцом.

Погрешность измерения смещения линии контакта

Из выражений (3) и (6) следует, что при β=36o и допускаемых по конструкторскому чертежу отклонений размеров ΔLк = Δlк=±0,02 мм, ΔR = Δr=±0,04 мм погрешность параметра Δf может иметь величину:
при измерении наружного кольца ΔПLк=±0,044 мм,
при измерении внутреннего кольца ΔПlк=±0,055 мм,
и при ΔR = Δr = 0
при измерении наружного кольца ΔПLк=±0,032 мм,
при измерении внутреннего кольца ΔП1к=±0,043 мм.

Технической задачей изобретения является получение при измерении параметров дорожек качения колец двухрядных и однорядных радиально-упорных шарикоподшипников результата измерения, который будет показывать возможность сборки радиально-упорного подшипника с углом контакта в пределах допуска из измеренных колец, в которых отклонения размеров дорожек качения превышают допустимые по конструкторскому чертежу, и упрощение способа измерения.

Для достижения указанного технического результата в способе измерения размеров дорожек качения колец двухрядных и однорядных радиально-упорных шарикоподшипников измеряют в произвольном осевом сечении колец отклонение диаметра в наружном ΔDж и во внутреннем Δdж желоба дорожки качения и измеряют вдоль прямых, составляющих с перпендикулярами к оси кольца номинальный угол контакта βo в подшипнике, отклонение комплектовочного размера ΔК от номинальных величин, результаты измерения колец преобразуют в параметр ΔС, характеризующий отклонение угла контакта в подшипнике, по формуле
ΔC = ΔCн-ΔCв,
где ΔCн = 0,5ΔDж/sinβo-ΔKн•ctgβo для наружного кольца;
ΔCв = 0,5Δdж/sinβo+ΔKв•ctgβo для внутреннего кольца
и если параметр ΔС не превышает допускаемой величины, определяют диаметр шариков для сборки подшипника из измеренных колец по формуле
ш = ⊘шo+(ΔKн+ΔKв), (7)
где ⊘шо - номинальный диаметр шариков.

Устройство для осуществления способа измерения размеров дорожек качения колец двухрядных и однорядных радиально-упорных шарикоподшипников, состоящее из прибора для измерения наружных колец и прибора для измерения внутренних колец, каждый из которых содержит станину для базирования измеряемого кольца, закрепленные на станине по две измерительные головки с возможностью измерения диаметра желоба и с возможностью измерения комплектовочного размера кольца, в которых измеряемый параметр преобразуется в электрический сигнал, два суммирующих блока, масштабный блок с двумя входами и разными коэффициентами передачи электрического сигнала по входам и два отсчетных индикатора, выход измерительных головок, измеряющих диаметр желоба, соединен соответственно со входами первого суммирующего блока и, измеряющих комплектовочный размер, соединен соответственно со входами второго суммирующего блока, выходы суммирующих блоков соединены со входами масштабного блока, с выходом которого соединен отсчетный индикатор и другой отсчетный индикатор соединен с выходом второго суммирующего блока.

Технический результат изобретения:
- получение результата измерения, характеризующего отклонение угла контакта шариков с дорожками качения измеренных наружного и внутреннего колец, достигается за счет предлагаемого преобразования результатов измерения колец, в котором полученный результат при измерении кольца характеризует смещение точки контакта на дорожке качения относительно номинального положения;
- упрощение способа измерения достигается за счет измерения в кольцах отклонений от номинальных величин диаметра желоба дорожки качения и комплектовочного размера.

Предлагаемые способ и устройство для осуществления способа поясняются чертежами. На фиг. 1 изображена схема устройства для измерения наружного двухрядного кольца радиально-упорного подшипника; на фиг.2 - размерная цепь измеряемых отклонений размеров в наружном кольце; на фиг.3 - схема устройства для измерения внутреннего однорядного кольца; на фиг.4 - размерная цепь измеряемых отклонений размеров во внутреннем кольце; на фиг.5 - расчетная схема двухрядного радиально-упорного подшипника.

Устройство для осуществления способа состоит из прибора для измерения наружных колец 1 (см. фиг.1) и прибора для измерения внутренних колец 2 (см. фиг. 2), каждый из которых содержит станину (не показана) для базирования измеряемого кольца, закрепленные на станине по две измерительные головки 3 и 4 с возможностью измерения диаметра желоба и с возможностью измерения комплектовочного размера кольца, в которых измеряемый параметр преобразуется в электрический сигнал, первый суммирующий блок 5, второй суммирующий блок 6, масштабный блок 7 с двумя входами, отсчетный индикатор 8 величины и знака отклонения комплектовочного размера ΔК и отсчетный индикатор 9 величины и знака параметра ΔСн или ΔСв.

Выход измерительных головок 3 соединен соответственно со входами суммирующего блока 5, выход которого соединен с неинвертирующим входом масштабного блока 7. Выход измерительных головок 4 соединен соответственно со входами суммирующего блока 6, который имеет коэффициент передачи электрического сигнала в два раза меньше, чем в блоке 5, и выход которого соединен с другим входом масштабного блока 7, который имеет коэффициент передачи электрического сигнала по неинвертирующему входу 0,5/sinβo, по другому входу в приборе для измерения наружных колец минус ctgβo и в приборе для измерения внутренних колец плюс ctgβo Отсчетный индикатор 8 соединен с выходом блока 6, отсчетный индикатор 9 - с выходом блока 7.

Способ измерения наружного двухрядного кольца (см. фиг.1 и 2) заключается в том, что кольцо 1 базируют торцом и наружной цилиндрической поверхностью на неподвижные упоры и, так как в наружном двухрядном кольце шлифуют одновременно обе дорожки качения для получения разноразмерности их диаметров и радиусов кривизны поверхности желобов не более 0,005 мм, то измеряют одновременно в обоих рядах кольца отклонение диаметра ΔDж желобов дорожек качения измерительными головками 3 (А и Б), отклонение комплектовочного размера ΔК измерительными головками 4 (Г и Е) вдоль (см. фиг.2) прямых О1К3, составляющих с перпендикуляром O1N2 к оси кольца угол βo. Сигналы измерительных головок 3 суммируют в блоке 5, сигналы измерительных головок 4 суммируют в блоке 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным 0,5, сигналы с блоков 5 и 6 алгебраически суммируют в блоке 7, причем сигнал с блока 5 с коэффициентом передачи, пропорциональным 0,5/sinβo, а сигнал с блока 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным минус ctgβo. Снимают показания величины и знака измеренных отклонений комплектовочного размера ΔКн с отсчетного индикатора 8, соединенного с выходом блока 6, параметра ΔСн с индикатора 9, соединенного с выходом блока 7.

На фиг.1 и 2 обозначены в наружном кольце:
βo - номинальный угол контакта шариков с дорожками качения колец в подшипнике;
R, ΔR - радиус и отклонение радиуса кривизны поверхности желоба;
Dжо, Dж, ΔDж - номинальный, возможный диаметр и отклонение диаметра желоба дорожки качения;
Lжо, Lж, ΔLж - номинальное, возможное расстояние и отклонение расстояния между желобами;
Dко, Dк, ΔDк - номинальный, возможный диаметр и отклонение диаметра линии контакта на желобе с шариками при номинальном угле контакта;
Lко, Lк, ΔLк - номинальное, возможное расстояние и отклонение расстояния между линиями контакта;
ΔКн - отклонение комплектовочного размера.

На фиг. 2 изображен в кольце профиль желоба дорожки качения с номинальными размерами сплошной линией и с отклонениями размеров - прерывистой линией. Точки K1 и К2 на желобах являются точками контакта при номинальном угле контакта βo, точки O1 и О2 являются центрами кривизны поверхности желобов.

На фиг. 2 видно, что измеряемый устройством А размер 0,5ΔDж равен расстоянию между точками N1N2 и устройством Г, размер ΔКн равен расстоянию между точками К13, получаемый параметр ΔСн равен расстоянию между линиями О1K1 и О2К2.

Из треугольников K1K3K5 и К2К4К5 следует, что:

Так как

то
ΔKн = (ΔDк•cosβo-ΔLк•sinβo)•0,5 (8)
Так как
ΔDж = ΔDк+2ΔR(1-cosβo), (9)
то сигнал на выходе блока 5 будет определяться выражением
0,5ΔDж+0,5ΔDж = ΔDж = ΔDк+2ΔR(1-cosβo),
сигнал на выходе блока 6 будет определяться выражением
(ΔKн+ΔKн)•0,5 = ΔKн = (ΔDк•cosβo-ΔLк•sinβo)•0,5
и на выходе блока 7 будет сигнал, определяемый выражением

который будет характеризовать смещение точек контакта относительно номинального положения.

Способ измерения наружного однорядного кольца радиально-упорного шарикоподшипника, которое является половиной по высоте двухрядного, заключается в том, что кольцо базируют базовым торцом и наружной цилиндрической поверхностью на неподвижные упоры и измеряют в кольце отклонения диаметра ΔDж желоба дорожки качения измерительными головками (см. фиг.1) 3 (А и Б), отклонение комплектовочного размера ΔКн измерительными головками 4 (Г и Е) вдоль (см. фиг. 2) прямых O1K3, составляющих с перпендикулярами O1N2 к оси кольца углы βo. Сигналы измерительных головок 3 суммируют в блоке 5; сигналы измерительных головок 4 суммируют в блоке 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным 0,5; сигналы с блоков 5 и 6 алгебраически суммируют в блоке 7, причем сигнал с блока 5 - с коэффициентом передачи, пропорциональным 0,5/sinβo, а сигнал с блока 6 - с коэффициентом передачи, пропорциональным минус ctgβo. Снимают показания величины и знака измеряемых отклонений комплектовочного размера ΔКн с отсчетного индикатора 8, соединенного с выходом блока 6, параметра ΔСн с отсчетного индикатора 9, соединенного с выходом блока 7.

Из треугольников K1K3К5 и К2К4К5 следует, что отклонение комплектовочного размера наружного однорядного кольца будет определяться выражением
ΔKн = 0,5ΔDк•cosβo-Δlк•sinβo, (11)
где Δlк - отклонение расстояния между базовым торцом и линией контакта на дорожке качения.

На выходе блока 5 будет сигнал
0,5ΔDж+0,5ΔDж = ΔDк+2ΔR(1-cosβo).

На выходе блока 6 будет сигнал
(ΔKн+ΔKн)•0,5 = ΔKн = 0,5ΔDк•cosβo-Δlк•sinβo
На выходе блока 7 будет сигнал, определяемый выражением

который будет характеризовать смещение точки контакта относительно номинального положения.

Способ измерения внутреннего однорядного кольца (см. фиг.3 и 4) заключается в том, что кольцо 2 базируют базовым торцом и наружной цилиндрической поверхностью борта на неподвижные упоры и измеряют в кольце отклонение диаметра Δdж желоба дорожки качения измерительными головками 3 (А и Б), отклонение комплектовочного размера ΔКв измерительными головками 4 (Г и Е) вдоль (см. фиг. 4) прямых O1K3, составляющих с перпендикулярами O1N2 к оси кольца угол βo. Сигналы измерительных головок 3 суммируют в блоке 5, сигналы измерительных головок 4 суммируют в блоке 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным 0,5, сигналы с блоков 5 и 6 суммируют в блоке 7, причем сигнал с блока 5, с коэффициентом передачи, пропорциональным 0,5/sinβo, а сигнал с блока 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным ctgβo.

Снимают показания величины и знака измеряемых отклонений комплектовочного размера ΔКв с отсчетного индикатора 8, соединенного с выходом блока 6, параметра ΔCв с отсчетного индикатора 9, соединенного с выходом блока 7.

На фиг.3 и 4 обозначены во внутреннем кольце:
r, Δr - радиус и отклонение радиуса кривизны поверхности желоба;
dжо, dж, Δ - номинальный, возможный диаметр и отклонение диаметра желоба дорожки качения;
1жо, 1ж, Δ1ж - номинальное, возможное расстояние и отклонение расстояния между желобом и базовым торцом кольца;
dко, dк, Δdк - номинальный, возможный диаметр и отклонение диаметра линии контакта на желобе с шариками при номинальном угле контакта;
lко, lк, Δlк - номинальное, возможное расстояние и отклонение расстояния между линией контакта и базовым торцом;
ΔКв - отклонение комплектовочного размера.

На фиг.4 изображен в кольце профиль желоба дорожки качения с номинальными размерами сплошной линией и с отклонениями размеров - прерывистой линией. Точки K1 и К2 на желобах являются точками контакта при номинальном угле контакта βo, точки O1 и О2 являются центрами кривизны поверхности желобов.

На фиг. 4 видно, что измеряемый устройством А размер 0,5Δdж равен расстоянию между точками N1N2 и устройством Г, размер ΔКв равен расстоянию между точками К1К3, получаемый параметр ΔСв равен расстоянию между линиями O1K1 и O2K2.

Из треугольников K1K3K5 и K2К4K5 следует, что

Так как K1K4 = 0,5(dко-dк) = -0,5Δdк; K2K4 = lк-lко = Δlк,
то ΔKв = Δlк•sinβo-0,5Δdк•cosβo. (13)
Так как Δdж = Δdк-2Δr(1-cosβo), (14)
то сигнал на выходе блока 5 будет определяться выражением
0,5Δdж+0,5Δdж = Δdж = Δdк-2Δr(1-cosβo),
сигнал на выходе блока 6 будет определяться выражением
(ΔKв+ΔKв)•0,5 = ΔKв = Δlк•sinβo-0,5Δdк•cosβo
и на выходе блока 7 будет сигнал, определяемый выражением

который будет характеризовать смещение точки контакта относительно номинального положения.

Параметр ΔС с учетом выражений (10) и (15) будет определяться выражением

На фиг. 5 изображена расчетная схема двухрядного радиально-упорного шарикоподшипника.

Вокруг точек K1 и К2, которые являются точками контакта шарика с дорожками качения колец, и точек O1 и О2, которые являются центрами кривизны с радиусами R и r поверхности желобов, изображены прямоугольники, площади которых являются множеством заданных конструкторским чертежом возможных отклонений размеров Lк/2, Dк/2, 1к и dк/2 и пропорциональным их изменениям и изменениям радиусов R и r множеством возможных изменений координат центров кривизны.

Прямая линия, соединяющая точки K1 и К2 и проходящая через точки О2 и O1, имеет угол наклона, равный номинальному углу контакта βo в подшипнике, и имеет длину между точками K1 и K2, равную номинальному диаметру ⊘шо шарика.

Наибольший допустимый угол контакта βмин в подшипнике будет при размерах в кольцах, соответствующих координатам точек К3 и К4, координатам которых пропорционально соответствуют координаты положения центров кривизны поверхностей желобов радиусами R и r в точках О3 и О4.

Наименьший допустимый угол контакта βмин в подшипнике будет при размерах в кольцах, соответствующих координатам точек K5 и К6, координатам которых пропорционально соответствуют координаты положения центров кривизны поверхностей желобов с радиусами R и r в точках O5 и О6.

Параметр ΔСн, вычисленный по выражению (10), характеризует расстояние между линиями, проходящими через точки K1 и К2 и, в частности, через точки К3 и О3 или точки К5 и O5.

Параметр ΔСв, вычисленный по выражению (15), характеризует расстояние между линиями, проходящими через точки K1 и К2 и, в частности, через точки К4 и О4 или точки К6 и О6.

Из треугольника О1АО2 следует, что
O1A=0,5(Lж-21ж+S); АО2-(R+r)-0,5(Dж-dж).

Так как Lж=Lк+2R•sinβo; 1ж=1к-r •sinβo, то с учетом выражений (9) и (14) угол контакта будет определяться выражением

В ступичном двухрядном радиально-упорном шарикоподшипнике 256907 Е9С17 должны быть по конструкторскому чертежу размеры дорожек качения в кольцах, мм
R=5,25+0,08; Dк=58,6±0,02; Lк=11,15±0,02
r=5,2+0,08; dк=42,42±0,02; lк=11,5±0,02
осевой зазор S=0,102±0,012 мм,
угол контакта 31-41o.

Номинальный угол контакта в подшипнике (см. фиг.5)

sinβo=0,5875; cosβo=0,8092; tgβo=0,726
или по выражению (17)

Номинальный диаметр шариков (см. фиг.5)

Наибольший допустимый угол контакта будет при отклонениях размеров в кольцах по конструкторскому чертежу
ΔDк=+0,02; ΔLк=+0,02; ΔR=0
Δdк=-0,02; Δlк=-0,02; Δr=0
по выражению (18)

максимально допустимая величина параметра ΔС по выражению (16)
ΔC=0,5[0,02-(-0,02)]•0,5875-(-0,02-0,01)•0,8092=+0,036 мм.

Наименьший допустимый угол контакта будет при отклонениях размеров в кольцах по конструкторскому чертежу
ΔDк=-0,02 мм; ΔLк=-0,02 мм; ΔR=0
Δdк=+0,02 мм; Δlк=+0,02 мм; Δr=0

максимально допустимая величина параметра ΔС равна
ΔС=0,5(-0,02-0,02)•0,5875-(0,02+0,01)•0,8092=-0,036 мм.

Таким образом, для шарикоподшипника 256907 Е9С17 максимально допустимая величина параметра ΔС=±0,036 мм будет соответствовать отклонению угла контакта не более ±5o.

Перед началом измерений колец настраивают показания в начале индикатора 8 и затем индикатора 9 на "ноль" при измерении образцовой детали, имеющей номинальные размеры радиуса кривизны поверхности желоба, диаметра желоба дорожки качения, расстояния в наружном двухрядном кольце между сечениями, в наружном однорядном между базовым торцом и сечением, во внутреннем однорядном кольце между базовым торцом и сечением, которые соответствуют номинальному углу контакта шариков с дорожками качения колец в подшипнике. Образцовую деталь удаляют с приборов.

Предназначенное для сборки шарикоподшипника 256907 Е9С17 наружное двухрядное кольцо, которое имеет отклонения размеров
ΔDк=-0,028 мм; ΔLк=-0,046 мм; ΔR=0,
устанавливают в прибор и измеряют.

При этом индикатор 8 покажет величину отклонения комплектовочного размера по формуле (8)
ΔКн=[-0,028•0,8092-(-0,046)•0,5875]•0,5=+0,002 мм,
индикатор 9 покажет величину параметра ΔСн по формуле (10)
ΔСн=(-0,028•0,5875-0,046•0,8092)•0,5=-0,027 мм.

Предназначенное для сборки шарикоподшипника первое внутреннее кольцо, которое имеет отклонения размеров
Δdк=+0,042 мм; Δlк=+0,015 мм; Δr=0,
устанавливают в прибор и измеряют.

При этом индикатор 8 покажет величину отклонения комплектовочного размера по формуле (13)
ΔКв=0,015•0,5875-0,5•0,042•0,8092=-0,008 мм,
индикатор 9 покажет величину параметра ΔСв по формуле (15)
ΔСв=0,015•0,8092+0,5•0,042•0,5875=+0,024 мм.

Параметр ΔС вычисляют из показаний индикаторов 9 по формуле (16)
ΔC = ΔCн-ΔCв =-0,027-0,024=-0,051 мм.

Так как полученный параметр |ΔC|>0,036 мм, то угол контакта в подшипнике с этими кольцами будет недопустимый:

Следующее внутреннее кольцо имеет отклонения размеров
Δdк=-0,032 мм; Δlк=-0,036 мм; Δr=0,
которое устанавливают в прибор и измеряют.

При этом индикатор 8 покажет отклонение комплектовочного размера
ΔКв=-0,036•0,5875-0,5(-0,032)•0,8092=-0,008 мм,
которое совпадает с величиной первого измеренного внутреннего кольца,
индикатор 9 покажет величину параметра ΔСв
ΔСв=-0,036•0,8092+0,5(-0,032)•0,5875=-0,038 мм.

Параметр ΔС вычисляют из показаний индикаторов 9
ΔС=-0,027-(-0,038)=+0,011 мм.

Знак "плюс" параметра ΔС означает, что угол контакта будет больше чем 36o и, так как |ΔC|<0,036 мм, то для сборки подшипника вычисляют диаметр шариков из показаний индикаторов 8 по формуле (8)
ш=+0,002+(-0,008)+9,998=9,992 мм.

Угол контакта в подшипнике

соответствует допускаемой величине по конструкторскому чертежу.

Похожие патенты RU2187785C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1999
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2170373C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ СБОРКИ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1997
  • Матросов В.А.
RU2148738C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1999
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2194891C2
ШАРИКОПОДШИПНИК РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ДВУХРЯДНЫЙ И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ В ШАРИКОПОДШИПНИКЕ ОТКЛОНЕНИЯ УГЛА КОНТАКТА ОТ НОМИНАЛЬНОГО 2002
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Матросов П.В.
RU2232310C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ 1996
  • Горбунов В.В.
  • Ворыпаев Н.Н.
RU2124150C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1994
  • Горбунов В.В.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2085842C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАННОГО ДОПУСКА УГЛА КОНТАКТА В ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКАХ 2001
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Матросов П.В.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2244857C2
СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПРИ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1998
  • Черневский С.Л.
RU2141582C1
Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников 1979
  • Эльянов Владимир Давыдович
  • Апирин Борис Соломонович
SU855269A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРУЖНЫХ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1998
  • Шичков А.Н.
  • Солтус В.С.
  • Рогалевич Л.Э.
  • Кузьмин А.П.
  • Шичков Н.А.
RU2148461C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 187 785 C2

Реферат патента 2002 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СМЕЩЕНИЯ ТОЧКИ КОНТАКТА ОТНОСИТЕЛЬНО НОМИНАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ДОРОЖКЕ КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА

Изобретение относится к производству радиально-упорных шарикоподшипников и применяется для контроля смещения точки контакта относительно номинального положения на дорожке качения колец одно- и двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников. Способ заключается в том, что измеряют в произвольном осевом сечении кольца отклонение диаметра в наружном ΔDж и внутреннем Δdж желобе дорожки качения. Измеряют вдоль прямых, составляющих с перпендикулярами к оси кольца номинальный угол βo контакта в подшипнике, отклонение комплектовочного размера ΔК от номинальных величин. Результаты измерения колец преобразуют в параметр ΔС, характеризующий отклонение угла контакта в подшипнике по формуле ΔC = ΔCн-ΔCв, где ΔCн = -ΔKн•ctgβo+0,5ΔDж/sinβo для наружного кольца; ΔCв = -ΔKв•ctgβo+0,5Δdж/sinβo - для внутреннего кольца. Если параметр ΔС не превышает допускаемой величины, определяют диаметр шариков для сборки подшипника из измеренных колец по формуле ⊘ш = (ΔKн+ΔKв)+⊘шо, где ⊘шо - номинальный диаметр шариков в подшипнике. Устройство состоит из прибора для измерения наружных колец и из прибора для измерения внутренних колец. Каждый из приборов содержит станину для базирования измеряемого кольца, закрепленные на станине по две измерительные головки с возможностью измерения комплектовочного размера кольца, первый блок суммирования электрических сигналов измерительных головок, измеряющих диаметр желоба, второй блок суммирования электрических сигналов измерительных головок, измеряющих комплектовочный размер, блок алгебраического суммирования и два отсчетных индикатора. Первый индикатор соединен со входом второго блока суммирования, второй - с выходом блока изменения масштаба электрических сигналов. Техническим результатом изобретения является получение результатов, позволяющих определить возможность сборки подшипников, и упрощение способа измерения. 2 с.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 187 785 C2

1. Способ контроля смещения точки контакта относительно номинального положения на дорожке качения колец двухрядных и однорядных радиально-упорных шарикоподшипников, состоящий в измерении параметров, характеризующих поверхность контакта дорожки качения наружных и внутренних колец с шариками, отличающийся тем, что измеряют в произвольном осевом сечении кольца отклонение диаметра в наружном ΔDж и во внутреннем Δdж желобах дорожки качения и измеряют вдоль прямых, составляющих с перпендикулярами к оси кольца номинальный угол контакта βo в подшипнике, отклонение комплектовочного размера ΔК от номинальных величин, результаты измерения колец преобразуют в параметр ΔС, характеризующий отклонение угла контакта шариков с дорожками качения измеренных наружного и внутреннего колец по формуле
ΔC = ΔCн-ΔCв,
где ΔCн = 0,5ΔDж/sinβo-ΔKн•ctgβo - для наружного кольца;
ΔCв = 0,5Δdж/sinβo+ΔKв•ctgβo - для внутреннего кольца,
и если параметр ΔС не превышает допускаемого значения, определяют диаметр шариков для сборки подшипников из измеренных колец по формуле
ш = ⊘шо+(ΔKн+ΔKв),
где ⊘шо - номинальный диаметр шариков в подшипнике.
2. Устройство для осуществления способа по п.1, состоящее из прибора для измерения наружных колец и прибора для измерения внутренних колец, каждый из которых содержит станину для базирования измеряемого кольца, закрепленные на станине по две измерительные головки с возможностью измерения диаметра желоба и с возможностью измерения комплектовочного размера кольца, в которых измеряемый параметр преобразуется в электрический сигнал, первый и второй суммирующие блоки, масштабный блок и два отсчетных индикатора, выход измерительных головок, измеряющих диаметр желоба, соединен соответственно со входами первого суммирующего блока, и выход измерительных головок, измеряющих комплектовочный размер, соединен соответственно со входами второго суммирующего блока, отличающееся тем, что второй суммирующий блок имеет коэффициент передачи электрического сигнала в два раза меньше, чем в первом, масштабный блок имеет первый и второй входы, соединенные соответственно с выходами первого и второго суммирующих блоков, и имеет коэффициент передачи электрического сигнала по первому входу 0,5/sinβo, по второму входу в приборе для измерений наружного кольца минус ctgβo и в приборе для измерения внутреннего кольца плюс ctgβo, отсчетные индикаторы соединены первый с выходом второго суммирующего блока и второй с выходом масштабного блока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2187785C2

СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1994
  • Горбунов В.В.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2085842C1
RU 94033558/28 A1, 27.07.1996
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ 1996
  • Горбунов В.В.
  • Ворыпаев Н.Н.
RU2124150C1
RU 2066004 C1, 27.08.1996
Устройство для измерения геометрических параметров дорожки качания колец радиально-упорных шарикоподшипников 1974
  • Самохин Геннадий Захарович
  • Черневский Леонид Викторович
  • Попков Юрий Васильевич
SU593018A1
Способ комплектования деталей для сборки радиально-упорных шарикоподшипников 1975
  • Черневский Леонид Викторович
  • Самохин Геннадий Захарович
SU540074A1

RU 2 187 785 C2

Авторы

Матросов В.А.

Чистяков А.М.

Ворыпаев Н.И.

Даты

2002-08-20Публикация

1999-12-06Подача