I
Изобретение относится к машиностроению, в частности к сборке шарикоподшипников.
Известен способ комплектования деталей для бборки радиально-упорных и упор-но-радиальных шарикоподшипников, включающий измерение диаметра шариков и параметров дорожек качения колец в сборе с эталонным блоком, состоящим из эталонной детали и полного комплекта шариков, j рассбртировку шариков и колец на группы и подбор деталей таких групп, при которых обеспечивается требуемое взаимное .расположение деталей в собранном подшипнике под регламентированной осевой на- jj грузкой ij.
с
Недостатком данного способа является то, что он имеет погрешности комплектования, обусловленные недостаточной точ- „ ностью оценки угла контакта под осевой нагрузкой, вследствие того, что эталонная деталь и измеряемое кольцо имеют цорожки качения с различными поверхностями - конической и тороидальной, что влияет на контактные деформации деталей. Этот способ непригоден для комплектования подшипников с большими углами контакта (например 6О ) из-&а нечеткой взаимной ориентации измеряемых колец с эталонным блоком.
Цель изобретения - повышение точности сборки.
Поставленная задача достигается тем, что, согласно способу комплектования деталей для сборки радиально-упорных и . упорно-радиальных шарикоподшипников, включаюгцем измерение диаметра шариков и параметров дорожек качения колец в сборе с эталонным блоком, сосгояшим вз эталонной детали и полного комплекта шариков, рассортировку шариков и колец на группы и подбор деталей таких групп, при которых обеспечивается требуемое взаимное расположение деталей в собранном подшипнике под регламентированной осевой нагрузкой, подбор групп производят по yi лу контакта подшипника с использоачнием в качестве эталонной детали кольца с иорожкой качения, с целью обеспечения комплектования колец с широким диапа зовом рассеивания диаметров дорожек ка чения колец, в эталонном блоке используют шарики диаметром меньше номинального и подбор групп шариков и колец производят с коррекцией на величину отклонения диаметра шариков в эталонном блоке; в эталонном блоке для измерения внутренних ко- JO леи подшипника используют эталонное кольцо с увеличенным диаметром дорожки качения, в эталонном блоке для измерения наружных колец - эталонное кольцо с уменьшенным диаметром дорожки каче- 5 ния, подбор групп шариков и колец проиьводят с коррекцией на величины отклонений диаметров дорожек качения эталонных, колец от номинальных значений.
На фиг, 1 покааана схема установки 20 деталей для иамерения угла контакта fb, Измеряемое наружное кольцо 1 в сборе с эталонным блоком, состоящим из эталонного кольца 2 и комплекта шариков 3 с технологическим сепаратором 4, по- /5 мещают на измерительную позицию и нагружают осевой силой Fg.
На фиг, 2 показана схема установки деталей для измерения угла контакта Измеряемое внутреннее кольцо S в сбо- 30 ре с эталонным блоком, состоящим ,из эталонного кольца 6 и комплекта шариков 7 с технологическим сепаратором 8, помещают на измерительную позицию к нагружают осевой силой FQ.35
Способ состоит в следующем.
Рассортировку колец по группам осуществляют путем измерения под регламентированной осевой нагрузкой углов контакта тел качения ( р и }%) комш1ек-40 та, собранного из измеряемого кольца и эталонного блока (см. фиг. 1 и 2).
Группы,деталей для сборки подбирают гак, чтобы в собранном подшипнике обеспечить требуемый угол контакта тел ка- 45 чения. Примером может служить приводимая ориентировочная комплектовочная сетка для подшипника 36206 с углом контакта 15. Размеры эталонных колец приняты равными номинальным значениям. Эта- 50 лонные шарикн приняты с отклонением от номинального значения, равным - 25 мкм. Поправку 2,5 на контактные деформации под нагрузкой FQ 30 кгс определяют опыт ным путем. Расчет сетки производится по 55 формуле ,j
(А -d шэ) (С05 Р С05ря -р ,
шГ-АС05{),
где dim - диаметр шариков, требуемь для комплектования; А где R и и - радиус профиля дорожки качения наружного и внутреннего кольца соответственно;
о ш э диаметр эталонных шариков; {% и измеренный угол контакта наружного и внутреннего кольца соответственно в сборе с эталонным блоком;
B-R-vr- 4-С119-с1э),
где Ug и dg - диаметр дорожки качения наружного и внутреннего эталонного кольца соответственно;
ftj - комплектовочный угол контакта в подшипнике.
В клетках поля комплектовочной сетки приведены требуемые отклонения в микрометрах диаметра шариков (группы шариков), обеспечивающие получение заданнго угла контакта в подшипниках (см. табл
Расчетные данные проверены экспериментами.
Данный способ обеспечивает возможность комплектования деталей в широком диапазоне изменения их параметров. (В данном случае диапазон измерений и Р выбирается произвольно). При этом небольшие отклонения диаметра шариков от расчетных не приводят к недопустимым отклонениям угла контакта. Следует отметить, что эталонные блоки с номинальными размерами в некоторых случаях могут не собираться с измеряемыми кольцами из-чза рассеивания диаметра дорожки качения колец в довольно широких пределах { iO,O25 мм). Поэтому во избежание несобираемости целесообразно применять в эталонном блоке комплект шариков, диаметром меньше номинального, Так, шарики, диаметр которых меныЗие номинального на15-2О мкм, обеспечивают собираемость всех измеряемых колец при указанном выше рассеивании их размеров.
Эталонные шарики для измерения наружных и внутренних колец могут применяться разных диаметров.
Если измерение диаметров дорожек качения колец производится в точках контакта {например, при неполном профиле дорожек качения), то диаметр шариков следует определять по формуле Iif duj9 (coeji -vcosj O-C rn-i C06 p к где -диаметр шариков, требуемый для комплектования; -диаметр эталонных шариков; м«р - измеренный угол контакта на ружного и внутреннего кольца соответственно в сборе с эта лонным блоком; -- комплектовочный угол контак в попшипнике; С--2 СВ9к с экХ и диаметр дорожки качегае D ния в точке контакта н ружного и внутреннего кольца соответственно. 85 9 В случае, когда количество групп шариков ограничено и отсутствуют эталонные шарики требуемых размеров, могут приме.няться эталонные кольца, имеющие диаметр больше номинального для измерения внутренних колец и меньше номинального для измерения наружных колец. Способ опробован для сборки упорнорадиальных двухрядных подшипников сории 178000 с углом контакта 6О. Способ позволяет повысить точносгь сборки, обеспечить возможность комплектования групп, деталей с большими углами контакта (порядка 60°) и исключить необходимость замеров колец подшипников по диаметру дорожек качения, из-за чего устран5потся повреждения рабочих поверхностей колец.
Формула изобретения 1. Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников, включающий измерение диаметра шариков и параметров дорожек качения колец в сборе с эта лонным блоком, состоящим из эталонной детали и полного комплекта шариков, рассортировку шариков и колец на группы и подбор деталей таких групп, при которы обеспечивается требуемое взаимное расположение деталей в собранноц. подшипнике подрегламентированной осевой нагрузкой, отличающийся тем, что, с целью повышения точности сборки, подбор групп производят по углу контакта подшипника с использованием в качестве эталонной детали кольца с дорожкой качения. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения комплектования колец с широким диапазоном рассеивания диаметров дорожек качения колец, в эталонном блоке используют шарики диаметром меньше номинального и подбор групп шариков и колец производят с коррекцией на величину отклонения . диаметра шариков в эталонном блоке. 3.Способ по п. 2, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что в эталонном блоке для измерения внутренних колец подшипника используют эталонное кольцо с увеличенным диаметрся дорожки качения, в эталонном блоке аля измерения наружных колец - эталонное кольцо с уменьшенным диаметром дорожки качения, подбор групп шариков и колец производят с коррекцией на величины отклонений, диаметров доро 55269
жек качения эталонных колец ог номинальных значений.
Источники информации,пром, серия ХП. Подшипниковая промышпринятые во внимание при экспертизе s ленность, М., 1975, с. 62-64 (прототип).
Авторы
Даты
1981-08-15—Публикация
1979-07-04—Подача