Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников Советский патент 1981 года по МПК F16C43/04 

Описание патента на изобретение SU855269A1

I

Изобретение относится к машиностроению, в частности к сборке шарикоподшипников.

Известен способ комплектования деталей для бборки радиально-упорных и упор-но-радиальных шарикоподшипников, включающий измерение диаметра шариков и параметров дорожек качения колец в сборе с эталонным блоком, состоящим из эталонной детали и полного комплекта шариков, j рассбртировку шариков и колец на группы и подбор деталей таких групп, при которых обеспечивается требуемое взаимное .расположение деталей в собранном подшипнике под регламентированной осевой на- jj грузкой ij.

с

Недостатком данного способа является то, что он имеет погрешности комплектования, обусловленные недостаточной точ- „ ностью оценки угла контакта под осевой нагрузкой, вследствие того, что эталонная деталь и измеряемое кольцо имеют цорожки качения с различными поверхностями - конической и тороидальной, что влияет на контактные деформации деталей. Этот способ непригоден для комплектования подшипников с большими углами контакта (например 6О ) из-&а нечеткой взаимной ориентации измеряемых колец с эталонным блоком.

Цель изобретения - повышение точности сборки.

Поставленная задача достигается тем, что, согласно способу комплектования деталей для сборки радиально-упорных и . упорно-радиальных шарикоподшипников, включаюгцем измерение диаметра шариков и параметров дорожек качения колец в сборе с эталонным блоком, сосгояшим вз эталонной детали и полного комплекта шариков, рассортировку шариков и колец на группы и подбор деталей таких групп, при которых обеспечивается требуемое взаимное расположение деталей в собранном подшипнике под регламентированной осевой нагрузкой, подбор групп производят по yi лу контакта подшипника с использоачнием в качестве эталонной детали кольца с иорожкой качения, с целью обеспечения комплектования колец с широким диапа зовом рассеивания диаметров дорожек ка чения колец, в эталонном блоке используют шарики диаметром меньше номинального и подбор групп шариков и колец производят с коррекцией на величину отклонения диаметра шариков в эталонном блоке; в эталонном блоке для измерения внутренних ко- JO леи подшипника используют эталонное кольцо с увеличенным диаметром дорожки качения, в эталонном блоке для измерения наружных колец - эталонное кольцо с уменьшенным диаметром дорожки каче- 5 ния, подбор групп шариков и колец проиьводят с коррекцией на величины отклонений диаметров дорожек качения эталонных, колец от номинальных значений.

На фиг, 1 покааана схема установки 20 деталей для иамерения угла контакта fb, Измеряемое наружное кольцо 1 в сборе с эталонным блоком, состоящим из эталонного кольца 2 и комплекта шариков 3 с технологическим сепаратором 4, по- /5 мещают на измерительную позицию и нагружают осевой силой Fg.

На фиг, 2 показана схема установки деталей для измерения угла контакта Измеряемое внутреннее кольцо S в сбо- 30 ре с эталонным блоком, состоящим ,из эталонного кольца 6 и комплекта шариков 7 с технологическим сепаратором 8, помещают на измерительную позицию к нагружают осевой силой FQ.35

Способ состоит в следующем.

Рассортировку колец по группам осуществляют путем измерения под регламентированной осевой нагрузкой углов контакта тел качения ( р и }%) комш1ек-40 та, собранного из измеряемого кольца и эталонного блока (см. фиг. 1 и 2).

Группы,деталей для сборки подбирают гак, чтобы в собранном подшипнике обеспечить требуемый угол контакта тел ка- 45 чения. Примером может служить приводимая ориентировочная комплектовочная сетка для подшипника 36206 с углом контакта 15. Размеры эталонных колец приняты равными номинальным значениям. Эта- 50 лонные шарикн приняты с отклонением от номинального значения, равным - 25 мкм. Поправку 2,5 на контактные деформации под нагрузкой FQ 30 кгс определяют опыт ным путем. Расчет сетки производится по 55 формуле ,j

(А -d шэ) (С05 Р С05ря -р ,

шГ-АС05{),

где dim - диаметр шариков, требуемь для комплектования; А где R и и - радиус профиля дорожки качения наружного и внутреннего кольца соответственно;

о ш э диаметр эталонных шариков; {% и измеренный угол контакта наружного и внутреннего кольца соответственно в сборе с эталонным блоком;

B-R-vr- 4-С119-с1э),

где Ug и dg - диаметр дорожки качения наружного и внутреннего эталонного кольца соответственно;

ftj - комплектовочный угол контакта в подшипнике.

В клетках поля комплектовочной сетки приведены требуемые отклонения в микрометрах диаметра шариков (группы шариков), обеспечивающие получение заданнго угла контакта в подшипниках (см. табл

Расчетные данные проверены экспериментами.

Данный способ обеспечивает возможность комплектования деталей в широком диапазоне изменения их параметров. (В данном случае диапазон измерений и Р выбирается произвольно). При этом небольшие отклонения диаметра шариков от расчетных не приводят к недопустимым отклонениям угла контакта. Следует отметить, что эталонные блоки с номинальными размерами в некоторых случаях могут не собираться с измеряемыми кольцами из-чза рассеивания диаметра дорожки качения колец в довольно широких пределах { iO,O25 мм). Поэтому во избежание несобираемости целесообразно применять в эталонном блоке комплект шариков, диаметром меньше номинального, Так, шарики, диаметр которых меныЗие номинального на15-2О мкм, обеспечивают собираемость всех измеряемых колец при указанном выше рассеивании их размеров.

Эталонные шарики для измерения наружных и внутренних колец могут применяться разных диаметров.

Если измерение диаметров дорожек качения колец производится в точках контакта {например, при неполном профиле дорожек качения), то диаметр шариков следует определять по формуле Iif duj9 (coeji -vcosj O-C rn-i C06 p к где -диаметр шариков, требуемый для комплектования; -диаметр эталонных шариков; м«р - измеренный угол контакта на ружного и внутреннего кольца соответственно в сборе с эта лонным блоком; -- комплектовочный угол контак в попшипнике; С--2 СВ9к с экХ и диаметр дорожки качегае D ния в точке контакта н ружного и внутреннего кольца соответственно. 85 9 В случае, когда количество групп шариков ограничено и отсутствуют эталонные шарики требуемых размеров, могут приме.няться эталонные кольца, имеющие диаметр больше номинального для измерения внутренних колец и меньше номинального для измерения наружных колец. Способ опробован для сборки упорнорадиальных двухрядных подшипников сории 178000 с углом контакта 6О. Способ позволяет повысить точносгь сборки, обеспечить возможность комплектования групп, деталей с большими углами контакта (порядка 60°) и исключить необходимость замеров колец подшипников по диаметру дорожек качения, из-за чего устран5потся повреждения рабочих поверхностей колец.

Похожие патенты SU855269A1

название год авторы номер документа
Способ комплектования шарикоподшипников 2016
  • Мухина Елена Вячеславовна
  • Королев Альберт Викторович
  • Королев Андрей Альбертович
RU2626800C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ СБОРКИ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1997
  • Матросов В.А.
RU2148738C1
СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПРИ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1998
  • Черневский С.Л.
RU2141582C1
Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника 1988
  • Черневский Леонид Викторович
  • Степанов Александр Иванович
  • Мигачев Александр Гаврилович
SU1590732A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО СЕЛЕКТИВНОГО КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ СБОРКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1991
  • Черневский Л.В.
  • Степанов А.И.
RU2025594C1
ШАРИКОПОДШИПНИК РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ДВУХРЯДНЫЙ И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ В ШАРИКОПОДШИПНИКЕ ОТКЛОНЕНИЯ УГЛА КОНТАКТА ОТ НОМИНАЛЬНОГО 2002
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Матросов П.В.
RU2232310C2
Способ комплектования деталей для сборки радиально-упорных шарикоподшипников 1985
  • Федотов Николай Николаевич
  • Старостин Владимир Филиппович
  • Яхин Борис Александрович
SU1278509A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СМЕЩЕНИЯ ТОЧКИ КОНТАКТА ОТНОСИТЕЛЬНО НОМИНАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ДОРОЖКЕ КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1999
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2187785C2
СПОСОБ СБОРКИ ДВУХРЯДНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1993
  • Королев А.В.
  • Чистяков А.М.
  • Королев А.А.
RU2064616C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1999
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2194891C2

Реферат патента 1981 года Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников

Формула изобретения SU 855 269 A1

Формула изобретения 1. Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников, включающий измерение диаметра шариков и параметров дорожек качения колец в сборе с эта лонным блоком, состоящим из эталонной детали и полного комплекта шариков, рассортировку шариков и колец на группы и подбор деталей таких групп, при которы обеспечивается требуемое взаимное расположение деталей в собранноц. подшипнике подрегламентированной осевой нагрузкой, отличающийся тем, что, с целью повышения точности сборки, подбор групп производят по углу контакта подшипника с использованием в качестве эталонной детали кольца с дорожкой качения. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения комплектования колец с широким диапазоном рассеивания диаметров дорожек качения колец, в эталонном блоке используют шарики диаметром меньше номинального и подбор групп шариков и колец производят с коррекцией на величину отклонения . диаметра шариков в эталонном блоке. 3.Способ по п. 2, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что в эталонном блоке для измерения внутренних колец подшипника используют эталонное кольцо с увеличенным диаметрся дорожки качения, в эталонном блоке аля измерения наружных колец - эталонное кольцо с уменьшенным диаметром дорожки качения, подбор групп шариков и колец производят с коррекцией на величины отклонений, диаметров доро 55269

жек качения эталонных колец ог номинальных значений.

Источники информации,пром, серия ХП. Подшипниковая промышпринятые во внимание при экспертизе s ленность, М., 1975, с. 62-64 (прототип).

1. Черневский Л.В., и Фокин Г.В. Методы и средства комплектования радиальных шарикоподшипников. - Обзор НИИНАвто

SU 855 269 A1

Авторы

Эльянов Владимир Давыдович

Апирин Борис Соломонович

Даты

1981-08-15Публикация

1979-07-04Подача