ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2002 года по МПК F02K3/10 

Описание патента на изобретение RU2188333C1

Изобретение относится к турбореактивным двигателям с форсажной камерой и поворотным реактивным соплом с системой управления и регулирования поворотным соплом, устанавливаемым на современных высокоманевренных самолетах и многофункциональных истребителях.

Известен турбореактивный двигатель с форсажной камерой и поворотным многорежимным осесимметричным реактивным соплом, содержащий весьма сложную кинематическую и гидравлическую систему силового привода для управления на режимах без и с изменяемым направлением вектора тяги путем трансформации геометрии только сверхзвуковой части реактивного сопла, и систему механической синхронизации кинематики подвижных частей элементов сопла (1).

Известен также турбореактивный двигатель, содержащий форсажную камеру и поворотное реактивное сопло с гидравлической системой силового привода, сообщенной с топливной системой двигателя, имеющее на линии управления им электрогидродинамический регулятор-преобразователь, закрепленный на двигателе, кинематически связанные между собой механической обратной связью, при этом управляющие элементы его электрически связаны с системой дистанционного управления поворотом сопла и гидравлически - с полостями прямого и обратного хода гидродилиндров силового привода поворота сопла, а топливный насос снабжен электроклапаном, электрически связанным с системой дистанционного управления поворотом сопла (2).

Этот двигатель содержит значительно менее сложную, чем в аналоге (1), кинематическую и гидравлическую систему силового привода и управления поворотным соплом.

Задачей изобретения является повышение надежности работы поворотного сопла на режимах с изменяемым направлением вектора тяги путем уменьшения тепловых потоков в стенки сопла за счет перепуска части топлива из коллектора периферийных форсунок в полость низкого давления, по фактическому положению звеньев механизма привода поворотного сопла от исходного положения пропорционально углу поворота его, и таким образом уменьшения температуры пристеночного слоя газа, омывающего стенки сопла.

Указанная задача достигается тем, что турбореактивный двигатель содержит форсажную камеру, поворотное сопло с гидравлической системой силового привода поворота, сообщенной с топливной системой двигателя, имеющее на линии управления им электрогидравлический регулятор-преобразователь, закрепленный на двигателе, при этом его управляющие элементы связаны: электрически - с системой дистанционного управления поворотом сопла, гидравлически - с полостями прямого и обратного хода гидроцилиндров силового привода поворота сопла и кинематически - с корпусом поворотного сопла, топливный насос снабжен электроклапаном, электрически связанным с системой дистанционного управления поворотом сопла, и отличаюется тем, что к линии высокого давления подачи топлива к периферийным форсункам форсажной камеры подключен перепускной кран, закрепленный на двигателе и связанный гидравлически своим выходом с линией низкого давления топливной системы и кинематически своим исполнительным механизмом и силовым приводом поворота реактивного сопла.

Установив на линии высокого давления подачи топлива в коллектор периферийных форсунок форсажной камеры перепускной кран, кинематически связанный с силовым приводом, гидравлически подключенным своим входом к коллектору подачи топлива, а выходом - к топливной системе низкого давления, мы получаем возможность изменять коэффициент избытка воздуха в пристеночном слое газа в сторону его увеличения, т.е. уменьшения его температуры, и таким образом существенного уменьшения тепловых потоков в охлаждаемые стенки сопла при его повороте на ±γ°.
Соединив перепускной кран кинематически своим исполнительным механизмом с силовым приводом поворота реактивного сопла, мы получаем возможность повысить надежность работы поворотного сопла во всем диапазоне рабочих условий за счет перепуска части периферийного форсажного топлива пропорционально углу поворота реактивного сопла.

На чертеже показан турбореактивный двигатель с форсажной камерой и поворотным реактивным соплом со схемой силового привода и управления поворотным соплом.

Турбореактивный двигатель 1 содержит компрессор 2, основную камеру сгорания 3, турбину 4, форсажную камеру 5 с системой стабилизаторов пламени 6 и топливными коллекторами высокого давления 7, 6, 9, поворотное сопло 10 с охлаждаемыми стенками 11, имеющее возможность поворачиваться вокруг оси 12 на заданный угол ±γ°. На корпусе форсажной камеры 13 турбореактивного двигателя 1 шарнирно закреплены гидроцилиндры 14 с поршнями и штоками 15, шарнирно закрепленными 16 на корпусе поворотного сопла 17 силового привода 18. При этом шток 15 гидроцилиндра 14 соединен механической обратной связью с рычагом перепускного крана 19, закрепленного на корпусе форсажной камеры 13, установленного на линии 20 высокого давления подачи топлива в коллектор периферийных форсунок 8 форсажной камеры 5. Перепускной кран 19 гидравлически подключен своим входом 20 к коллектору подачи топлива к периферийным форсункам 8, а выходом 21 через трубопровод 22 к топливной системе низкого давления 23, т.е. на вход в дополнительный центробежный насос (ДЦН).

При работе турбореактивного двигателя 1 на форсажном режиме перед командой на поворот от системы дистанционного управления топливные агрегаты - топливный плунжерный (НП) и форсажный насосы (ФН), регулятор сопла и форсажа (РСФ) и распределитель топлива форсажного (РТФ) - работают на режиме прямой тяги.

Далее, при необходимости отклонения направления вектора тяги в плоскости качания поворотного сопла 10 вокруг оси 12 на заданный угол ±γ°, по команде на поворот происходит поворот реактивного сопла 10. При этом между агрегатами РСФ и РТФ, по линии высокого давления подачи топлива в коллектор периферийных форсунок 8, происходит перепуск части топлива через вход 20 перепускного крана 19 и с выхода 21 по трубопроводу 22 на вход в топливную систему 23 низкого давления по фактическому положению звеньев механизма привода поворотного сопла от исходного положения пропорционально углу поворота, обеспечивая безаварийную эксплуатацию турбореактивного двигателя во всем диапазоне рабочих условий.

Источники информации
1. Заявка РСТ WO 96/16732, F 02 К 1/15, 1/00, опубл. 1998 г.

2. Патент РФ 2153593, F 02 K 3/10, 1/15, опубл. 2000 г., Бюл. 21.

Похожие патенты RU2188333C1

название год авторы номер документа
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Андреев А.В.
  • Костюченко М.М.
  • Кириллов В.С.
  • Лебедев В.А.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Чепкин В.М.
RU2153593C1
Способ работы форсажного комплекса турбореактивного двигателя (ТРД) и форсажный комплекс, работающий этим способом, способ работы насоса форсажного и насос форсажный, работающий этим способом, способ работы ТРД и ТРД, работающий этим способом 2017
  • Балуков Евгений Витальевич
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Сладков Михаил Куприянович
RU2656525C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Дембо Н.С.
RU2237176C1
СПОСОБ РАБОТЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ И ПОВОРОТНЫМ РЕАКТИВНЫМ СОПЛОМ (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Андреев А.В.
  • Гойхенберг М.М.
  • Костюченко М.М.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Чепкин В.М.
RU2143578C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Думов Виктор Израилевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Михайлов Юрий Николаевич
  • Родионов Виктор Петрович
  • Тучинский Виктор Лазаревич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2413856C1
Способ работы форсажного комплекса турбореактивного двигателя (ТРД) и форсажный комплекс, работающий этим способом (варианты), способ работы ТРД и ТРД, работающий этим способом 2017
  • Балуков Евгений Витальевич
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Сладков Михаил Куприянович
RU2666835C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2459099C1
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПАРТИИ, ПОПОЛНЯЕМОЙ ГРУППЫ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2544416C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ ДВУХКОНТУРНОСТИ 2001
  • Белоусов В.А.
  • Наумов А.Н.
  • Лев А.П.
  • Демкин Н.Б.
  • Симонов М.П.
RU2189482C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2487334C1

Реферат патента 2002 года ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение предназначено для турбореактивных двигателей с форсажной камерой и поворотным реактивным соплом с системой управления и регулирования поворотным соплом, установленным на современных высокоманевренных самолетах и многофункциональных истребителях. За счет перепуска части топлива из коллектора периферийных форсунок в полость низкого давления, по фактическому положению звеньев механизма привода поворотного сопла от исходного положения пропорционально углу поворота его происходит уменьшение температуры пристеночного слоя газа, омывающего охлаждаемые стенки сопла. Это достигается тем, что на линии высокого давления подачи топлива к периферийным форсункам форсажной камеры установлен перепускной кран, закрепленный на двигателе, кинематически связанный с силовым приводом, гидравлически подключен своим входом к коллектору подачи топлива, а выходом - к топливной системе низкого давления. Такое выполнение двигателя позволяет повысить надежность работы поворотного сопла на режимах с измененяемым направлением вектора тяги путем уменьшения тепловых потоков в охлаждаемые стенки сопла. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 188 333 C1

Турбореактивный двигатель, содержащий форсажную камеру, поворотное реактивное сопло с гидравлической системой силового привода поворота, сообщенной с топливной системой двигателя, имеющее на линии управления им электрогидравлический регулятор-преобразователь, закрепленный на двигателе, при этом его управляющие элементы связаны электрически с системой дистанционного управления поворотом сопла, гидравлически с полостями прямого и обратного хода гидроцилиндров силового привода поворота сопла, и кинематически с корпусом поворотного сопла, топливный насос снабжен электроклапаном, электрически связанным с системой дистанционного управления поворотом сопла, отличающийся тем, что к линии высокого давления подачи топлива к периферийным форсункам форсажной камеры подключен перепускной кран, закрепленный на двигателе и связанный гидравлически своим выходом с линией низкого давления топливной системы и кинематически своим исполнительным механизмом с силовым приводом поворота реактивного сопла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2188333C1

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Андреев А.В.
  • Костюченко М.М.
  • Кириллов В.С.
  • Лебедев В.А.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Чепкин В.М.
RU2153593C1
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1984
  • Жуков Е.П.
  • Думов В.И.
  • Зазулов В.И.
  • Евстафьев А.В.
  • Михайлов Ю.Н.
SU1235273A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ СТВОРОК ВЫХЛОПНОГО СОПЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1992
  • Лахонин Сергей Борисович
RU2038503C1
ИНВЕРТИРОВАННЫЙ РАСХОДОМЕР ВЕНТУРИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВВОДА ВСТАВКИ 2010
  • Хуан П. Франко
  • Канти Д. Лад
RU2536793C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВОДКИ 1992
  • Самсоненко Б.Н.
  • Стрельцов В.С.
RU2054745C1

RU 2 188 333 C1

Авторы

Андреев А.В.

Кириллов В.С.

Костюченко М.М.

Марчуков Е.Ю.

Чепкин В.М.

Даты

2002-08-27Публикация

2001-01-19Подача