ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2000 года по МПК F02K3/10 F02K1/15 

Описание патента на изобретение RU2153593C1

Изобретение относится к турбореактивным двигателям с форсажной камерой и поворотным реактивным соплом, устанавливаемым на современных высокоманевренных самолетах и многофункциональных истребителях.

Известен турбореактивный двигатель с форсажной камерой и поворотным многорежимным осесимметричным реактивным соплом, содержащий очень сложную гидравлическую систему силового привода сопла, где в качестве рабочего тела используется любое гидравлическое масло. В ней используются спаренные, по схеме тандем, телескопические гидроцилиндры сложной конструкции для управления сверхзвуковой частью реактивного сопла и систему механической синхронизации кинематики подвижных частей(1).

Известен также турбореактивный двигатель, содержащий форсажную камеру и поворотное реактивное сопло с его гидравлической системой силового привода(2). Этот двигатель содержит не менее сложную, чем в прототипе (1), объединенную гидравлическую систему силового привода реактивного сопла и самолета, где также в качестве рабочего тела используется гидравлическое масло. Она имеет две группы силовых приводов,- по три гидроцилиндра в каждой, чередующихся между собой в окружном направлении, для раздельного и совместного управления дозвуковой и сверхзвуковой частями реактивного сопла для обеспечения работы двигателя высокоманевренного многофункционального самолета, путем перемещения пояса сверхзвуковых створок в радиальном и тангенциальном направлениях на режимах с изменяемым направлением вектора тяги. Эта конструкция также имеет сложную систему гидравлического привода, автоматику управления и контроля работы поворотного сопла и, как показывают международные авиационные экспозиции и салоны, на протяжении последних лет такие технические решения до сих пор не имеют надежно работающих летных образцов авиационной техники. Во многом это связано с тем, что нарушение герметичности объединенной системы управления соплом и самолетом может привести к нарушению управляемости летательного аппарата.

Задачей изобретения является повышение надежности гидравлической системы управления самолетом и силового привода управления поворотным соплом за счет разъединения этих гидравлических систем двигателя и самолета путем использования в качестве рабочего тела гидравлической системы силового привода поворотного сопла - топлива, используемого в двигателе.

Указанная задача достигается тем, что в турбореактивном двигателе, содержащем форсажную камеру и поворотное реактивное сопло с его гидравлической системой силового привода, в этом двигателе в качестве рабочего тела гидравлической системы силового привода поворотного сопла выбрано топливо, для чего эта гидравлическая система через электрогидродинамический регулятор-преобразователь, закрепленный на двигателе, сообщена с топливной системой двигателя, при этом управляющие элементы электрогидродинамического регулятора-преобразователя электрически связаны с системой дистанционного управления поворотом сопла, и гидравлически с полостями прямого и обратного хода гидроцилиндров силового привода поворота сопла, а топливный насос снабжен электроклапаном, электрически связанным с системой дистанционного управления поворотом сопла.

Кроме того, управляющие элементы электрогидродинамического регулятора и корпус поворотного сопла кинематически связаны между собой механической обратной связью.

Новым здесь является то, что в качестве рабочего тела гидравлической системы силового привода поворотного сопла выбрано топливо, для чего эта гидравлическая система через электрогидродинамический регулятор-преобразователь, закрепленный на двигателе, и сообщена с топливной системой двигателя, при этом управляющие элементы электрогидродинамического регулятора-преобразователя электрически связаны с системой дистанционного управления поворотом сопла и гидравлически с полостями прямого и обратного хода гидроцилиндров силового привода поворота сопла, а топливный насос снабжен электроклапаном, электрически связанным с системой дистанционного управления поворотом сопла.

При этом управляющие элементы электрогидродинамического регулятора и корпус поворотного сопла могут быть кинематически связаны между собой механической обратной связью.

Выбрав в качестве рабочего тела гидравлической системы силового привода поворотного сопла топливо, мы получаем возможность разделить гидравлическую систему силового привода поворотного сопла и гидравлическую систему управления самолетом, для чего гидравлическая система управления соплом через электрогидродинамический регулятор-преобразователь, закрепленный на двигателе, сообщена с топливной системой двигателя.

Соединив управляющие элементы электрогидродинамического регулятора-преобразователя - электрически с системой дистанционного управления поворотом сопла, - а гидравлически с полостями прямого и обратного хода гидроцилиндров силового привода поворота сопла, соединенных с топливной системой двигателя, мы получаем возможность повысить надежность гидравлической системы управления самолетом и гидравлической системы управления приводом поворотного сопла.

Снабдив топливный насос электроклапаном, электрически связанным с системой дистанционного управления поворотом сопла, мы получаем возможность на время управления поворотным реактивным соплом стабилизировать давление рабочей жидкости, подаваемое от топливного насоса на поворот сопла даже при запуске двигателя и на режимах, близких к малому газу. Это делается с помощью электроклапана, который по команде от системы дистанционного управления поворотным соплом устанавливает определенное, наперед заданное значение давления жидкости, что позволяет повысить запасы устойчивой работы привода.

Стабилизация давления топлива, как рабочего тела подводимого к системе управления поворотным реактивным соплом, на время работы системы управления поворотом реактивного сопла по электрической команде путем установки и поддержания определенного наперед заданного значения, обеспечивающего как преодоление газодинамического сопротивления, так и сил трения в поворотном устройстве, обеспечивая при этом постоянство динамических характеристик привода, а следовательно, запасов устойчивости.

Выполнив управляющие элементы электрогидродинамического регулятора и корпус поворотного сопла кинематически связанными между собой механической обратной связью, мы получаем возможность надежно и эффективно управлять поворотным соплом во всем диапазоне рабочих условий и, что особенно важно, при выходе из строя электрической связи между управляющими элементами электрогидродинамического регулятора-преобразователя и системой дистанционного управления поворотом сопла.

На чертеже показан турбореактивный двигатель с форсажной камерой и поворотным реактивным соплом со схемой силового привода и управления поворотным соплом.

Турбореактивный двигатель 1 содержит компрессор 2, основную камеру сгорания 3, турбину 4, форсажную камеру 5 и поворотное сопло 6 с охлаждаемыми стенками 7, имеющее возможность поворачиваться вокруг оси 8 на заданный угол ± α°. На корпусе 9 турбореактивного двигателя 1 закреплен электрогидродинамический регулятор 10 с управляющими элементами 11, соединенными с корпусом поворотного сопла 12 при помощи механической обратной связи 13. На корпусе форсажной камеры 5 шарнирно закреплены гидроцилиндры 14 с поршнями и штоками 15, шарнирно закрепленными 16 с корпусом поворотного сопла 12 силового привода 17, имеющими полость прямого хода 18 и полость обратного хода 19, соединенными трубопроводами 20 и 21 с электрогидродинамическим регулятором 10, электрически соединенным проводами 22 и 23 с системой дистанционного управления 24 поворотного сопла 6 и топливным плунжерным насосом 25, а трубопроводом 26 - с топливным плунжерным насосом 25 штатной топливной системы 27 двигателя 1. Топливный насос 25 снабжен электроклапаном 28, электрически связанным проводом 23 с системой дистанционного управления 24.

При работе турбореактивного двигателя 1 на земле при опробовании перед взлетом или в полете самолета при необходимости отклонения направления вектора тяги в плоскости качания поворотного сопла 6 вокруг оси 8 на заданный угол ± α°, по команде на поворот от системы дистанционного управления 24 по проводам 22 и 23 электрический сигнал управления поступает на электрогидродинамический регулятор 10, закрепленный на турбореактивном двигателе 1, и топливный плунжерный насос 25 штатной топливной системы 27. При этом топливный плунжерный насос 25 перестраивается на поддержание за ним определенного, наперед заданного значения давления, например 100 атм, и стабилизирует его на время работы системы управления поворотом сопла 6. Далее топливо высокого давления по трубопроводу 26 поступает на вход в электрогидродинамический регулятор 10, где преобразуется в командное давление топлива, которое по трубопроводам 20 или 21 поступает в полости прямого хода 18 или обратного хода 19 соответственно и поворачивает поворотное сопло 6 вокруг оси 8 в необходимом направлении. При этом управляющие элементы 11 электрогидродинамического регулятора 10 шарнирно соединены механической обратной связью 13 с корпусом поворотного сопла 12 и отслеживают динамику перемещений поворотного сопла 6, обеспечивая безаварийную эксплуатацию турбореактивного двигателя во всем диапазоне рабочих условий.

Источники информации:
1. ЕР N 0704615, F 02 К 1/15, опубл. 1996 г.

2. Заявка PCT WO 98/16732, F 02 K 1/15, опубл. 1998 г.

Похожие патенты RU2153593C1

название год авторы номер документа
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Андреев А.В.
  • Кириллов В.С.
  • Костюченко М.М.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Чепкин В.М.
RU2188333C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2459099C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Думов Виктор Израилевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Михайлов Юрий Николаевич
  • Родионов Виктор Петрович
  • Тучинский Виктор Лазаревич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2413856C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
СПОСОБ РАБОТЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ И ПОВОРОТНЫМ РЕАКТИВНЫМ СОПЛОМ (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Андреев А.В.
  • Гойхенберг М.М.
  • Костюченко М.М.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Чепкин В.М.
RU2143578C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Дембо Н.С.
RU2237176C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2487334C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Береснева Татьяна Александровна
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555939C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Фёдоров Сергей Андреевич
RU2544410C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королев Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2466287C1

Реферат патента 2000 года ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к турбореактивным двигателям с форсажной камерой и поворотным реактивным соплом с системой управления и регулирования поворотным соплом, устанавливаемым на высокоманевренных многофункциональных истребителях. Двигатель содержит форсажную камеру и поворотное реактивное сопло с его гидравлической системой силового привода. В качестве рабочего тела гидравлической системы силового привода поворотного сопла выбрано топливо. Для чего эта гидравлическая система через электрогидродинамический регулятор-преобразователь, закрепленный на двигателе, сообщена с топливной системой двигателя. При этом управляющие элементы электрогидродинамического регулятора-преобразователя электрически связаны с системой дистанционного управления поворотного сопла и гидравлически с полостями прямого и обратного хода гидроцилиндров силового привода поворота сопла. Топливный насос снабжен электроклапаном, электрически связанным с системой дистанционного управления поворотом сопла. Управляющие элементы электрогидродинамического регулятора и корпус поворотного сопла кинематически связаны между собой механической обратной связью. Такое выполнение двигателя позволяет повысить надежность гидравлической системы управления самолетом и силового привода управления поворотным соплом. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 153 593 C1

1. Турбореактивный двигатель, содержащий форсажную камеру и поворотное реактивное сопло с его гидравлической системой силового привода, отличающийся тем, что в качестве рабочего тела гидравлической системы силового привода поворотного сопла выбрано топливо, для чего эта гидравлическая система через электрогидродинамический регулятор-преобразователь, закрепленный на двигателе, сообщена с топливной системой двигателя, при этом управляющие элементы электрогидродинамического регулятора-преобразователя электрически связаны с системой дистанционного управления поворотом сопла и гидравлически с полостями прямого и обратного хода гидроцилиндров силового привода поворота сопла, а топливный насос снабжен электроклапаном, электрически связанным с системой дистанционного управления поворотом сопла. 2. Турбореактивный двигатель по п.1, отличающийся тем, что управляющие элементы электрогидродинамического регулятора и корпус поворотного сопла кинематически связаны между собой механической обратной связью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2153593C1

Способ моделирования аритмии сердца 1977
  • Квачадзе Давид Александрович
SU704615A1
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 0
SU211948A1
SU 646633 A1, 10.02.1996
МЕХАНИЗМ СИНХРОНИЗАЦИИ СТВОРОК СОПЛА ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1979
  • Соловьев П.А.
  • Сандрацкий В.Л.
  • Кокшаров Н.Л.
RU758810C
ИНВЕРТИРОВАННЫЙ РАСХОДОМЕР ВЕНТУРИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВВОДА ВСТАВКИ 2010
  • Хуан П. Франко
  • Канти Д. Лад
RU2536793C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВОДКИ 1992
  • Самсоненко Б.Н.
  • Стрельцов В.С.
RU2054745C1

RU 2 153 593 C1

Авторы

Андреев А.В.

Костюченко М.М.

Кириллов В.С.

Лебедев В.А.

Марчуков Е.Ю.

Чепкин В.М.

Даты

2000-07-27Публикация

1999-04-13Подача