Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом, т. е. путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ). (1. Козин В. М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. - Владивосток, ИАПУ, 1993 г.)
Известен способ определения резонансной скорости судна up по максимальной кривизне ледяного покрова, для чего при помощи радиолокационных сигналов при движении судна замеряют кривизну ледяного покрова. С этой целью в носу, средней части и корме СВП устанавливаются излучатели и приемники радиолокационной станции. При перемещении СВП по ледяному покрову при помощи этих станций происходит измерение расстояния до поверхности ледяного покрова. По данным замеров с учетом показаний дифферентометра определяется кривизна ледяного покрова. (2. Патент РФ 2099235 от 20.12.97).
Недостатком известного способа является необходимость наличия на судне дорогостоящего оборудования, соответствующей вычислительной техники и специализированной программы для определения кривизны ледяного покрова.
Сущность изобретения заключается в разработке более простого и точного способа определения up.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда СВП резонансным способом.
Существенные признаки, характеризующие изобретение.
Ограничительные: ледяной покров разрушается СВП путем возбуждения ИГВ при движении судна по льду с резонансной скоростью, определяемой в процессе движения судна по максимальной кривизне ледяного покрова.
Отличительные: резонансную скорость определяют по максимальному (по сравнению с движением над твердой горизонтальной поверхностью) приросту силы электрического тока, возбуждаемого пьезоэлементами, установленными в упорных подшипниках воздушного винта.
Известно (3. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. Владивосток: изд-во ДВГУ. - 1988. - 128 с. ), что по мере возрастания скорости СВП u и приближения ее к резонансной up кривизна профиля ИГВ возрастает и достигает максимального значения при u = up. Судно при этом получает максимальный дифферент на корму ψ. При движении судна над твердой горизонтальной поверхностью воздушный винт обтекается однородным по скорости потоком воздуха. При движении судна над ледяным покровом с увеличением скорости будет расти дифферент судна на корму, и поток скоростей, набегающих на винт, становится неоднородным по вертикали (4. Войткунский Я.И., Першиц Р.Я., Титов И.А. Справочник по теории корабля. Ленинград: Судпромгиз. - 1960. - 688 с.). Вследствие этого лопасти воздушного винта за один оборот обтекаются переменным по скорости потоком. Это приводит к вибрации винта, которая будет отличаться от значения вибрации при движении судна с такой же скоростью, но над твердой горизонтальной поверхностью. Очевидно, вибрация будет максимальной при скорости up и величине дифферента на корму ψ. В результате вибрации винта в пьезоэлементах, установленных в упорных подшипниках, возбуждается ток, сила тока которого I(u) растет с увеличением скорости и с ростом дифферента на корму и достигает экстремального значения при u=up. Если скорость СВП превысит up, то кривизна профиля ИГВ уменьшится [3] и, соответственно, уменьшится вибрация и значение силы тока, возбуждаемого пьезоэлементами. Таким образом, по точке локального максимума функции силы тока от скорости можно определить up.
Способ осуществляется следующим образом.
Первоначально СВП начинают перемещать по твердой горизонтальной поверхности на различных скоростях. При этом сила воздействия воздушного потока на лопасти винта будет изменяться в зависимости от величины скорости движения судна, но будет однородной по вертикали. Вибрация винта, передаваемая на пьезодатчики, приведет к возбуждению электрического тока. Полученная зависимость силы тока от скорости движения судна при движении над твердой поверхностью I0(u) будет контрольной зависимостью, с которой в дальнейшем сопоставляют результаты. Затем судно выводят на лед и начинают движение по ледяному покрову с постепенно возрастающей от нуля скоростью u. По мере движения СВП в ледяном покрове возникнут и начнут развиваться ИГВ. Судно будет получать дифферент на корму, который приведет к неоднородности поля скоростей набегающего потока, вибрации воздушного винта и увеличению силы тока I(u), вырабатываемого пьезоэлементами. При этом будет расти разность I(u)-I0(u), которая будет определяющей величиной. При u=up кривизна профиля ИГВ достигнет максимального значения, а судно получит максимальный дифферент на корму ψ. Соответственно, вибрация воздушного винта будет максимальной. Она возбудит в пьезоэлементах, предварительно установленных в упорных подшипниках вала воздушного винта, такое значение силы тока I(uр), которое удовлетворяет максимуму разности I(up)-I0(up). В этот момент увеличение скорости СВП прекращают и его дальнейшее движение осуществляют с таким образом найденной скоростью. Эта скорость и будет соответствовать up.
Реализация изобретения поясняется фиг.1 и 2.
Над твердой поверхностью 1 перемещают СВП 2 со скоростью u (фиг.1). Лопасти воздушного винта 3 обтекаются потоком скоростей u 4. Амперметр 5 измеряет силу тока I0(u), возбуждаемую пьезодатчиками 6. Над ледяным покровом 7 (фиг.2) движется СВП 2 со скоростью u 4. Неоднородное поле скоростей 8 набегает на лопасти воздушного винта 3. Амперметр 5 измеряет силу тока I(u). При u= up судно получит дифферент ψ - 9 и величина I(u)-I0(u) достигнет максимальной величины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2001 |
|
RU2188902C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2002 |
|
RU2229414C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2188894C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2188896C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2199467C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1998 |
|
RU2137666C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2001 |
|
RU2217347C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2001 |
|
RU2217344C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2001 |
|
RU2217345C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2197576C2 |
Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: перемещают судно (2) на воздушной подушке, возбуждая во льду изгибно-гравитационные волны при движении с резонансной скоростью. Упомянутую скорость определяют по максимальному (по сравнению с движением над твердой горизонтальной поверхностью) приросту силы электрического тока, возбуждаемого пьезоэлементами, установленными в упорных подшипниках воздушного винта (3). Изобретение направлено на повышение эффективности определения скорости, при которой разрушение льда максимально. 2 ил.
Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, заключающийся в возбуждении во льду изгибно-гравитационных волн при движении судна по льду с резонансной скоростью, определяемой в процессе движения судна по максимальной кривизне ледяного покрова, отличающийся тем, что упомянутую скорость определяют по максимальному (по сравнению с движением над твердой горизонтальной поверхностью) приросту силы электрического тока, возбуждаемого пьезоэлементами, установленными в упорных подшипниках воздушного винта.
СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ СКОРОСТИ СУДНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ДЛЯ РЕЗОНАНСНОГО РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА | 1988 |
|
RU2111888C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1994 |
|
RU2099235C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1993 |
|
RU2038256C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1998 |
|
RU2137666C1 |
Авторы
Даты
2002-09-10—Публикация
2001-02-13—Подача