СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2003 года по МПК B63B35/08 B60V3/06 E02B15/02 

Описание патента на изобретение RU2199467C2

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом, т. е. путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн (Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. - Владивосток, ИАПУ, 1993 г., с. 44) [1].

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми СВП (Зуев В.А. Средства продления навигации на внутренних водных путях. - Л.: Судостроение, 1986 г., с. 208) [2].

Известный способ осуществляется следующим образом. СВП выводят на ледяной покров и перемещают по льду с резонансной скоростью Vp, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых изгибно-гравитационных волн (ИГВ) максимальна. Величина Vp при этом определяется по максимальному дифференту судна на корму.

Недостатком способа является неточное определение Vp, т.к. в результате взаимодействия гибкого ограждения судна с опорной поверхностью, т.е. ледяным покровом, нарушением центровки судна в процессе его эксплуатации, максимальный дифферент у судна может появиться при скоростях, отличных от Vp.

Сущность изобретения заключается в разработке более точного способа определения Vp.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда СВП резонансным способом.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: движение судна на воздушной подушке по льду с резонансной скоростью, определяемой в процессе движения судна.

Отличительные: резонансную скорость определяют по максимальному увеличению давления в воздушной подушке судна.

Общеизвестно, что разворот распределенной нагрузки из горизонтального в вертикальное положение сопровождается возрастанием ее интенсивности до максимального значения, т.к. при этом проекция ее площади распределения на горизонтальную поверхность уменьшается от максимального значения до нуля. Действительно, сила давления Р=ρ•Sвп (где ρ - давление распределенной нагрузки; Sвп - площадь проекции распределения воздушной подушки (ВП) на горизонтальную плоскость).

Также известно, что локализация распределенной нагрузки, т.е. уменьшение ее площади распределения, приводит к увеличению интенсивности ИГВ [1]. Поскольку СВП при резонансном способе разрушения льда находится в точке перегиба (пучности) профиля ИГВ, то по увеличению угла наклона ВП можно судить об интенсивности возбуждаемых ИГВ. В свою очередь, угол опорной поверхности, по которой движется СВП, определяет его волновое сопротивление [2], т.е. интенсивность ИГВ и их ледоразрушающую способность.

Из вышесказанного следует, что по углу наклона ВП, т.е. проекции ее площади на горизонтальную поверхность, а значит, по интенсивности давления в ВП можно оценивать степень приближения скорости судна V к Vp. По мере приближения V к Vp кривизна профиля ИГВ, т.е. опорной поверхности, возрастает, что приводит к уменьшению проекции площади ВП на горизонтальную плоскость. При V=Vp проекция площади Sвп уменьшится до минимального значения. Соответственно давление в ВП возрастает до максимума. Таким образом, по возрастанию давления в ВП можно определить скорость, при которой амплитуда ИГВ максимальна.

Способ осуществляется следующим образом.

Судно выходит на лед и начинает движение по ледяному покрову с постепенно возрастающей от нуля скоростью V. По мере движения СВП в ледяном покрове возникнут и начнут развиваться ИГВ. При V=Vp амплитуда ИГВ достигнет максимальных значений, т.е. гибкое ограждение независимо от корпуса СВП наклонится на максимальный угол, а проекция его площади уменьшится до минимума. В результате давление в ВП возрастет до максимального значения. В этот момент увеличение скорости СВП прекращают и его дальнейшие движение осуществляют с таким образом найденной скоростью. Эта скорость и будет соответствовать более точно определенной резонансной, что повысит эффективность разрушения льда.

Изобретение поясняется чертежом.

Судно 1 выходит на лед 2 с постепенно возрастающей от нуля скоростью V. По мере движения СВП в ледяном покрове 2 возникнут ИГВ 3. При V=Vp амплитуда ИГВ достигнет максимальных значений, соответствующих максимальному углу волнового склона 4 ИГВ, а площадь гибкого ограждения от S*вп уменьшится до Sвп. При неизменной массе СВП это вызовет увеличение давления в ВП до максимального значения. В этот момент увеличение скорости прекращают. Найденное таким образом значение V будет соответствовать Vp.

Похожие патенты RU2199467C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2197576C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2188894C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2137666C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2188896C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2188893C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2188895C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
  • Погорелова А.В.
RU2188902C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229409C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
RU2197405C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
  • Погорелова А.В.
RU2188897C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим навигацию в замерзающих бассейнах. Сущность изобретения: способ заключается в возбуждении изгибно-гравитационных волн при движении судна по льду с резонансной скоростью, определяемой в процессе движения судна. Скорость определяют по максимальному увеличению давления в воздушной подушке судна. Изобретение повышает эффективность воздействия на ледяное образование. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 199 467 C2

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, заключающийся в возбуждении изгибно-гравитационных волн при движении судна по льду с резонансной скоростью, определяемой в процессе движения судна, отличающийся тем, что упомянутую скорость определяют по максимальному увеличению давления в воздушной подушке судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2199467C2

ЗУЕВ В.А
СРЕДСТВА ПРОДЛЕНИЯ НАВИГАЦИИ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ - Л.: Судостроение, 1986
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1994
  • Козин В.М.
RU2099235C1

RU 2 199 467 C2

Авторы

Козин В.М.

Даты

2003-02-27Публикация

2000-10-05Подача