Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству машин на гусеничном ходу, например амфибий.
Известен вездеход, содержащий бесконечный гусеничный движитель (патент США 4568294, кл. В 63 Н 1/34, 02.04.86), имеющий линейные сегменты, выступающие на наружной поверхности и проходящие поперек движителя. Каждый сегмент установлен примерно под углом 90o к соседнему сегменту. Концы каждого сегмента присоединены к концам соседних сегментов. Ряд сегментов проходит зигзагообразно вдоль наружной поверхности движителя. Во время движения вездехода сегменты создает движущие силы, имеющие противоположно направленные боковые составляющие, стабилизирующие движение вездехода.
Недостатком движителя данного вездехода является повышенный расход мощности на передвижение вследствие ее потерь при отрыве опорной поверхности плоского движителя от поверхности воды, а также из-за большого количества опорных катков, необходимых для работы плоского движителя.
Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков (прототипом) является аппарат, движущийся на гусеницах по воде (Девид Джоунс "Изобретения Дедала", Москва. Мир. 1965 г., стр.113), содержащий движитель в виде бесконечной ленты, ширина которой равна ширине судна, лента проходит от носа до кормы и опирается на ролики, установленные под днищем. Кроме того, имеются пара подвижных роликов, установленных в носовой части, которые позволяют менять угол атаки в широких пределах, а также кормовой ролик, способствующий отрыву потока воды от ленты, и устройство, предотвращающее засасывание воды под днище.
Недостатком движителя данного аппарата является повышенный расход мощности на передвижение вследствие ее потерь при отрыве опорной поверхности плоского движителя от поверхности воды, а также из-за большого количества опорных катков, необходимых для работы плоского движителя.
Сущность изобретения состоит в том, что поперечное сечение упругой гусеницы выполнено в форме арки, а опорная поверхность гусеницы - в форме дуги окружности, что придает ей необходимую жесткость под нагрузкой без применения опорных катков или с минимальным их количеством, а выпуклые части упругих перегородок улучшают сцепление с поверхностью, повышая проходимость.
При движении упругой гусеницы по воде снижается сопротивление ее движению за счет уменьшения усилия вхождения и отрыва опорной поверхности упругой гусеницы от воды, так как смачивается только периметр герметичных отсеков, образованных арочной поперечной формой упругой гусеницы и ее упругими перегородками, в которых образуется воздушная подушка, а выпуклые части упругих перегородок работают как лопасти, обеспечивая движение амфибии по воде.
Использование заявляемого гусеничного движителя позволяет снизить расход мощности на передвижение амфибии по любой поверхности,
На фиг.1 изображен общий вид заявляемого гусеничного движителя амфибии, на фиг.2 - поперечный разрез по оси приводного колеса.
Гусеничный движитель содержит корпус 1, по краям которого установлены два колеса 2 в форме шкивов ременной передачи, сцепляющихся с внутренней поверхностью упругой гусеницы 3, снабженной упругими перегородками 4 с упорами 5.
Гусеничный движитель работает следующим образом. Колеса 2 приводят в движение упругую гусеницу 3, которая опирается о поверхность своими боковыми гранями и упругими перегородками 4. Под действием нагрузки упоры 5 упираются друг в друга, фиксируя опорную поверхность упругой гусеницы 3 в форме дуги окружности, что обеспечивает ее надежное передвижение без опорных катков или при минимальном их количестве, а следовательно, снижает расход мощности на передвижение.
При движении по твердой поверхности выпуклые части упругих перегородок 4 улучшают сцепление с поверхностью, повышая проходимость, а при движении по воде - работают как лопасти, обеспечивая тягу.
Кроме того, при движении по воде смачивается только периметр герметичных отсеков, образованных арочной поперечной формой упругой гусеницы 3 и ее перегородками 4, в которых образуется воздушная подушка, что уменьшает усилие вхождения и отрыва опорной поверхности упругой гусеницы 3 от поверхности воды и, следовательно, снижает расход мощности на передвижение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИЖИТЕЛЬ АМФИБИИ | 2000 |
|
RU2198101C2 |
АМФИБИЙНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2577626C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ВЕЗДЕХОД | 2013 |
|
RU2534202C2 |
Амфибия на гусеничном движителе | 2020 |
|
RU2727422C1 |
МОНОГУСЕНИЦА | 2022 |
|
RU2779126C1 |
ВЕЗДЕХОД (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2542827C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ВЕЗДЕХОДА И ВЕЗДЕХОД | 2009 |
|
RU2410276C1 |
ГУСЕНИЦА АМФИБИЙНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2021 |
|
RU2752301C1 |
Движитель повышенной проходимости на пневмогусенице на воздушной подушке | 2016 |
|
RU2675725C2 |
ГАЗОНАПОЛНЕННАЯ ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2325299C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству машин на гусеничном ходу, например амфибий. Сущность изобретения состоит в том, что поперечное сечение упругой гусеницы выполнено в виде арки по форме, а опорная поверхность гусеницы - в форме дуги окружности. Это придает ей необходимую жесткость под нагрузкой без применения опорных катков или с минимальным их количеством, а выпуклые части упругих перегородок улучшают сцепление с поверхностью, повышая проходимость. Техническим результатом изобретения является уменьшение потери мощности на передвижение при отрыве опорной поверхности плоского движителя от поверхности воды, уменьшение количества опорных катков. 2 ил.
Гусеничный движитель амфибии, содержащий корпус с двумя колесами, охваченными бесконечной гусеницей, отличающийся тем, что поперечное сечение упругой гусеницы выполнено в форме арки, разделенной равномерно по длине на герметичные отсеки с помощью упругих перегородок с выпуклой опорной поверхностью, на которых у основания установлены упоры, фиксирующие опорную поверхность упругой гусеницы в форме дуги окружности.
Девид Джоунс | |||
Изобретения Дедала | |||
- М.: Мир, 1985, с | |||
Способ обработки грубых шерстей на различных аппаратах для мериносовой шерсти | 1920 |
|
SU113A1 |
БЕСШАРНИРНАЯ СЕГМЕНТНАЯ ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2131370C1 |
СТАБИЛИЗАТОР ТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ | 2012 |
|
RU2505775C1 |
КОНТЕЙНЕР ПОДАЧИ ТОНЕРА | 2014 |
|
RU2623811C2 |
DE 2911202 A1, 02.10.1980 | |||
US 5899164 A, 04.05.1999. |
Авторы
Даты
2002-09-20—Публикация
2000-06-26—Подача