УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕЗРАЗБОРНОЙ ОЧИСТКИ ДИЗЕЛЕЙ ОТ СМОЛИСТО-КОКСОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ Российский патент 2002 года по МПК F02B77/04 

Описание патента на изобретение RU2191276C1

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к средствам ремонта и технического обслуживания дизелей, и может быть использовано для удаления смолисто-коксовых отложений с деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) и систем подачи топлива дизелей без его разборки. Главной причиной, нарушающей нормальную работу топливоподающих форсунок и герметичность внутрицилиндрового пространства, является появление смолисто-коксовых отложений, что приводит к ухудшению качества смесеобразования в процессе эксплуатации дизелей, нарушению герметичности внутрицилиндрового пространства с вытекающими отсюда негативными последствиями. Для обеспечения эксплуатационной надежности дизелей необходимо периодическое удаление смолисто-коксовых отложений из топливных форсунок и ЦПГ.

Известно техническое решение (авторское свидетельство СССР 1163019, F 02 B 77/04), в котором очистка деталей ДВС от отложений осуществляется с помощью моющего средства в виде смеси толуола с этиловым гидролизным спиртом, которое подают в двигатель, выдерживают в неработающем двигателе 5-6 часов, прокручивают вал и сливают жидкость. Недостатком известного технического решения является вероятность расслоения моющего средства, его высокая коррозионная активность, использование его лишь для очистки деталей ЦПГ, отсутствие возможности диагностирования работоспособности и очистки топливных форсунок.

Известно устройство для раскоксовывания распылителей топливной форсунки (патент РФ 2095599, F 02 B 77/04). Устройство содержит подкачивающий насос, топливный насос высокого давления (ТНВД) с нагнетательным клапаном, снабженным разгрузочным пояском, демпфер, резервуар, распределитель, капельницы с жиклерами, управляемый дроссель и приставку. Резервуар в верхней части содержит дизельное топливо, а в нижней - водный раствор присадки. Распределитель соединен с капельницами, снабженными жиклерами. Число капельниц равно числу секций ТНВД. Выходы капельниц соединены с управляемыми дросселями. Раскоксовывание распылителей форсунки производится на работающем дизеле с использованием топлива с водным раствором присадки. Недостатком известного устройства является возможность расслоения топлива и водного раствора присадки с потерей эффективности очистки, повышенной коррозионной активностью водного раствора присадки и сложность в настройке системы. Данное устройство предназначено только для раскоксовывания распылителей форсунок, а не деталей ЦПГ дизеля, которые включают поршень, поршневые кольца, камеру сгорания и гильзу цилиндра.

Задачей предлагаемого изобретения является очистка топливной форсунки и цилиндро-поршневой группы дизеля от смолисто-коксовых отложений, а также диагностирование топливной форсунки: определение давления начала впрыскивания, гидроплотности прецизионного сопряжения "игла-корпус распылителя".

Поставленная задача решается тем, что устройство для безразборной очистки дизелей от смолисто-коксовых отложений, содержащее подкачивающий насос, бак с промывочной жидкостью, насос высокого давления, трубопроводы высокого и низкого давления, манометр низкого давления, согласно изобретению снабжено приводным электродвигателем, соединенным через муфту с насосом высокого давления, последний, в свою очередь, через муфту и трубопровод низкого давления, в котором установлен манометр низкого давления, соединен с подкачивающим насосом, кроме того в трубопроводе низкого давления, соединяющем бак с промывочной жидкостью и подкачивающий насос, установлены последовательно запорный вентиль и фильтр тонкой очистки промывочной жидкости.

Другое отличие состоит в том, что на валу приводного электродвигателя установлен механизм поворота вала, а на трубопроводе высокого давления установлен манометр высокого давления.

Следующим отличием является то, что насос высокого давления снабжен механизмом изменения подачи промывочной жидкости, а бак с промывочной жидкостью - мерным устройством.

Установка подкачивающего насоса, бака с промывочной жидкостью, насоса высокого давления, трубопроводов высокого и низкого давления, манометра низкого давления, приводного электродвигателя, соединенного через муфту с насосом высокого давления, последний в свою очередь через муфту и трубопровод низкого давления, в котором установлен манометр - низкого давления, соединенный с подкачивающим насосом, запорного вентиля и фильтра тонкой очистки позволяет осуществлять впрыскивание промывочной жидкости через топливные форсунки для очистки неработающего дизеля от смолисто-коксовых отложений. Применение на валу приводного электродвигателя механизма поворота вала, а на трубопроводе высокого давления манометра высокого давления позволяет перед очисткой дизеля от смолисто-коксовых отложений произвести диагностическое впрыскивание промывочной жидкости (впрыскивание циклового объема промывочной жидкости в цилиндр дизеля) для проверки топливных форсунок на давление начала впрыскивания и отрегулировать их на номинальное давление начала впрыскивания. Также возможна проверка гидроплотности прецизионного сопряжения "игла-корпус распылителя" по падению давления в трубопроводе высокого давления, оцениваемого по манометру. Установка на насосе высокого давления механизма изменения подачи промывочной жидкости позволяет изменять количество подаваемой промывочной жидкости в цилиндр дизеля через топливные форсунки и проконтролировать расход жидкости по мерному устройству, установленному на баке.

Сущность заявленного устройства поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема устройства для безразборной очистки дизелей от смолисто-коксовых отложений, а на фиг.2 - пример конкретного выполнения устройства для безразборной очистки дизелей от смолисто-коксовых отложений, разработанная для дизеля 1Д6. Устройство содержит подкачивающий насос 1, соединенный трубопроводом низкого давления 2 через запорный вентиль 3 и фильтр тонкой очистки промывочной жидкости 4 с баком 5, содержащим мерное устройство 6. Подкачивающий насос 1, приводимый в действие через соединительную муфту 7 от насоса высокого давления 8, соединен с ним трубопроводом низкого давления 2, содержащим манометр низкого давления 9. Насос высокого давления 8, содержащий механизм изменения подачи промывочной жидкости 10, вторым концом соединяется через муфту 11 с приводным электродвигателем 12. На другом конце вала приводного электродвигателя 12 расположен механизм поворота вала при диагностическом впрыскивании 13. От насоса высокого давления 8 отходит трубопровод высокого давления 14 с расположенным на нем манометром высокого давления 15 для подключения к топливным форсункам дизеля.

Устройство работает следующим образом. Из бака с промывочной жидкостью 5 подкачивающий насос 1 подает промывочную жидкость в насос высокого давления 8. Расход промывочной жидкости из бака 5 контролируется по мерному устройству 6, а работа подкачивающего насоса 1 - по манометру низкого давления 9. Необходимая чистота промывочной жидкости достигается установкой фильтра тонкой очистки 4. Из насоса высокого давления 8 промывочная жидкость через трубопроводы высокого давления 14 подается к топливной форсунке дизеля и далее впрыскивается в камеру сгорания дизеля. При протекании промывочной жидкости через форсунку происходит ее очистка от смолисто-коксовых отложений. Также распыленная топливной форсункой промывочная жидкость попадает на поверхность поршня и в запоршневое пространство, очищая их. Давление начала впрыскивания промывочной жидкости контролируют по манометру 15 высокого давления. Для диагностирования топливной форсунки при замере давления начала впрыскивания промывочной жидкости осуществляется поворот вала насоса высокого давления 8 механизмом поворота вала при диагностическом впрыскивании 13 таким образом, чтобы соответствующая топливная форсунка произвела впрыскивание. О гидроплотности прецизионного сопряжения "игла-корпус распылителя" можно судить по падению давления в трубопроводе высокого давления. Расход жидкости устройством можно варьировать механизмом 13, изменяющим положение регулирующего органа (рейки) насоса высокого давления.

В частности разработана установка по очистке дизеля типа 1Д6 от смолисто-коксовых отложений, представленная на фиг.2. Установка содержит насос 8 высокого давления дизеля 1Д6 с соединительными трубопроводами 14 высокого давления, манометры 15 высокого давления и механизм 10, изменяющий положение регулирующей рейки. Насос высокого давления установлен на платформе 22. Число манометров и соединительных трубопроводов высокого давления соответствует числу секций насоса высокого давления. Насос высокого давления одним концом выходного вала соединен с приводным электродвигателем 12 посредством муфты 11, а вторым концом с подкачивающим насосом 1 низкого давления через муфту 7. На выходном валу приводного электродвигателя установлен диск 13 для проворота вала насоса высокого давления при диагностическом впрыскивании при помощи рукоятки 23, закрытый откидным защитным кожухом 20. Приводной электродвигатель соединен с электрической сетью через электрошнур и электромагнитный пускатель с пусковыми кнопками 25. Устройство содержит прозрачную емкость 5 с промывочной жидкостью и мерной линейкой 6, фильтр 4 тонкой очистки с керамическим фильтроэлементом, запорный вентиль 3, манометр 9 низкого давления и соединительные трубопроводы 2 низкого давления. Промывочная жидкость по соединительным трубопроводам 14 высокого давления через штатную топливную форсунку 16 дизеля 1Д6, установленную в головке блока цилиндра 17, попадает в распыленном виде в пространство камеры сгорания 18 и пространство за поршнем 19. Устройство имеет рукоятки 24 для транспортировки к месту обработки дизеля.

Таким образом разработана и выполнена установка для очистки дизеля типа 1Д6 и В2 от смолисто-коксовых отложений на базе серийных агрегатов. Установка позволяет очищать топливные форсунки и цилиндро-поршневую группу всех типов дизелей при наличии соответствующих переходных элементов для присоединения, установки и варьирования объема подаваемой жидкости.

Похожие патенты RU2191276C1

название год авторы номер документа
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 2001
  • Лаврик А.Н.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.А.
  • Лазарев В.Е.
  • Краснов А.М.
  • Яковлев А.М.
RU2200241C2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 2004
  • Лаврик А.Н.
  • Мицын Г.П.
  • Дряхлов С.В.
  • Баканов Е.Н.
  • Краснов А.М.
RU2255238C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЙПАСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБИНЫ И РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ДИЗЕЛЕ С ТУРБОНАДДУВОМ 1999
  • Петухов Е.В.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Павлов А.Н.
  • Мицын Г.П.
  • Редько И.Я.
RU2159340C1
ДИЗЕЛЬ С ПУСКОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Мицын Г.П.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Шишков В.В.
  • Яковлев А.М.
RU2208698C1
ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ С УЛУЧШЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ДЛЯ ЧАСТИЧНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ 2002
  • Горелик Г.Б.
  • Чистяков А.Ю.
RU2227842C2
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА ДИЗЕЛЯ 2002
  • Кухарев М.Н.
  • Бурдыкин В.Д.
  • Грибанов А.В.
  • Белоглазов А.В.
RU2215896C1
СИСТЕМА ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ БЕЗ ЕГО РАЗБОРКИ 1992
  • Картошкин А.П.
  • Ашкинази Л.А.
  • Браславский М.И.
RU2053395C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВА, ВПРЫСКИВАЕМОГО В КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ, И СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Соковиков Вячеслав Капитонович
  • Арустамов Левон Христофорович
  • Хортов Вячеслав Петрович
  • Казаков Дмитрий Геннадьевич
  • Пономарев Алексей Алексеевич
RU2270356C1
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА ДИЗЕЛЯ 2007
  • Кухарев Михаил Николаевич
  • Бурдыкин Владимир Дмитриевич
  • Белоглазов Алексей Валерьевич
RU2334117C1
Топливная система двигателя 2017
  • Ряднов Алексей Иванович
  • Федоров Алексей Валерьевич
RU2635429C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 191 276 C1

Реферат патента 2002 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕЗРАЗБОРНОЙ ОЧИСТКИ ДИЗЕЛЕЙ ОТ СМОЛИСТО-КОКСОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к средствам ремонта и технического обслуживания дизелей. Изобретение позволяет очистить топливную форсунку и цилиндропоршневую группу дизеля от смолисто-коксовых отложений, а также диагностировать топливную форсунку. Устройство содержит подкачивающий насос, бак с промывочной жидкостью, насос высокого давления, трубопроводы высокого и низкого давления. Снабжено приводным электродвигателем, соединенным через муфту с насосом высокого давления. Насос высокого давления через муфту и трубопровод низкого давления, в котором установлен манометр низкого давления, соединен с подкачивающим насосом. В трубопроводе низкого давления, соединяющем бак с промывочной жидкостью и подкачивающий насос, установлены последовательно запорный вентиль и фильтр тонкой очистки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 191 276 C1

1. Устройство для безразборной очистки дизелей от смолисто-коксовых отложений, содержащее подкачивающий насос, бак с промывочной жидкостью, насос высокого давления, трубопроводы высокого и низкого давления, отличающееся тем, что оно снабжено приводным электродвигателем, соединенным через муфту с насосом высокого давления, последний, в свою очередь, через муфту и трубопровод низкого давления, в котором установлен манометр низкого давления, соединен с подкачивающим насосом, кроме этого в трубопроводе низкого давления, соединяющем бак с промывочной жидкостью и подкачивающий насос, установлены последовательно запорный вентиль и фильтр тонкой очистки. 2. Устройство по п.1 отличающееся тем, что на валу приводного электродвигателя установлен механизм поворота вала, а на трубопроводе высокого давления установлен манометр высокого давления. 3. Устройство по п.2 отличающееся тем, что насос высокого давления снабжен механизмом изменения объема цикловой подачи промывочной жидкости в цилиндр дизеля, а бак - мерным устройством.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2191276C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСКОКСОВЫВАНИЯ РАСПЫЛИТЕЛЕЙ ФОРСУНОК 1995
  • Голубков Леонид Николаевич
  • Полосин Юрий Петрович
  • Гази Бакир Рамадан
RU2095599C1
Установка для безразборного раскоксовывания распылителей форсунок двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Николаенко Анатолий Владимирович
  • Ждановский Николай Степанович
  • Зуев Виктор Павлович
  • Найбич Владимир Павлович
  • Борис Владислав Юльянович
  • Черепанов Сергей Семенович
  • Бахтиаров Николай Иванович
  • Куликов Владимир Павлович
  • Машкин Анатолий Леонидович
SU979672A1
Установка для безразборного раскоксования распылителей форсунок двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Машкин Анатолий Леонидович
  • Бахтиаров Николай Иванович
  • Николаенко Анатолий Владимирович
  • Зуев Виктор Павлович
  • Петрушов Виктор Алексеевич
  • Куликов Виктор Павлович
SU1035260A2
СИСТЕМА ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ БЕЗ ЕГО РАЗБОРКИ 1992
  • Картошкин А.П.
  • Ашкинази Л.А.
  • Браславский М.И.
RU2053395C1
УСТАНОВКА ДЛЯ РАСКОКСОВЫВАНИЯ РАСПЫЛИТЕЛЕЙ ФОРСУНОК 1992
  • Голубков Леонид Николаевич
  • Полосин Юрий Петрович
RU2049260C1
ШТАМП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ 0
  • Б. Д. Рапопорт В. Н. Солнцев Механический Завод
SU383500A1
ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ 1995
  • Таланов Борис Петрович
RU2094565C1
СПРАВОЧНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ И ПОИСКА ДАННЫХ 2001
  • Першеев Д.В.
RU2223537C2
US 5295497 А1, 22.03.1994
US 4082565 A1, 04.04.1978.

RU 2 191 276 C1

Авторы

Лаврик А.Н.

Лазарев Е.А.

Теребов А.С.

Лаврик А.А.

Григорьев В.Е.

Даты

2002-10-20Публикация

2001-10-04Подача