Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ), и может быть использовано для автоматической стабилизации тяги в условиях различных начальных температур и разброса параметров топлива, например для уменьшения рассеяния попаданий по дальности неуправляемых ракет и уменьшения рассеяния попаданий ручных гранатометов.
Известен твердотопливный двигатель, содержащий топливный заряд, размещенный в корпусе, авторегулирующее реактивное сверхзвуковое сопло с размещенным в нем подпружиненным центральным телом, закрепленным на пилонах в закритической части сопла [В.Ф.Присняков. Динамика ракетных двигателей твердого топлива. - М., 1984. - 320 с., см. с.19, рис.1.9,б. УДК 629.015].
Наличие подпружиненного центрального тела, настроенного на расчетное давление в камере горения, удерживает давление в камере горения на заданном расчетном уровне и тем самым уменьшает разброс в полтора - два раза при изменениях начальной температуры горения tн от минус 50oС до плюс 50oС, а также частично компенсирует разбросы химических параметров твердого топлива и механические дефекты твердого топлива. Из сказанного следует, что подпружиненное центральное тело не решает задачи стабилизации тяги твердотопливного двигателя в полной мере. Кроме того, исследования показали, что данная конструкция склонна к неустойчивому (автоколебательному) режиму работы.
Прототипом настоящего изобретения является сопловой блок известного ракетного двигателя твердого топлива, содержащий центральное тело сверхзвукового сопла, закрепленное на тонкостенной обжимной трубке, надетой на направляющий стержень. Сверхзвуковое сопло подпружинено относительно корпуса, установлено в телескопической направляющей и соединено жестко с поршнем, расположенным в цилиндре. Цилиндр закреплен на корпусе. Рабочие полости цилиндра, разделенные поршнем, соединены с камерой горения двигателя каналами, выполненными в горловине сверхзвукового сопла, с дроссельными отверстиями и образуют газовый демпфер с дроссельным каналом, выполненным в поршне. Тонкостенная обжимная трубка связана с подвижным торцом топливной шашки посредством рычагов, перемещающих центральное тело пропорционально температуре твердого топлива. Полости демпфера соединены с закритической частью сверхзвукового сопла через выпускные дроссельные отверстия, соединенные каналом, проходящим в горловине сверхзвукового сопла в закритическую часть сопла [патент РФ 2151317, МПК 6 F 02 К 9/36, 9/57, 24.06.00].
Это устройство позволяет обеспечить устойчивую работу стабилизатора тяги с разомкнутым управлением по начальной температуре твердого топлива и замкнутым управлением по давлению в камере горения и ускорению ракеты.
Недостатком данной конструкции прототипа является наличие механических стальных пружин значительной жесткости, имеющих большую массу и габариты.
Задачей настоящего изобретения является уменьшение массогабаритных показателей соплового блока.
Поставленная задача решается тем, что сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива, содержащий центральное тело и сверхзвуковое сопло, установленное в телескопической направляющей и соединенное жестко с поршнем, расположенным в цилиндре, закрепленном на корпусе, причем рабочие полости цилиндра, разделенные поршнем, соединены с камерой горения двигателя каналами, выполненными в горловине подвижного сопла с дроссельными отверстиями, полости цилиндра соединены с закритической частью сопла через выпускные дроссельные отверстия, соединенные с выхлопным каналом, проходящим в горловине подвижного сопла в его закритическую часть, и образуют газовый демпфер с дроссельным каналом, выполненным в поршне.
Демпфер снабжен подпружиненным сбросовым клапаном, соединяющим заднюю рабочую полость цилиндра с окружающей средой, а передняя рабочая полость соединена с закритической частью сопла через дроссель переменного критического сечения, величина которого зависит от осевого перемещения поршня.
Кроме того, дроссель переменного критического сечения выполнен в виде продольной щели на горловинной части сверхзвукового сопла, соединен с выхлопным каналом и частично перекрыт передней стенкой цилиндра.
На чертеже приведена принципиальная схема соплового блока с газовой пружиной с проточными полостями и выхлопным каналом в горловинной части сопла, выходящим в закритическую часть сопла и соединенным с передней полостью дроссельным отверстием, перекрываемым стенкой неподвижного цилиндра.
Сопловой блок, закрепленный на корпусе 1 ракетного двигателя твердого топлива, содержит центральное тело 2, соединенное с рычагом (не показан), перемещающимся пропорционально изменению температуры топливного заряда, и цилиндр 3 с размещенным в нем поршнем 4, жестко соединенным с горловинной частью сверхзвукового подвижного сопла 5. Рабочее пространство цилиндра 3 разделено поршнем 4 на две полости: заднюю полость постоянного давления 6 и переднюю пружинную полость 7, которая соединена с камерой горения дросселем 8. Полость постоянного давления 6 соединена с камерой горения двигателя каналом 9 через дроссель постоянного критического сечения 10, с окружающей средой через подпружиненный сбросовый клапан 11, а с передней пружинной полостью 7 дроссельным каналом постоянного критического сечения 12 в поршне 4. Передняя рабочая полость 7 соединяется с закритической частью сопла через выхлопной канал 13, выполненный в горловинной части подвижного сверхзвукового сопла 5. Дроссель переменного проходного критического сечения 14 выполнен в виде продольной щели на горловинной части подвижного сверхзвукового сопла 5 и соединен с выхлопным каналом 13, проходящим в закритическую часть сверхзвукового сопла.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
При изменениях температуры в процессе хранения и транспортировки в соответствии с патентом прототипа центральное тело 2, соединенное с рычагом (не показан), перемещающимся пропорционально изменению температуры твердого топлива, также перемещается пропорционально изменению температуры относительно корпуса 1, а при запуске двигателя фиксируется в этом положении. Под действием перепада давлений в камере горения и окружающей среде сверхзвуковое подвижное сопло 5 смещается до упора назад, уменьшая пик давления от воспламенителя. По мере наполнения полости постоянного давления 6 через канал 9 и дроссель 10 в ней устанавливается постоянное давление, определяемое настройкой сбросового клапана 11, происходит перемещение сверхзвукового подвижного сопла 5 с поршнем 4 вперед и наполнение передней пружинной полости 7 через дросселирующие каналы 8 и 12 в поршне 4 при утечке газа через дроссель переменного критического сечения 8. После окончания переходного процесса силы со стороны камеры горения на торец горловинной части подвижного сверхзвукового сопла и на поверхности поршня 4 со стороны полости постоянного давления 6 и со стороны пружинной полости 7, а также со стороны расширяющейся части подвижного сверхзвукового сопла 5 уравновешиваются. При этом в камере горения ракетного двигателя твердого топлива устанавливается давление, соответствующее начальной температуре твердого топлива. Смещение сопла относительно установившегося положения равновесия сил вызывает изменение проходного критического сечения выпускного дросселя 8, что приводит к изменению давления в пружинной полости 7 пропорционально координате смещения, а следовательно, и к изменению усилия, возвращающего сопло в исходное положение. Демпфирование движения сопла с поршнем в цилиндре 3 происходит за счет перетекания рабочего тела из полости 6 в полость 7 и наоборот через канал 12 в поршне 4, а также через впускные дроссели 8, 10 и выпускной дроссель 14. Вследствие того, что подвижное сверхзвуковое сопло подпружинено газовой пружиной относительно корпуса 1, под действием ускорения ракеты сопло смещается назад, увеличивая критическое сечение сопла. Таким образом осуществляется обратная связь по ускорению ракеты.
Вследствие того, что полости газового демпфера используются как газовая пружина, заменяющая механическую стальную пружину, масса и габариты соплового блока уменьшатся на 25...30%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОПЛОВОЙ БЛОК РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2191280C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2151317C1 |
СОПЛОВОЙ БЛОК РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2003 |
|
RU2237190C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2148726C1 |
СОПЛОВОЙ БЛОК РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2527228C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2003 |
|
RU2264554C2 |
Ракетный двигатель на твердом топливе | 2023 |
|
RU2821678C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДА И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2239131C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦЫ ПОЯВЛЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА В ГАЗОГЕНЕРАТОРЕ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2186357C2 |
Ракетный двигатель твердого топлива (РДТТ) с изменяемым вектором тяги по направлению и сопловая заглушка | 2019 |
|
RU2703599C1 |
Сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива включает в себя центральное тело и сверхзвуковое сопло. Сверхзвуковое сопло установлено в телескопической направляющей и соединено жестко с поршнем. Поршень расположен в цилиндре, закрепленном на корпусе, причем рабочие полости цилиндра, которые разделены поршнем, соединены с камерой горения двигателя каналами. Каналы выполнены в горловине подвижного сопла с дроссельными отверстиями, полости цилиндра соединены с закритической частью сопла через выпускные дроссельные отверстия, соединенные выхлопным каналом. Выхлопной канал проходит в горловине подвижного сопла в его закритическую часть. Полости цилиндра соединены друг с другом дроссельным каналом, выполненным в поршне. Блок снабжен подпружиненным сбросовым клапаном, а передняя рабочая полость соединена с закритической частью сопла через дроссель переменного критического сечения, величина которого зависит от осевого перемещения поршня. Изобретение позволяет уменьшить массогабаритные показатели соплового блока, исключив механическую пружину, которая крепит сверхзвуковое сопло. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2151317C1 |
ПРИВОД ДВУХПОЗИЦИОННОГО СОПЛА РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1994 |
|
RU2078975C1 |
DE 3407901 А, 05.09.1985 | |||
US 4478040 А, 23.10.1984 | |||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ВОДКИ | 1999 |
|
RU2156290C1 |
US 2909032 А, 20.10.1959 | |||
ВИНИЦКИЙ А.М | |||
и др | |||
Конструкция и отработка РДТТ | |||
- М.: Машиностроение, 1987, с.60, рис.4.19. |
Авторы
Даты
2002-10-20—Публикация
2001-04-24—Подача