Изобретение относится к низкотемпературной теплоэнергетике и может быть использовано предпочтительно для метрополитенов.
Известна система использования сбросного тепла силовых трансформаторов /1/ (см. авторское свидетельство 1688292 по классу Н 01 F 27/22, опубл. в БИ 40 за 1991 г.), содержащая комбинацию из тепловых труб, испарительная часть которых установлена в герметических камерах с отверстиями для входа и выхода воздуха и клапанами у отверстий, управляемыми от блока управления. Эта система непригодна для метрополитена, использующего силовые трансформаторы с воздушным охлаждением.
Известна автономная система /2/ отопления служебных помещений Минского метрополитена, содержащая два тепловых насоса, которые позволяют утилизировать тепло трансформаторного зала (см. журнал "Метро" за 1997г., 3-4, с. 32). Из-за суточных колебаний нагрузки трансформаторов и сезонных изменений в потребности отопления помещений сбросное тепло трансформаторов используется неэффективно.
Известен способ /3/ использования сбросного тепла трансформаторов с комбинированным охлаждением (см. журнал "Дэнки кекай дзаса, J. Japan Electric Association" за 1986г., 750, с. 23-32), по которому осуществляют циркуляцию нагретого масла трансформатора через теплообменник, размещенный в вентиляционной трубе. Через трубу пропускают воздух, с помощью которого отбирают тепло из циркулирующего масла. Нагретый воздух направляют в теплонасосную установку, с помощью которой извлекают тепловую энергию из воздуха и используют ее для нагрева воды до большей температуры и отводят воду в резервуар. Эту воду и применяют для отопления. Одновременно с помощью теплонаcосной установки получают холодную воду, которую накапливают в другом резервуаре и используют в системе кондиционирования.
Однако в случае утечки масла и смешивании его паров с охлаждаемым воздухом может возникнуть взрывоопасная смесь.
Известна также система использования сбросного тепла воздуха /4/ из тоннелей метрополитена (см. журнал "Soc. of Heating, Air Сonditioning and Sanitary Engineering of Japan" 1999 г., 64 11, с. 921-925). Эта система принята в качестве прототипа настоящего изобретения и содержит теплообменник, смонтированный на отводящем воздухопроводе. Радиатор теплообменника через компрессор сообщен со вторым теплообменникам, внутри которого размещен змеевик, сообщенный трубопроводами с таким же змеевиком замкнутой схемы циркуляции воды. Второй змеевик, в свою очередь, размещен внутри цилиндрического баллона, сообщенного через второй компрессор со вторым цилиндрическим баллоном, снабженным змеевиком схемы циркуляции воды, используемой для отопления помещений и выдачи кипятка. Турбинные приводы компрессоров приводят в действие паром из перового котла, обогреваемого газом городской газовой сети. Отработанный пар в виде теплого конденсата через третий цилиндрический баллон возвращают в котел, дополнительно нагревая воду. В схему теплоснабжения включен змеевик горячей (конденсационной) секции теплового насоса, а схема охлаждения кондиционера помещения включена в змеевик холодной (испарительной) части секции теплового насоса. Система автоматического регулирования (CAP) управляет работой системы, которая использует тепло сбросного воздуха тоннелей.
Однако из-за жестких требований к качеству воздуха в метрополитене обмен воздуха должен осуществляться с большой скоростью, что приводит к выносу большой массы воздуха, обладающего тепловой энергией, несмотря на многоступенчатость извлечения тепла известной системой. Все это ограничивает объем отапливаемых помещений метрополитена, не говоря уже о коммерческом предложении избытка тепловой энергии городу.
Целью настоящего изобретения является повышение эффективности извлечения энергии из сбросного тепла низкопотенциальных и высокопотенциальных источников в метрополитене, как например воздуха внутри тоннелей и силовых трансформаторов.
Указанная цель достигается тем, что трансформатор охлаждают воздухом с помощью вентилятора в закрытом помещении и осуществляют термический контакт циркулирующего воздуха с водой, проходящей через радиатор теплообменника, из которого нагретую воду сливают в регенеративный резервуар. В этот резервуар поступает самотеком через первый трубопровод вода из тоннелей метрополитена, которая имеет температуру 18-20oC и используется в качестве низкопотенциального источника энергии. При движении поездов в тоннелях метрополитенов вследствие термодинамического эффекта нагревается воздух, передающий свое тепло воде, скапливающейся в лотках из-за проникания внутрь через неплотности обшивки тоннелей из грунта. Смешивая воды от двух источников тепла: трансформатора и тоннеля метрополитена увеличивают общий объем тепловой энергии, которую можно извлечь с помощью теплового насоса. Нагретую воду из регенеративного резервуара по второму трубопроводу подают на вход теплового насоса, охлажденную воду с его выхода - в радиатор теплообменника трансформатора, а змеевиком конденсаторного выхода теплового насоса нагревают змеевик системы отопления служебных помещений. В случае возникновения излишков тепловой энергии горячую воду направляют в аккумулирующий резервуар, откуда извлекают по мере надобности.
На прилагаемом чертеже изображена система для осуществления способа использования сбросного тепла метрополитена.
Система содержит тепловой насос 1 с электроприводом и первым теплообменником 2, нагревательные батареи 3 в служебных помещениях и второй теплообменник 4 в закрытом помещении подстанции, регенеративный резервуар 5, аккумулирующий резервуар 6, водяные насосы 7 и 8, вентиляторы 9 и 10 с электроприводами, а также вентили 11-17, управляемые системой автоматического регулирования (CAP) (не изображена).
Лоток 18 для накопления воды, проникающей через неплотности обделки тоннеля из грунта, сообщен первым трубопроводом 19 с регенеративным резервуаром 5, который размещен ниже ходового рельса тоннеля метрополитена. Регенеративный резервуар 5 через вентиль 12 вторым трубопроводом сообщен с входом теплового насоса 1, охлаждающий выход которого сообщен с радиатором 20 теплообменника 4, заведенным в закрытое помещение 21 подстанции с трансформатором 22. Выходной конец второго теплообменника 4 через третий трубопровод 23 выведен в регенеративный резервуар 5, а конденсаторный выход теплового насоса 1 сообщен со змеевиком 24 первого теплообменника 2, в котором размещен змеевик 25, включенный в систему водяного отопления служебных помещений.
Аккумулирующий резервуар 6 предназначен для хранения излишней тепловой энергии про запас и размещен ниже регенеративного резервуара 5, сообщенного четвертым трубопроводом с вентилем 15 для поступления самотеком воды из регенеративного резервуара 5 в аккумулирующий резервуар 6, причем резервуары 5 и 6 параллельно сообщены между собой системой перекачки воды через змеевик 26, размещенный также в первом теплообменнике 2 теплового насоса 1, снабженную отдельным насосом 7 на пятом трубопроводе с вентилем 11. Аккумулирующий резервуар 6 сообщен шестым трубопроводом с входом теплового насоса 1 через общий со вторым трубопроводом вентиль 12. Выходной конец змеевика 26 через трубопровод 28 введен в аккумулирующий резервуар 6. Регенерирующий и аккумулирующий резервуары снабжены седьмым трубопроводом с вентилем 16 и восьмым трубопроводом 29 с вентилем 17 для сброса излишней воды в городской водосток.
Использование изобретения
Вода, нагретая воздухом тоннеля метрополитена вследствие термодинамического эффекта, возникающего при движении поездов, из лотка 18 самотеком поступает через первый трубопровод 19 с температурой 18-20oС в регенеративный резервуар 5, откуда ее через второй трубопровод при открытом вентиле 12 забирают тепловым насосом 1, с помощью которого извлекают тепловую энергию, охлаждая воду до температуры + 5-6oС. Охлажденную воду с испарительного выхода теплового насоса 1 пропускают через изогнутый в форме петли радиатор 20 второго теплообменника 4. Посредством вентилятора 10 создают циркуляцию воздуха вокруг трансформатора 22 и внутри теплообменника 4 (как это изображено стрелками). Нагретую сбросным теплом трансформатора 22 воду до температуры 20-25oС по третьему трубопроводу 23 возвращают в регенеративный резервуар 5, где смешивают с водой из лотка 18.
Тепло конденсации рабочего тела из змеевика 24 теплового насоса 1 передают змеевикам 25 и 26, размещенным в общем теплообменнике 2, нагревая воду внутри змеевиков до температуры 50-60oС. Змеевик 25 является элементом замкнутой системы водяного отопления служебных помещений, содержащей радиаторы 3, через которые посредством насоса 8 прогоняют нагретую воду. Змеевик 26 включен в систему перекачки воды и нагретую воду из него сливают по трубопроводу 28 в аккумулирующий резервуар 6. Система автоматического регулирования (CAP) задает темп работы насосов 7 и 8 в соответствии с требованиями поддержания заданной температуры в служебных помещениях. Если нет потребности в обогреве служебных помещений, то насос 8 выключают и вся тепловая энергия передается на змеевик 26, из которого горячую воду с температурой 60oС сливают в аккумулирующий резервуар 6.
При возрастании потребности в горячей воде переключают вентиль 12 и через четвертый трубопровод 27 подают на вход теплового насоса 1 воду из аккумулирующего резервуара 6 с температурой выше 50oС, что значительно увеличивает эффективность работы теплового насоса и позволяет повысить температуру в отапливаемых помещениях или передать часть горячей воды новому потребителю.
При открытых вентилях 16 и/или 17 излишки воды сбрасывают в городской водосток.
Преимуществами предлагаемого изобретения является повышение эффективности работы теплового насоса, позволяя ему одновременно и параллельно извлекать тепловую энергию от движения поездов и сбросную энергию от охлаждения силовых трансформаторов. Экономия затрат на отопление многочисленных служебных помещений может быть значительной.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОСУШЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2032023C1 |
ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА | 1993 |
|
RU2123642C1 |
НАСОСНАЯ УСТАНОВКА | 1991 |
|
RU2020277C1 |
СПОСОБ МОНТАЖА ОСЕВОГО НАГНЕТАТЕЛЬНОГО ВЕНТИЛЯТОРА | 1999 |
|
RU2156890C1 |
Теплонасосная система использования сбросного тепла вытяжного воздуха метрополитена | 2021 |
|
RU2760610C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРОЙ | 2014 |
|
RU2652490C2 |
СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОТЕРМАЛЬНОГО ТЕПЛА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ГРУНТОВ ВОКРУГ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА | 2018 |
|
RU2683059C1 |
СПОСОБ АВТОНОМНОГО ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ЖИЛОГО ДОМА И АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ЖИЛОГО ДОМА | 2003 |
|
RU2258870C2 |
Термоэлектрическая установка с аккумуляцией тепла для осушения воздуха помещений сельскохозяйственного назначения | 2019 |
|
RU2701225C1 |
СИСТЕМА СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 1996 |
|
RU2110428C1 |
Использование: для метрополитенов. Технический результат заключается в повышении эффективности извлечения энергии из тепла воздуха внутри тоннелей и от силового трансформатора. В качестве рабочего вещества, аккумулирующего тепловую энергию воздуха, нагретого от движения поездов по тоннелю, используют воду, скапливающую в тоннеле и нагретую до температуры 18-20oС. С помощью теплового насоса извлекают энергию из воды и используют для отопления помещений, а охлажденную тепловым насосом воду используют для охлаждения воздуха, циркулирующего в камере, где установлен силовой трансформатор, и забирают его сбросное тепло. Нагретую до температуры 20-25oС воду из камеры трансформатора смешивают в регенеративном резервуаре с водой из тоннеля и используют для более высокой эффективности выделения тепловой энергии тепловым насосом. Предусмотрена система аккумулирования излишков тепла и их использование при возрастании потребности в отоплении помещений. 2 с. и 3 з. п. ф-лы, 1 ил.
Soc | |||
of Hеating, Air Conditioning and Sanitary Engineering of Japan, Tokyo, 1990, 64, № 11, p | |||
Ветряный двигатель | 1924 |
|
SU921A1 |
Система использования тепла трансформатора | 1989 |
|
SU1688292A1 |
Система для использования тепла трансформатора | 1985 |
|
SU1367054A1 |
Дорожная спиртовая кухня | 1918 |
|
SU98A1 |
Метро | |||
- М., 1997, № 3-4, с | |||
Способ образования коричневых окрасок на волокне из кашу кубической и подобных производных кашевого ряда | 1922 |
|
SU32A1 |
Авторы
Даты
2002-10-20—Публикация
1999-12-10—Подача