Изобретение относится к области медицины, физиологии, психологии и может быть использовано для оценки функционального состояния и свойств личности человека в норме и при патологии.
В настоящее время в оценке функционального состояния и свойств личности человека используют преимущественно анализ и сопоставление следующих реакций на адекватные стимулы:
- относительно элементарных реакций (в виде изменений физических параметров тканей),
- сложных комплексных реакций:
- психологических реакций (эмоциональные, мотивационные, поведенческие, когнитивные, духовные),
- психофизиологических реакций (вегетативные и нейроэндокринные компоненты эмоциональной и мотивационной составляющей),
- полисистемных реакций (реакции нескольких или многих функциональных систем с кластерной специфичностью ответа),
- реакций, отражающих особенности межсистемных взаимодействий,
- других реакций.
Одним из общих фундаментальных блоков диагностики как функциональных состояний, так и свойств личности человека, является интроспекция и проекция (в т.ч. в психоаналитических трактовках) клиентом собственных переживаний и ощущений в перцептивных зрительных пространствах, структурируемых им стимульным материалом той или иной проективной методики. Учитывая тот факт, что эмоциональный компонент в структуре личности и функциональных состояний человека тесно связан с одним из наиболее важных для гомеостаза и адаптации экологических факторов - цветосветовыми стимулами, перспективным представляется дальнейшее совершенствование методов цветодиагностики функционального состояния и свойств личности человека.
Поскольку функциональное состояние, а также базовые свойства личности в онтогенезе определяются в значительной мере состоянием гипоталамо-гипофизарного комплекса - регуляторного звена адаптационно-гомеостатических свойств индивида, следует признать ключевой проблемой оценки функциональных состояний и свойств личности человека анализ и разработку методов цветодиагностики ретиногипоталамической функциональной системы (Бусурин М.Ю., Копылова Т. Г. Промежуточный отчет о НИР (1998) "Разработать основные положения для создания принципиально новых методов коррекции и лечения различных патологических состояний на основе изучения физиологических и патофизиологических особенностей ретиногипоталамических и других ретиноцеребральных связей и их влияний на межцентральные отношения в условиях эксперимента и клиники", государственной регистрации 0198U001649).
В настоящее время широко используются и не потеряли своей актуальности следующие способы оценки функционального состояния и свойств личности человека на основе цветодиагностики.
Известен способ оценки функциональных состояний и свойств личности человека - способ цветовых выборов М. Luscher (Luscher M. Klinischer, Luscher-Test, Basel, 1970, а также Джос В.В. Практическое руководство к тесту Люшера, Кишинев, Периодика, 1990), в соответствии с сокращенным вариантом которого клиенту предъявляется набор из 8 оптических стимулов (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый). Каждый стимул выполнен в форме квадрата с размерами 28•28 мм или прямоугольника. Каждый из стимулов клиент наблюдает в центральной части поля зрения. Затем предлагают клиенту выбрать стимулы по рангам от предпочтенных ("приятных") до отверженных ("неприятных"). При этом не допускается одновременный выбор двух или нескольких цветов в качестве композиции.
Затем с учетом соотношения предпочтенных, индифферентных и отверженных стимулов с их рангами, а также с учетом сочетаний стимулов в различных частях стимульного ряда оценивают функциональное состояние и свойства личности клиента, которые включают описания нижеследующих характеристик:
- устремления или средства, в которых нуждается клиент,
- состояние/свойство в качестве цели, потребности,
- собственное состояние, в т.ч. самочувствие,
- неактуальное состояние/свойство,
- заторможенная цель/потребность,
- источники фрустрации, страха, компенсаторных психологических механизмов,
- эмоциональная и психовегетативная устойчивость личности,
- психическая и физическая работоспособность,
- другие характеристики.
Общими признаками указанного аналога и заявляемого способа оценки функционального состояния и свойств личности человека являются:
- предъявление испытуемому оптических стимулов,
- анализ реакции испытуемого на оптические стимулы,
- составление выводов о функциональном состоянии и свойствах личности испытуемого по результатам анализа.
По способу цветовых выборов М. Luscher невозможно оценить состояние ретиногипоталамической функциональной системы, отражающей диагностически значимые категории в определении функционального состояния и свойств личности человека. Невозможно также выполнить сравнительную оценку функциональных особенностей различных парацентральных зон зрительного пространства и сетчатки (в качестве рецепторного аппарата ретиногипоталамической функциональной системы). Невозможно также часто и в течение длительного времени производить оценку функционального состояния и свойств личности у некоторых клиентов из-за появления у них раздражения на многократные исследования, поскольку системы положительного подкрепления стимулируются в недостаточной степени, что в свою очередь приводит к накоплению раздражения и формально-стереотипному выполнению инструкции. Вследствие этого снижается точность цветодиагностики. Это объясняется тем, что по указанному способу стимулы располагают в центре или центральной части поля зрения и сетчатки, а ретинорефлексогенные зоны, как рецепторный аппарат ретиногипоталамической функциональной системы и эмоциогенных структур, расположены преимущественно в парацентральных и периферических участках сетчатки.
Известен способ оценки функционального состояния и свойств личности человека (Дорофеева Э. Т., 1969, а также Плишко Н. К. Особенности сенсомоторных реакций при изменении эмоционального состояния. // Диагностика психических состояний в норме и патологии. // Под ред. Ф. И. Случевского, Ленинград, "Медицина", 1980, с. 126-134). Согласно этому способу оптические стимулы располагают в аномалоскопе в центральной части поля зрения. Предлагают клиенту определить цвет красного (к), зеленого (з), синего (с) стимулов и сформировать перцептивное зрительное пространство из предъявленных стимулов. Определяют разностные пороги цветоразличения стимулов. Функциональное состояние оценивают с учетом структуры сформированного клиентом перцептивного зрительного пространства: аффективное возбуждение (дисфория) - к<с<з, функциональное возбуждение (удовлетворение, восторг) - к<з<с, функциональная расслабленность - з<к<с, функциональная напряженность - з<с<к, функциональное торможение (грусть, подавленность, тревога) - с<з<к, аффективное торможение (эндогенная депрессия) - с<к<з.
Общими признаками указанного аналога и заявляемого способа оценки функционального состояния человека являются:
- предъявление испытуемому оптических стимулов,
- анализ реакции испытуемого на оптические стимулы,
- составление выводов о функциональном состоянии и свойствах личности испытуемого по результатам анализа.
По указанному способу так же, как и по вышеописанному аналогу, невозможно оценить состояние ретиногипоталамической функциональной системы, отражающей диагностически значимые категории в определении функционального состояния и свойств личности человека. Невозможно также выполнить сравнительную оценку функциональных особенностей различных парацентральных и периферических зон зрительного пространства и сетчатки (в качестве рецепторного аппарата ретиногипоталамической функциональной системы). Невозможно также часто и в течение длительного времени производить оценку функционального состояния и свойств личности у большинства клиентов из-за появления у них раздражения на многократные исследования, поскольку указанный способ не обеспечивает стимуляцию системы положительного подкрепления, что в свою очередь приводит к накоплению раздражения и формально-стереотипному выполнению инструкции. Вследствие этого снижается точность цветодиагностики. Объяснение то же: стимулы располагают в центре или центральной части поля зрения и сетчатки, а ретинорефлексогенные зоны, как рецепторный аппарат ретиногипоталамической функциональной системы и эмоциогенных структур, расположены преимущественно в парацентральных и периферических участках сетчатки.
В качестве прототипа выбран способ оценки функционального состояния и свойств личности человека - тест "цветовых пирамид", разработанный Максом Пфистером и его коллегами (Heiss R., Hiltmann H. Farbpyramidentest. - 2 Aufl. , Bern, 1975. S. 27-44.) из Института психологии и характерологии, г. Фрайбург (Германия). Клиенту предлагают из 24 цветных (красный, желтый, зеленый, синий) оптических стимулов с небольшими (менее размеров центральной части поля зрения) угловыми размерами (квадрат с размерами 25•25 мм) сформировать предпочитаемое ("красивое") и отвергаемое ("уродливое") перцептивные зрительные пространства в виде разноцветных пирамид, располагая стимулы в центральной части поля зрения. После чего анализируют структуры сформированных пространств, сравнивая накопления стимулов в полосах пирамид по оси вершина-основание.
Общими признаками указанного прототипа и заявляемого способа оценки функционального состояния и свойств личности человека являются:
- предъявление испытуемому оптических стимулов,
- анализ реакции испытуемого на оптические стимулы,
- составление выводов о функциональном состоянии и свойствах личности испытуемого по результатам анализа.
По способу "цветовых пирамид" невозможно оценить состояние ретиногипоталамической функциональной системы, отражающей диагностически значимые категории в определении функционального состояния и свойств личности человека. Невозможно также выполнить сравнительную оценку функциональных особенностей различных парацентральных и периферических зон зрительного пространства и сетчатки (в качестве рецепторного аппарата ретиногипоталамической функциональной системы). Кроме того, для оценки свойств личности при помощи указанного способа требуется выполнение многократных измерений. Однако из-за появления у некоторых клиентов раздражения на многократные исследования у них невозможно производить оценку функционального состояния и свойств личности часто и в течение длительного времени, поскольку система положительного подкрепления стимулируется в недостаточной степени, что в свою очередь приводит к накоплению раздражения и формально-стереотипному выполнению инструкции. Вследствие этого снижается точность цветодиагностики. Объяснение: по указанному способу стимулы располагают в центре или центральной части поля зрения и сетчатки, а ретинорефлексогенные зоны, как рецепторные аппараты ретиногипоталамической функциональной системы и эмоциогенных структур, расположены преимущественно в парацентральных и периферических участках сетчатки.
В основу изобретения поставлена задача усовершенствования способа оценки функционального состояния и свойств личности человека, в котором за счет особенностей формирования зрительного пространства обеспечиваются: возможность оценки состояния ретиногипоталамической функциональной системы, отражающей как функциональное состояние, так и базовые свойства личности человека; возможность выполнения сравнительной оценки функциональных особенностей различных парацентральных и периферических зон зрительного пространства и сетчатки; возможность стимуляции системы положительного подкрепления.
Поставленная задача решается тем, что в способе оценки функционального состояния и свойств личности человека, включающем предъявление испытуемому оптических стимулов, анализ реакции испытуемого на оптические стимулы, составление выводов о функциональном состоянии и свойствах личности испытуемого по результатам анализа в соответствии с изобретением, оптические стимулы располагают за пределами центра зрительного пространства или за пределами центральной области сетчатки. Такое расположение оптических стимулов позволяет осуществлять: стимуляцию локализованных в периферических отделах сетчатки ретинорефлексогенных зон эмоциогенных структур, а также при активном участии клиента в формировании зрительного пространства - стимуляцию системы положительного подкрепления.
Указанные признаки составляют сущность изобретения.
В одном из возможных вариантов реализации изобретения расположение оптических стимулов предлагают выполнить испытуемому путем самостоятельного формирования зрительных пространств из предъявленных оптических стимулов. Реакцию испытуемого при этом анализируют в зависимости от характера созданных им и оцениваемых им зрительных пространств: от предпочтенных ("приятных") до отверженных ("неприятных").
В другом варианте реализации изобретения расположение оптических стимулов выполняют путем предварительного формирования зрительных пространств, предъявляемых испытуемому. Реакцию испытуемого при этом анализируют в зависимости от его оценки предъявленных зрительных пространств: от предпочтенных ("приятных") до отверженных ("неприятных").
Причинно-следственная связь признаков, составляющих сущность изобретения, с достигаемым результатом (возможность оценки состояния ретиногипоталамической функциональной системы и сравнительной оценки функциональных особенностей различных парацентральных и периферических зон зрительного пространства и сетчатки) выражается в следующем.
Основным в изобретении является разработанная (Бусурин М.Ю., Копылова ТТ., 1998) концепция ретиногипоталамической функциональной системы и локальных ретинорефлексогенных зон в регуляции функциональных систем человеческого организма.
К другим закономерностям, используемым в изобретении, относятся следующие:
- одним из общих фундаментальных блоков диагностики как функционального состояния, так и свойств личности человека, является интроспекция и проекция клиентом собственных переживаний и ощущений в зрительных пространствах, что проявляется в виде структурирования человеком этих пространств оптическими стимулами,
- реакция на оптические (в т.ч. цветосветовые) стимулы отражает эмоциональный компонент в структуре личности и функциональных состояний человека,
- базовые свойства личности в онтогенезе определяются в значительной мере состоянием гипоталамо-гипофизарного комплекса.
Использование указанных закономерностей обеспечивается в способе оценки функциональных состояний и свойств личности человека, включающем предъявление испытуемому оптических стимулов, анализ реакции испытуемого на оптические стимулы, составление выводов о функциональном состоянии и свойствах личности испытуемого по результатам анализа, в котором оптические стимулы располагают за пределами центра зрительного пространства или за пределами центральной области сетчатки.
Такой способ позволяет оценить состояние ретиногипоталамической функциональной системы, отражающей как функциональное состояние, так и базовые свойства личности человека, а также выполнить сравнительную оценку функциональных особенностей различных парацентральных и периферических зон зрительного пространства и сетчатки.
Таким образом, с учетом вышесказанного признаки, составляющие сущность изобретения, находятся в причинно-следственной связи с достигаемым результатом.
Заявляемый способ осуществляют следующим образом.
Испытуемому предъявляют набор из оптических стимулов. При этом оптические стимулы располагают за пределами центра зрительного пространства или за пределами центральной области сетчатки. Анализируют реакцию испытуемого на оптические стимулы и составляют выводы о функциональном состоянии и свойствах личности испытуемого по результатам анализа.
По одному из возможных вариантов расположение оптических стимулов предлагают выполнить испытуемому путем самостоятельного формирования зрительных пространств. Предлагают испытуемому, располагая предъявленные стимулы за пределами центра зрительного пространства (в парацентральных и периферических отделах зрительного пространства) или за пределами центральной области сетчатки, сформировать из них альтернативные пространства, полагаясь на элементарные ощущения, соответствующие бинарным психологическим оппозициям ("приятно - неприятно", "комфортно - дискомфортно", "красиво - уродливо" и др.)
Реакции испытуемого, реакции ретиногипоталамической функциональной системы, возникающие при воздействии стимулов на парацентральные и периферические области зрительного пространства и сетчатки, а также функциональные особенности различных парацентральных и периферических зон сетчатки и сформированных зрительных пространств, которые отражают функциональное состояние и базовые свойства личности, анализируют с учетом структуры сформированных испытуемым зрительных пространств.
По другому варианту расположение оптических стимулов выполняют путем предварительного формирования зрительных пространств, предъявляемых испытуемому.
Реакции испытуемого, ретиногипоталамическую функциональную систему, функциональные особенности различных парацентральных и периферических зон зрительного пространства и сетчатки, функциональное состояние и базовые свойства личности анализируют в зависимости от оценки испытуемым предъявленных зрительных пространств: от предпочтенных ("приятных") до отверженных ("неприятных").
Полученные данные сопоставляют с результатами оценки функционального состояния и базовых свойств личности, в т.ч. его гипоталамо-гипофизарно-ретикулярного комплекса, по другим методикам.
Ниже приводятся конкретные примеры реализации заявляемого способа.
Пример 1. Пациентка Т.К., 40 лет. С 1982 г. страдает биполярным аффективным расстройством.
С 1994 г. гипоманиакальные и депрессивные эпизоды протекают, сменяя друг друга в умеренной или легкой степени, без психотических включений. С 1997 г. пациентка не принимает никакой активной или профилактической терапии, поскольку аффективные колебания не выходят за рамки ремиссии циклотимического типа, и больная сохраняет достаточный уровень социально-психологической адаптации (не ниже 60 баллов по шкале GAF в наиболее выраженные периоды колебаний).
По данным СМИЛ (Собчик Л.Н., 1990), Т.К. определена как циклотимическая личность с выраженными или умеренно выраженными состояниями маниакального возбуждения и депрессии в различные периоды контрольных исследований свойств личности.
Оценку функционального состояния и свойств личности пациентки по заявляемому способу проводили многократно в эпизоды субдепрессии и подъема настроения и активности.
Предъявляли пациентке оптические стимулы, для чего на белом тестовом экране с угловыми размерами 20-30o и равномерной светимостью располагали 10 светофильтров, представленных набором из стационарных пар равновеликих частей различного цвета: красный - оранжевый, красный - желтый, красный - зеленый, красный - синий, оранжевый - желтый, оранжевый - зеленый, оранжевый - синий, желтый - зеленый, желтый - синий, зеленый - синий.
Предлагали пациентке, располагая оптические стимулы за пределами центра зрительного пространства или за пределами центральной области сетчатки, самостоятельно сформировать зрительные пространства от предпочтенных к отверженным, полагаясь на собственные реакции, отражающие бинарные психологические оппозиции ("приятно-неприятно", "комфортно-дискомфортно").
Для этого пациентке предлагали:
- фиксировать взглядом центр экрана,
- каждый из 10 светофильтров, держа как можно ближе к одному глазу (другой глаз в это время за шорой), развернуть перед экраном так, чтобы центр межстимульной зоны совпал с центром поля зрения в центре экрана, а сама межстимульная зона делила бы пополам экран.
Эти действия и угловые размеры стимулов (значительно превышающие угловые размеры центральных отделов сетчатки) позволяли располагать оптические стимулы в основном за пределами центра зрительного пространства и центральной области сетчатки (в парацентральных и периферических частях зрительного пространства и сетчатки).
В первой серии эксперимента пациентку предупредили о необходимости расположения межстимульной зоны в вертикальной, во второй серии - в горизонтальной плоскостях. Таким образом, перцептивное зрительное пространство для каждого глаза Т. К. было сформировано в двух оппонентных парах полуполей зрения из 4 равных квадрантов: 1 - нижний левый, 2 - верхний левый, 3 - верхний правый, 4 - нижний правый.
Анализировали эмоциональные и мотивационно-поведенческие реакции пациентки на оптические стимулы, проявляющиеся в виде сформированных ею из этих стимулов зрительных пространств, сопоставляя индивидуальные структуры пространства цветовых предпочтений и отвергаемого пространства с перечнем определенных нами стандартных структур зрительных пространств. Подобный сопоставительный анализ стал возможен благодаря впервые установленному нами факту соответствия определенных структур сформированных таким способом зрительных пространств определенным типологическим характеристикам функционального состояния и свойств личности человека.
Составляли выводы о функциональном состоянии и свойствах личности пациентки по результатам анализа структуры пространства цветовых предпочтений и отвергаемого пространства Т.К. (таблица 1).
Пример 2. При помощи заявляемого способа оценивались функциональное состояние и свойства личности спортсменов-легкоатлетов (I взрослый разряд) в качестве предикторов их результативности.
По соотношению среднего времени забега на 100 м, показанного спортсменом на тренировочных и в зачетных соревнованиях, выделили 2 группы спортсменов.
В группу "ОР" вошли те, у которых зачетное время превышало тренировочное более чем на 2 среднеквадратические ошибки. Группу "ПР" составили спортсмены с тренировочным временем, превышавшим зачетное более чем на 2 среднеквадратические ошибки. Обе группы не имели существенных различий между средними показателями тренировочного времени.
Предъявляли спортсменам (клиентам) оптические стимулы, располагая их за пределами центра зрительного пространства и центральной области сетчатки путем формирования заданных зрительных пространств. Для этого клиенту предлагали фиксировать центр нейтрального серого экрана (зрительного поля) и затем предъявляли пространства, сформированные из различных оптических стимулов, каждый из которых располагали вокруг и за пределами центра поля зрения клиента.
В половине исследований дополнительно центр белого экрана закрывали непрозрачной темной заслонкой с угловыми размерами 4-6o. Таким образом, из области проекции оптических стимулов исключали центральные области зрительного пространства и сетчатки клиентов.
В качестве оптических стимулов использовали различные изображения треугольника квадрата (▪), круга и креста каждому из которых в формируемом пространстве произвольно присваивался какой-либо цвет. В нижеприведенной таблице 3 цвета оптических стимулов: к - красный, о - оранжевый, ж - желтый, з - зеленый, г - голубой, с - синий, ф - фиолетовый, б - белый, ч - черный.
Координаты зон зрительного пространства (таблица 2) определяли согласно "Атласу фототрофной и ретинорефлексотерапии" (Бусурин М.Ю., Копылова Т.Г.), раздел "Топография ретинорефлексогенных зон", в соответствии с которым радиально-концентрическая система координат включает радиальные оси (меридианы) и концентрические линии (широты) с центром окружностей на пространственной проекции зрительной оси - начальной точке отсчета. Отсчет меридианов осуществляли для правого глаза (d) против часовой, а для левого (s) - по часовой стрелке. Оси, идущей в горизонтальной плоскости глаза, в назальном направлении соответствовал 0o, в темпоральном - 180o. В координатах первое число принадлежит широте, второе - меридиану.
Анализировали эмоциональные, вегетативные, в т.ч. электродермальные, реакции клиентов на оптические стимулы, сопоставляя индивидуальные структуры пространств, вызывающих наиболее выраженные эрготропные и трофотропные реакции, с перечнем определенных нами стандартных структур зрительных пространств. Подобный сопоставительный анализ стал возможен благодаря впервые установленному нами факту соответствия определенных структур сформированных таким способом зрительных пространств определенным типологическим характеристикам функционального состояния и свойств личности человека.
Составляли выводы о функциональном состоянии и свойствах личности атлетов по результатам анализа структуры предъявляемых зрительных пространств, вызывающих наиболее выраженные в полярных различиях эрго- и трофотропные (эмоциональные, вегетативные, в т.ч. электродермальные) реакции (таблица 3).
Пример 3. Семья С.:34-летний муж-бизнесмен К., его жена Л. 30-ти лет и 8-летняя дочь О.
В связи с частыми простудными заболеваниями у О. и улучшением материального уровня в семье Л. по предложению К. 3 года назад оставила работу учительницы младших классов средней школы и занялась воспитанием О. и ведением домашнего хозяйства. Однако спустя несколько месяцев "...надоело целыми днями сидеть дома одной..." и ждать, когда поздно вечером вернется "...вечно уставший муж...". Все чаще Л. устраивала К. скандалы, закатывала сцены ревности, упрекала в равнодушии, черствости, эгоизме.
С 6 лет О. страдает обструктивным бронхитом приблизительно с 7,5 лет - персистирующей бронхиальной астмой со средней тяжестью течения, с частотой приступов в среднем 1 раз в 1,5-2 месяца. Установлено, что приступы астмы, как правило, провоцируются психогенными факторами (ссоры между Л. и К., заканчивающиеся слезами Л. и ее приливами назойливой нежности и чрезмерного внимания к О. ) и способствуют временной консолидации внутрисемейных отношений, в результате чего Л. получает в них доминирующую роль, а также вызывает чувство вины у К., добиваясь его сочувствия и внимания. В течение 10 последних месяцев О. получает интал в качестве базового препарата.
Оценивали межличностные взаимоотношения, функциональное состояние и свойства личности в семье С. при помощи заявляемого способа в виде методики "Семейный Ковер" на этапе А - спустя 1,5-2 месяца после (т.е. накануне) астматического приступа у О. и на этапе В - на фоне семейной психотерапии и отсутствия астматических приступов у О. в течение последующих 8 месяцев катамнеза. В связи с улучшением состояния интал был постепенно отменен через 4 месяца. Другая дополнительная терапия О. не проводилась в связи с отсутствием показаний. Состояние О. и в т.ч. показатели функции внешнего дыхания систематически контролировала педиатр-аллерголог отделения реабилитации, лечения и профилактики пограничной патологии НИИ МПС Донецкого медицинского университета им. М.Горького Воробьева В.Г.
Предъявляли клиентам - членам семьи С. оптические стимулы, располагая их за пределами центра зрительного пространства и центральной области сетчатки путем формирования заданных зрительных пространств - "Семейных Ковров". Для этого клиентам предлагали фиксировать центр предъявляемого семейного ковра, в парацентральных и периферических квадрантах которого (т.е. за пределами центра зрительного пространства) располагали оптические стимулы в виде различных изображений и в т.ч. - символов и знаков.
В таблице 4 для краткости приведены стилизованные аналоги использованных изображений оптических стимулов.
Квадранты: 1 - нижний левый, 2 - верхний левый, 3 - верхний правый, 4 - нижний правый.
Анализировали реакции клиентов на оптические стимулы, сопоставляя индивидуальные структуры пространств - Семейных Ковров, вызывающих различные эмоциональные реакции (проявляющиеся в субъективных оценках "приятно-неприятно", "красиво-некрасиво", "безразлично" "правильно-неправильно" и других формах), с перечнем определенных нами стандартных структур зрительных пространств - вариантов Семейного Ковра. Подобный сопоставительный анализ стал возможен благодаря впервые установленному нами факту соответствия определенных структур сформированных таким способом зрительных пространств определенным типологическим характеристикам функционального состояния и свойств личности человека.
Составляли выводы о функциональном состоянии и свойствах личности пациентов по результатам анализа структуры предъявляемых зрительных пространств, вызывающих реакции позитивного, индифферентного и негативного толка (таблица 4), поскольку нами впервые установлено, что функциональное состояние в большей степени отражает "неприятное" пространство, свойства личности - "индифферентное", межличностные отношения - "предпочитаемое".
Экспертное заключение: заявляемый способ рекомендован межведомственной лабораторией психофизиологии цвета, эмоций и мотиваций для оценки функционального состояния, свойств личности и внутрисемейных отношений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2000 |
|
RU2199986C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ | 2000 |
|
RU2193348C2 |
СПОСОБ ВЫБОРА ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ НЕЙРОПАТИИ ПРИ ПОСТУВЕАЛЬНОЙ ГЛАУКОМЕ У ДЕТЕЙ | 2008 |
|
RU2360593C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ "НЕЙРОИНФОГРАФИЯ" | 2006 |
|
RU2314028C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | 2003 |
|
RU2240038C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ | 2012 |
|
RU2519774C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОГНИТИВНОГО ПРОЦЕССА | 2010 |
|
RU2438575C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ДЕПРЕССИВНЫХ И АУТОАГРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА | 2009 |
|
RU2417054C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2319444C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОГЕННЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2336016C1 |
Изобретение относится к медицине и психологии и предназначено для оценки функционального состояния и свойств личности человека. Для этого предъявляют испытуемому оптические стимулы, расположенные за пределами центра зрительного пространства или за пределами центральной области сетчатки. Затем анализируют реакции испытуемого на эти стимулы. По результатам анализа составляют выводы о функциональном состоянии и свойствах личности испытуемого. Способ позволяет учитывать состояние ретиногипоталамической системы. 2 з.п. ф-лы, 4 табл.
Способ определения зрительного утомления | 1987 |
|
SU1544370A1 |
Способ определения готовности оператора к выполнению задания | 1987 |
|
SU1752350A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА | 1996 |
|
RU2141244C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ СКОРОСТИ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ | 1996 |
|
RU2112415C1 |
Диагностика психических состояний в норме и патологии | |||
/ Под ред | |||
Ф.И.Случевского | |||
- Л.: Медицина, 1980, с.126-134. |
Авторы
Даты
2002-11-10—Публикация
2000-05-31—Подача