Изобретение относится к измерительным устройствам, в частности к устройствам для отображения динамики температуры рабочей среды в различных машинах, механизмах, агрегатах.
Известен указатель температуры охлаждающей жидкости, включающий сигнализатор перегрева двигателя, представляющий собой стрелочный индикатор (Кальмансон Л. Д. и др. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля "Волга" ГАЗ 3110. - М.: Колесо, 2000 г., с.5, рис. 7). Стрелка указателя позволяет отследить прогрев двигателя до рабочей температуры, а ее нахождение в красной зоне свидетельствует о перегреве охлаждающей жидкости (Ремонтируем ГАЗ 3110, 310221 "Волга". Иллюстрированное руководство. - М.: ЗАО КЖИ "За рулем", 2001 г., с.14, 25).
Данный указатель инерционен. Он недостаточно чувствителен к изменению характера изменения температуры. По нему сложно определить переход динамики изменения последней от увеличения к уменьшению и наоборот. По изменениям положения стрелки трудно сказать - растет в момент снятия отсчета температура или падает. Для этого требуется некоторое время (от 0,5 мин), в течение которого необходимо наблюдать за поведением стрелки, производить соответствующий анализ, отвлекаясь от дорожной обстановки. Беглого взгляда при этом недостаточно. Поэтому на практике летом опытный водитель, эксплуатирующий отечественный автомобиль, обнаружив, что стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне, не дожидаясь закипания, выключит двигатель. Движение им будет возобновлено только при заметном остывании охлаждающей жидкости (до 80-85oС). Это предполагает длительный (не менее 10 мин) простой.
По показаниям такого указателя не представляется также возможным оперативно определить момент, соответствующий прогреву двигателя до рабочей температуры, при которой целесообразно трогание с места. Здесь важно и то, что эта температура различна в случае использования различных схем смазки двигателя и различных присадок в зависимости от личных предпочтений и проч.
Известно устройство для контроля температуры теплоносителя, которое содержит устройства для предварительной установки нижнего и верхнего пороговых значений рабочей температуры, датчики и световые сигнализаторы, срабатывающие при достижении температуры теплоносителя упомянутых пороговых значений (RU 2117227, F 26 B 25/00, 10.08.1998).
В данном устройстве устранены недостатки, отмеченные выше последними, однако в условиях, когда панель приборов имеет ограниченные размеры, возникают трудности с идентификацией того или иного светового сигнализатора, поскольку они имеют одинаковые оптические характеристики.
Известна система управления и диагностики транспортного средства, которая содержит дискретные и аналоговые датчики, цветные световые сигнализаторы, работающие в зависимости от ситуации в режиме мерцания или постоянного свечения, средства для контроля характера изменения диагностических параметров, установки заданных значений параметров и т.п. (RU 2104883, В 60 К 41/28, 20.02.1998).
Данное устройство позволяет точно и наглядно осуществлять оперативный контроль за параметрами, характеризующими работу транспортного средства, однако оно является достаточно сложным и дорогостоящим, его невозможно использовать в ранее сконструированных указателях температуры без их значительной переделки. Оно не лишено также и недостатков, отмеченных для первого аналога.
Прототипом заявляемого указателя является сигнализатор аварийного режима работы двигателя внутреннего сгорания по патенту RU 2116473, F 01 P 11/14, 27.07.1998, который содержит датчик температуры охлаждающей жидкости, пороговое устройство, индикатор, логический блок и дополнительные датчики, включенные в электрическую схему устройства, для индикации предаварийного режима работы двигателя внутреннего сгорания.
Недостатком устройства является то, что оно указывает лишь на предаварийный режим нагрева двигателя в части превышения скорости увеличения температуры охлаждающей жидкости порогового значения. Если даже упомянутая скорость и меньше некоторого установленного порога, со временем температура охлаждающей жидкости все равно может стать неприемлемо большой. Такое устройство, как и описанное первым, также предполагает остановку транспортного средства при соответствующей предаварийной сигнализации.
Близким к заявляемому указателю является также указатель температуры, который содержит индикатор, включающий источники света, предназначенные для сигнализации достижения температуры рабочей среды заданного значения, и датчик температуры, установленный с возможностью взаимодействия с рабочей средой и связанный с источником тока и источниками света. Данному аналогу (устройство для регулирования температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания по авторскому свидетельству СССР 771353, F 01 P 11/20, 15.10.1980) присущи недостатки, отмеченные выше.
Задачей изобретения является устранение указанных недостатков, а также изготовление относительно простого и недорогого указателя динамики температуры с возможностью замены им штатного указателя температуры на панели приборов различных машин и механизмов, включая транспортные средства.
Основное назначение изобретения - указатель, обеспечивающий возможность, не прерывая (не останавливая) рабочий процесс (например, не выключая двигатель внутреннего сгорания), при недопустимом понижении или повышении температуры рабочей среды (например, при повышении температуры охлаждающей жидкости) за счет оперативного контроля за изменением характера изменения упомянутой температуры (за переходом от ее увеличения к уменьшению или наоборот), управляя параметрами, характеризующими упомянутый процесс (например, переходя на более высокую передачу, нежели того требует скорость движения автомобиля), приводить его течение в норму (например, добиваться уменьшения температуры упомянутой жидкости до рабочей температуры), избегая перехода из предаварийного состояния в аварийное.
Техническим результатом изобретения является улучшение условий эксплуатации машин и механизмов, повышение их ресурса за счет изменения качества представляемой информации, за счет обращения внимания оператора на изменение характера изменения температуры и оперативного оповещения об отклонении от нормального теплового режима и от пороговых значений температуры рабочей среды, а также за счет обеспечения быстрой замены штатного указателя температуры без переделки панели приборов и значительных затрат.
Обсуждаемый технический результат заключается также в повышении удобства управления и обслуживания упомянутыми процессами и в повышении производительности труда операторов (например, лиц, управляющих транспортными средствами) за счет минимизации времени аварийного (предупреждающего аварийную ситуацию, например, закипание охлаждающей жидкости) простоя. Последнее позволяет, не осуществляя дорогостоящую модернизацию существующих механизмов и их узлов (например, автомобиля ГАЗ 3110 и, например, электровентилятора последнего), существенно облегчить труд оператора (например, пользователя упомянутого авто), сделать его несколько более комфортным.
Сущность изобретения заключается в следующем.
В указатель, содержащий датчик температуры рабочей среды, электронную схему управления и индикатор, введены следующие отличительные признаки: индикатор снабжен световым сигнализатором, выполненным с возможностью скачкообразного изменения своих временных и/или пространственных оптических характеристик в соответствии с изменением управляющего сигнала от упомянутой схемы, связанного с изменением показаний упомянутого датчика, отображающим изменение характера изменения упомянутой температуры.
Упомянутое скачкообразное изменение оптических характеристик соответствует переходу характера изменения упомянутой температуры от увеличения к постоянству или уменьшению и наоборот от постоянства или уменьшения к увеличению.
Упомянутое скачкообразное изменение оптических характеристик соответствует переходу характера изменения упомянутой температуры от уменьшения к постоянству или увеличению и наоборот от постоянства или увеличения к уменьшению.
Упомянутое скачкообразное изменение оптических характеристик соответствует переходу характера изменения упомянутой температуры от увеличения к постоянству и от постоянства к уменьшению, а также в обратной последовательности: от уменьшения к постоянству и от постоянства к увеличению.
Световой сигнализатор выполнен с возможностью переключения в режим мигающего свечения при увеличении упомянутой температуры и в режим постоянного свечения при ее уменьшении или наоборот - в режим мигающего свечения при уменьшении и в режим постоянного свечения при увеличении.
Световой сигнализатор в режиме мигающего свечения выполнен с возможностью повышения скважности его периодического свечения по мере увеличения абсолютного значения упомянутой температуры или наоборот - повышения скважности по мере уменьшения упомянутого значения.
Упомянутый световой сигнализатор выполнен в виде кристаллов со светоизлучающими р-n-переходами разного цвета свечения.
Упомянутый световой сигнализатор выполнен в виде центрального кристалла со светоизлучающим р-n-переходом одного цвета свечения и дополнительных кристаллов со светоизлучающими р-n-переходами другого или других цветов свечения, расположенными справа, слева и/или сверху, снизу от центрального.
Указатель снабжен устройством для изменения и регулировки границ нормального теплового режима, определяющих верхнее и нижнее пороговые значения упомянутой температуры.
Упомянутый световой сигнализатор выполнен в виде разнесенных на расстояние, превышающее 10 мм, кристаллов со светоизлучающими р-n- переходами с возможностью их попеременного загорания.
Упомянутый световой сигнализатор для упомянутого нижнего значения выполнен с возможностью мерцания или попеременного загорания разнесенных кристаллов до достижения упомянутой температурой такого значения, а световой сигнализатор для упомянутого верхнего значения выполнен с возможностью мигания или постоянного свечения после достижения упомянутой температурой такого значения.
Два упомянутых разнесенных кристалла имеют один цвет свечения.
Упомянутый сигнализатор снабжен корпусом для установки его на панели приборов, причем этот корпус выполняют с размерами и элементами крепления, соответствующими используемому штатному сигнализатору перегрева или переохлаждения, или выполняют упомянутый сигнализатор с возможностью его установки в корпус используемого штатного указателя температуры.
В качестве примера, на котором показана реализация изобретения, приводится указатель, предназначенный для установки в отечественный автомобиль.
В поле зрения водителя устанавливают индикатор указателя, содержащего датчик температуры охлаждающей жидкости и электронную схему управления, построенную либо на базе дифференциального или операционного с емкостной обратной связью усилителей, либо на базе микропроцессора (который предпочтителен при работе в режиме накопления, позволяющем отслеживать незначительные колебания температуры за счет оценки ее приращений за большие - до 1 мин и более промежутки времени). Индикатор снабжен световым сигнализатором, например светоизлучающим диодом, выполненным с возможностью скачкообразного изменения своих временных и/или пространственных оптических характеристик в соответствии с изменением управляющего сигнала от упомянутой схемы, связанного с изменением показаний упомянутого датчика, отображающим изменение характера изменения упомянутой температуры.
Изменение температуры охлаждающей жидкости, отслеживаемое находящимся с ней в тепловом контакте датчиком, вызывает изменение электрического сигнала, приходящего от датчика на схему. Здесь следует отметить, что изменение характера изменения упомянутой температуры однозначно связано с изменением характера изменения сигнала от датчика. Так, если при увеличении температуры растет напряжение на датчике (являющееся входным сигналом упомянутой схемы), то при уменьшении оно будет падать. При этом, если такое изменение отражает увеличение температуры охлаждающей жидкости, то упомянутый сигнализатор переключается в режим мигающего свечения, например, с переменной скважностью, зависящей от абсолютного значения упомянутой температуры, что легко реализуется с использованием светоизлучающих диодов и блока электронной схемы, обеспечивающего широтно-импульсную модуляцию их свечения. Так, например, при температуре 90oС скважность равна 0,9 (т.е. в течение периода мигания индикатор светится 90% времени), а при температуре 100oС - 0,3 (индикатор светится 30% времени). При этом, правда, следует сохранять постоянной видимую яркость мигающего свечения, т.е. следует сохранять постоянным средний ток, для чего упомянутая схема может включать стабилизирующий блок, ограничивающий потребляемый излучателем указателя (индикатором) ток. Если же обсуждаемое изменение отражает уменьшение температуры, то упомянутый сигнализатор переключается в режим постоянного свечения. Настройкой упомянутых усилителей (например, осуществляемой регулировкой балансного резистора в цепи эммитер-база или база-коллектор) или подачей на упомянутый процессор управляющих импульсов от, например, кнопочного органа управления можно произвольно добиться такого режима работы указателя, что при постоянном сигнале от датчика будет возможно как постоянное свечение сигнализатора, так и мигающее со скважностью близкой к единице (например, равной 0,95).
В других приложениях (например, в холодильных установках, в ином технологическом оборудовании) упомянутое скачкообразное изменение оптических характеристик целесообразно связывать с переходами характера изменения упомянутой температуры от увеличения к постоянству, от постоянства к уменьшению, а также в обратной последовательности: от уменьшения к постоянству, от постоянства к увеличению, что достигается соответствующей настройкой схемы. Тогда требуется уже не два, а три режима модуляции свечения индикатора. Например, к упомянутым мигающему и постоянному режиму следует добавить мерцающий - с глубиной модуляции меньшей 1, например равной 0,8 (при которой минимальная яркость свечения индикатора составляет 20% от максимальной). Мерцающее свечение может соответствовать уменьшению температуры, тогда постоянное - ее постоянству, а мигающее - уменьшению (возможны другие комбинации).
Упомянутый световой сигнализатор выполнен в виде кристаллов со светоизлучающими р-n-переходами разного цвета свечения, что позволяет в дополнение к яркостным параметрам свечения индикатора добавить цветовые параметры, расширяющие возможность дифференцировки изменения характера изменения температуры. Например, при мерцающем свечении может быть активизирован кристалл синего цвета свечения, при постоянном - желтого, при мигающем - красного.
Упомянутый световой сигнализатор выполнен в виде центрального кристалла со светоизлучающим р-n-переходом одного цвета свечения и дополнительных кристаллов со светоизлучающими р-n-переходами другого или других цветов свечения, расположенными справа, слева и/или сверху, снизу от центрального, что позволяет легко изменять пространственные оптические характеристики свечения сигнализатора. Практические исследования показали, что при изменении пространственных оптических характеристик скорость распознавания такого изменения близка (равна с точностью погрешности эксперимента) к скорости распознавания изменения временных оптических характеристик.
Указатель снабжен устройством для изменения и регулировки границ нормального теплового режима, определяющих верхнее и нижнее пороговые значения упомянутой температуры. Это могут быть резисторы или переключатели, связанные с датчиком температуры, либо функции таких устройств может выполнять упомянутая схема. Например, к микропроцессору может приходить сигнал от термореле (датчика, включающего электровентилятор, охлаждающий радиатор при превышении температуры охлаждающей жидкости некоторого верхнего порогового значения, например, лежащего в границах от 82 до 87oС). При первом включении указателя в автомобиле в момент срабатывания термореле микропроцессор автоматически устанавливает соответствующее верхнее пороговое значение температуры, например большее текущего на 3oС, обеспечивая сохранение такого значения в энергонезависимой памяти. Обсуждаемые здесь устройства необходимы для обеспечения возможности функционирования указателя в режиме "темной кабины", т. е. когда температура по мнению пользователя или изготовителя указателя, следующих, например, инструкции по эксплуатации или советам специалистов, в норме - сигнализатор не активизирован (световая индикация не производится).
Упомянутый световой сигнализатор для отображения момента, соответствующего нагреву охлаждающей жидкости до упомянутого нижнего значения, выполнен с мерцающим свечением одного индикатора (светоизлучающего диода) или с попеременным загоранием как минимум двух индикаторов (разнесенных кристаллов со светоизлучающими р-n-переходами) до достижения упомянутой температуры такого нижнего значения, а световой сигнализатор для упомянутого верхнего значения выполнен с миганием или постоянным свечением одного индикатора после достижения упомянутой температуры такого значения либо с постоянным свечением и/или миганием как минимум двух разнесенных индикаторов.
Упомянутые выше разнесенные кристаллы целесообразно выполнять одного цвета свечения, что позволяет минимизировать зрительную нагрузку на водителя. Например, для упомянутых первыми хорошо подходит синий цвет свечения, а для упомянутых вторыми - красный (при центральном желтом).
Индикатор упомянутого сигнализатора снабжен корпусом для установки его на комбинации приборов (см. источник информации, упомянутый первым) взамен сигнализатора перегрева двигателя, расположенного над указателем температуры охлаждающей жидкости. Для этого необходимо осуществить соответствующую распайку на плате упомянутой комбинации. В результате никаких изменений ни в дизайне, ни в оснащении салона автомобиля для установки указателя с новым качеством производить не требуется.
При температуре двигателя, меньшей рабочей (до прогрева двигателя, после которого возможно начало движения), новый сигнализатор перегрева двигателя мерцает. Когда температура двигателя соответствует рабочей (например, лежит в пределах от 20oС - режим холодного трогания, снискавший в последнее время много сторонников, до 90oС - температура, до которой в случае исправности системы охлаждения двигатель нагреваться не должен), сигнализатор не светится. Если же температура охлаждающей жидкости превысит упомянутое верхнее значение (например, 90oС), то в зависимости от того растет температура или падает новый сигнализатор будет либо мигать, либо светиться постоянно. Во всех случаях предполагается красный цвет свечения сигнализатора. Важно то, что для случая с двигателем внутреннего сгорания нет необходимости дифференцировать постоянство температуры и ее уменьшение. Соответствующие изменения температуры целесообразно объединить постоянным свечением сигнализатора. Это позволяет существенно упростить упомянутую схему, ограничив ее одним усилителем с емкостной обратной связью и 2-мя компараторами или иными пороговыми устройствами (например, подключив последовательно к части схемы термореле) для отображения завершения упомянутого прогрева и для отображения перегрева.
Упомянутый световой сигнализатор в ином исполнении может включать центральный кристалл со светоизлучающим р-n-переходом желтого цвета свечения и предназначенные для поочередного загорания две группы из двух периферийных кристаллов (красного и синего), расположенные одна сверху, другая - снизу или одна справа, другая - слева от него. Тогда до прогрева двигателя поочередно светятся синие кристаллы, подключенные, например, через мультивибратор и усилитель мощности к компаратору, отключающему их при поступлении от датчика сигнала, соответствующего упомянутому нижнему значению. При превышении упомянутой температуры (90oС) загорается желтый кристалл, подключенный к соответствующему компаратору, при этом в случае, когда температура растет, горит правый или верхний от центрального красный кристалл, а когда падает - левый или нижний. Красные кристаллы включены в качестве нагрузки в соответствующие плечи дифференциального усилителя, предположительно (для повышения чувствительности) многокаскадного.
Для обеспечения быстрого дополнения штатного указателя температуры на панели приборов какой-либо машины или механизма предложенным, корпус последнего выполняют с размерами и элементами крепления, соответствующими исполнению штатного указателя температуры, или используют корпус штатного указателя температуры для установки в него описанного выше многокристального светового сигнализатора. Устройствам для изменения и регулировки упомянутых нижнего и верхнего значений отводят, например, подкапотное пространство, где размещают упомянутую схему, предпочтительно в непосредственной близости от упомянутых датчиков.
Принцип работы заявляемого указателя также рассмотрен на примере работы указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания. Из данного примера очевидно следует, что использование предлагаемого указателя не ограничивается только транспортными средствами. Его можно применять и в любых других машинах и механизмах, в которых требуется поддерживать температуру рабочей среды в заданных пределах и необходима визуальная сигнализация динамики изменения температуры, позволяющая, управляя рабочим процессом, приводить упомянутую температуру в норму.
Указатель подсоединен к датчику температуры охлаждающей жидкости и аккумуляторной батареи.
При запуске двигателя внутреннего сгорания, например, в режиме попеременного включения начинают светиться разнесенные кристаллы синего цвета. Когда температура охлаждающей жидкости достигнет нижнего порогового значения, рекомендуемого для начала движения данного вида транспортного средства, световой сигнализатор (представленный разнесенными кристаллами) прекращает свечение. Можно трогаться с места.
Если температура охлаждающей жидкости выходит за пределы нормального теплового режима, то загорается желтый кристалл. В том случае, когда упомянутая температура повышается, загорается верхний относительно желтого красный кристалл. Водитель, не сосредотачивая внимание на сигнализаторе, на мгновенье обратив на него взор, обнаруживает, что ситуация предаварийная. Горит желтый кристалл, т.е. температура выше нормы, при этом горит верхний красный кристалл - значит температура еще и увеличивается. Вот некоторые из возможных действий, которые может в такой ситуации совершить водитель. Во-первых, можно заглушить двигатель и дождаться его охлаждения. Это тривиальное решение. Во-вторых, можно приоткрыть капот. В-третьих, можно перейти на более высокую передачу - уменьшить обороты вала двигателя. В-четвертых, можно прогнать охлаждающую жидкость через салонный радиатор, обдуваемый салонным вентилятором. В-пятых, можно увеличить скорость движения, увеличив тем самым естественное охлаждение двигателя. Любое из последних четырех действий или любое из их сочетаний без остановки двигателя может привести к тому, что перегрева (закипания охлаждающей жидкости) не произойдет. Главным фактором, свидетельствующим, что выбранное действие или выбранная совокупность таковых приводит к желаемому результату, является то, что рост температуры охлаждающей жидкости прекратился.
Исследования, проведенные авторами, показывают, что прекращение роста температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания в подавляющем большинстве случаев (в 99,8% случаев) означает, что упомянутая температура уменьшается. Водитель видит, что горит желтый кристалл - температура выше нормы (превышает упомянутое верхнее значение), однако горит нижний красный кристалл - температура уменьшается (или постоянна, что может иметь место лишь в 0,2% случаев). Это означает, что принятые меры достаточны и можно продолжать движение с выбранными ограничениями (по передаче, скорости и т.д. ).
Упомянутое скачкообразное изменение оптических характеристик при упомянутых событиях позволяет водителю не тратить время на оценку характера изменения температуры. Данное обстоятельство позволяет повысить безопасность дорожного движения - внимание водителя обращено на дорожную обстановку. Полезную информацию о работе двигателя он получает оперативно. Ему не требуется ждать, пока, например, стрелка указателя температуры сместится вверх или вниз заметным образом, чтобы понять, увеличивается температура двигателя или уменьшается. В случае с мигающей индикацией соответствующий отсчет водитель может снять и посредством периферийного зрения, хотя такая индикация перед пространственной имеет существенные недостатки, связанные с избыточной нагрузкой внимания водителя.
Предлагаемый указатель позволяет продолжать движение на автомобиле при неисправностях в системе охлаждения (при выходе из строя электровентилятора, реле, термореле, предохранителей, при плохом токе охлаждающей жидкости и проч.).
Управление скважностью мигающего свечения позволяет дополнительно передавать информацию об абсолютном значении температуры, оценка которой также возможна с использованием периферийного зрения.
С помощью устройства для изменения и регулировки нижнего и верхнего пороговых значений температуры рабочей среды можно устанавливать границы диапазона температур, при котором указатель не активизирует световой сигнализатор. Нужность такой установки продиктована также (помимо сказанного выше) и различием характеристик различных видов, например охлаждающей жидкости (тосол, вода, иное), а также различием температурных режимов работы различных двигателей внутреннего сгорания.
Наличие таких устройств позволяет изготавливать указатель массового назначения, а следовательно, с меньшими трудозатратами.
Для замены существующего сигнализатора, например перегрева, на действующей машине или механизме достаточно его снять и установить на то же место на панели приборов сигнализатор предлагаемого указателя, т.к. его корпус, элементы крепления и соединения с источником питания и другими элементами выполнены такими же, как на заменяемом указателе температуры.
Кроме того, можно использовать корпус заменяемого указателя температуры и установить в него предложенный индикатор со световыми сигнализаторами и устройство для изменения и регулировки нижнего и верхнего пороговых значений температуры рабочей среды.
Индикатор снабжен световым сигнализатором, выполненным с возможностью скачкообразного изменения своих временных и/или пространственных оптических характеристик в соответствии с изменением управляющего сигнала от упомянутой схемы, связанного с изменением показаний упомянутого датчика, отображающего изменение характера изменения упомянутой температуры, что обеспечивает возможность, не прерывая (не останавливая) рабочий процесс (например, не выключая двигатель внутреннего сгорания), при недопустимом понижении или повышении температуры рабочей среды (например, при повышении температуры охлаждающей жидкости) за счет оперативного контроля за изменением характера изменения упомянутой температуры (за переходом от ее увеличения к уменьшению или наоборот), управляя параметрами, характеризующими упомянутый процесс (например, переходя на более высокую передачу, нежели того требует скорость движения автомобиля), приводить его течение в норму (например, добиваться уменьшения температуры упомянутой жидкости до рабочей температуры), избегая перехода из предаварийного состояния в аварийное.
Упомянутое скачкообразное изменение оптических характеристик соответствует переходу характера изменения упомянутой температуры от увеличения к постоянству или уменьшению и, наоборот, от постоянства или уменьшения к увеличению или упомянутое скачкообразное изменение оптических характеристик соответствует переходу характера изменения упомянутой температуры от уменьшения к постоянству или увеличению и, наоборот, от постоянства или увеличения к уменьшению или упомянутое скачкообразное изменение оптических характеристик соответствует переходу характера изменения упомянутой температуры от увеличения к постоянству и от постоянства к уменьшению, а также в обратной последовательности: от уменьшения к постоянству и от постоянства к увеличению, что расширяет функциональные возможности указателя.
Световой сигнализатор выполнен с возможностью переключения в режим мигающего свечения при увеличении упомянутой температуры и в режим постоянного свечения при ее уменьшении или наоборот - в режим мигающего свечения при уменьшении и в режим постоянного свечения при увеличении, что определяет функциональную пригодность указателя как устройства, дифференцирующего различный характер изменения температуры.
Световой сигнализатор в режиме мигающего свечения выполнен с возможностью повышения скважности его периодического свечения по мере увеличения абсолютного значения упомянутой температуры или наоборот - повышения скважности по мере уменьшения упомянутого значения, что определяет функциональную пригодность указателя как устройства, дифференцирующего различный характер изменения температуры.
Упомянутый световой сигнализатор выполнен в виде кристаллов со светоизлучающими р-n-переходами разного цвета свечения, что обеспечивает возможность изготовления относительно простого и недорогого указателя динамики температуры.
Упомянутый световой сигнализатор выполнен в виде центрального кристалла со светоизлучающим р-n-переходом одного цвета свечения и дополнительных кристаллов со светоизлучающими р-n-переходами другого или других цветов свечения, расположенных справа, слева и/или сверху, снизу от центрального, что обеспечивает возможность изготовления относительно простого и недорогого указателя динамики температуры с уникальными по оперативности снятия отсчета и по разгрузки внимания оператора характеристиками.
Указатель снабжен устройством для изменения и регулировки границ нормального теплового режима, определяющих верхнее и нижнее пороговые значения упомянутой температуры, что обеспечивает возможность изготовления недорогого указателя динамики температуры, а также что определяет функциональную пригодность указателя как устройства, дифференцирующего различный характер изменения температуры.
Упомянутый световой сигнализатор выполнен в виде двух разнесенных на расстояние, превышающее 5 мм, кристаллов со светоизлучающими р-n-переходами с возможностью их попеременного загорания, что обеспечивает возможность изготовления относительно простого и недорогого указателя динамики температуры с уникальными по оперативности снятия отсчета и по обеспечению разгрузки внимания оператора характеристиками, а также что определяет функциональную пригодность указателя как устройства, дифференцирующего различный характер изменения температуры.
Упомянутый световой сигнализатор для упомянутого нижнего значения выполнен с возможностью мерцания или попеременного загорания разнесенных кристаллов до достижения упомянутой температурой такого значения, а световой сигнализатор для упомянутого верхнего значения выполнен с возможностью мигания или постоянного свечения после достижения упомянутой температурой такого значения, что определяет функциональную пригодность указателя как устройства, дифференцирующего различный характер изменения температуры.
Два упомянутых разнесенных кристалла имеют один цвет свечения, что позволяет минимизировать зрительную нагрузку оператора.
Упомянутый сигнализатор снабжен корпусом для установки его на панели приборов, причем этот корпус выполняют с размерами и элементами крепления, соответствующими используемому штатному сигнализатору перегрева или переохлаждения, или выполняют упомянутый сигнализатор с возможностью его установки в корпус используемого штатного указателя температуры, что обеспечивает возможность замены им штатного указателя температуры на панели приборов различных машин и механизмов, включая транспортные средства.
Из сказанного следует, что каждый признак изобретения, а также все его признаки в совокупности позволяют достичь технического результата, связанного с улучшением условий эксплуатации машин и механизмов, повышением их ресурса за счет изменения качества представляемой информации, за счет обращения внимания оператора на изменение характера изменения температуры и оперативного оповещения об отклонении от нормального теплового режима и от пороговых значений температуры рабочей среды, а также за счет обеспечения быстрой замены штатного указателя температуры без переделки панели приборов и значительных затрат, в частности, связанных с повышением удобства управления упомянутыми процессами, повышением производительности труда операторов за счет минимизации времени аварийного простоя, усовершенствованием, не предполагающим дорогостоящей модернизации, существующих механизмов и их узлов с целью облегчения труда оператора.
В заключение следует отметить, что в основном технический результат от реализации изобретения, в частности выражающийся в повышении безопасности дорожного движения, носит качественный характер, трудно поддающийся ввиду многофакторности решаемых задач количественной оценке.
Изобретение относится к измерительной технике. Указатель снабжен световым сигнализатором, выполненным с возможностью скачкообразного изменения оптических характеристик в соответствии с изменением характера изменения температуры, с возможностью переключения в режим мигающего свечения при увеличении температуры и в режим постоянного свечения при ее уменьшении. В режиме мигающего свечения возможно повышение скважности периодического свечения по мере увеличения абсолютного значения температуры. Указатель снабжен устройством для изменения и регулировки границ нормального теплового режима, определяющих верхнее и нижнее пороговые значения упомянутой температуры. Сигнализатор может иметь корпус для установки его на панели приборов, причем этот корпус выполнен с размерами и элементами крепления, соответствующими штатному сигнализатору перегрева или переохлаждения. Сигнализатор может быть выполнен с возможностью его установки в корпус используемого штатного указателя температуры. Изобретение улучшает условия эксплуатации машин и механизмов, повышает их ресурс и обеспечивает быструю замену штатного указателя температуры без переделки панели приборов. 12 з.п. ф-лы.
СПОСОБ КОМПЛЕКСИРОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2138409C1 |
СИГНАЛИЗАТОР АВАРИЙНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ДВС | 1996 |
|
RU2116473C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ | 1997 |
|
RU2139544C1 |
US 4880972 А, 14.11.1989. |
Авторы
Даты
2002-11-27—Публикация
2001-09-20—Подача