Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в пространственных зацеплениях между ортогональными пересекающимися осями для передачи вращения и крутящего момента.
Известна передача между плоским колесом и цилиндрической шестерней, так называемая цилиндроконическая. В этой передаче коническая рейка заменена плоским колесом, а коническая шестерня -цилиндрической (Я.С.Давыдов. Неэвольвентное зацепление. М.: Машгиз, 1950).
В известной передаче шестерня с эвольвентным поперечным профилем повторяет геометрические параметры инструмента (поперечный профиль, число зубьев, модуль).
Поперечный профиль зуба плоского колеса - кривая, полученная в результате огибания инструментом.
Передача имеет преимущество перед другими видами пространственных зацеплений: контакт между зубьями может быть линейным либо точечным (по желанию конструктора), так как зона касания регулируется; геометрический расчет передач по сравнению с коническими - прост.
К основным недостаткам следует отнести: заострение зубьев плоских колес по длине зуба и как следствие невозможность получения зубьев произвольно большой длины; привязка к инструменту и зубодолбежному станку.
За прототип принята передача, содержащая ведомое колесо с плоскими рабочими поверхностями и ведущее колесо с выпуклыми рабочими поверхностями (патент РФ 96101625, МПК6 F 16 H 55/08, опубл. 10.04.98).
Основной недостаток - технологический: сложность изготовления на станках с ЧПУ; сложность управления контактом сопряженных профилей зубьев; сложность синтезирования ее геометрических параметров.
Задачей данного изобретения является улучшение эксплуатационных свойств передачи за счет рационального подбора плоской рейки и соответствующих ей поверхностей ведущего колеса; упрощение процесса изготовления передачи, т.е. создание передачи между ведущим и ведомым плоским колесом, которая не связана с каким-либо инструментом и профилируемую, как методом копирования при единичном делении с использованием фрезерных станков (включая станки с ЧПУ), так и методом обкатки однорезцовым инструментом.
Указанная задача решается за счет того, что впадины ведомого колеса между зубьями выполнены радиальными, равноширокими и равноглубокими, зубья ведущего колеса выполнены равновысокими с криволинейным поперечным профилем, причем зуб ведущего колеса выполнен сопрягающимся с зубом ведомого колеса, а угол сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым определяется по следующей зависимости:
где
коэффициенты, определяющие положение боковых поверхностей зубьев ведущего колеса, причем α - угол зацепления, ϕ1, ϕ2 - углы поворота ведомого и ведущего колес, i = ϕ2/ϕ1 - передаточное отношение, верхние знаки относятся к правостороннему, нижние - левостороннему вращению ведомого колеса.
Предложенное техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 показана передача в рабочем зацеплении; на фиг.2. - вид сверху на передачу.
Ведущее колесо 1 (фиг.1) выполнено с жестким базированием, определяемым размером "V" (расстояние от центра ведомого плоского колеса 2 до середины ширины ведущего колеса). Середина ширины ведущего колеса совмещена со средним диаметром зубчатого венца ведомого плоского колеса 2. Угол β на зубьях ведущего колеса 1 является углом сопряжения боковых поверхностей зубьев (фиг. 1). На фиг.2 показано сечение по впадине, представляющее рейку с углом профиля 2α.
Зубчатая передача работает следующим образом. Передача передает вращение и крутящий момент при право- и левостороннем вращении ведущего колеса 1 (передача реверсивная). Крутящий момент прикладывается к валу, на котором находится ведущее колесо 1 и снимается с вала ведомого плоского колеса 2.
Данная передача плоскоцилиндрическая и ее геометрические параметры получаются аналитическим путем, используются три системы прямоугольных координат, из которых две - подвижные, связанные с ведомым и ведущим колесами, и одной неподвижной, относительно которой задаются положения подвижных систем.
Уравнение боковой поверхности зуба ведомого плоского колеса - плоскость, заданная уравнением АХ+BY+CZ+D=0 (в подвижной системе координат ведомого колеса). Уравнение боковой поверхности зуба ведущего колеса описывается прямой, полученной от пересечения двух плоскостей A1X+B1Y+C1Z+D1=0 и A2X+B2Y+C2Z+D2= 0 (в подвижной системе координат ведущего колеса). Эта линия и плоскость определяют угол сопряжения β, которая зависит от коэффициентов A1,2; B1,2; C1,2. Задаваясь значением ϕ1 и имея ввиду, что ϕ2 = iϕ1, и зная кривую линию, по которой описан поперечный профиль ведущего колеса, получены углы наклона линий, описывающих боковую поверхность зуба. Теория проектирования плоскоцилиндрических передач изложена в работе авторов: О.Л. Подгаевский, Г. В. Жужжалкин. Проектирование плоскоцилиндрических передач (базовое звено плоское колесо). См. "Вестник машиностроения", 2000 г., 10, с. 38-44.
Форма зуба ведущего колеса определяется по точкам, полученным в результате решения уравнений, определяющих боковую поверхность зуба.
Зубья ведущего и ведомого колес нарезаются методом копирования на программном станке с ЧПУ либо на универсальном фрезерном станке с применением делительной головки и достаточно простого инструмента. Этим инструментом является для нарезания колеса обычная двухугловая фреза с прямолинейными режущими кромками. Такой фрезой впадины между зубьями нарезается за один проход. Возможно нарезание впадины зубьев ведомого колеса одновитковой червячной фрезой на зубофрезерном станке. См. патент РФ 1323264, кл. В 23 F 9/14, бюл. 26, 1987 г. При нарезании ведущего колеса используется фасонная фреза с криволинейным поперечным профилем. Продольный угол β на ведущем колесе создается либо за счет углового поворота фрезы, либо за счет переменной высоты зуба.
Пример расчета угла сопряжения в полюсе зацепления ведомого и ведущего колес.
1. Исходные данные: числа зубьев ведущего и ведомого колес соответственно 18 и 216, передаточное отношение 12, модуль зацепления 3,9884 мм (рассчитывается на среднем диаметре плоского колеса 861,5 мм), угол поворота ведущего и ведомого колес во время взаимного обката до полюса зацепления соответственно 23,267 и 1,939 град., угол зацепления 20 град.
2. Расчетные коэффициенты для полюса зацепления:
A1=0,998; - A2=-0,71;
Bl=-0,057; - B2=-11,962;
C1=0,032; - С2=0,939.
3. Угол сопряжения в полюсе зацепления β=1,566 град.
Экономический эффект достигается за счет оптимизации параметров передачи при ее проектировании (оптимизация контактных напряжений, габаритных размеров и др.), точности передачи, простоты изготовления и монтажа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2003 |
|
RU2234627C1 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ПРЯМОЗУБОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ШЕСТЕРНИ | 2003 |
|
RU2248262C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2003 |
|
RU2241162C2 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ КРУГОВЫХ ЗУБЬЕВ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС | 1995 |
|
RU2106939C1 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЬЕВ КОНИЧЕСКОЙ ШЕСТЕРНИ ЦИЛИНДРОКОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2000 |
|
RU2175593C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС НА СТАНКЕ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС МЕТОДОМ ОБКАТКИ | 1993 |
|
RU2088386C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ДИСКОВЫМ ЛЕЗВИЙНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ | 2018 |
|
RU2677553C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ЗУБЬЯМИ | 1998 |
|
RU2123410C1 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМОЙ ЗУБЬЕВ | 2007 |
|
RU2347650C1 |
ДВУХПОТОЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2006 |
|
RU2307965C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в пространственных зацеплениях между ортогональными пересекающимися осями для передачи вращения и крутящего момента. Зуб ведущего колеса выполнен сопрягающимся с зубом ведомого колеса, а угол сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым определяется по следующей зависимости:
где
коэффициенты, определяющие положение боковых поверхностей зубьев ведущего колеса, причем α - угол зацепления, ϕ1, ϕ2 - углы поворота ведомого и ведущего колес, i = ϕ2/ϕ1 - передаточное отношение, верхние знаки относятся к правостороннему, нижние - левостороннему вращению ведомого колеса. Технический результат: улучшение эксплуатационных свойств передачи. 2 ил.
Зубчатая передача, содержащая ведомое колесо с плоскими рабочими поверхностями и ведущее колесо с выпуклыми рабочими поверхностями, отличающаяся тем, что впадины ведомого колеса между зубьями выполнены радиальными, равноширокими и равноглубокими, зубья ведущего колеса выполнены равновысокими с криволинейным поперечным профилем, причем зуб ведущего колеса выполнен сопрягающимся с зубом ведомого колеса, а угол сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым определяется по следующей зависимости:
где
коэффициенты, определяющие положение боковых поверхностей зубьев ведущего колеса, причем α - угол зацепления, ϕ1, ϕ2 - углы поворота ведомого и ведущего колес, i = ϕ2/ϕ1 - передаточное отношение, верхние знаки относятся к правостороннему, нижние - левостороннему вращению ведомого колеса.
RU 96101625, 10.04.1998 | |||
Спироидное зацепление | 1980 |
|
SU937827A1 |
US 4238970, 16.12.1980 | |||
ТУННЕЛЬНЫЙ НАНОДАТЧИК МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2212671C1 |
Авторы
Даты
2002-11-27—Публикация
2001-03-05—Подача