Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нарезании прямозубой цилиндрической шестерни червячной фрезой.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому техническому решению является способ нарезания прямозубой цилиндрической шестерни, при котором червячную фрезу со стружечными канавками перемещают в направлении оси вращения цилиндрической шестерни и сообщают ей вращение, согласованное с вращением шестерни (Литвин Ф.Л., Теория зубчатых зацеплений, М.: Наука, 1968, с 232).
Недостатком известного способа нарезания цилиндрической шестерни является то, что в рабочем зацеплении между зубьями цилиндрической шестерни и плоского колеса плоскоцилиндрической передачи будет работать кромочный контакт, вызывающий повышенный шум и понижающий несущую способность передачи.
Задачей изобретения является создание цилиндрической шестерни плоскоцилиндрической передачи с заостренными зубьями к внешнему радиусу плоского колеса, который является параметром сопряжения поверхностей зубьев плоского колеса и цилиндрической шестерни.
Поставленная задача достигается тем, что в способе нарезания прямозубой цилиндрической шестерни, при котором нарезаемой шестерне сообщают вращение вокруг своей оси, а червячной фрезе, помимо вращательного движения, сообщают поступательное движение в направлении оси шестерни, траектория перемещения фрезы в осевом направлении шестерни осуществляется под углом к оси вращения цилиндрической шестерни, который выбирают из зависимости:
где
коэффициенты, определяющие положение боковых поверхностей зубьев цилиндрической шестерни, причем α - угол зацепления, ϕ1, ϕ2 – углы поворота плоского колеса и цилиндрической шестерни, i=ϕ1/ϕ2 - передаточное отношение, при этом верхние знаки относятся к правостороннему, нижние - к левостороннему вращению цилиндрической шестерни.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показана плоскоцилиндрическая передача в рабочем зацеплении, продольное сечение зуба А-А цилиндрической шестерни и торцевое сечение В-В впадины плоского колеса; на фиг.2 представлена схема нарезания цилиндрической шестерни.
Предлагаемый способ нарезания прямозубой цилиндрической шестерни реализован следующим образом.
Плоскоцилиндрическая передача содержит плоское колесо 1 с плоскими рабочими поверхностями и цилиндрическую шестерню 2 с выпуклыми рабочими поверхностями (фиг.1). Середина ширины венца Q (фиг.2) цилиндрической шестерни совмещена со средним диаметром 2V зубчатого венца b плоского колеса. Впадины между зубьями плоского колеса выполнены радиальными, равноширокими и равноглубокими, причем нормальный поперечный профиль сечения впадины В-В образован линиями, образующими угол 2α реечного контура. Зубья цилиндрической шестерни являются прямозубыми и выполнены разновысокими с криволинейным поперечным профилем. В продольном сечении А-А зубья цилиндрической шестерни имеют угол 2β заострения к внешнему радиусу плоского колеса, причем угол заострения зуба цилиндрической шестерни является углом сопряжения зубьев плоского колеса и цилиндрической шестерни.
Геометрические параметры плоскоцилиндрической передачи, а также параметр, определяющий способ нарезания прямозубой цилиндрической шестерни, получают аналитическим путем. Для этого используют три прямоугольные координатные системы, из которых две - подвижные, связанные с плоским колесом и цилиндрической шестерней, и одна неподвижная, относительно которой задаются положения подвижных систем.
Уравнения боковой поверхности зуба плоского колеса - плоскость, заданная уравнением AX+BY+CZ+D=0 (в подвижной системе координат плоского колеса). Уравнения боковых поверхностей зуба цилиндрической шестерни описываются прямыми, полученными от пересечения двух поверхностей первого порядка А1Х+B1Y+C1Z+D1=0 и А2Х+B2Y+C2Z+D2=0 (в подвижной системе координат цилиндрической шестерни). Эти линии и плоскость, проходящая через оси вращения ведущего и ведомого колес, определяют угол β сопряжения, который зависит от коэффициентов А1,2, В1,2, С1,2. Задаваясь значением ϕ1 и имея в виду, что ϕ2=iϕ1, и зная кривую линию, по которой описан поперечный профиль цилиндрической шестерни, получены углы наклона линий, описывающих боковую поверхность зуба. (Теория проектирования плоскоцилиндрических передач изложена в работе авторов: О.Л. Подгаевский, Г.В. Жужжалкин. "Проектирование плоскоцилиндрических передач (базовое колесо - плоское колесо)", см. "Вестник машиностроения", 2000, №10, с.38-44.)
При получении заостренного угла 2β в продольном сечении зуба цилиндрической шестерни к внешнему радиусу плоского колеса в полюсе зацепления плоскоцилиндрической передачи также используют уравнения боковых поверхностей зуба цилиндрической шестерни, которые описываются прямыми, полученными от пересечения двух поверхностей первого порядка. Линия, проходящая через полюс зацепления Р плоскоцилиндрической передачи, и плоскость, в которой лежит ось вращения цилиндрической шестерни и которая перпендикулярна оси вращения плоского колеса, определяют угол у наклона траектории перемещения червячной фрезы, который зависит от коэффициентов A1,2, В1,2, С1,2.
Траектория 3 перемещения червячной фрезы (фиг.2) с делительным радиусом rd в системе координат цилиндрической шестерни наклонена на угол γ к оси вращения Z2 цилиндрической шестерни со средним радиусом R2p. Средний радиус цилиндрической шестерни проходит через полюсную точку Р плоскоцилиндрической передачи, которая является средней точкой венца Q цилиндрической шестерни.
Пример расчета угла γ наклона траектории перемещения червячной фрезы к оси вращения цилиндрической шестерни в полюсе зацепления плоского колеса и цилиндрической шестерни.
Исходные данные:
1. Числа зубьев ведущего и ведомого колес соответственно Zш=18 и ZK=216, передаточное отношение i=12, модуль зацепления m=3,9884 мм (рассчитывается на среднем диаметре плоского колеса 2V=861,5 мм), угол поворота цилиндрической шестерни и плоского колеса во время взаимного обката до полюса зацепления соответственно ϕ2=23,267° и ϕ1=1,939°, угол зацепления α=20°.
2. Расчетные коэффициенты для полюса зацепления при правостороннем вращении плоского колеса:
A1=0,998; B1=-0,057; С1=0,032;
А2=-0,711; В2=-11,962; С2=0,939.
3. Угол сопряжения зуба цилиндрической шестерни в полюсе зацепления
β=1,566°.
4. Угол наклона траектории перемещения червячной фрезы γ=4,579°.
Предложенный способ нарезания прямозубой цилиндрической шестерни позволит осуществить в полюсной точке плоскоцилиндрической передачи линейно-локализованный контакт между поверхностями зубьев плоского колеса и цилиндрической шестерни.
Изобретение относится к области машиностроения, обработке червячными фрезами. Способ включает сообщение нарезаемой шестерне вращения вокруг своей оси, а червячной фрезе - вращательного движения и поступательного движения с траекторией, расположенной под углом γ к оси вращения цилиндрической шестерни. Для получения на цилиндрической шестерне заостренных зубьев для плоскоцилиндрической передачи величину угла γ выбирают по приведенному выражению в зависимости от угла зацепления, углов поворота плоского колеса и цилиндрической шестерни во время взаимного обката до полюса зацепления и их отношения. 2 ил.
Способ нарезания прямозубой цилиндрической шестерни, при котором нарезаемой шестерне сообщают вращение вокруг своей оси, а червячной фрезе сообщают вращательное движение и поступательное движение с траекторией, расположенной под углом γ к оси вращения цилиндрической шестерни, отличающийся тем, что величину угла γ выбирают из зависимости
где A1, A2, B1, B2, C1, C2 - коэффициенты, определяющие положение боковых поверхностей зубьев цилиндрической шестерни;
A1=± cosα cosϕ 1cosϕ 2±sinα sinϕ 2;
B1=-cosα cosϕ 1sinϕ 2+sinα cosϕ 2;
C1=cosα sinϕ 1;
A2=cosα sinϕ 1cosϕ 2i cosα cosϕ 1sinϕ 2±i sinα cosϕ 2;
B2=cosα sinϕ 1sinϕ 2-i cosα cosϕ 1cosϕ 2-i sinα sinϕ 2;
C2=cosα cosϕ 1;
α - угол зацепления;
ϕ 1, ϕ 2 - углы поворота плоского колеса и цилиндрической шестерни во время взаимного обката до полюса зацепления;
i=ϕ 1/ϕ 2 - передаточное отношение;
при этом верхние знаки “+” или “-” относятся к правостороннему, а нижние - к левостороннему вращению цилиндрической шестерни.
US 3469495 А, 30.09.1969 | |||
Способ нарезания плоских зубчатых колес цилиндроконических передач методом обкатки на зуборезных станках | 1949 |
|
SU86732A1 |
Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач | 1971 |
|
SU440033A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2001 |
|
RU2193707C1 |
ЛИТВИН Ф.Л | |||
“Теория зубчатых зацеплений”, М., “Наука”, 1968, с.474-476. |
Авторы
Даты
2005-03-20—Публикация
2003-07-02—Подача