УСТРОЙСТВО БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА Российский патент 2002 года по МПК G01M1/32 F16F15/32 

Описание патента на изобретение RU2194960C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при балансировке роторов малоразмерных авиадвигателей.

Известно устройство балансировки ротора турбомашины (см. заявка Франции 2255589, кл. F 01 D 5/10, 1975 г.), содержащее кольцевой паз на торцевой поверхности диска, в который установлен балансировочный груз с возможностью перемещения вдоль паза в процессе балансировки, с последующим закреплением положения груза в пазу.

Известно устройство балансировки ротора машины (заявка ФРГ 2348629, кл. F 16 F 15/32, 1976 г.), имеющее П-образную канавку, в которую устанавливается балансировочный груз, фиксируемый в канавке путем обжатия (пластической деформации) стенок канавки.

Известно выбранное за прототип устройство балансировки ротора турбомашины (а.с. СССР 624130, кл. G 01 M 1/32, 1978 г.), содержащее кольцевой бурт с кольцевой канавкой, в которую установлен балансировочный груз в виде сегмента с тонкостенной кромкой, фиксируемый в канавке путем обжима кромки в выемке стенки канавки.

Недостатком прототипа является сложность балансировочного устройства, что делает невозможным применение подобной конструкции на малоразмерных роторах. Кроме того, балансировочный груз является деталью одноразовой постановки.

Задачей изобретения является упрощение конструкции балансировочного устройства для балансировки малоразмерных роторов, снижение трудоемкости изготовления, облегчение процесса балансировки, возможность многократного использования грузиков.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве балансировки ротора, имеющем балансировочные грузики и кольцевой бурт с кольцевой канавкой, в кольцевом бурте выполнены равномерно расположенные по окружности радиальные пазы, пересекающие кольцевую канавку, имеющие опорные поверхности, соответствующие форме грузиков. Балансировочные грузики выполнены в виде фигур простой геометрической формы, например цилиндров, шаров, пластин и т.д., каждый грузик имеет поперечное отверстие. Некоторое количество грузиков, необходимое для устранения дисбаланса ротора, размещено в соответствующих местам дисбаланса радиальных пазах бурта и зафиксировано упругим проволочным кольцом, продетым через поперечное отверстие каждого грузика, при этом проволочное кольцо расположено (установлено) в кольцевой канавке. Проволочное кольцо имеет загнутый конец, установленный в одном из свободных от грузика радиальных пазов, что не позволяет упругому кольцу проворачиваться в окружном направлении.

Простые формы грузиков, проволочного кольца и кольцевой канавки позволяют размещать балансировочное устройство на малоразмерных роторах и производить балансировку с малыми затратами и высокой точностью.

На фиг.1 изображен балансировочный грузик, на фиг.2 изображен вид сбоку на балансируемый диск ротора турбомашины, на фиг.3 показано размещение кольцевой канавки и упругого проволочного кольца по окружности бурта (разрез А-А), на фиг.4 показано расположение грузика в радиальном пазу (разрез Б-Б), на фиг.5 показана фиксация упругого кольца с загнутым концом (вид В).

Устройство балансировки ротора содержит диск 1 ротора турбомашины, имеющего кольцевой бурт 2, кольцевую канавку 3, радиальные пазы 4, выполненные в кольцевом бурте 2 и пересекающие кольцевую канавку 3. Дно 5 радиального паза 4 имеет форму, соответствующую форме балансировочного грузика 6, и является опорной поверхностью для грузика 6. Грузики 6 имеют поперечное отверстие 7, через которое пропущено упругое проволочное кольцо 8, и установлены в радиальные пазы 4. Один конец 9 проволочного кольца 8 загнут перпендикулярно плоскости кольца.

В процессе балансировки ротора на стенде определяется место и величина дисбаланса, в зависимости от этого определяется необходимое количество балансировочных грузиков. Грузики нанизываются на упругое кольцо 8 (в виде бус), после чего кольцо 8 заводится в канавку 3, а грузики 6 одновременно вставляются в соответствующие пазы 4 (определенные на балансировочном стенде). Кольцо 8 не позволяет грузикам перемещаться в осевом и радиальном направлениях, стенки пазов 4 фиксируют грузики от перемещения в окружном направлении. Загнутый конец 9 кольца 8, размещенный в любом из свободных пазов 4, не позволяет кольцу 8 проворачиваться в окружном направлении. При работе турбомашины центробежные силы прижимают каждый грузик 6 к опорной поверхности 5 радиального паза 4 и кольцо 8 к дну кольцевой канавки 3, надежно удерживая грузики 6 и кольцо 8 от выпадания.

Простота формы балансировочных грузов и конструкции балансировочного бурта ротора позволяет выполнить балансировку малоразмерного ротора при низкой себестоимости изготовления. Снижается трудоемкость процесса балансировки, т. к. упругое стопорное кольцо с грузиками легко ставится и снимается для корректировки дисбаланса.

Похожие патенты RU2194960C2

название год авторы номер документа
РОТОР С КОМПЕНСАТОРОМ ДИСБАЛАНСА 2012
  • Фатеев Виктор Антонович
  • Огарко Николай Иванович
  • Бырдин Владимир Петрович
  • Макаренко Сергей Игоревич
RU2516722C1
ГРУЗ ДЛЯ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРОВ ТУРБОМАШИНЫ 1993
  • Никонов В.И.
RU2123673C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ВЕТОХИНА "ЭМВ" 1994
  • Ветохин В.И.
RU2065656C1
ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Колесников Н.В.
RU2061289C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2005
  • Соловьев Александр Федорович
RU2296864C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1993
  • Грехнев В.А.
  • Летуновский С.Ф.
RU2117874C1
ОСЕВОЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Белоусов В.А.
  • Фомин Е.А.
RU2212568C1
КРЕПЛЕНИЕ ДИСКА ТУРБОМАШИНЫ К ВАЛУ 1992
  • Иванов Н.А.
  • Пыхтин Ю.А.
  • Черняев И.А.
RU2042832C1
ОПОРА РОТОРА ГТД 1991
  • Кузнецов В.А.
RU2075658C1
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОГО КОМПРЕССОРА 2002
  • Фомин Е.А.
RU2214537C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 194 960 C2

Реферат патента 2002 года УСТРОЙСТВО БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при балансировке роторов малоразмерных авиадвигателей. Устройство балансировки ротора имеет балансировочные грузики, кольцевой бурт с кольцевой канавкой. В кольцевом бурте выполнены равномерно расположенные по окружности радиальные пазы, пересекающие кольцевую канавку, имеющие поверхности, соответствующие форме грузиков. Грузики выполнены в виде фигур простой геометрической формы (цилиндров, шаров, пластин и т.д.) с поперечным отверстием. Грузики расположены в радиальных пазах бурта и зафиксированы упругим проволочным кольцом, продетым через поперечное отверстие каждого грузика и расположенным в кольцевой канавке. В результате упрощается конструкция балансировочного устройства, снижается трудоемкость изготовления, облегчается процесс балансировки, появляется возможность многократного использования грузиков. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 194 960 C2

Устройство балансировки ротора, имеющее балансировочные грузики, кольцевой бурт с кольцевой канавкой, отличающееся тем, что в кольцевом бурте выполнены равномерно расположенные по окружности радиальные пазы, пересекающие кольцевую канавку, имеющие поверхности, соответствующие форме грузиков, грузики выполнены в виде фигур простой геометрической формы (цилиндров, шаров, пластин и т. д. ) с поперечным отверстием, расположены в радиальных пазах бурта и зафиксированы упругим проволочным кольцом, продетым через поперечное отверстие каждого грузика и расположенным в кольцевой канавке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2194960C2

SU 624130 А, 01.08.1978
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ПРИЗЕМЛЕНИЯ ЛЕТЧИКА ПОСЛЕ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2013
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Лившиц Александр Наумович
  • Киселев Виктор Иванович
  • Метельков Павел Вячеславович
  • Шибанов Виктор Юрьевич
RU2544076C1
GB 1417266 А, 10.12.1975
DE 3637256 А1, 11.05.1988.

RU 2 194 960 C2

Авторы

Тырышкина Л.С.

Даты

2002-12-20Публикация

1997-10-28Подача