РОТОР С КОМПЕНСАТОРОМ ДИСБАЛАНСА Российский патент 2014 года по МПК F16F15/32 F01D5/02 G01M1/36 

Описание патента на изобретение RU2516722C1

Изобретение относится к балансировочной технике в общем машиностроении и, в частности, может быть использовано для балансировки роторов турбомашин.

При работе турбомашины из-за дисбаланса вращающихся частей всегда возникают вибрации ротора, которые существенно снижают коэффициент трения и могут приводить к смещению балансировочных грузов от положения, выбранного при балансировке ротора.

На ротор и балансировочные грузы, кроме всего прочего, воздействуют значительные аэродинамические силы от перемешивания воздуха в турбомашине.

К смещению балансировочных грузов также могут приводить различные температурные расширения грузов и колеса, выполненных из различных материалов.

Установлено, что уравновешивание вращающихся частей машин посредством добавления корректирующих грузов позволяет уменьшить нагрузки на подшипники машин и таким образом повысить их ресурс. Это особенно важно для высокооборотных машин и двигателей, когда сброс/приемистость оборотов ротора во время работы достигает несколько тысяч оборотов в секунду.

Известно устройство (авт. свид. СССР №200857, F16F 15/32, 09.04.1966), содержащее груз в форме сегмента со стопорной пластиной, установленной в проточку диска ротора, где цилиндрический выступ пластины входит в отверстие, имеющееся в бурте диска ротора с радиальными и окружными пазами. Однако в отверстиях на бурте диска, служащих для постановки контровок и являющихся концентраторами напряжений, после определенного времени работы в диапазоне высоких центробежных сил, температур и вибраций возникают трещины, приводящие к разрушениям дисков и авариям с тяжелыми последствиями.

Известна роторная машина (патент США №8 177 487, F01D 25/04, 04.05.2009 и его аналог - патент РФ №2010 117 015, F01С 1/00, 30.04.2010), содержащая вращающуюся часть с кольцевой канавкой и балансировочный груз. Канавка имеет основание и боковые наклонные стороны, сходящиеся друг к другу от основания с образованием проема.

Балансировочный груз имеет корпус с наклонными сторонами и расположен в указанной канавке с возможностью перемещения в окружном направлении при взаимодействия наклонных сторон груза с наклонными сторонами канавки. Балансировочный груз закреплен в канавке резьбовыми стопорами.

Установка позволяет бесступенчато балансировать роторную машину. Однако в условиях воздействия на ротор и груз пульсирующих нагрузок надежность крепления балансировочного груза резьбовыми стопорами недостаточна.

Наиболее близким из известных устройств по технической сущности и достигаемому результату является устройство компенсации дисбаланса колеса, содержащее балансировочный груз, выполненный в виде сегмента и устанавливаемый в проточку диска ротора с радиальными и окружными пазами (авт. свид. СССР №624130, G01М 1/32, 09.03.1977). Груз выполнен с буртом для закрепления его в окружном пазу и с радиальными выступами, размеры и расположение которых соответствует размерам и расположениям радиальных пазов. Изобретение повышает надежность и срок службы диска. Однако при односторонней установке груза в канавке, когда сброс/приемистость оборотов ротора во время работы достигает несколько тысяч оборотов в секунду, надежность крепления груза значительно снижается.

Предложенное изобретение решает следующие задачи:

- упрощение и удешевление балансировки ротора;

- уменьшение нагрузки на подшипники ротора турбомашины за счет повышения точности и стабильности балансировки колеса;

- повышение надежности крепления балансировочного груза в колесе и срока службы колеса турбомашины.

Поставленные задачи решаются тем, что ротор с компенсатором дисбаланса содержит, например, рабочее колесо ступени турбомашины и компенсатор дисбаланса колеса в виде балансировочного груза. Балансировочный груз выполнен в форме сегмента со стопорным элементом. Колесо имеет, по меньшей мере, с одной стороны в теле выемку с кольцевым внешним поднутрением, а снаружи напротив поднутрения по торцу колеса кольцевой выступ с пазами. Причем сегмент внешней поверхностью установлен во внешнем поднутрении выемки колеса и зафиксирован отгибом стопорного элемента в паз выступа.

В соответствии с изобретением:

- внешняя поверхность сегмента выполнена конической, соосной продольной оси колеса, расширяющейся в сторону тела колеса;

- внутренняя поверхность сегмента в поперечном сечении изготовлена торообразной;

- стопорный элемент сегмента выполнен в виде отгибной лапки;

- выемка колеса дополнительно имеет кольцевое внутреннее поднутрение с наружным буртом, концентричное кольцевому внешнему поднутрению, причем сегмент внутренней поверхностью установлен во внутреннем поднутрении выемки;

- кольцевые поверхности внешнего и внутреннего поднутрений выемки колеса соответственно конгруэнтны круговым внешней и внутренней поверхностям сегмента;

- пазы размещены извне наружного выступа внешнего поднутрения выемки;

- отгибная лапка расположена на свободной стенке сегмента под наружным кольцевым выступом колеса и зафиксирована на последнем с осуществлением деформации лапки в паз.

Указанные существенные признаки обеспечивают решение поставленных задач, так как:

- выполнение внешней поверхности сегмента конической, соосной продольной оси ротора, расширяющейся в сторону тела колеса, и расположение сегмента внешней поверхностью в идентичном внешнем поднутрении колеса обеспечивает при работе турбомашины надежное дополнительное соединение сегмента с колесом за счет большой силы трения, возникающей на сопряженных поверхностях от действия центробежных сил. Это позволяет избежать смещения сегмента (груза) в процессе эксплуатации высокооборотных турбомашин и тем самым предотвратить их разбалансировку, а следовательно, и, как минимум, дорогой внеплановый ремонт;

- изготовление внутренней поверхности сегмента в поперечном сечении торообразной и расположение сегмента этой поверхностью во внутреннем поднутрении выемки колеса исключает выпадение сегмента из внутреннего поднутрения выемки в неподвижном состоянии турбомашины, что улучшает надежность крепления балансировочного груза в колесе, повышает точность и стабильность балансировки колеса и уменьшает при работе турбомашины нагрузки на подшипники ротора;

- выполнение стопорного элемента сегмента в виде отгибной лапки дополнительно повышает надежность фиксации балансировочного груза в колесе за счет прижатия отгибной лапки к поверхности паза центробежными силами, возникающими при работе турбомашины;

- выполнение кольцевых поверхностей внешнего и внутреннего поднутрений выемки колеса соответственно конгруэнтными круговым внешней и внутренней поверхностям сегмента обеспечивает повышение точности установки груза в колесе и стабильности балансировки колеса;

- размещение пазов извне наружного выступа внешнего поднутрения выемки позволяет обеспечить доступ к установке балансировочных грузов в колесе и креплению лапок грузов в пазах без снятия ротора с балансировочного станка;

- расположение отгибной лапки на свободной стенке сегмента под наружным кольцевым выступом колеса и фиксирование ее на выступе с осуществлением деформации лапки в паз дополнительно обеспечивает упрощение и удешевление балансировки ротора без снятия его с балансировочного станка.

Развитие совокупности существенных признаков изобретения для частных случаев его выполнения дано далее.

Расположение оси каждого паза в плоскости продольной оси колеса под острым углом к последней может обеспечивать равномерное расположение лапки при деформации в пазу без нагружения сегмента во внешнем и внутреннем поднутрениях колеса.

Поверхность каждого паза может быть выполнена в виде части торовой, конической или цилиндрической поверхностей. Форма паза определяется конструкцией и быстроходностью ротора и обеспечивает плавность деформации лапки груза в паз колеса без трещинообразования.

Таким образом, решены поставленные в изобретении задачи:

- упрощена и удешевлена балансировка ротора;

- уменьшена нагрузка на подшипники ротора и повышена быстроходность турбомашины за счет повышения точности и стабильности балансировки колеса;

- повышены надежность крепления балансировочного груза в колесе и срок службы колеса турбомашины.

Настоящее изобретение поясняется последующим подробным описанием конструкции и работы ротора турбомашины с компенсатором дисбаланса на фиг.1-6, где:

на фиг.1 изображено продольное сечение колеса, содержащего балансировочный груз, установленный во внешнем и внутреннем поднутрениях выемки колеса;

на фиг.2 - балансировочный груз в сечении до установки в колесо;

на фиг.3 - вид на балансировочный груз со стороны отгибной лапки;

на фиг.4 - вид на тыльную сторону колеса с пазами, размещенными извне наружного выступа внешнего и паза внутреннего поднутрений;

на фиг.5 - сечение груза, установленного в поднутрении выемки колеса и зафиксированного от смещения деформацией отгибной лапки в паз наружного выступа внешнего поднутрения выемки колеса;

на фиг.6 - вид на вариант доработки по массе балансировочного груза.

Ротор с компенсатором дисбаланса, изображенный на фиг.1, содержит, например, рабочее колесо 1 ступени турбомашины и компенсатор дисбаланса колеса в виде балансировочного груза 2. Груз 2 (см. фиг.2, 3) выполнен в форме сегмента со стопорным элементом 3. Колесо 1 имеет, по меньшей мере, с одной стороны в теле выемку 4 с кольцевым внешним поднутрением 5, а снаружи напротив поднутрения 5 по торцу колеса - кольцевой выступ 6 с пазами 7 (см. фиг.4). Причем сегмент 2 внешней поверхностью 8 установлен во внешнем поднутрении 5 выемки 4 колеса 1 и зафиксирован отгибом стопорного элемента 3 в паз 7 выступа 6. Внешняя поверхность 8 сегмента 2 выполнена конической, соосной продольной оси колеса 1, расширяющейся в сторону тела колеса. Внутренняя поверхность 9 сегмента 2 в поперечном сечении изготовлена торообразной. Стопорный элемент 3 сегмента 2 выполнен в виде отгибной лапки. Выемка 4 колеса 1 дополнительно имеет (см. фиг.1, 5) кольцевое внутреннее поднутрение 10 с наружным буртом 11, концентричное кольцевому внешнему поднутрению 5. Причем сегмент 2 внутренней поверхностью 9 установлен во внутреннем поднутрении 10 выемки 4. Кольцевые поверхности внешнего 5 и внутреннего 10 поднутрений выемки 4 колеса 1 соответственно конгруэнтны (см. фиг.2) внешней 8 и внутренней 9 поверхностям сегмента 2. Пазы 7 размещены (см. фиг.4) извне наружного выступа 6 внешнего поднутрения 5 выемки 4. При этом отгибная лапка 3 расположена на свободной стенке сегмента 2 под наружным кольцевым выступом 6 колеса 1 и зафиксирована на последнем с осуществлением деформации лапки 3 в паз 7. Ось каждого паза 7 расположена в плоскости продольной оси колеса 1 под углом к последней (не показано). Поверхность каждого паза 7 может быть выполнена в виде части торовой, конической или цилиндрической поверхности, что определяется конструкцией и быстроходностью ротора турбомашины.

Для установки балансировочных грузов (сегментов) 2 в поднутрения 5 и 10 выемки 4 на наружном бурте 11 поднутрения 10 имеется радиальный паз 12 (см. фиг.5).

Грузы (сегменты) 2 изготавливаются, например, точением колец из материалов различной плотности, например алюминия, титана, стали и других материалов, и вырезаются по ширине, равными или меньшими по размерам ширины паза 12 в бурте 11.

Ротор устанавливают на балансировочный станок. Подобранные по массе один или несколько грузов 2 (из наборов различной плотности) через паз 12 (см. фиг.5) устанавливают в кольцевую выемку 4 колеса 1, образованную кольцевыми внешним 5 и внутренним 10 поднутрениями и перемещают в окружном направлении до места, определенного на балансировочном станке до постановки груза 2. Затем лапка 3 груза 2 частично деформируется с фиксацией в паз 7 выступа 6 (см. фиг.4) с возможностью, в случае необходимости, скорректировать массу груза 2 и его угловое местоположение.

После достижения необходимой величины дисбаланса рабочего колеса лапка 3 окончательно деформируется до контакта с поверхностью паза 7 в кольцевом выступе 6.

В случае невозможности подбора груза 2 необходимой массы можно установить на колесо 1 диаметрально противоположно два груза другой массы с разницей в массе, равной необходимой, например, алюминиевый, титановый или стальной груз 2. Кроме того, необходимую массу груза 2 можно получить за счет его доработки снятием лишнего материала, например, как показано на фиг.6.

Подбор необходимого груза 2 выполняется без снятия ротора с балансировочного станка.

При работе турбомашины груз 2 своей конической внешней поверхностью 8 контактирует со скольжением с конической поверхностью внешнего поднутрения 5 выемки 4 диска 1 и надежно поджимается центробежными силами своими конгруэнтными поверхностями к поверхностям выемки 4 колеса 1. Это в совокупности с фиксацией груза 2 деформацией лапки 3 в паз 7 при воздействии на лапку 3 центробежных сил позволяет надежно крепить балансировочный груз 2 на колесе 1 в окружном направлении при сбросе/приемистости оборотов ротора во время эксплуатации в составе, например, высокооборотного авиадвигателя, где сброс/приемистость достигают несколько тысяч оборотов в секунду.

Похожие патенты RU2516722C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА 1997
  • Тырышкина Л.С.
RU2194960C2
Рабочее колесо турбомашины 1980
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1090927A1
Устройство для балансировки рабочего колеса турбомашины 1986
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1425501A1
Ротор турбомашины 1989
  • Зинченко Юрий Степанович
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Мовчан Сергей Александрович
  • Усенко Владимир Васильевич
SU1642078A1
Устройство для балансирования рабочего колеса турбомашины 1981
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1016718A1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Дидов Владимир Викторович
  • Сергеев Виктор Дмитриевич
RU2529294C1
Устройство для балансировки ротора 1984
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1413466A1
Рабочее колесо турбомашины 1980
  • Коротов Михаил Васильевич
SU960468A1
Устройство для балансировки роторов 1988
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1793290A1
Устройство для балансировки ротора турбомашины 1988
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1552024A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 516 722 C1

Реферат патента 2014 года РОТОР С КОМПЕНСАТОРОМ ДИСБАЛАНСА

Ротор с компенсатором дисбаланса содержит рабочее колесо ступени турбомашины и компенсатор дисбаланса колеса в виде балансировочного груза, выполненного в форме сегмента с круговыми внешней и внутренней поверхностями и стопорным элементом. Ротор имеет, по меньшей мере, с одной стороны в теле колеса выемку с кольцевыми внешним и внутренним поднутрениями. Снаружи по торцу колеса напротив внешнего поднутрения выполнен кольцевой выступ с пазами, а напротив внутреннего поднутрения - наружный бурт. Сегмент внешней конической и внутренней поверхностями установлен в поднутрениях выемки колеса и зафиксирован отгибом стопорного элемента в паз выступа. Ось паза расположена в плоскости продольной оси колеса под углом к последней. При работе турбомашины балансировочный груз своей конической поверхностью контактирует со скольжением с конической поверхностью внешнего поднутрения выемки диска и надежно поджимается центробежными силами своей торцевой поверхностью к торцевой поверхности колеса. Изобретение позволяет упростить балансировку ротора, например рабочего колеса ступени турбомашины, за счет исключения его снятия со станка при балансировке, уменьшить нагрузки на подшипники ротора и увеличить быстроходность турбомашины за счет повышения точности и стабильности балансировки колеса, повысить надежность крепления балансировочного груза в колесе и срока службы колеса турбомашины. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 516 722 C1

1. Ротор с компенсатором дисбаланса, содержащий, например, рабочее колесо ступени турбомашины и компенсатор дисбаланса колеса в виде балансировочного груза, выполненного в форме сегмента со стопорным элементом, где колесо имеет, по меньшей мере, с одной стороны в теле выемку с кольцевым внешним поднутрением, а снаружи напротив поднутрения по торцу колеса кольцевой выступ с пазами, причем сегмент внешней поверхностью установлен во внешнем поднутрении выемки колеса и зафиксирован отгибом стопорного элемента в паз выступа, отличающийся тем, что внешняя поверхность сегмента выполнена конической, соосной продольной оси колеса, расширяющейся в сторону тела колеса, внутренняя поверхность сегмента в поперечном сечении изготовлена торообразной, а стопорный элемент сегмента выполнен в виде отгибной лапки, выемка колеса дополнительно имеет кольцевое внутреннее поднутрение с наружным буртом, концентричное кольцевому внешнему поднутрению, причем сегмент внутренней поверхностью установлен во внутреннем поднутрении выемки, кольцевые поверхности внешнего и внутреннего поднутрений выемки колеса соответственно конгруэнтны внешней и внутренней поверхностям сегмента, пазы размещены извне наружного выступа внешнего поднутрения выемки, при этом отгибная лапка расположена на свободной стенке сегмента под наружным кольцевым выступом колеса и зафиксирована на последнем с осуществлением деформации лапки в паз.

2. Устройство балансировки ротора по п.1, отличающееся тем, что ось каждого паза расположена в плоскости продольной оси колеса.

3. Устройство балансировки ротора по п.2, отличающееся тем, что ось каждого паза расположена под острым углом к продольной оси колеса.

4. Устройство балансировки ротора по п.1, отличающееся тем, что поверхность каждого паза выполнена в виде части торовой поверхности.

5. Устройство балансировки ротора по п.1, отличающееся тем, что поверхность каждого паза выполнена в виде части конической поверхности.

6. Устройство балансировки ротора по п.1, отличающееся тем, что поверхность каждого радиального паза выполнена в виде части цилиндрической поверхности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2516722C1

SU 624130 A1, (БРОВКО А.Н.), 15.09.1978
Устройство для балансировки рабочего колеса турбомашины 1986
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1425501A1
УСТРОЙСТВО БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА ТУРБИНЫ 2006
  • Бро Мишель
  • Жюде Морис
  • Ланжевен Тома
RU2407897C2
Способ очистки воздуха в механических самоочищающихся фильтрах 1959
  • Голубь А.И.
  • Голынкин А.А.
  • Зайцев А.И.
SU132195A1
Устройство для подогрева вязких нефтепродуктов в емкостях 1987
  • Закиев Гамбар Закиевич
SU1500575A1

RU 2 516 722 C1

Авторы

Фатеев Виктор Антонович

Огарко Николай Иванович

Бырдин Владимир Петрович

Макаренко Сергей Игоревич

Даты

2014-05-20Публикация

2012-11-15Подача