Изобретение относится к области электротехники и механики. Предлагается электрический двигатель с возбуждением от лучистых видов энергии - тепловой или энергии светового потока.
Наиболее близким прототипом предлагаемому устройству является агрегат, состоящий из отдельно взятых источника электрической энергии в виде термоэлектрических (ТЭП) или фотоэлектрических (ФЭП) преобразователей, соединенных электрическими проводами с двигателем постоянного тока. При нагреве ТЭП или облучении ФЭП в них вырабатывается электрический ток, который приводит в движение якорь двигателя.
Недостатком такой системы является относительно низкая надежность, которая определяется надежностью коллекторного устройства двигателя. Переходные контакты двигателя быстро изнашиваются, требуют ухода и замены. Работа ФЭП и ТЭП в режиме генерации постоянного тока, поскольку имеются трудности согласования внутреннего сопротивления преобразователей и нагрузки, малоэффективна.
Цель предлагаемого изобретения - повышение надежности электромеханических преобразователей лучистой энергии в механическое движение и повышение их эффективности.
Эта цель достигается тем, что в двигателе постоянного электрического тока, содержащем постоянные магниты и якорь с индуктивной обмоткой, закрепленный к внешней опоре с возможностью вращения или возвратно-поступательного движения, к якорю жестко прикреплены две группы преобразователей лучистой энергии таким образом, чтобы то одна, то другая группа преобразователей при движении якоря попадала в зону воздействия внешнего потока лучистой энергии и при этом возбуждаемый ими ток, проходя через обмотку, менял свое направление на обратное. Под группой преобразователей понимается последовательно-параллельное соединение нескольких элементарных преобразователей, сделанное для увеличения выходной электрической мощности. В отличие от прототипа, где преобразователи размещаются независимо от двигателя и ток от которых поступает на обмотку якоря через щетки и коллектор, в предлагаемом устройстве преобразователи укреплены на якоре взамен коллектора, остаются неподвижными относительно обмотки якоря при его движении и ток которых поступает на обмотку непосредственно.
Предлагаемый двигатель может иметь традиционную для электрических двигателей конструкцию, в которой якорь находится внутри корпуса двигателя с окном для доступа к преобразователям лучистой энергии, а также с внешней вращающейся вокруг неподвижной оси на раме обмоткой. На этой же раме располагаются преобразователи, а на неподвижной оси укреплен постоянный магнит. Схемы обоих возможных вариантов конструкций двигателей показаны на фиг.1, где: 1 - вал (ось); 2 - преобразователи лучистой энергии; 3 - постоянный магнит; 4 - обмотка якоря; 5 - подшипники; 6 - рама.
На фиг.2 приведены схемы подключения термоэлектрического преобразователя (термопары) к обмотке якоря (фиг.2а) и схема подключения фотоэлектрических преобразователей - фиг 2б. В термопаре нагрев спаев, левого или правого, приводит к изменению направления тока через индуктивность обмотки. При использовании фотоэлектрических преобразователей они соединены с обмоткой параллельно и встречно. При освещении левого фотодиода генерируемый в нем ток протекает справа налево и наоборот при освещении правого диода. Через неосвещенный диод ток практически не протекает, поскольку он закрыт и его сопротивление в сотни раз больше сопротивления обмотки.
Устройство работает следующим образом (на примере термоэлектродвигателя).
При нагреве левого спая термопары в ее цепи и через индуктивность потечет ток, величина которого определяется разностью температур спаев. Протекая через индуктивность, ток создает вокруг обмотки магнитное поле, при взаимодействии которого с магнитным полем постоянного магнита возникает крутящий момент. При его достаточности якорь двигателя приходит в движение, за счет которого нагреваемый спай выйдет из зоны нагрева и при совершении якорем половины оборота в зоне нагрева окажется второй спай. За счет полуоборота индуктивности изменится направление намотки ее витков (относительно полюсов постоянного магнита), но поскольку в зоне нагрева оказался второй спай, ток в обмотке также изменит свое направление и крутящий момент, пропорциональный произведению напряженности поля постоянного магнита на величину тока, не изменит свой знак, и движение якоря продолжится в том же направлении. Работа предлагаемого двигателя в этой части ничем не отличается от работы двигателя постоянного тока, но если в известных двигателях постоянного тока изменение направления тока в обмотке достигается за счет поворота пластин коллектора, то в данном случае эта смена происходит за счет смены спая термопары. Скользящие контакты отсутствуют.
Фотоэлектрический двигатель работает аналогично. Отличие заключается только лишь в схеме соединений преобразователей с обмоткой. Отметим также, что при наличии соответствующих преобразователей по рассматриваемой схеме могут быть построены двигатели с другими видами лучистой энергии.
Если расположить на якоре две индуктивности, оси которых взаимоперпендикулярны, и вывести их концы на две пары преобразователей, крутящий момент возрастет и увеличится плавность хода подвижной части двигателя.
Преимуществом предлагаемого термо- (фото)электродвигателя является отсутствие коллектора и щеток, что приведет к повышению надежности. Следует ожидать также повышение эффективности преобразования в целом лучистых видов энергии в механическое движение, в первую очередь, за счет использования согласующих устройств между преобразователями и индуктивной обмоткой для обеспечения наилучшей передачи энергии. В качестве согласующего устройства можно использовать трансформатор. В цепях постоянного тока такое согласование невозможно. Дальнейшее повышение эффективности может быть достигнуто за счет комбинированного использования различных видов лучистой энергии. Например, при сжигании топлива в термоэлектрических преобразователях выделяется не только тепловая, но и световая энергия. Возможность за счет согласования комплексной утилизации лучистой энергии в целом должна привести к повышению КПД преобразования. Повышение эффективности преобразования может быть достигнуто также при подключении параллельно обмотке электрической емкости (конденсатора) и придания таким образом ей резонансных свойств - возможности накопления в резонансном контуре энергии и увеличении тока, что приведет к увеличению крутящего момента двигателя.
Принцип работы двигателя проверен на эксперементальном макете фотоэлектрического двигателя.
Общий вид макета показан на фиг.3, где 1 - постоянные П-образные магниты, установленные на стальной подложке и в нижней части два полюса которых соединены шихтованным магнитопроводом 2. На два верхних полюса магнитов насажены дугообразные наконечники, в пространстве между которыми находится обмотка якоря 3. Обмотка бескаркасная, закреплена в текстолитовой рамке с двумя полуосями. Верхняя полуось закреплена в подшипнике, опорой для которого служит алюминевая пластинка, удерживаемая на стальной подложке двумя стальными стойками. Нижняя часть полуоси свободно проходит в отверстие в подложке. К ней под подложкой прикреплен маховичок 4 массой 200 г. Для ограничения колебаний нижней полуоси под подложкой расположен ограничитель с диаметром 7 мм при диаметре оси 6 мм. Электрические параметры индуктивности якоря: индуктивность 376 мГн, сопротивление 106 Ом. Габариты индуктивности: горизонтальный размер 100 мм, высота 65 мм, ширина 30 мм. В верхней части текстолитовой рамки между обмоткой и верхним подшипником на двух платах размещены фотоэлектрические преобразователи 5, в качестве которых используются фотодиоды ФД - 263. На каждой плате расположены по 12 диодов: параллельно 4 ветви по три последовательно включенных в каждой ветви диодов. Рабочие поверхности плат обращены в противоположные стороны перпендикулярно оси обмотки. Облучение диодов светом производилось со стороны внешних торцов магнитов слева или справа. Источником света являлись обычные бытовые электролампочки мощностью 60-100 Вт, ввернутые в пластмассовую конторскую настольную лампу.
Якорь двигателя приводился во вращение при расстоянии (горизонтальном) от поверхности фотодиодов до колбы лампочки 8-14 см. Частота вращения составляла 48-80 об/мин и доходила до 90 оборотов при возбуждении солнечным светом. Максимальная амплитуда тока в обмотке составляла 18 мА. При коротком замыкании преобразователей ток составлял 60 мА. Макет был сделан только для проверки принципа работы предлагаемого устройства и был собран из подручных средств. Для оптимизации его работы следует снижать активное сопротивление обмотки.
Имеющаяся в настоящее время элементная база термо- и фотоэлектрических преобразователей может позволить съем мощности электрического тока до нескольких киловатт, что уже достаточно для некоторых практических применений предлагаемого двигателя, например, для подъема воды на полях, в космических аппаратах для раскручивания геродинов. Большей автономностью при наличии встроенного в агрегат источника тепла имеет термоэлектрический двигатель. С достижением КПД термопреобразователей 18-20% (см. Е.К. Иорданишвили. Термоэлектрические источники питания. М., Сов. радио) термоэлектрические двигатели могут составить серьезную конкуренцию бензодвигателям благодаря своей простоте, надежности и экологической чистоте. В этом случае предлагаемый двигатель может найти применение не только для малой механизации, но может быть внедрен в транспортные средства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЫСОКОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМНИК МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ | 1996 |
|
RU2158014C2 |
Летательный аппарат с электростатическим генератором | 2022 |
|
RU2795051C1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ | 1992 |
|
RU2098650C1 |
Синхронизированный аксиальный двухвходовый бесконтактный ветро-солнечный генератор | 2017 |
|
RU2655379C1 |
Синхронизированная аксиальная двухвходовая генераторная установка | 2017 |
|
RU2647708C1 |
Измерительный канал системы внутриреакторного контроля | 1985 |
|
SU1328848A1 |
ТРЁХВХОДОВАЯ АКСИАЛЬНАЯ ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА | 2015 |
|
RU2589730C1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ГРАВИТАЦИОННОЙ ЭНЕРГИИ | 2011 |
|
RU2461096C1 |
МЕТОД И УСТРОЙСТВО ТЕРМОФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ С МИКРОННЫМ ЗАЗОРОМ (МРТV) ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ С СУБМИКРОННЫМ ЗАЗОРОМ | 2011 |
|
RU2563551C2 |
ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2022 |
|
RU2799810C1 |
Изобретение предназначено для использования в энергетике. Двигатель содержит постоянные магниты и якорь, на якоре установлены преобразователи лучистой энергии в электрическую энергию, причем так, что при движении якоря то один, то другой преобразователь поочередно попадает в зону воздействия лучистой энергии и при этом в обмотке якоря, соединенной с преобразователями, ток изменяет свое направление на обратное. Изобретение обеспечивает повышение эффективности преобразования тепловой энергии в электрическую и механическую. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Магнитно-тепловой двигатель | 1980 |
|
SU848737A1 |
SU 1492830 A1, 27.02.1996 | |||
Магнитно-тепловой двигатель | 1976 |
|
SU590476A1 |
Тепловой двигатель | 1981 |
|
SU995242A1 |
Авторы
Даты
2003-01-20—Публикация
1998-07-09—Подача