Изобретение относится к области медицины, а именно к диагностике психофизиологического состояния, и может быть использовано для контроля уровня бодрствования и предупреждения засыпания водителей транспортного средства, летчиков и т.п. операторов, связанных с повышенным риском.
Из уровня техники известен способ контроля бодрствования по регистрации времени реакции оператора на световые и звуковые раздражители (SU 215255 А, А 61 В 5/18, 1973; SU 1438712 А, А 61 В 5/18, 1988; RU 2153847 С2, А 61 В 5/16, 2000).
Однако такой способ недостаточно надежен и мало пригоден для предупреждения засыпания водителей или летчиков.
Известен также способ контроля уровня бодрствования, в котором определяют момент, предшествующий наступлению сна (нижнюю ступень бодрствования), путем измерения биоэлектрических параметров оператора, в том числе электросопротивления кожи (SU 869756 А, А 61 В 5/18, 1981; SU 459216 А, А 61 В 5/18, 1975; SU 1681844 А, А 61 В 5/18, 1991).
Указанный способ предусматривает размещение различных датчиков на голове и/или руках оператора, что затрудняет его реализацию, например, на транспортном средстве.
Наиболее близким к изобретению является способ контроля и управления функциональным состоянием оператора - летчика, включающий регистрацию физиологических параметров состояния оператора, их сравнение с эталонными и воздействие на оператора при наличии информации о возникновении нештатной ситуации (SU 1598969 C1, A 61 B 5/16, 1992; RU 2150886 C1, A 61 B 5/16, 2000).
К недостатку данного способа можно отнести большое количество измеряемых параметров (усилие обжатия ручки управления, усилие упора ног, положение головы, частота дыхания и т.д.), что усложняет практическое применение.
Кроме того, известно устройство для контроля и управления функциональным состоянием оператора-летчика, содержащее датчики физиологических параметров состояния оператора, подключенные к блоку измерения, выход которого подключен ко входу блока анализа, который связан с блоком информации и команды (SU 2150886 C1, A 61 B 5/16, 2000). Однако наличие большого количества различных датчиков ограничивает области его использования.
Изобретение направлено на создание простого и достаточно надежного способа предупреждения возникновения нештатной ситуации - засыпания оператора и устройства для его реализации, пригодного, в том числе, и для использования на транспортном средстве и не содержащего датчиков, ограничивающих движение и функциональные возможности оператора.
Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе предупреждения засыпания оператора, включающем контроль уровня бодрствования путем регистрации физиологических параметров состояния оператора, сравнения их с эталонными и воздействие на оператора, согласно изобретению, измеряют распределение давления тела оператора на опорную поверхность, а момент наступления фазы засыпания фиксируют по изменению положения тела оператора, которое определяют по скачкообразному перераспределению давления - нагрузки на опорную поверхность.
Кроме того, в устройстве для предупреждения засыпания оператора, содержащем датчики параметров состояния оператора, подключенные к блоку обработки измерений, выход которого подключен ко входу блока регистрации и анализа, выход которого связан с блоком информации и команды, согласно изобретению, датчики параметров состояния оператора выполнены в виде датчиков давления - нагрузки, которые размещены в сиденье оператора.
Предложенное бесконтактное определение момента перехода от нижней ступени бодрствования, предшествующей наступлению сна, в фазу засыпания, по изменению положения или позы тела, которое обусловлено снижением тонуса мышц, в том числе и поддерживающих позу тела в положении "сидя", путем непрерывного измерения распределения давления тела оператора на сиденье с помощью датчиков давления - нагрузки, позволяет достаточно надежно и конструктивно просто контролировать уровень бодрствования.
На фиг.1 представлен общий вид устройства для предупреждения засыпания, на фиг. 2 - блок-схема контроля уровня бодрствования и воздействия на оператора.
Устройство для предупреждения засыпания содержит набор датчиков 1 давления-нагрузки, например, тензометрических, которые могут быть размещены как в горизонтальной части сиденья-кресла 2 оператора, так и в задней спинке 3. Датчики 1 подключены ко входу блока 4 обработки измерений (БОИ), выход которого соединен со входом блока регистрации и анализа (БРА), выход которого соединен с блоком 6 информации и команды (БИК), к которому могут быть подключены средства 7 звуковой и/или световой информации (И), средства воздействия на оператора, включающие, например, вибратор 8 (В), размещенный в сиденье-кресле 2, и узел 9 блокировки (Б) или воздействия на работу управляемого оператором объекта. Блоки 4, 5, 6 могут быть выполнены на основе бортового компьютера.
Способ предупреждения засыпания оператора осуществляется следующим образом.
При размещении оператора, например, водителя, управляющего транспортным средством, в положении "сидя" на сиденье-кресле 2 датчики 1 воспринимают распределение давления-нагрузки тела на опорную поверхность и вырабатывают соответствующие сигналы, которые поступают в блок 4 обработки измерений и, после преобразований, регистрируются в блоке 5 регистрации и анализа. В процессе непрерывного определения распределения давления-нагрузки тела на опорную поверхность зарегистрированные параметры в блоке 5 анализируются, например, путем сравнения с эталонными параметрами, характеризующими оптимальное функциональное состояние оператора, и обработанная информация поступает в блок 6 информации и команды.
При нормальном функциональном состоянии оператора регистрируемое распределение давления-нагрузки совпадает или мало отличается от параметров, отражающих специфические признаки работы оператора. Когда оператор устает и снижается уровень бодрствования, происходит снижение тонуса мышц, в том числе и поддерживающих позу тела в положении "сидя", и в момент перехода от нижней ступени бодрствования к фазе засыпания, который предшествует наступлению сна, происходит резкое изменение позы тела, проявляющееся в скачкообразном перераспределении давления-нагрузки на опорную поверхность сиденья-кресла 2, которое фиксируется датчиками 1, и после обработки зарегистрированной информации в блоках 4, 5, 6, блок 6 информации и команды вырабатывает командный сигнал, поступающий на вход средства 7 звуковой и/или световой информации, вибратор 8 и узел 9 блокировки, которые воздействуют на оператора или управляемый оператором объект, исключая возникновение нештатной ситуации, обусловленной засыпанием.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ДИСПЕТЧЕРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЕГО ЗАСЫПАНИЯ | 2012 |
|
RU2499692C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ОПЕРАТОРА И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2417053C2 |
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ МНОГООСНОГО ШАССИ | 2019 |
|
RU2741932C1 |
АВТОНОМНОЕ УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИРУЮЩЕЕ И ПРОФИЛАКТИРУЮЩЕЕ ЗАСЫПАНИЕ У ОПЕРАТОРОВ СВЯЗАННЫХ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ (УСТРОЙСТВО МИХЕЕВА-БЛЕСКИНА) | 2014 |
|
RU2559928C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВНИМАНИЯ ОПЕРАТОРА В СИСТЕМАХ "ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА" | 2015 |
|
RU2571891C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2000 |
|
RU2170953C1 |
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ | 1996 |
|
RU2096990C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ БОДРСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2016 |
|
RU2734329C2 |
КОМПЛЕКС МОНИТОРИНГА И ОПТИМИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА ЭРГАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2014 |
|
RU2572155C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2363385C2 |
Изобретение относится к области диагностики психофизиологического состояния и может быть использовано для контроля уровня бодрствования и предупреждения засыпания водителей транспортного средства, летчиков и т.п. операторов, связанных с повышенным риском. Способ включает контроль уровня бодрствования путем регистрации распределения давления тела оператора на опорную поверхность, сравнения их с эталонными и воздействие на оператора, при этом момент наступления фазы засыпания фиксируют по изменению положения тела оператора, которое определяют по скачкообразному перераспределению давления - нагрузки на опорную поверхность. Устройство для предупреждения засыпания оператора содержит датчики давления - нагрузки, которые размещены в сиденье-кресле, подключенные к блоку обработки измерений, выход которого подключен ко входу блока регистрации и анализа, выход которого связан с блоком информации и выработки команды. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
Способ определения утомления человека | 1987 |
|
SU1598969A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 1999 |
|
RU2150886C1 |
Устройство для контроля бодрствования водителя транспортного средства | 1989 |
|
SU1681844A1 |
Авторы
Даты
2003-01-27—Публикация
2001-11-30—Подача