УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ МНОГООСНОГО ШАССИ Российский патент 2021 года по МПК A61B5/18 B60K28/06 

Описание патента на изобретение RU2741932C1

Изобретение относится к средствам диагностики психофизиологического состояния, и может быть использовано для контроля уровня бодрствования и предупреждения засыпания водителей транспортного средства, летчиков и т.п.операторов, связанных с повышенным риском.

Из уровня техники известны технические решения контроля бодрствования по регистрации времени реакции оператора на световые и звуковые раздражители (SU 215255 А, А61В 5/18, 1973 г.; SU 1438712 А, А61В 5/18, 1988 г.; RU 2153847 С2, А61В 5/16, 2000 г.).

Однако они недостаточно надежны и мало пригодны для предупреждения засыпания водителей.

Известны также технические решения контроля уровня бодрствования, в которых определяют момент, предшествующий наступлению сна (нижнюю ступень бодрствования), путем измерения биоэлектрических параметров оператора, в том числе электросопротивления кожи (SU 869756 А, А61В 5/18, 1981 г.; SU 459216 А, А61В 5/18, 1975 г.; SU 1681844 А, А61В 5/18, 1991 г.).

Указанные решения предусматривают размещение различных датчиков на голове и/или руках оператора, что затрудняет его реализацию, например, при управлении транспортного средства.

Наиболее близкими к техническому решению являются: техническое решение, реализующее способ предупреждения засыпания водителя транспортного средства, включающий получение изображения лица, обнаружение областей, предположительно содержащих глаза, обнаружение областей глаз, причем дополнительно осуществляют формирование эталона зрачка текущего водителя на основе общего для любого человека описания, периодическое освещение лица водителя инфракрасным светом, обнаружение области изображения, содержащей лицо, определение границ области движения зрачка, определение частоты и направлений движения глаз, определение частоты морганий, определение длительности периода времени, в течение которого глаза закрыты, сравнение параметров, характеризующих состояние водителя с эталонными для состояния засыпания и состояния сна, принятие решения о необходимости сигнализации о засыпании водителя (патент РФ N 2413632, МПК В60К, опубл. 10.03.2020 г.),

техническое решение, содержащее кольцевой датчик давления и систему пробуждения, расположенные на рулевом колесе, а также звуковые сигнализаторы, предохранительную систему безопасности и контроллер управления транспортным средством, причем кольцевой датчик давления размещен с возможностью взаимодействия с подушечками крайних фаланг пальцев руки водителя, при этом кольцевой датчик давления подключен к контроллеру управления транспортным средством с помощью электронной схемы, содержащей последовательно соединенные между собой блок защиты от помех, пороговое устройство, систему пробуждения и блок согласования сигналов (патент РФ N 2214931, МПК В60К, опубл. 27.10.2003 г.).

К недостатку данных технических решений можно отнести невысокую достоверность обнаружения признаков начального дремотного состояния водителя.

Техническим результатом настоящего изобретения является разработка устройства, повышающего информативность и объективность обнаружения признаков начального дремотного состояния водителя с помощью дополнительного использования монитора старшим машины, что позволяет осуществлять ему контроль уровня бодрствования водителя, находящегося вне его поля зрения.

Технический результат достигается тем, что устройство контроля уровня бодрствования водителя, включающее подсистему контроля видеоизображения положения глаз, состоящую из устройства получения изображения, устройства освещения лица, соединенных с входом устройства принятия решения, выход которого является выходом подсистемы видеоконтроля положения глаз, подсистемы контроля степени обжатия водителем рулевого колеса, состоящего из кольцевого датчика давления, выход которого является выходом подсистемы контроля степени обжатия рулевого колеса, содержит бортовую ПЭВМ, монитор старшего машины, устройство светового и звукового воздействия на водителя, причем выходы подсистем контроля видеоизображения положения глаз, контроля степени обжатия водителем рулевого колеса подключены к бортовой ПЭВМ, выход которой подключен к монитору старшего машины, который дополнительно осуществляет контроль уровня бодрствования по данным видеоизображения водителя и с помощью светового и звукового устройств воздействует на него.

На фиг. 1 показано устройство в общем виде.

Устройство содержит подсистему контроля видеоизображения положения глаз 1, состоящую из устройства получения изображения 1.1, устройства освещения лица 1.2, устройства принятия решения 1.3, подсистему контроля степени обжатия водителем рулевого колеса 2, состоящую из кольцевого датчика давления 2.2, бортовую ПЭВМ 3, монитор 4, устройство светового 5 и звукового 6 воздействия на водителя 7, старшего машины 8.

На фиг. 2 показан общий алгоритм работы устройства. Устройство работает следующим образом.

Подсистема контроля видеоизображения положения глаз 1 при помощи устройства получения изображения 1.1 (например видеокамеры) и устройства освещения лица 1.2 контролирует показатели внешнего проявления засыпания водителя (снижение частоты моргания глаз, снижение частоты движения глаз (смены направления наблюдения) и двигательная фиксация взгляда в одном направлении, закрытие глаз на длительное время) и в случае выхода их за пределы допустимого устройство принятия решения 1.3 формирует сигнал тревоги, который поступает в бортовую ПЭВМ 3.

Подсистема контроля степени обжатия водителем рулевого колеса 2 контролирует степень давления на кольцевой датчик давления 2.2, закрепленный на рулевом колесе, подушечками крайних фаланг пальцев рук. В случае засыпания водителя его пальцы произвольно разжимаются, снижая воздействие на датчик и формируется сигнал тревоги, который поступает в бортовую ПЭВМ 3.

Поступившие сигналы от подсистем 1, 2 анализируются программным обеспечением устройства по алгоритму, приведенному на фиг. 2 и формируется команда на выдачу информации о наступлении дремотного состояния водителя на монитор 4 старшего машины 8. При получении информации о наступлении дремотного состояния водителя и подтверждении этого состояния по данным анализа видеоизображения на мониторе старшего машины последний принимает меры по воздействию на водителя 7 с использованием устройства светового 5 и звукового 6 сигнала воздействия.

Предлагаемое устройство отличается технической простотой и эффективностью при определении момента засыпания водителя транспортного средства.

Новизной предлагаемого устройство является повышение достоверности обнаружения начальных признаков дремотного состояния водителя и приведение его в рабочее состояние световой, звуковой сигнализацией и голосовым воздействием старшего машины.

Промышленная применимость патентуемого устройства подтверждается известностью из достигнутого уровня техники средств, используемого для его осуществления с обеспечением упомянутых технических результатов.

Похожие патенты RU2741932C1

название год авторы номер документа
Система контроля работоспособности экипажа автомобиля для перевозки специальных грузов 2018
  • Андреев Алексей Дмитриевич
  • Дубинин Эдуард Борисович
  • Каралюн Виталий Юлианович
  • Верченко Виктор Викторович
RU2704647C1
ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Дементиенко В.В.
  • Марков А.Г.
  • Шахнарович В.М.
RU2200095C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Плетнёв В.В.
RU2214931C2
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Герасимчук А.Н.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2249514C1
СИСТЕМА АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2023
  • Ковтунов Иван Евгеньевич
  • Яськов Михаил Александрович
RU2815561C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДТП ПО ПРИЧИНЕ "СОН ЗА РУЛЕМ" 2014
  • Тахо-Годи Аркадий Зямович
  • Субботина Олеся Сергеевна
RU2573863C1
СПОСОБ ЭКСТРЕННОГО ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОПЕРАТОРА НА ОСНОВЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ 2011
  • Ворошилов Николай Валерьевич
RU2469750C1
СПОСОБ СНЯТИЯ АНАЛОГОВЫХ СИГНАЛОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЛУШАЮЩЕГО ПРИ ПОМОЩИ НАУШНИКОВ 2014
  • Журавлёв Игорь Владиславович
RU2565652C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ДИСПЕТЧЕРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЕГО ЗАСЫПАНИЯ 2012
  • Антипов Олег Игоревич
  • Захаров Александр Владимирович
  • Неганов Вячеслав Александрович
  • Повереннова Ирина Евгеньевна
RU2499692C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМАМИ ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ДРЕМОТНЫХ И ПРОСОНОЧНЫХ СОСТОЯНИЙ ОПЕРАТОРА МОБИЛЬНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Шкрабак Владимир Степанович
  • Григорьева Мария Васильевна
  • Козачук Адам Макарович
  • Овчаренко Марина Сергеевна
  • Шкрабак Владимир Владимирович
  • Шкрабак Роман Владимирович
RU2287440C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 741 932 C1

Реферат патента 2021 года УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ МНОГООСНОГО ШАССИ

Изобретение относится к области медицины, а именно к диагностике психофизиологического состояния, и может быть использовано для контроля уровня бодрствования и предупреждения засыпания водителей транспортного средства, летчиков и т.п.операторов, связанных с повышенным риском. Предложено устройство контроля уровня бодрствования водителя многоосного шасси, включающее подсистему контроля видеоизображения положения глаз, состоящую из устройства получения изображения, устройства освещения лица, соединенных с входом устройства принятия решения, выход которого является выходом подсистемы видеоконтроля положения глаз, подсистемы контроля степени обжатия водителем рулевого колеса, состоящего из кольцевого датчика давления, выход которого является выходом подсистемы контроля степени обжатия рулевого колес. Дополнительно устройство содержит бортовую ПЭВМ, монитор для информирования старшего машины об уровне бодрствования водителя, устройство светового и звукового воздействия на водителя, причем выходы подсистем контроля видеоизображения положения глаз, контроля степени обжатия водителем рулевого колеса подключены к бортовой ПЭВМ, выход которой подключен к монитору старшего машины, с помощью которого он осуществляет дистанционный контроль уровня бодрствования по видеоизображению водителя и воздействует на него с применением светового и звукового устройств. Изобретение обеспечивает разработку устройства, повышающего достоверность обнаружения начальных признаков возникновения дремотного состояния и засыпания водителя на основе комплексной оценки данных двух подсистем, принимающих и обрабатывающих информацию о состоянии зрительного анализатора (данные видеоизображения лица и глаз) и двигательного анализатора (сила обжатия рулевого колеса и наклоны головы). 2 ил.

Формула изобретения RU 2 741 932 C1

Устройство контроля уровня бодрствования водителя многоосного шасси, включающее подсистему контроля видеоизображения положения глаз, состоящую из устройства получения изображения, устройства освещения лица, соединенных с входом устройства принятия решения, выход которого является выходом подсистемы видеоконтроля положения глаз, подсистемы контроля степени обжатия водителем рулевого колеса, состоящего из кольцевого датчика давления, выход которого является выходом подсистемы контроля степени обжатия рулевого колеса, отличающееся тем, что дополнительно содержит бортовую ПЭВМ, монитор для информирования старшего машины об уровне бодрствования водителя, устройство светового и звукового воздействия на водителя, причем выходы подсистем контроля видеоизображения положения глаз, контроля степени обжатия водителем рулевого колеса подключены к бортовой ПЭВМ, выход которой подключен к монитору старшего машины, с помощью которого он осуществляет дистанционный контроль уровня бодрствования по видеоизображению водителя и воздействует на него с применением светового и звукового устройств.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2741932C1

СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗАСЫПАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Гридин Владимир Николаевич
  • Газов Андрей Игоревич
  • Труфанов Максим Игоревич
RU2413632C2
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Плетнёв В.В.
RU2214931C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Андрущакевич А.А.
RU2153847C2
ИЗМЕРЕНИЕ БДИТЕЛЬНОСТИ 2006
  • Джонс Мюррей
RU2423070C2

RU 2 741 932 C1

Авторы

Пороскун Сергей Иванович

Будкин Юрий Леонидович

Лазарев Николай Васильевич

Лободин Владимир Матвеевич

Даты

2021-01-29Публикация

2019-11-14Подача