МОТОРНОЕ МАСЛО Российский патент 2003 года по МПК C10M163/00 C10M163/00 C10M137/10 C10M159/22 C10M133/16 C10M135/10 C10M145/14 C10N40/25 

Описание патента на изобретение RU2198205C2

Предлагаемое техническое решение относится к нефтехимии, а конкретно к моторным маслам, которыми смазывают дизельные двигатели быстроходной тяжелонагруженной транспортной техники.

Особенностями таких моторных масел являются высокий уровень антиокислительных, моющих, антикоррозионных, антинагарных свойств, высокая стабильность по индукционному периоду осадкообразования.

Специфический жесткий высокотемпературный режим в зоне цилиндропоршневой группы дизельного двигателя требует применения композиции присадок, способных предотвратить образование лака и нагара на выкидных окошках и закоксованности жарового кольца.

Для смазывания таких дизельных двигателей используют масло МТ-16п /ГОСТ 6360-83/. Масло готовят из нефтяного базового масла с добавлением соли кальция производной диалкиларилдитиофосфорной кислоты, высокозольного сульфоната кальция, депрессорной и противопенной присадок [ К.М.Бадыштова, Я. А. Берштадт, Ш.К.Богданов и др. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. - М.: Химия, 1989, с.127-129, 366, 369]. Масло имеет низкие вязкостно-температурные, моющие, антиокислительные, термоокислительные и противоизносные свойства.

Известно масло для форсированных дизельных двигателей на основе минерального масла с добавлением присадок: алкилсалицилата бария (4%), сульфоната бария (1,5%), диалкилдитиофосфата цинка (0,8%), полиметакрилата (0,5%) и полиметилсилоксана (0,001%). [Описание к а.с. СССР 436850, опубл. 03.01.1975, с. 1, 2].

Известное масло характеризуется низкими противоизносными свойствами (ОПИ = 34,5), недостаточной термоокислительной стабильностью (100 мин при 250oС по методу Папок) и не может быть применено в условиях высокой теплонапряженности, которые создаются при эксплуатации дизельных двигателей быстроходных тяжелонагруженных транспортных средств.

Наиболее близким по назначению, условиям применения и по сходству совокупности существенных признаков к заявляемому является масло, известное под маркой M-16 ИХП-3 по ТУ 3810131-70 и предназначенное для тяжелонагруженных дизельных двигателей быстроходной транспортной техники (прототип). Известное масло готовят на основе базового нефтяного масла вязкостью при 100oС не менее 13,5 сСт с добавлением присадок: 5,4% БФК, 2,6% СБ-3, 1,2-1,3% ИХП-3, 0,3-0,6% ПМА "Д" и 0,003% ПМС-200A, [Товарные нефтепродукты, свойства и применение. Справочник / Под ред. В.М.Школьникова. - М.: Химия, 1978, с. 117 и 120] . В этом же справочнике представлены сведения о химическом составе содержащихся в известном масле присадок:
- присадка БФК является раствором бариевой соли продукта конденсации алкилфенола с формальдегидом в маловязком масле [c.278];
- присадка СБ-3 - бариевая соль сульфокислот, получаемых на основе масляных фракций бакинских нефтей [с.273];
- присадка ПМА "Д" - 28-35% раствор полиметакрилата в масле [с.288];
- присадка ПМС-200А - полиметилсилоксан [c.290].

Состав присадки ИХП-3 описан в сборнике "Присадки к смазочным маслам", вып.2, Изд. АН Азерб.ССР, Баку, 1969, с. 73-76, - это соль щелочноземельного металла (бария, кальция или цинка) - продукта взаимодействия ланолина с пятисернистым фосфором.

Известное масло имеет удовлетворительные эксплуатационные свойства - моющие, антиокислительные, противоизносные, к недостаткам его следует отнести недостаточные нейтрализующие и антикоррозионные свойства.

В последние годы в Украине запатентованы новые моторные масла. Масло по патенту Украины 21254 [МПК 6: С 10 М 159/16, БИ 1 от 27.02.98] является более современным аналогом масла М-16ИХП-3 по ТУ 3810131-70 по назначению и не уступает ему по эксплуатационным характеристикам, в особенности образец 1, который имеет такой состав, мас.%: сульфонат бария - 2,5; алкилсалицилат бария - 4,1; смешанная бариевая соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфорных кислот - 4,0; продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенола с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой - 2,0; полиметилсилоксан - 0,003; остальное - нефтяное масло.

Моторное масло по патенту Украины 5398 [МПК 5: C 10 M 101/00, БИ 7-1 от 28.12.94] разрабатывалось для использования в карбюраторных и дизельных двигателях и по составу имеет значительную аналогию к заявляемому маслу, в особенности, образец 2, который содержит, мас.%: высокозольный алкилсалицилат кальция - 3,63; среднещелочной сульфонат кальция - 1,43; продукт конденсации алкилзамещенного фенола, модифицированный борной кислотой, - 2,4; диалкилдитиофосфат цинка - 0,9; диарилдитиофосфат цинка - 1,9; полиметакрилат - 0,5; продукт взаимодействия алкилфенола и гидроокиси кальция - 0,8; полиметилсилоксан - 0,005; минеральное масло - до 100.

Приведенные в табл. 3 данные испытаний моторных масел по показателю "стабильность по индукционному периоду осадкообразования /ИПО/" свидетельствуют о том, что все описанные выше моторные масла, в том числе и прототип, характеризуются недостаточным запасом антиокислительных свойств, а масло по патенту Украины 5398 имеет также очень низкую термоокислительную стабильность, а потому неприемлемо для применения в двигателях быстроходной тяжелонагруженной транспортной техники. Задачей изобретения является расширение ассортимента моторных масел для быстроходной тяжелонагруженной транспортной техники и создание масла с улучшенными антиокислительными свойствами.

Поставленная задача решена созданием новой композиции моторного масла на основе нефтяного масла, которое содержит нейтральный сульфонат бария, полиметакрилат и полиметилсилоксан и отличается от прототипа тем, что дополнительно содержит диалкилдитиофосфат цинка, продукт взаимодействия алкилфенолята бария и диалкиларилдитиофосфата цинка, карбонатированный сульфидалкилфенолят кальция и алкенилсукцинимид при следующем соотношении компонентов, мас. %: нейтральный сульфонат бария -1,5-5,5; диалкилдитиофосфат цинка - 0,3-3,5; продукт взаимодействия алкилфенолята бария и диалкиларилдитиофосфата цинка - 1,0-4,5; карбонатированный сульфидалкилфенолят кальция - 0,5-4,0; алкенилсукцинимид - 0,5-3,5; полиметакрилат - 0,3-3,0; полиметилсилоксан - 0,003-0,005; нефтяное масло - до 100.

Данные, приведенные в табл. 2-4, свидетельствуют о том, что наличие в составе предложенного масла, диалкилдитиофосфата цинка, продукта взаимодействия алкилфенолята бария и диалкиларилдитиофоофата цинка, карбонатированного сульфидалкилфенолята кальция и алкенилсукцинимида в совокупности с известными присадками и найденное соотношение компонентов обеспечивают создание нового моторного масла, имеющего улучшенные антиокислителъные свойства /стабильность по индукционному периоду осадкообразования - 55 часов/ и термоокислительную стабильность при 250oС /110-160 минут/. Таким образом, поставленная задача расширения ассортимента роторных масел для дизельных двигателей быстроходной тяжелонагруженной транспортной техники новым продуктом высокого качества решена с достижением необходимого технического результата.

Предложенное моторное масло готовят добавлением к базовому нефтяному маслу сбалансированной композиции присадок при температуре 70-80oС и перемешивании на протяжении 1,0-2,0 часов. Каждая присадка улучшает те или другие характеристики базового масла и в смеси с другими присадками проявляет также полезные синергетические эффекты.

В качестве нейтрального сульфоната бария в составе предложенного моторного масла могут быть использованы присадки марок
Lubrisol-694. Lubrisol-55A фирмы Lubrisol или Hitec-631 фирмы Etul Ko.

Продукт взаимодействия алкилфенолята бария и диалкиларилдитиофосфата цинка может быть включен в состав масла в виде товарной присадки ВНИИНП-360 /ТУ 381011249-89/ [7].

В качестве карбонатированного сульфидалкилфенолята кальция можно использовать присадки Lubrisol-6589G фирмы Lubrisol, OLOA-218A фирмы Orogyl или BНИИНП-714.

В составе предложенного моторного масла целесообразно также применять такие товарные присадки: - диалкилдитиофосфат цинка - присадку ДФ-II по ОСТ 38.01398-86 или присадку марки Lubrisol-1395 фирмы Lubrisol, а качестве алкенилcукцинимида - присадку С-5А по ТУ 38101146-77 или присадку Lubrisol-894 фирмы Lubrisol; полиметилсилокcан - ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79; в качестве полиметакрилата - присадку ПМА"Д" по ТУ 6-01-270-74 или присадку Lubrisol-7749 фирмы Lubrisol.

Конкретные примеры заявляемого состава моторного масла приведены в табл. 1. В табл. 2 показаны физико-химические характеристики образцов масла по примерам 1, 2 и для сравнения - характеристики известных моторных масел. В табл. 3 приведены результаты испытаний предложенного масла в сравнении с маслами-аналогами по показателям антиокислительных свойств.

Приведенные в табл. 2, 3 данные свидетельствуют, что предложенное моторное масло не уступает известным моторным маслам того же назначения по основным физико-химическим характеристикам, а по показателю "стабильность по ИПО" превосходит их.

Стендовые испытания заявляемого моторного масла в сравнении с известными маслами, приведенными в табл. 4, подтверждают его высокое качество и пригодность для использования в дизельных двигателях быстроходной тяжелонагруженной транспортной техники.

Источники информации
1. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости / Под ред. В.М. Школьникова. - М.: Химия, 1989, с. 127-129, 366-371.

2. Там же, с. 130-131.

3. Товарные нефтепродукты / Под ред. В.М.Школьникова. -М.: Химия, 1978, с.120, 268, 273, 278.

4. К. К. Папок. Химмотология топлив и смазочных масел. - М.: Воениздат, 1980, с.155.

5. Патент Украины 21254, С 10 М 159/16, 1998, БИ 1.

6. Патент Украины 5398, С 10 М 101/00, 1994, БИ 7-1.

7. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости, ассортимент и применение/ Под. ред. В.М.Школьникова. - М.: Техинформ, МАИ, 1999, с.448-449.

Похожие патенты RU2198205C2

название год авторы номер документа
МОТОРНОЕ МАСЛО 1992
RU2034908C1
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МОТОРНОЕ МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ 2000
RU2223303C2
МОТОРНОЕ МАСЛО 1994
  • Школьников В.М.
  • Резников В.Д.
  • Белянчиков Г.П.
  • Кондратьев В.М.
  • Морозова И.А.
  • Мещерин Е.М.
  • Кривенкова Б.Д.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Блохинов В.Ф.
  • Прошин Н.Н.
RU2064969C1
МОТОРНОЕ МАСЛО 1997
  • Евстафьев В.П.
  • Кондратьев В.М.
  • Левин А.Я.
  • Лисенков Ю.Г.
  • Мещерин Е.М.
  • Монин С.В.
  • Морозова И.А.
  • Резников В.Д.
  • Школьников В.М.
RU2117033C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПАКЕТА ПРИСАДОК К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ 1998
  • Суховерхов Виктор Дмитриевич
  • Гордаш Юрий Тимофеевич
  • Чередниченко Григорий Иванович
  • Первеев Валерий Федорович
  • Лейтар Сергей Петрович
  • Журба Виталий Андреевич
  • Каленик Григорий Сергеевич
  • Чесновицкий Константин Генрихович
  • Артюх Анатолий Александрович
  • Якубяк Василий Михайлович
  • Катульский Петр Васильевич
RU2126441C1
Пакет присадок к моторным маслам и масло его содержащее 2021
  • Жумлякова Маргарита Алексеевна
  • Еремин Михаил Сергеевич
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Галкина Ольга Владимировна
  • Бескова Анастасия Викторовна
  • Ларюхин Михаил Владимирович
  • Шигаев Николай Николаевич
  • Хорошев Юрий Николаевич
  • Лукша Сергей Викторович
  • Мордасов Сергей Михайлович
RU2791220C1
МАСЛО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ 1998
  • Крюков А.Н.
  • Львов И.А.
  • Кученева Т.Н.
  • Шин Д.П.
  • Сергачев А.Т.
  • Алексеев А.П.
  • Дырдин А.А.
  • Горькова Н.А.
  • Шин П.Ч.
  • Щукина Н.И.
RU2139922C1
МОТОРНОЕ МАСЛО 1998
  • Борисов О.В.
  • Карпов И.А.
  • Климов В.А.
  • Морозова И.А.
  • Резников В.Д.
  • Школьников В.М.
RU2120960C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ВСЕСЕЗОННОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО 2000
  • Золотов В.А.
  • Боренко Л.В.
  • Бартко Р.В.
  • Бауман В.Н.
  • Задко И.И.
RU2182592C1
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МАСЛАМ МОТОРНЫМ, МАСЛО МОТОРНОЕ 2003
  • Фомин В.Н.
  • Суздальцев Н.И.
  • Типушков Е.В.
  • Тарасов А.В.
  • Катренко Т.И.
  • Школьников В.М.
  • Колесник И.О.
  • Береговский А.М.
  • Пашкова Л.В.
  • Милованова А.И.
RU2245900C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 198 205 C2

Реферат патента 2003 года МОТОРНОЕ МАСЛО

Использование: в нефтехимии для получения моторных дизельных масел. Сущность: масло содержит, маc.%: 1,5-5,5 нейтрального сульфоната бария, 0,3-3,5 диалкилдитиофосфата цинка, 1,0-4,5 продукта взаимодействия алкилфенолята бария и диалкиларилдитиофосфата цинка, 0,5-4,0 карбонатированного сульфидалкилфенолята кальция, 0,5-3,5 алкенилсукцинимида, 0,3-3,0 полиметакрилата, 0,003-0,005 и остальное до 100 - нефтяное масло. Технический результат - улучшение антиокислительных свойств и повышение термоокислительной стабильности моторного масла. 4 табл.

Формула изобретения RU 2 198 205 C2

Моторное масло, содержащее нефтяное масло, нейтральный сульфонат бария, полиметакрилат и полиметилсилоксан, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит диалкилдитиофосфат цинка, продукт взаимодействия алкилфенолята бария и диалкиларилдитиофосфата цинка, карбонатированный сульфидалкилфенолят кальция и алкенилсукцинимид при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Нейтральный сульфонат бария - 1,5 - 5,5
Диалкилдитиофосфат цинка - 0,3 - 3,5
Продукт взаимодействия алкилфенолята бария и диалкиларилдитиофосфата цинка - 1,0 - 4,5
Карбонатированный сульфидалкилфенолят кальция - 0,5 - 4,0
Алкенилсукцинимид - 0,5 - 3,5
Полиметакрилат - 0,3 - 3,0
Полиметилсилоксан - 0,003 - 0,005
Нефтяное масло - До 100и

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2198205C2

Справочник/Под ред
В.М
Школьникова "Товарные нефтепродукты, свойства и применение"
- М.: Химия, 1978, с.117, 120
Моторное масло для форсированных дизельных двигателей 1972
  • Пигур Белла Рафаиловна
  • Монастырский Виктор Николаевич
  • Любимова Светлана Леонидовна
  • Боровая Мария Самойловна
SU436850A1
SU 230370 А, 24.02.1969
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 0
  • О. А. Никифоров, И. И. Сибарова, П. И. Давыдов, В. А. Сомов,
  • Ю. А. Микутенок, И. Л. Рабинович, О. Л. Главати,
  • В. Д. Суховерхое А. Б. Пригоф
SU394415A1
Рабоче-консервационное масло для двигателей внутреннего сгорания 1974
  • Главати Олдржих Людвикович
  • Дец Марьян Михайлович
  • Рабинович Исаак Лейбович
  • Щербинин Александр Иванович
  • Черменин Анатолий Петрович
  • Журба Андрей Степанович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Благовидов Игорь Федорович
  • Шехтер Юлий Наумович
  • Титуренко Сергей Григорьевич
  • Бунаков Борис Михайлович
  • Максымив Игорь Михайлович
  • Гарун Ярослав Евстахиевич
  • Конович Лев Григорьевич
SU503894A1
Планшайба для точной расточки лекал и выработок 1922
  • Кушников Н.В.
SU1976A1
КОМПЛЕКСНАЯ ПРИСАДКА К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И СМАЗОЧНЫЕ КОМПОЗИЦИИ, СОДЕРЖАЩИЕ ЕЕ 1994
RU2075504C1
МОТОРНОЕ МАСЛО 1997
  • Евстафьев В.П.
  • Кондратьев В.М.
  • Левин А.Я.
  • Лисенков Ю.Г.
  • Мещерин Е.М.
  • Монин С.В.
  • Морозова И.А.
  • Резников В.Д.
  • Школьников В.М.
RU2117033C1

RU 2 198 205 C2

Авторы

Антонов Владимир Николаевич

Багатченко Галина Семеновна

Ищук Юрий Лукич

Стахурский Александр Дмитриевич

Македонский Олег Александрович

Загубыгорилка Валерий Леонидович

Гаврюшенко Раиса Ивановна

Рязанцев Николай Карпович

Щербаненко Григорий Васильевич

Оверко Татьяна Александровна

Даты

2003-02-10Публикация

2000-06-05Подача