В послепние годы как в СССР, так и за рубежом повысились требозанни х антиржавейным свойства ; картерных ыасеп для двигателей внутреннего сгорания, особенно автомобильных, Повышет1е тре- боваиий к антиржавейным свойствам картерных масел вызвано в осчознок-; ржавлением отдельных деталей двигателей поя воздействием бромистоводоросной кислоты и ее солей, обраэуюи ихся при сгора НИИ выиосителя, содержащегося в этиловой жидкости, входящей s состав бензина Явление ржавления чаше всего наблюдается в условиях экс ;пуатиции бензиновых двигателей на низкотймпературном режиме с частыми остановками, особенно с лринудитель,ной вентиляцией картера и ngH небольших пробегах автомобилей. В этих же условиях эксплуатации в маслах с присадками будут накапливаться соли
кислых соединений, образующиеся в резул неполного сгораний бензина. .Эти со- :И, как и бромистоводороднаи кислота в присутствии влаги, появляющаяся в маслах при ниокотемпературном режиме рабо-
ты. т.;кх;е вызывают ржав/ениб стельных деталей.
В связи с этим за посл.адлна 10 пет начали применять картерные маслк с улучшеннымтл ен-гиржаБейнь;:Ли свойствахш.
Наряду с ними прик:екяют и так называе1,1ые рабоче-консьрвационные масла, которые BwiecTs с xopoiunixiH эксп гуатаииоп-Н1лм л .1оторными СБОЙстьамн обладонгг к оолее Bb CfKV MK защитными СБОПСТЗЭКШ. Рабоче-коисеовашяонные Niecne обычно пригленяют не технике, которая значительное простаивает, иэ™-за чего двигатель и другне скгтемы . требуют консервации.
Известно чартерное масло MS ГЬ-К для 4Орсированн;.(х автомобильных двигателей ,
;имеюмее следующий состав, вес.,:; t bscoKoui ел очной алкипсалицилат калытя2,2, и/или
Высокошелочной суль4 нат ка.чьиия1Д
Сукиинимид2,О
Диалкилдитио |осфегг цинка1,7
Полиметакоилат1,О-1,5 Поллме тилсилоксан 20ОЛ О.ООЗ Масло мянервльыоеad i ОО, Это масло не обладает достаточной э raimioft способностью от корродирующего аенствия кислот и во влажной среде. Такими же недостатками обладает н масла М8 Шс KOMno Hratefi присадок ЛубриэолГ рекомендованное фирмой Фиат, для эксшц атации дйигателей автомобилей Жигули , Целью изобретения является улучшение а.чтккоррознош1ых свойств масла для дшьгателей внутрзкиего сгорания.. Поставленная цель достигается тем, что изрвстное мосло дополнительно содержит алкешшянтарную кислоту, имеющую 6-18 атомов углерода в алкенильной иепи,или ее кислый эфир, «гли кислый эфир фталевого ангидрида и одноатомных алн4 ат11ческих спиртов С„- дИ оксиэтилирюванный а,|1ки фенол или оксиэ.-илнрованную жлрную кисло ту С .-С„„ при следующем соотношении компонентов, (вес. %): Высокощелочной алкилсалишшат и/или высокошелочнойсульфонат щелочноземельного метвуъта 1-10 Диалкилднтиофосфат цинка0,3-3 Сукшпшмид0,3-10 Полиметйкрнлат0,3-8 Полиметилсилоксан0,О01-О,О1 Ллкенилянтарная кислота, имеющая от 6 до 18 атомов углерода в алкенильной uerin или ее кислый эфир (прпс 1яка В 15 /41) или кислый эфир фталевого ангидрида и одноатомных алифатическихспиртиВг 0,1-10 ОксиэтиЬированный апкилфенол или оксиэтнлированная жирная кислота ,1-5 Минеральное маслоДо 100 Рабоче-консервационное масло готовят смешением компонентов при 80 С и перемешива гии в течение 0,5 час. Приготовлено несколько композиций рабоче-кон- серваииопного масла. Состав масел: Масло А - минера;1ьное масло АСВ-6+ + 3,5% вьтсокошелочного элкилсалицилата кальция + 1,7% диашсилдитнофосфата + 3% cyкцинп иднoй присадки + 1,5% полиметакрилата + 0,003% полиметил- силоксана; Б йине-ральное масло +5% полиметилснлоксана + 1,7% дналкил- дитнофосфата цинка + 3% суг.цинимидной присадки + 1,5% полиметакрилата + 0,003 nonHMeTi-funoKcaHa + 0,55% смеси из 60% л1слого . эфира алкенилянтарной кислоты и этилеягликоля с 40% техяического окси гилиров«нного алкилфенола. При очистке технического оксиэтилированного алкилфенола его разбавляют бензином Талошя в соотношении 1:1, цоитри4угируют или отстанвакуг и отгоняют бенэин. Приготовленные образцы масла были испытан ы по комечексу лабораторных методов, предусмотрешгых зарубежными специфика ЛИЯМИ (M1L-L- 2.12GOA и ФИАТ-ВАЗ-505О2) дляOI энки антиржавейныхсвойств рабоче-консерваиионных масел. Этот комплекс предусматривает опенку коррозии стальных пластинок Ст 10, покрытых слоем масла, под действием атмосферной влаги ( в камере влажности) не менее 72О и 200 час соответственно, до начала, солевой коррозии ( в искусственной морской воде) за 20 час 0-1 балл н кислотной коррозии ( в водном растворе бромистоводородной кислоты), не менее 240 мин до начала. Результаты испытаний предлагаемого и известных масел приведены в табл. 1. Из таблиды видно, что совместное испольование карбоксиле одержащих веществ и ксиэтилировшшых продуктов в со :;таве ра- очБ-консервадио 1ного масла дает сннерг« ический эффект и позвапяет значительно лучшить его антиржавейные свойства. Предлагаемоа масло по антиржавейньпя свойствам ( образцы №№ 4,5,8,9,) значител11НО превосходит известные масла М8 ГРК и М8 ГИ и удовлетворяет возросшим требованиям, предъявляемым: в наотояш- е время к рабоче-консервационным маслам. Введение в состав масла только одного из веществ (карбоксилсодержашего соединения или окс эт1 яированного продукта), хотя и приводит к улучшению его антиржавейкых свойстп, однако не позволяет получить масло, отвечающее, например, требовагтеям стандарта ФИАТ-ВАЗа (см. образцы N-.V 6 и 7). Лабораторные и стендовые испытания на установках Петтер AV. 1 iiWl (табл.2) показывают, что масло по другим эксплуаационным свойствам (моющим, антпокис- литсльн(., антикоррознокным по отношению к ма1г,р11,млу подппшников) не уступает товарным маслам МБ ГИ и .
Таблица 1
Таблипа2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАСЛО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ОБЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 1973 |
|
SU398599A1 |
ТУРБИННОЕ МАСЛО | 2010 |
|
RU2458109C2 |
ТУРБИННОЕ МАСЛО | 2010 |
|
RU2439136C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ПРИСАДОК ДЛЯ ТУРБИННОГО МАСЛА | 2010 |
|
RU2439137C1 |
Смазочное масло для двухтактных карбюраторных двигателей | 1978 |
|
SU749882A1 |
Индустриальное масло для смазки цепей | 1983 |
|
SU1114694A1 |
ТУРБИННОЕ МАСЛО | 1998 |
|
RU2144943C1 |
ТУРБИННОЕ МАСЛО | 2010 |
|
RU2451060C2 |
КОМПОЗИЦИЯ ПРИСАДОК ДЛЯ ТУРБИННОГО МАСЛА | 2010 |
|
RU2451061C2 |
КОМПРЕССОРНОЕ МАСЛО | 2005 |
|
RU2294355C1 |
По дашадм ГрозНИИ
.. 9 . Формула изобретения
Рабоче-консерваииоявое масло для двигателей внутреннего сгорания на основе минерального масла, содержащее высокошелочной алхилсалнинлет н/нлн высокошелочной сульфонат шелочноземельного металла, дналкилднткофосфат цинка, сукцинягмид. полкметакрилат в полиметилсилоксан, о тлячаюшееся тем, что, с целью улучшения антикоррозионных свойств мао ла, оно дополнительно содержит-апкенилянтарную кислоту, имеющую б-18 атомов углерода в алкенильной цепи, или.ее киолый эфир, иля кислый эфир фталевого а}ь. гидрид я одноатомных алифатических спир тов C,, н оксиэтилированный алкилфенол или оксиэтилированную жирную кво
503894
10
лоту с .-С,
при следующем соотношении компонентов, вес,%:
; ВысохощелочноЙ алкилсалнштлат и/илн высокошело ш 1й сульфонат шелочноземельного металла1-10
Диалкилдитиофосфат цинка0,3-3
Сукпиннмйд0,3-1О
Полиметакрилат0,3-8
Полиметилсилоксан0,001-0,
Алкенилянтарная кислота идя. ее кислый эфир или кислый эфир фталевого ангидри; а и спиртов
Озссиэтилированный алхилфенол
или окснэтилироаанная
жирная кислота ,l«i
Минеральное маслоДо 10О.
Авторы
Даты
1976-02-25—Публикация
1974-10-09—Подача